Соловецкий листок
  • 27 мая 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч. 2.2: Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолевая доминанта

    Статья «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты» представляет собой комментарий к одноименному циклу лекций. Цель статьи – пунктиром наметить координаты плоскости, движение по которой приведет к искомой «жемчужине» – преодолению травматического опыта. Часть 2.1 соотносится с беседами пятого раздела (5a–5d), но не сводится к ним и не полностью их раскрывает, а, скорее, дополняет их. В данных лекциях представлен один из аспектов травматического опыта, который можно определить, как неуправляемое состояние, некогда пережитое и потом, в определенные моменты жизни – возобновляемое и дополняемое новыми данными. Во время пережитого насилия (физического, сексуального), пережитой травмы во время боевых действий, а также – пережитых одиночества, страха (например, вследствие ощущения перспективы собственной смерти во время падения самолета в воздушной яме), горя (например, пережитого вследствие смерти близких) нервная система человека вошла в определенное состояние – образовалась паталогическая доминанта. И это доминанта в последующие годы, приходя в движение, воспроизводится, крепнет и все более захватывает нервно-психическую организацию человека, если ей не противопоставить новую бодрую доминанту. На основании нового опыта, относящего к иной доминанте, травматическая доминанта перестраивается, теряет свое «травматического жало», преодолевается.

  • 7 мая 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Остаться человеком: Офисы, мегаполисы и лагеря. Ч. 4.2: «Мы человеческого рода…»

    В условиях экстремальных обстоятельств, возникающих в рамках таких парадигм бытия как офисы, мегаполисы, концлагеря, и хронического стресса, стремящегося по уровню накала к стрессу запредельному, люди, как показывали обстоятельства, со временем дифференцировались на две группы (условно и крайне упрощенно). Одни «просыпались», другие «гасли» и становились теми, кого называли в лагерях «живыми трупами».

    Когда «Искра жизни» (в смысле собирательного понятия) покидала людей из второй группы, у них исчезала способность чувствовать действительность. Что-то неуловимое для стороннего восприятия, но крайне важное для поддержания существования «выклевывалась» из них. Они переставали ориентироваться в окружающей обстановке, принимать «трезвые» шаги для своего выживания не только как биологического объекта, но и как личности. Когда личность, не поддерживаемая в состоянии здравия, начинала разлагаться, человек погибал и в физическом измерении. Перейдя через некую незримую черту внутри себя (вектор жизни направлялся вопреки совести и пр.), человек погибал и в мире физическом.

    Чтобы выжить необходимо было помнить о том, кто ты, откуда, зачем – ты. Необходимо было выработать собственное отношение к происходящему, которое помогло бы не пропитываться импульсами, доносящимися из внешней среды. Необходимо было помнить о том, что можно выразить словами одного ребенка: «Мы человеческого рода, а не кошки и собаки». Если человек утрачивал указанные «драйвы», которые вкупе с оставшимися за кадром (данной главы) можно объединить в понятие «Искра жизни», то – нарастала апатия, человек терял желание жить, начинал терять человеческий облик.

    Чтобы не утратить платформу для сопротивления регрессии, необходимо было помнить, что человек – не продукт (среды, генов и пр.), не фикция, не плод «научного дискурса», он существует и остаться человеком возможно – с Божией помощью. И противостоять обаянию нано-био-инфо-когно-техно-пост описаниям «снятия человека» (мол, человека как такого нет, человек, мол, – не более, чем сумма рефлексов, концепт и пр.) помогает обращение к живой истории людей, выстоявших в запредельных по-человеческому суждению обстоятельствах (такие истории приводятся в лекциях, в тексте же дается скорее некий комментарий, не дублирующий содержание лекций, а дополняющий).

  • 4 мая 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Детям – жизнь от родителей или родителям – жизнь от детей?

