Соловецкий листок
  • 27 сентября 2021 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Внешняя жизнь и мир мыслей. Стрессоустойчивость. (Эфир №20)

    Данный текст представляет собой сжатую версию эфира, проведенного иеромонахом Прокопием (Пащенко) совместно с каналом с @Pravoslavnaya7ya. В тексте речь идет о условиях, при которых человек обретает такое качество как стрессоустойчивость (названное известным экономистом Нассимом Талебом антихрупкостью).

  • 19 сентября 2021 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 3.2: Не только профессиональный труд. Призвание, отношения, что делает человека человеком

    Данный текст является дополненной расшифровкой одноименной беседы. Если в человеке не формируется того, что мы можем назвать «культурным человеком», Мир Вещей становится отправной «точкой» формирования его предпочтений и суждений. Человек переключается на внешний по отношению к нему Мир Вещей, сливается с ним, до определенной степени, становясь открытыми навстречу великой подмене – Миром Вещей при бездействии человека формируется внутренний мир человека. Если такой человек теряет работу, социальный статус, способность приобретать бренды (в его сознании приобщающие его к желаемому уровню Мира Вещей), такой оборот дел воспринимается им как катастрофа. У человека не остается ничего, что осталось бы с ним, когда Мир Вещей отворачивается от него. В этих условиях актуализируется вопрос, как человеку остаться человеком? Как найти путь к внутреннему миру, сохранить способность к духовной жизни, даже – и находясь среди, на первый взгляд, неблагоприятных для того обстоятельств?

  • 9 сентября 2021 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Цикл бесед «Восточный цикл» и входящие в цикл беседы про буддизм

    Данный текст является комментарием к циклу бесед «Восточный цикл», частью которого являются и беседы про буддизм (01-04 и другие). В «Восточном цикле» ставился вопрос не только о буддизме, но и о том, что у европейского человека ассоциируется с учениями Востока: карма, йога, учение о реинкарнации, опыт Славы Курилова и его книга «Один в океане», Герман Гессе и его книга «Игра в бисер», видения, сверхчувственное, желание познать мир непосредственно, через инсайт, вопрос о страдании, вопрос о познании Истины и пр. В «Восточном цикле» не ставится задача религиоведческого анализа тех или иных систем (время появления, тезисы, ключевые деятели и пр.). Те или иные системы рассматриваются с позиции тех последствий, которые они оказывают на сознание, душу и жизнь человека, обращающегося к этим системам. Вопрос рассматривается не позиций того, как в русле данных систем течет жизнь людей, проживающих на родине зарождения тех систем. А с позиций того, какие последствия и вопросы могут возникнуть у человека с европейским складом мышления, обращающегося к этим системам. 

  • 7 сентября 2021 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Работа: как не только успевать, но и сохранить настрой на неё. Как не стать придатком работы (эфир 21.08.2021)

    Данный текст представляет собой сжатую версию эфира, проведенного иеромонахом Прокопием (Пащенко) совместно с каналом с @Pravoslavnaya7ya, включенного в целую серию эфиров на тему призвания и того, как человек может найти себя в профессии и в жизниВ тексте речь идет о некоторых практических советах в помочь человеку, поставленному в условия, при которых ему не только необходимо ориентироваться, но и не распылиться в потоке информации. Мысли, озвученные в эфире кратко, в более развернутом виде даются в восьмой части статьи «Горение сердца». А также – в материалах, перечень которых дается в конце первой части статьи «Внешняя жизнь и мир мыслей» (Часть 1, «Духовная жизнь в условиях большого потока дел и мыслей»).

  • 18 августа 2021 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 3.1: Сохранение при рабочем процессе личного, возможности для развития

    В части 3.1 проекта «Внешняя жизнь и мир мыслей» в центр ставится современный человек, прокладывающий свой путь к духовной жизни посреди условий, силящихся определить человека во всех точках его бытия. В этом смысле современный работник сопоставляется по своим психологическим характеристикам с узником концлагеря. Часть 3.1 идет в паре с текстом: «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления». Текст представляет собой расширенную расшифровку одноименной беседы с добавлением раздела «постскриптум». Суть и идея концлагеря и современного офиса. У человека есть внутренние регуляторы. Он не обусловлен внешним, что в каком-то смысле и отличает его от животных. Сейчас идет процесс переключения человека с внутренних регуляторов на внешние: идеология компании и становится регулятором поведения человека. Он не делает чего-то не потому что совесть говорит «нет», а потому что кругом – камеры. Компании и разные структуры стремятся захватить своими идеями глубокие уровни человека, те, на которых находятся аксиомы мышления и поведения. Чтобы противостоять процессу захвата его личности человек должен носить в себе, по выражению Бориса Ширяева, «неугасимую лампаду». Не утратить совесть (внутренний регулятор), сверяться с Евангелием. Сердце его должно пробудиться к духовной жизни. Тогда даже, если и стены стеснят его, он сможет быть свободным в Боге.

