Соловецкий листок
  • 19 октября 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 1: Духовная жизнь в условиях большого потока дел и мыслей

    Данный текст является расшифровкой первой части одноименной лекции (несколько измененной относительно лекции). В конце текста приводится список иных лекций и текстов, в которых рассматривались (с разных сторон) такие темы как: деятельность человека, участие его в рабочем процессе, жизнь в офисе, внутренняя жизнь и влияние работы на внутреннюю жизнь, «креативность», самореализация, способность вчувствоваться в ситуацию и принимать нестандартные решения и прочее и прочее. Современный работник (да, и просто человек) зажат со всех сторон обязательствами, которые погружают его в непрерывный, нон-стоп поток дел. … нужно строить свою внутреннюю жизнь посреди обстоятельств, индуцирующих разрушение той самой внутренней жизни. Какие принципы могут помочь человеку не потерять ясности сознания, выжить в качестве человека, и все-таки, несмотря ни на что, сохранить огонек внутренней жизни?

  • 14 октября 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». Ч. 3. Вера (идеалы) и преодоление травматического опыта

    В третьей части статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» рассматривается значение веры в вопросе преодоления травматического опыта. Причем, вера понимается не как интеллектуально-философское знание или надуманная-установка-которой-выгодно-следовать-так-так-она-снимает-психологического-напряжение.

    Вера в данном случае понимается, скорее, как целостное видение жизни, определяющее характер деятельности. Такая вера помогает человеку создать новый, масштабный сценарий восприятия жизни, будучи помещенный в который травматический опыт теряет свое «жало». Такая вера помогает перестроить жизненные акты таким образом, что травматический опыт, если и не исчезает из здоровой ткани жизненного полотна, то лишь потому, что упоминание о нем встраивается в новые смыслы. И эти новые смыслы, приходя в движение, отсылают к новому конструктивному восприятию действительности по принципу «не познав горького, не познаешь сладкого» (не в том суть, что нужно специально окунаться в горькое, а в том, что опыт ошибок позволяет выстроить новую стратегию, принцип чего отчасти отображен в эссе Ивана Ильина «Неудача»).

  • 24 сентября 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты. Ч. 2.3. Вера и любовь как иммунитет, защищающий от «сползания» в «воронку» паталогической доминанты

    Несколько месяцев карантина и самоизоляции, пережитые людьми во время эпидемии коронавируса, буквально поставили многих на грань психического срыва. И, причем, люди находились дома, у многих были холодильники с едой, душ, возможность звонить другим, общаться, изучать мир, пользуясь средствами связи. У людей же, поставленных в условиях блокады, по большей части, ничего из перечисленных возможностей на протяжении почти что трех лет не имелось. Книга, написанная теми, кто пережил блокаду, будучи детьми, переворачивает популярные представления о травматическом опыте. Исходя из популярных представлений, чуть ли не все проблемы человека объявляются «родом из детства». Чуть ли не все проблемы объявляются проистекающими из травмы, которую человеку в детстве нанесли, как заявляется, его родители. Причем, нередко эта концепция применяется в тех случаях, когда родители действительно старались делать все возможное, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым. Да, травма, полученная в детстве, может действительно иметь решающее значение на жизнь человека. Но только в том случае, если жизнь человека останется обнаженной от доминанты конструктивной. Травматический опыт перемалывает человека, если в его жизни нет ни мировоззрения, ни ценностей сквозь призму которых он мог бы взглянуть на опыт прошлого, чтобы переработать его.

  • 15 сентября 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. О детских суицидах, вообще, и о суицидальных группах «Синие киты», в частности

    Эта заметка подготовлена как дополнение к лекциям иеромонаха Прокопия (Пащенко) «Доминанта жизни и самоубийство». О проблеме детских суицидов вследствие деятельности сайтов «Синие киты» и «Разбуди меня в 4:20» пишется много. В контексте разговоров о группах смерти указывается на недостаток общения родителей с детьми, на отсутствие у детей ориентиров и ценностей, на пробелы в системе образования. Все это так, все это есть. Но от глаз взрослых нередко скрывается наличие в детских душах «недетских» проблем. Они глубоки, серьёзны, многогранны и не укладываются в простые, общепринятые модели. Общение, беседы с родителями (о чем?), занятия в кружках и секциях могут отчасти помочь в разрешении детских затруднений. Но частичная помощь – еще не значит полномасштабное решение проблемы.