    О родителях много пишут и говорят. Что пишут и что говорят? Что «во всем» виноваты именно они, это они «травмировали» детей, «не долюбили» их, «не поняли». Детские суициды, наркомания, а также – «взрослые» – алкоголизм, разводы, неумение и нежелание работать, апатия, сломанные жизни – все это родители – смерть им! При малейшей попытке возразить, валится вал ссылок на работы по психологии с посылом: приговор окончателен и обжалованию не подлежит!

  • 28 апреля 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества. Ч. 6: Распад мировоззрения и распад общества

    Связь между распадом мировоззрения в «отдельно взятой голове» и распадом общества, и, как следствие, появление в обществе агрессивных образований (наподобие раковых опухолей) нацеленных не на общую пользу, а на пользу собственную, причем, «любой ценой», – основная тема шестой части статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества».

  • 24 апреля 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Преодоление игрового механизм. Ч. 5.1: Скорбная радость самозабвения

    В части пятой статьи «Преодоление игрового механизма» разбирается «игровой» парадокс: вызывать гипер-возбуждение, чтобы испытать забвение. Пятая часть отчасти основана на материалах лекций 23 одноименного цикла лекций, а также – на материалах лекций 911 цикла «Три силы: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

  • 21 апреля 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Преодоление зависимого поведения. Ч. 2: Родственникам и близким

    Вторая часть статьи «Преодоление зависимого поведения» – о людях, чьи родственники / близкие / супруги / дети – поражены алкогольной / наркотической / прочими формами зависимости. Заявленная тема уже отчасти была озвучена в первой части статьи «ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ (зависимым и их близким): лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)», в разделах «Родственникам и близким зависимых», «Материалы родственникам и близким зависимых». Данный текст, неразрывно связанный с указанными разделами, представляет собой изложение некоторых (не всех, а каких-то – только тезисно) идей, изложенных в лекциях «Проблема отклоняющего поведения: Родственникам, родителям, педагогам».

    Сказать, как каждому человеку в каждом конкретном случае поступать в отношении зависимого близкого / родственника / родителя / супруга (и) – сложно (чтобы не перечислять все возможные виды отношений (мать-сын, супруга-супруг и пр.) все возможные конфигурации, по большей части, будет представлены в связке «родители-дети»). Понять, что делать, можно только тогда, когда согласно, одному выражению, ситуация начинает чувствоваться «на кончиках пальцев».

    То есть, расширяя свои представления о рассматриваемом вопросе, вникая в опыт других людей, сопоставляя услышанное со своей ситуацией и пытаясь изменить на основании услышанного саму ситуацию, а также – ставя вопрос не только о изменении ситуации, но и о изменении самого себя, своего способа постижения действительности, человек приобретает уникальный опыт, который никто не дал бы ему в виде готового внешнего знания. На основании приобретенного уникального опыта человек подходит к тому, что ситуация, в которой он оказался, начинает раскрывать перед ним свой внутренний смысл. И поняв внутреннюю суть ситуации, человек получает возможность предугадать ход ее течения, каким-то образом повлиять на нее, вот что значит – «на кончиках пальцев».

  • 19 апреля 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. ПАСХА – пережить Пасху как бессмертие своей души

    Пасха! Как встретить тебя – о! Светлое торжество! Ведь в тебе уготован человеческому естеству «путь в нетление». Нетление прививаясь к человеческому естеству, сообщает человеку новые качества, недостижимые, как это принято говорить, «рациональным дискурсом». Иными словами, если «нетление» не привито, то страх смерти не преодолен, человек не ощущает в себе связь с источником Жизни. Пасха! Возможно благодаря Тебе, тому, что издревле была Ты с нами, наш народ не пропитывался психозом смерти – как пропитывались им народы Европы. История знает целые эпидемии коллективного страха, ужаса перед смертью.

  • 7 апреля 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Остаться человеком. Ч 4.1 Офисы, мегаполисы и лагеря: доминанта жизни и точка опоры

    Как остаться собой в современном мире, выжить не только в качестве биологического объекта, а в качестве личности, имеющей свои идеалы, убеждения и путь в истории? В третьей части лекций «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» акцент делается на теме выживания. В четвертой части цикла тема выживания продолжает развиваться.

