Соловецкий листок
  • 6 сентября 2018 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания

    Данная статья имеет конкретное назначение – помощь человеку, страдающему в результате повреждения сознания. Речь идет не только о тех повреждениях, которые можно описать с помощью языка психиатрических диагнозов. Нарушения бывают разными: навязчивые мысли, ощущение внутреннего дисбаланса, панические атаки, неадекватное восприятие действительности, депрессия, тревожность. Эти и иные феномены могут быть отнесены к условной категории нарушений, сопровождающихся страданиями (старец Фаддей Витовницкий говорил, что признаком неправильной духовной жизни является то, что человеку что-то мешает). Статья была подготовлена с учетом опыта центра св. прав. Иоанна Кронштадтского. Привлечение внимания к материалам, подготовленным центром, является второй задачей данной работы (официальный сайт). В ней акцент, помимо прочего, делается на теме преодоления тех проблем, с которыми сталкивается человек, имевший опыт погружения в эзотерику.

  • 8 июля 2018 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря Подводная часть айсберга (Ч. 1): о соблазне церковного РАСКОЛА

    Данная работа была задумана как некий ответ людям, которые так или иначе, много ли мало, но вняли соблазну церковного РАСКОЛА и впустили его в свое сердце. Кто-то близко к сердцу принял информацию, настигающую читателя словно сеть – рыбу на пространствах интернета. Кто-то сам в реальной своей жизни видел нечто, задевшее его за живое.

    Различными путями соблазн подбирается к человеку, и, соблазнившись, человек разочаровывается в добре. Возникает реальный риск утраты самой веры. Да, кто-то считает, что он имеет право соблазниться, что, впустив соблазн в свое сердце, он правильно реагирует на беззаконие (сейчас не обсуждается – действительное или мнимое). Но допустив в себе такую форму реакции, он открывает для себя возможность попасть в число тех, о ком Священное Писание выражается следующим образом: «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф 24. 12); «Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Сол 10. 11).

    Да, в этом мире есть зло. Но ведь есть и добро. Если упустить добро из вида и обратиться к мрачным страницам, ежедневно исписываемым людьми, то можно потеряться на перепутьях жизни. Есть художники посредственные, но есть и те, которые создают шедевры. И учимся живописи мы именно у вторых. И наличие посредственных картин, написанных первыми, не отменяет само наличие как изобразительного искусства, так и шедевров, написанных художниками настоящими.

  • 13 июня 2018 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря Талант: благословение или проклятие?

    Развивая творческие дарования на пользу ближних, человек мог бы и людям послужить и свое призвание реализовать. Но если он замыкается в себе и не приходит в своем творчестве к любви к Богу и к людям, то заходит в тупик нереализованности и бессмысленности. Здесь уместно вспомнить предупреждение верующего ученого-нейрофизиолога А.А. Ухтомского. Ухтомский пишет, что «если только человек в текущих тяжестях жизни замкнется в себе, потеряет спасительный светоч любви, он быстро скатится сначала до бреда преследования, до замкнутого в себе все-обсуждения, до бреда величия!»

    В этом смысле нередкий вопрос, что есть творческие дарования – благословение или проклятие – вполне решаем. Если человек приходит к Истине, к любви, то его дарования развиваются. Если он приходит к эгоизму, к восхищению собственным мнимым величием, то он сталкивается с регрессией, распадом, тупиком.

    Путь, идя по которому молодой талантливый человек превращается в озлобленного, покинутого всеми индивида описан священником Александром Ельчаниновым в его статье «Демонская твердыня (о гордости)». Путь к катастрофе у талантливого человека может начать вследствие упоения собой. Человек «ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение». В результате занятости собой может развиться страсть командования, привычка вмешиваться в жизнь других. В душе, ставшей темной и холодной, появляется надменность, презрение и ненависть. Этими печальными последствиями не ограничивается круг бедствий человека, замкнувшегося в эгоистическом сосредоточении на себе самом. Занятость собой, приводящая к столь печальным последствиям может развиться, в том числе, и вследствие постоянного проявления своего таланта. «В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью».

  • 3 июня 2018 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря ОБРАЩЕНИЕ К ПОЛНОТЕ. ЧАСТЬ 1. Становление личности как путь преодоления зависимого поведения

    В данной работе речь будет вестись не только о преодолении зависимости от психоактивных веществ (наркотики, алкоголь), но о преодолении зависимого поведения вообще. Наркотическая и алкогольная зависимости – лишь одна из форм разрушения человека, а их – масса. Люди с виду вроде бы и трезвые носят в себе нередко те же механизмы саморазрушения, что и люди, употребляющие психоактивные вещества (ПАВ). Тема ПАВ рассматривается скорее ради примера, ради введения разговора о преодолении зависимого поведения в русло конкретики, ради сопоставления умозрительных идей с конкретными жизненными формами, в которых проблема зависимого поведения проявляется.

    Как аскетика говорит, что «страсти держатся одна за другую, как звенья в цепи»[1][2], так и аддиктология (аддикция – приверженность страсти) говорит, что «все аддиктивные расстройства объединяют общие психологические механизмы»[3]. Конечно, есть своя специфика и различие в судьбах людей, обратившихся к наркотикам, алкоголю, игре. Но есть в их судьбах и нечто общее. И понимание общих закономерностей помогает увидеть те основания, на которых выстраивается здание подлинной реабилитации.