  • 18 августа 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Идеи академика А.А. Ухтомского в адаптированном для современного читателя виде в лекциях и текстах иеромонаха Прокопия (Пащенко)

    В лекциях и текстах иеромонаха Прокопия (Пащенко) неоднократно упоминает фамилия нейрофизиолога академика Ухтомского. Ухтомского называют ученым XXI века. Стоя у истоков нейрофизиологии, он описал принципы, на основании которых можно проложить путь к пониманию практически любых идей и систем, появляющихся, в том числе, и в современной науке. Не у всех получается «прорубить» книги с мыслями Ухтомского, поэтому в данной заметке даются ссылки на тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко), в которых мысли Ухтомского приводятся в адаптированном виде и в сопоставлении с мыслями духовных авторов Православия (Ухтомский был православным христианином; более того, есть данные, что в блокадном Ленинграде он почил в сане епископа).

  • 7 июля 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. С чего начать христианскую жизнь

    Статья «С чего начать христианскую жизнь» представляет собой расшифровку одноименной лекции, прошедшей с одной из паломнических групп в Соловецком монастыре. Хотя лекция была приурочена к конкретной встрече с конкретными людьми, нужда в ней назрела давно. Смысл отражен в названии, цель – представить христианскую жизнь, как целостное явление, не разбитое на отдельные сегменты (молитва, работа и пр.) а объединяющее их. Куда вся совокупность направлена и для чего нужны ее отдельные компоненты, как они поддерживают друг друга и становятся целым? По сравнению с лекцией текст дополнен 18-тью подытоживающими пунктами – «что реально помогает». Их развитие и уточнение – в цикле лекций «Разноголосица мыслей». Начало же и источник – в лекции «Христианская картина мира. Беседа перед Крещением», в ней дается картина мира, в которую вписан человек. В лекции же «С чего начать христианскую жизнь» – о том, как он, понимая закономерности развития внутреннего и внешнего миров, начинает в них действовать, восходя, по мысли одного автора, в меру своего призвания.

  • 28 июня 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». Ч. 2.2: Ядро травматического опыта и реальные примеры его преодоления. Иммунитет

    Почему цветок пробивает асфальтовую кору? Потому что специально ставит себе задачу бороться с ней? Или, – потому что тянется к солнцу? Ядро травматического опыта можно представить как скукоживание личности вследствие удара по ней сильных переживаний. Они могут быть вызваны войной, грубостью ближних, голодом, болезнями, неудачами. Развитие личности блокируется, она более не разворачивает лепестки навстречу солнцу, впадает в спячку, апатию. Замерзание в плане личного развития и социальных отношений может быть спровоцировано различными факторами. Главное – не в них (хотя, конечно, понимание специфики травмирующих факторов бесспорно играет свою роль), а в понимание структуры доминанты, развитие которой позволяет перестроить травматический опыт и преодолеть его. Как же выглядит в реальности результат перестраивания травматического опыта и результат его преодоления?

  • 18 июня 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря. Ч. 5: Офисный работник и житель мегаполиса в сравнении с узником концлагеря

    Данный текст, адресованный более работникам офисов и жителям мегаполисов, является неким комментарием к одноименным лекциям (у цикла несколько частей), в которых разбиралась тема выживания человека как личности в условиях среды, направленной на его деформацию (примерами такого типа средовых факторов являются концентрационные лагеря и, при определенных условиях, – офисы и мегаполисы). Комментарии охватывают довольно небольшой сегмент цикла бесед, а именно, вопрос о деятельности ума. Многое, о чем можно было бы упомянуть применительно к теме психологического выживания (да, и физического тоже) в контексте поднимаемых в тексте вопросов, оставлено «за скобками». Более подробно отдельные вопросы разбираются в лекциях (см., например, четвертую часть цикла одноименных лекций, пункты 14.1–17.2; в частности, пункт 17.1; также можно ознакомиться с видео-версией пункта 16 «Офисы в сравнении с концлагерями и выживание личности») и предыдущих частях статьи. В пятой части повторяются некоторые мысли из предыдущих частей, чтобы на пространстве одного текста была составлена более-менее определенная картина (хотя бы в основных своих моментах).

