Соловецкий листок
  • 21 января 2021 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Миссионер. Его личный путь и его отношение к другим

    Данный текст, являющийся сопровождением к одноименной беседе (в 2-х частях), не повторяет ее, а дополняет и развивает. Помимо прочего, в тексте описывается принцип, на основании которого миссионерские встречи могли бы помочь человеку сформировать ресурс, помогающий начать путь по преодолению его «главной проблемы». Текст поддерживается и находится в органической связи в статьей «Опыт разработки актуальных вопросов пастырского окормления мирян». В этой статье перечисляются и прочие материалы по теме миссионерства и общения с слушателями. Сюда же примыкает и содержание беседы «Духовное руководство: духовник и его слово в картине мира человека». 

  • 7 января 2021 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. О вере. Ч. 4.1: Познание Истины и состояние ума

    Познание Истины – не слишком ли абстрактная задача для современного человека? Нуждается ли он в таком познании? Если учесть, что понимание Истины – это, в том числе, и понимание соотношений между явлениями (причинно-следственные связи, например), то можно сказать, что речь идет о задаче практической, что в таком познании человек нуждается. Делать ли шаг вперед или подождать? Войти в эту сферу жизни или взять курс «к иным берегам»? Чтобы ответить на вопросы такого плана, в человеке должна раскрыться способность как-то иначе обрабатывать сигналы (внутренние и внешние). Мы видим, что мир (создаваемый человеческим сообществом) все более и более усложняется. И чтобы найти в нем ориентацию, человек должен научиться чувствовать, улавливать соотношения, на первый взгляд и вовсе невидимые. Познание Истины – тема бездонная, в данном тексте даются лишь некоторые штрихи к ней. Познание дается там, где сформированы для того предпосылки. Там, где человек прилагает усилия к тому, чтобы прикоснуться к состоянию, исходя из которого он сможет уловить то, что в ином состоянии неуловимо. Данный текст является продолжением третьей части статьи «О вере», отдельное название третьей части – «Как познать Истину?». Развитие «практических сторон», упоминаемых в тексте, – в беседах «Внешняя жизнь и мир мыслей» (а также – в сформированных на их основе текстах).

  • 23 декабря 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Профилактика наркомании, исходя из понимания действия наркотической тяги

    Профилактика наркомании – как помочь детям обрести ресурс, помогающий не соскользнуть в наркоманию и прочие виды зависимого поведения? На что обратить внимание? Данный текст представляет собой расшифровку (дополненную и расширенную) доклада иеромонаха Прокопия на антинаркотической секции XXVII Международных Рождественских образовательных чтений. Более подробно некоторые из озвученных в докладе идей развиваются в цикле лекций «Проблема отклоняющегося поведения: Родственникам, родителям, педагогам» (линия воспитания продолжается в цикле лекций «Родители и дети. Воспитания»).

  • 8 декабря 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Доминанта жизни и самоубийство

    Текст «Доминанта жизни и самоубийство» является комментарием к одноименному циклу лекций, прочитанных иеромонахом Прокопием (Пащенко) для паломников Соловецкого монастыря. Понятно, что тема самоубийства, а также тема формирования образа жизни противоположного стремлению к самоубийству – слишком обширны для того, чтобы вмещенными в несколько лекций и в текст, подготовленный на их основе. Но все же и лекции, и текст были вызваны к жизни самой нуждой, ведь кто-то уходит из жизни, а кто-то пока еще ставит вопрос о перспективе ухода. При всем несовершенстве текст, подготовленный одним слушателем лекций (он набирал из лекций, что находило отклик в душе, а после задавал дополнительные вопросы) – все же – слово, которое, может, и найдет своего читателя.

  • 21 ноября 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. КНИГИ: Как, что, по какой теме почитать с целью формирования христианской картины мира (список книг и источников, упоминавшихся в одноименной беседе (в 2-х частях) иеромонаха Прокопия)

    Данный текст представляет собой сопровождение к двум беседам иеромонаха Прокопия о чтении (часть 1; часть 2). Беседы родились из вопросов паломников, интересующихся, что они могли бы почитать, чтобы развиться в христианской жизни. Главным критерием для отбора источников в список являлся принцип соотносимости друг с другом. В первой беседе рассказывает непосредственно о самом чтении, потом делается переход к списку источников, и на счет каждого источника дается краткий комментарий. В тексте кратко (по сравнению с беседами) рассказывается о чтении, список источников по сравнению с беседами – расширен, источники в тексте приводятся практически без комментариев (или с краткими комментариями).

