Соловецкий листок
  • 22 ноября 2019 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря. Ч. 5

    Данная статья представляет собой расшифровку комментариев к лекциям с одноименным названием, в которых разбиралась тема выживания человека как личности в условиях среды, направленной на его деформацию. В качестве примеров такого типа средовых факторов можно привести концентрационные лагеря и – при определенных условиях офисы и мегаполисы (см. к примеру четвертую часть лекций, пункты 14а-17b, в частности – пункт 17a; «Офисы в сравнении с концлагерями и выживание личности».

  • 18 ноября 2019 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Преодоление игрового механизма. Ч. 4. Игровой психоз и неконтролируемая приверженность

    В четвертой части статьи «Преодоление игрового механизма» речь пойдет в основном о преодолении психоза (игрового и не только; во время игрового психоза игрок не может прекратить игру, он не может адекватно оценивать ни своих возможностей игровых, ни – финансовых, то есть не может внятно ответить, чем он собирается расплачиваться завтра). Так как психоз преодолевается через деятельную (не теоретически-абстрактно-богословствующую мысль) жизнь, возникающую в условиях, отличных от тех, в которых возникает состояние психоза, то можно сказать, что четвертая часть – о образе жизни, через приобщение к которому человек выходит из круга патологических состояний.

    В этом кругу он сталкивается с невозможностью сдержать свои эмоции и желания, отличить внутренние понимания от реальных фактов, действующих в внешнем мире. На примере игры, в данной части пойдет речь о процессах, с которыми сталкиваются и не игроки вовсе.

    Кто? Люди, столкнувшиеся с новостью, что отныне у них – психиатрический диагноз. Те, кто вдруг в своем сознании ощутил постороннее, высасывающее и выматывающее его воздействие (и с другой стороны, – закачивающее в сознание «гигабайты» информации о патологических желаниях и действиях). Люди, качающиеся на мучительных качелях биполярного расстройства (то бросаются в эйфорию, которая сопровождается бестолковой активностью и кружением вокруг тысячи дел, которые никак не довести до конца, то – в депрессию, во время которой словно бетонная плита наваливается на распластанного по дивану человека; и такого рода маятник характерен, кстати, для некоторых игроков, как о том речь пойдет далее на примере героев произведений Ф.М. Достоевского).

  • 17 октября 2019 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Откуда берется религиозный экстремизм: О чем спросил мусульманин, посетивший Соловки?

    Эта статья родилась из разговора иеромонаха Прокопия с мусульманином, посетившим Соловки (беседа шла через переводчика). Этот мусульманин семь лет назад увидел фотографию Соловков в интернете и с того момента хотел приехать повидать монастырь. Сейчас он в одном из городов России изучает бизнес и русский язык. Решил приехать на Соловки еще и для того, чтобы получить ответы на свои вопросы, хотя, как он отмечал, его семья не поймет, если узнает о его поездке. На острове он почувствовал странное ощущение. Ему захотелось узнать, что [в духовном смысле] скрывается за монастырскими стенами?

  • 7 октября 2019 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Преодоление игрового механизма. Ч. 3. Игра и тень из разлома

    Одним из аспектов игрового механизма является охваченность сознания внутренним неуправляемым состоянием. Третья часть статьи «Преодоление игрового механизма» называется «Игра и тень разлома». В ней приводятся некоторые соображения в отношении отдельных аспектов формирования этого неуправляемого состояния (импульсивные влечения, толкающие человека на разрушающие его действия).

  • 21 сентября 2019 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Объедение: Что делать, когда ничего не могу с собой поделать? Ч. 1

    Многие из нас страдают от объедения. И не все понимают, что объедение является страстью. Эта страсть в аскетической литературе называется чревообъядением или чревоугодием. Каждая страсть накладывает свой отпечаток на жизнь человека. И объедение тоже.

  • 11 сентября 2019 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. ИГРЫ грани ранят, грея как бы: Некоторые мысли из лекций иеромонаха Прокопия (Пащенко) об ИГРЕ

    Данная статья подготовлена как предваряющий материал к лекциям об игре, которые были проведены иеромонахом Прокопием (Пащенко) как в Соловецком монастыре, так и вне его (в конце приводится список лекций и статей об игре, в которых мысли, данные в интервью, представлены в более полном и развернутом виде).

  • 5 сентября 2019 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Преодоление игрового механизма (об игре в широком смысле слова). Ч. 1

    Данный текст является предварительным обобщающим комментарием к циклам лекций «Преодоление игрового механизма» и «Три силы: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)». Цикл лекций «Три силы» поддерживается статьей с одноименным названием.