  • 5 августа 2021 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Родители–Дети–Воспитание. Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)

    Даже, когда дети перестают, вроде бы, быть детьми, когда им становится 25, 30, 40 (и далее лет), трудности, протянутые между ними и их родителями, не всегда уходят и истончаются. Более того, – превращаются в канаты, крепнут и разрастаются (и потому, можно сказать, что заметка сохраняет свое значение, даже если дети, вроде бы и выросли; да, дети выросли, но проблемы не всегда с их ростом разрешаются). Заметка аккумулирует лекции, прочитанные, в том числе, в центре святителя Василия Великого – центре социальной адаптации для трудных подростков. А также – тексты, созданные, в том числе, на их основе. Среди многих приводимых в заметке материалов тексты «Родители и дети» (много частей) являются базовыми. Заметка идет в паре с другой – «Преодоление зависимого поведения (часть 2). Родственникам, близким»).

  • 3 августа 2021 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления

    Предлагаемая к чтению лекция была опубликована в составе материалов 6-й ежегодной научно-практической конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей» (выпуск 6), проходившей на Соловках с 24 по 27 августа 2020 г. В лекции нашли свое развитие размышления о параллелях между опытом выживания и смерти личности в условиях физической несвободы в трудовых лагерях и мнимой свободы – в современных мегаполисах. Акцент в исследовании сделан на поиске той стратегии, модели выживания, которая позволила бы человеку сохранить свою идентичность в экстремальных условиях, несмотря на оказываемое внешнее давление. Критически оценивается роль интеллектуальной деятельности и ее достаточности, самой по себе, в деле спасения. Предлагается возможный альтернативный путь, истинность которого свидетельствуют жития подвижников веры – узников Соловецких лагерей.

  • 25 июля 2021 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 2: Современный работник. Вера и путь посреди трудностей

    Вторая часть статьи «Внешняя жизнь и мир мыслей» подготовлена на основе одноименной беседы. Общая идея цикла бесед «Внешняя жизнь и мир мыслей – попытка ответить на вопрос: как найти ориентацию в стремительно меняющихся, непредсказуемых обстоятельствах (записи лекций)? Сознание и деятельность современного «работника» разрываются сотнями сигналов, указаний извне, предчувствий, страхов. Он вот-вот готов соскользнуть (а кто-то и соскальзывает) в «поток», который, размывая, деморализует, выхолащивает внутренние содержания души, подменяя их беспокойством, колебанием, апатией, истерикой. Как сохранить внутренний мир и огонёк духовной жизни в толще повседневности, среди приходящихся в столкновение дел и обстоятельств (словно кораблик прокладывает путь в бушующем море посреди сталкивающихся и крошащих друг друга льдин)? 

  • 13 июля 2021 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. ОБИДА, ГНЕВ, ЗЛОСТЬ… ПРОЩЕНИЕ: Лекции, тексты – иеромонаха Прокопия (также – иных авторов)

    По мнению святых отцов, сила гнева Богом была дана людям как сила напряжения – конструктивное чувство, способствующее достижению цели. Но вследствие грехопадения, из-за заражения страстями, человек использует эту силу не во благо, а против ближних, гневаясь на них или на обстоятельства. В святоотеческой антропологии решается вопрос, ответ на который затруднителен для светской психологии. Светская психология видит в проявлении силы гнева нечто отрицательное и нечто положительное, но дать развернутого определения причины такого сочетания не может. А потому – затрудняется и с ответом на вопрос: бороться ли с гневом или нет? С точки зрения, светской психологии, если гнев «задавить» в одной ситуации — он прорвется в ситуации иной. Святоотеческая антропология предлагает не «задавить» гнев, а исцелить силу гнева. Расплавленный металл помещается в ковш, из которого выливается в формы, из которых слагаются конструкции, служащие на благо человека.

  • 30 июня 2021 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Родственникам зависимых (справедлива ли концепция «созависимости»?) Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)

    Когда родственники или близкие человека сталкиваются с его зависимостью, у них иногда появляется ощущение, что они упираются в стену, входят в «ситуацию невозможности». «Ситуация невозможности» – ситуация, при которой не работает ни одна из прежде выработанных стратегий. Словно нужно рождаться заново, выковывая новые навыки и представления о жизни. Словно – внезапно ослеп, и нужно учиться двигаться наощупь и ориентироваться по звукам, которых ранее, во дни якобы зрячести – не замечал. Родственников и близких зависимого человека нередко (а по большей части, – часто или почти всегда) называют созависимыми. Но есть какая-то глубокая неправда как в этом термине, так и в системе понятий, которую на этот термин нанизывают. В чем – неправда?