  • 19 октября 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 1: Духовная жизнь в условиях большого потока дел и мыслей

    Данный текст является расшифровкой первой части одноименной лекции (несколько измененной относительно лекции). В конце текста приводится список иных лекций и текстов, в которых рассматривались (с разных сторон) такие темы как: деятельность человека, участие его в рабочем процессе, жизнь в офисе, внутренняя жизнь и влияние работы на внутреннюю жизнь, «креативность», самореализация, способность вчувствоваться в ситуацию и принимать нестандартные решения и прочее и прочее. Современный работник (да, и просто человек) зажат со всех сторон обязательствами, которые погружают его в непрерывный, нон-стоп поток дел. … нужно строить свою внутреннюю жизнь посреди обстоятельств, индуцирующих разрушение той самой внутренней жизни. Какие принципы могут помочь человеку не потерять ясности сознания, выжить в качестве человека, и все-таки, несмотря ни на что, сохранить огонек внутренней жизни?

  • 14 октября 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». Ч. 3. Вера (идеалы) и преодоление травматического опыта

    В третьей части статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» рассматривается значение веры в вопросе преодоления травматического опыта. Причем, вера понимается не как интеллектуально-философское знание или надуманная-установка-которой-выгодно-следовать-так-так-она-снимает-психологического-напряжение.

    Вера в данном случае понимается, скорее, как целостное видение жизни, определяющее характер деятельности. Такая вера помогает человеку создать новый, масштабный сценарий восприятия жизни, будучи помещенный в который травматический опыт теряет свое «жало». Такая вера помогает перестроить жизненные акты таким образом, что травматический опыт, если и не исчезает из здоровой ткани жизненного полотна, то лишь потому, что упоминание о нем встраивается в новые смыслы. И эти новые смыслы, приходя в движение, отсылают к новому конструктивному восприятию действительности по принципу «не познав горького, не познаешь сладкого» (не в том суть, что нужно специально окунаться в горькое, а в том, что опыт ошибок позволяет выстроить новую стратегию, принцип чего отчасти отображен в эссе Ивана Ильина «Неудача»).

  • 24 сентября 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты. Ч. 2.3. Вера и любовь как иммунитет, защищающий от «сползания» в «воронку» паталогической доминанты

    Несколько месяцев карантина и самоизоляции, пережитые людьми во время эпидемии коронавируса, буквально поставили многих на грань психического срыва. И, причем, люди находились дома, у многих были холодильники с едой, душ, возможность звонить другим, общаться, изучать мир, пользуясь средствами связи. У людей же, поставленных в условиях блокады, по большей части, ничего из перечисленных возможностей на протяжении почти что трех лет не имелось. Книга, написанная теми, кто пережил блокаду, будучи детьми, переворачивает популярные представления о травматическом опыте. Исходя из популярных представлений, чуть ли не все проблемы человека объявляются «родом из детства». Чуть ли не все проблемы объявляются проистекающими из травмы, которую человеку в детстве нанесли, как заявляется, его родители. Причем, нередко эта концепция применяется в тех случаях, когда родители действительно старались делать все возможное, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым. Да, травма, полученная в детстве, может действительно иметь решающее значение на жизнь человека. Но только в том случае, если жизнь человека останется обнаженной от доминанты конструктивной. Травматический опыт перемалывает человека, если в его жизни нет ни мировоззрения, ни ценностей сквозь призму которых он мог бы взглянуть на опыт прошлого, чтобы переработать его.

  • 15 сентября 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. О детских суицидах, вообще, и о суицидальных группах «Синие киты», в частности

    Эта заметка подготовлена как дополнение к лекциям иеромонаха Прокопия (Пащенко) «Доминанта жизни и самоубийство». О проблеме детских суицидов вследствие деятельности сайтов «Синие киты» и «Разбуди меня в 4:20» пишется много. В контексте разговоров о группах смерти указывается на недостаток общения родителей с детьми, на отсутствие у детей ориентиров и ценностей, на пробелы в системе образования. Все это так, все это есть. Но от глаз взрослых нередко скрывается наличие в детских душах «недетских» проблем. Они глубоки, серьёзны, многогранны и не укладываются в простые, общепринятые модели. Общение, беседы с родителями (о чем?), занятия в кружках и секциях могут отчасти помочь в разрешении детских затруднений. Но частичная помощь – еще не значит полномасштабное решение проблемы.

  • 18 августа 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Идеи академика А.А. Ухтомского в адаптированном для современного читателя виде в лекциях и текстах иеромонаха Прокопия (Пащенко)

    В лекциях и текстах иеромонаха Прокопия (Пащенко) неоднократно упоминает фамилия нейрофизиолога академика Ухтомского. Ухтомского называют ученым XXI века. Стоя у истоков нейрофизиологии, он описал принципы, на основании которых можно проложить путь к пониманию практически любых идей и систем, появляющихся, в том числе, и в современной науке. Не у всех получается «прорубить» книги с мыслями Ухтомского, поэтому в данной заметке даются ссылки на тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко), в которых мысли Ухтомского приводятся в адаптированном виде и в сопоставлении с мыслями духовных авторов Православия (Ухтомский был православным христианином; более того, есть данные, что в блокадном Ленинграде он почил в сане епископа).