    В основу лекций положен опыт людей, прошедших через экстремальные обстоятельства: катастрофы, кораблекрушения, революции, войны, концентрационные лагеря, голод, гонения, нищету, тюремное заключение, психологическое давление, принудительное заключение в психиатрических клиниках, изоляцию. Тема выживания в условиях изоляции и экстремальных обстоятельств была заявлена еще, начиная с 59 беседы второй части лекций «Остаться человеком». Представление о некоторых основных идеях лекций, как второй части (с 59 лекции) так и третьей части можно получить на основании ознакомления с лекцией «00_Ядро личности и доминанта души: Основная идея третьей части цикла – “Остаться человеком”» (Часть 1, часть 2).

    Отправной точкой для всех частей цикла (в том числе и – первой части) является мысль о сходстве психологических характеристик, свойственных для заключенных концентрационных лагерей с психологическими характеристиками, свойственными для жителей мегаполисов и работников офисов (есть устойчивое выражение – «офисное рабство»). В сознании как тех, так и других, начинают развиваться процессы, ведущие к регрессии. Сознание человека сужается до вопросов, связанных исключительно с темой текущего выживания. В рамках суженного взгляда на реальность человек воспринимается не как личность, а лишь как биологический объект.

  • 17 марта 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Подводная часть айсберга. Ч. 2: о соблазне церковного РАСКОЛА. Ожидание антихриста, гностицизм и его тяжба с епископами

    Во второй части статьи «Подводная часть айсберга: о соблазне церковного РАСКОЛА» речь пойдет о излюбленных для современности темах: ожидании антихриста и осуждении епископов. На эти темы стоит посмотреть сквозь призму их внутренней сути и с учетом последствий гипер-концентрации на них.

    Одно из последствий – отпадение от Христа. Связь с Христом – для верующего человека есть мера всего (речь идет не о надуманном, интеллектуально-сконструированном продукте, а о реально переживаемой связи; см. две главы о связи с Христом в третьей части статьи «”Преодоление травматического опыта”: христианские и психологические аспекты»). И бывает так, что эту связь человек теряет, когда, руководствуясь, как ему кажется благими намерениями, за основание жизни избирает концентрацию на зле.

    Да, есть недостатки. Да, и соблазны умножатся, и лжепророки появятся. Будет и зверь, и Вавилонская блудница, и антихрист. Но нам, верующим людям, главное при любых обстоятельствах связь со Христом сохранить. Тот же, кто заражается хаосом, сумятицей, тот, чье сознание трансформируется под действием пропускаемого через сознание информационного потока и переживаемых ненависти, неприязни и осуждения (даже – стимулируемых идеей радения о правде), становится неспособным пребывать в состоянии мирного духа (в состоянии способности усваивать благодать Святого Духа). Утрачивая дух мирен и благодатную искру, рассматривая историю мира и свою собственную исключительно с позиции технологических моделей, человек иначе начинает видеть расстановку сил. Он забывает о Промысле, о присутствии в мире добра и любви. Вследствие утраты связи с Христом, из сознания испаряются слова Христа: «не ужасайтесь». И на первый план сознания выходят: страх, подозрительность (см. лекцию 11.1 (28 мин.) из цикла «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря (часть 4), и человек, охваченный унынием, издыхает «от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную».

  • 28 февраля 2020 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. О СПОНТАННОСТИ (в хорошем смысле понимаемой)

    По мысли одного «автора», в человеке должна присутствовать вся палитра бытия. Проблема в том, что, переходя из возраста в возраст, мы теряем то, что свойственно (в лучшем смысле этого слова) детям – некую спонтанность, искренность, способность поступить по хорошему движению сердца, а не по выверенной рассудочной траектории; теряем качества юности – способность отдаться важному делу, проявить сопереживание, взять и навестить друга в дальнем месте и т.д. С годами остается только заорганизованность. Утратив качества, свойственные юности, мы и детей перестаем понимать, видим в их поступках только назойливую шаловливость.