  • 27 мая 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч. 2.1: Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолевая доминанта

    Статья «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты» представляет собой комментарий к одноименному циклу лекций. Цель статьи – пунктиром наметить координаты плоскости, движение по которой приведет к искомой «жемчужине» – преодолению травматического опыта. Часть 2.1 соотносится с беседами пятого раздела (5a–5d), но не сводится к ним и не полностью их раскрывает, а, скорее, дополняет их. В данных лекциях представлен один из аспектов травматического опыта, который можно определить, как неуправляемое состояние, некогда пережитое и потом, в определенные моменты жизни – возобновляемое и дополняемое новыми данными. Во время пережитого насилия (физического, сексуального), пережитой травмы во время боевых действий, а также – пережитых одиночества, страха (например, вследствие ощущения перспективы собственной смерти во время падения самолета в воздушной яме), горя (например, пережитого вследствие смерти близких) нервная система человека вошла в определенное состояние – образовалась паталогическая доминанта. И это доминанта в последующие годы, приходя в движение, воспроизводится, крепнет и все более захватывает нервно-психическую организацию человека, если ей не противопоставить новую бодрую доминанту. На основании нового опыта, относящего к иной доминанте, травматическая доминанта перестраивается, теряет свое «травматического жало», преодолевается.

  • 7 мая 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Остаться человеком: Офисы, мегаполисы и лагеря. Ч. 4.2: «Мы человеческого рода…»

    В условиях экстремальных обстоятельств, возникающих в рамках таких парадигм бытия как офисы, мегаполисы, концлагеря, и хронического стресса, стремящегося по уровню накала к стрессу запредельному, люди, как показывали обстоятельства, со временем дифференцировались на две группы (условно и крайне упрощенно). Одни «просыпались», другие «гасли» и становились теми, кого называли в лагерях «живыми трупами».

    Когда «Искра жизни» (в смысле собирательного понятия) покидала людей из второй группы, у них исчезала способность чувствовать действительность. Что-то неуловимое для стороннего восприятия, но крайне важное для поддержания существования «выклевывалась» из них. Они переставали ориентироваться в окружающей обстановке, принимать «трезвые» шаги для своего выживания не только как биологического объекта, но и как личности. Когда личность, не поддерживаемая в состоянии здравия, начинала разлагаться, человек погибал и в физическом измерении. Перейдя через некую незримую черту внутри себя (вектор жизни направлялся вопреки совести и пр.), человек погибал и в мире физическом.

    Чтобы выжить необходимо было помнить о том, кто ты, откуда, зачем – ты. Необходимо было выработать собственное отношение к происходящему, которое помогло бы не пропитываться импульсами, доносящимися из внешней среды. Необходимо было помнить о том, что можно выразить словами одного ребенка: «Мы человеческого рода, а не кошки и собаки». Если человек утрачивал указанные «драйвы», которые вкупе с оставшимися за кадром (данной главы) можно объединить в понятие «Искра жизни», то – нарастала апатия, человек терял желание жить, начинал терять человеческий облик.

    Чтобы не утратить платформу для сопротивления регрессии, необходимо было помнить, что человек – не продукт (среды, генов и пр.), не фикция, не плод «научного дискурса», он существует и остаться человеком возможно – с Божией помощью. И противостоять обаянию нано-био-инфо-когно-техно-пост описаниям «снятия человека» (мол, человека как такого нет, человек, мол, – не более, чем сумма рефлексов, концепт и пр.) помогает обращение к живой истории людей, выстоявших в запредельных по-человеческому суждению обстоятельствах (такие истории приводятся в лекциях, в тексте же дается скорее некий комментарий, не дублирующий содержание лекций, а дополняющий).