    Оторваться от зависимого поведения невозможно без обращения к чему-то положительному. Как можно конкретизировать идею «положительного» применительно к реальной жизни? Этот вопрос положен в основание данной работы.

  • 27 мая 2018 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря РОДИТЕЛИ И ДЕТИ (часть 2): Бесполезно ли воспитание?

    Данный текст представляет собой расшифровку беседы иеромонаха Соловецкого монастыря с сотрудниками центра социальной адаптации свт. Василия Великого. В беседе разбирался вопрос, является ли бесполезным или нет дело, которым мы, – и педагоги, и воспитатели, и священники, – каждый с своей стороны, занимаемся? Речь идет о воспитании. И тема беседы формулируется так: Бесполезно ли воспитание?

    Вопрос этот важен. Ведь, когда мы чем-то занимаемся, необходимы веские аргументы, которые помогли бы нам продолжать делать, что делаем. Ведь если человек знает, что его усилия полезны и нужны, он делает свое дело несмотря на встречающиеся трудности. Если же человек видит, что никому его усилия не нужны, что никого идеи, реализуемые им, не греют, то руки у него опускаются очень быстро. Если человек знает, что у дела, которое он делает, есть перспектива, то его не смущает то, что на некотором этапе своей деятельности он не наблюдает её плодов. Он спокойно делает свое дело. Он знает, что семя, которое он сеет, принципиально может взойти.

    В беседе было решено поделиться некоторыми мыслями и наблюдениями, а также – описаниями ситуаций, которые могут стать необходимыми аргументами, поддерживающими нашу надежду.  Во время беседы буду просить директора центра рассказать истории, которые произошли на самом деле и которые комментируют повествуемое. Здесь ничего никому не навязывается. Каждый человек, знакомящийся с приведенными мыслями, наблюдениями и описаниями ситуаций, выводы может сделать сам.

  • 26 мая 2018 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря РОДИТЕЛИ И ДЕТИ (часть 1): О принципах общения с «трудными» людьми и воспитании

    Беседа иеромонаха Соловецкого монастыря с сотрудниками центра социальной адаптации свт. Василия Великого была посвящена обсуждению принципов общения с людьми, с которыми тяжело наладить контакт, с так называемыми «трудными» подростками». Для сотрудников и педагогов центра этот вопрос – не праздный, ведь в центре проходят реабилитацию подростки, находящиеся в конфликте с законом. Каким образом и на основании каких принципов выстраивать с ними отношения, находить общий язык и точки соприкосновения?

    Есть принципы, общие для различных сфер жизни. Они помогают найти ориентацию в огромном массиве разнообразных ситуаций (например, – «ласковое слово и кошке приятно»). Эти принципы, актуальны не только для пространства педагогического процесса, они актуальны и для всего пространства жизненной ткани в целом. В связи с тем, что речь в беседе шла по большей части именно о принципах, то размышления, озвученные в ходе беседы, хотя и с определенной долей условности, могут быть актуальны как при общении с детьми, так и при общении с людьми взрослыми. Эти принципы актуальны и в случае общения, например, супруги с своим пьющим мужем. Агрессия порождает агрессию, а терпение и любовь порождают терпение и любовь. В этом смысле можно сказать, что основная задача беседы состояла не столько в обсуждении проблем общения с агрессивными подростками или с людьми, употребляющими ПАВ. Главная задача беседы состояла в выявлении принципов христианского отношения к личности другого человека.

    Расшифровка беседы приводится с некоторыми дополнениями. Другие беседы иеромонаха Соловецкого монастыря можно найти на сайте Соловецкого монастыря.

  • 17 мая 2018 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря «Путь заповедей Твоих текох»[1]: О выходе из состояния «тирании мозга» и преодолении того, что толкает человека к алкоголю

    Хотя в название данной работы, которая является неким комментарием к аудиозаписям бесед с одноименным названием, и включено слово «алкоголь», данная работа – не столько о алкоголе, сколько о жизни. Рассматриваются проблемы, имеющие потенциал ввести человека в состояние кризиса. … речь идет не столько о борьбе с самим алкоголем, сколько о путях выхода из тех проблем, которые могут толкнуть человека к нему. … многочисленные обстоятельства жизни человека, вся масса принимаемых им решений, все многообразие им обдумываемых мыслей сливаются в одно результирующее состояние. В одном случае результирующим состоянием становится состояние душевного мира, в другом – внутреннего дискомфорта, нарастающего беспокойства и неизбывной тревожности. В третьем случае результат суммирования всех жизненных единиц приводит к труднопереносимому давлению помыслов на сознание человека. Когда это давление усиливается, то оно превращается в «тиранию мозга», от которой человек стремится уйти всеми доступными ему средствами. В том числе – и с помощью алкоголя. Многие люди двадцать первого века, возможно, пьют не столько потому, что испытывают потребность в алкоголе. А потому что испытывают потребность в «разгрузке» головы, в освобождении от тисков «тирании».