    Под игровым механизмом может пониматься невозможность сопротивления различного рода неудержимым влечениями (влечение к тому, что основано не на Истине, приводит человека в тупик). Речь может идти не только о тяге к казино и сетевым он-лайн играм. Чье-то сознание захватывается влечением к деньгам, а чье-то – стремлением во чтобы бы ни стало реализовать план мести, уколоть ближнего назревшей злостью. Такой человек понимает, что гневаясь, он рушит свою жизнь, но ничего поделать не может. Так и игрок. Понимает всю тяжесть и проблематичность своего положения, но не может остановиться в стремлении реализовать игровой механизм, суть которого – в невозможности остановиться. Что может быть связано с нежеланием остановиться, непониманием: как остановиться и зачем, что делать без игры и т.д..  

    Данный текст, хотя и несущий в себе определенный акцент на теме игры, целиком к проблеме игровой деятельности не сводится.  Ведь чтобы понять, каким образом игровое влечение может быть «обезоружено», необходимо рассмотреть человека не только в контексте игры. В сознании человека приходят в столкновение различные смыслы и тенденции, человек вписан в историческую эпоху, в систему языка и смыслов, присутствующих в обществе, в систему законов, регулирующих развитие мироздания. Игровой процесс может рождаться как завихрение при перекручивании указанных и не указанных в данной аннотации силовых линий. Задав вопрос о том, с чем человек сталкивается внутри себя и вовне, можно поставить и вопрос о преодолении игрового механизма.

  • 19 августа 2019 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Опыт разработки актуальных вопросов пастырского окормления мирян

    В разделе «Пастырская страничка» представлен опыт разработки актуальных вопросов пастырского окормления мирян. Развитие раздела имеет своей целью построение смыслового пространства, погружение в которое помогло бы человеку сформировать христианскую картину мира, что, в свою очередь, позволит ему освоить навык самостоятельно и в христианском ключе находить пути решения актуальных вопросов. Приверженность христианскому мировоззрению, которое призывает человека к преображению, поможет человеку находить в толчее повседневной жизни пути приобщения к евангельским смыслам и внутренней жизни.

    Раздел Пастырская страничка (далее для краткости именуем «Страничка»), размещенный на сайте обители состоит из нескольких разделов: «Беседы о проблемах личности» (лекции), «Соловецкий листок» (статьи), «Ответы пастыря» – в текстовом формате и в аудио-записях. В лекциях различные явления рассматриваются подробно, в статьях ставятся некоторые акценты, в ответах рассматриваются частные детали, от которых совершается переход к общим принципам. В качестве особого раздела представлена книга «”Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни». В этой книге представлена основа, включенная в логическую структуру многих лекций и статей Странички.

    Хотя некоторые статьи носят одноименные с лекциями названия, их содержание не всегда совпадает с содержанием лекций. Во многих своих частях статьи являются новым, дополняющим лекции, материалом. Многие статьи на сайте размещены частями.

    Ниже приводится примерный, неполный список тем, разбираемых в нашей работе. Далее описываются некоторые принципы, учитываемые при создании материалов Странички.

  • 8 июля 2019 г.

    Hieromonk of the Solovetsky Monastery TO REMAIN HUMAN (A LIFE OF THE HEART): offices, mega-cities, concentration camps. Part 1. «Even if your body is enslaved, keep the soul free»

    This article is the annotation to a series of sermons that took place with the pilgrims of Solovetsky Monastery under the general title ‘To Remain Human’. The audio of these speeches are posted on the Solovetsky Monastery website in the section ‘Pastoral Page’ (see the subsection ‘Talks About Personality-Related Problems’). The discussions considered the topic of human life in the context of information technologies and economic globalization. Offices and mega-cities have become the natural habitat for many people. And this environment, in its psychological characteristics and impact on people’s minds, resembles the environment of concentration camps. In the years of persecution of Christians in the USSR, the New Martyrs and Confessors, who were serving terms in concentration camps, left us their experience of how to remain human in subhuman conditions. The study of their life experiences, as well as its application in modern times, is of great interest. Many people experiencing an identity crisis and who are at risk of losing themselves would like to know how to prevent the impending disintegration of identity. How do you stay true to yourself in a rapidly changing world, in which “trends” often come into conflict with your moral principles? The answer to these and many other questions can be found in the life experience of the New Martyrs and Confessors. Striving to base their lives on the Truth, they did not lose themselves in the whirl of events and found their way into the world.