Соловецкий листок
  • 11 сентября 2019 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. ИГРЫ грани ранят, грея как бы: Некоторые мысли из лекций иеромонаха Прокопия (Пащенко) об ИГРЕ

    Данная статья подготовлена как предваряющий материал к лекциям об игре, которые были проведены иеромонахом Прокопием (Пащенко) как в Соловецком монастыре, так и вне его (в конце приводится список лекций и статей об игре, в которых мысли, данные в интервью, представлены в более полном и развернутом виде).

  • 5 сентября 2019 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Преодоление игрового механизма (об игре в широком смысле слова). Ч. 1

    Данный текст является предварительным обобщающим комментарием к циклам лекций «Преодоление игрового механизма» и «Три силы: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)». Цикл лекций «Три силы» поддерживается статьей с одноименным названием.

    Под игровым механизмом может пониматься невозможность сопротивления различного рода неудержимым влечениями (влечение к тому, что основано не на Истине, приводит человека в тупик). Речь может идти не только о тяге к казино и сетевым он-лайн играм. Чье-то сознание захватывается влечением к деньгам, а чье-то – стремлением во чтобы бы ни стало реализовать план мести, уколоть ближнего назревшей злостью. Такой человек понимает, что гневаясь, он рушит свою жизнь, но ничего поделать не может. Так и игрок. Понимает всю тяжесть и проблематичность своего положения, но не может остановиться в стремлении реализовать игровой механизм, суть которого – в невозможности остановиться. Что может быть связано с нежеланием остановиться, непониманием: как остановиться и зачем, что делать без игры и т.д..  

    Данный текст, хотя и несущий в себе определенный акцент на теме игры, целиком к проблеме игровой деятельности не сводится.  Ведь чтобы понять, каким образом игровое влечение может быть «обезоружено», необходимо рассмотреть человека не только в контексте игры. В сознании человека приходят в столкновение различные смыслы и тенденции, человек вписан в историческую эпоху, в систему языка и смыслов, присутствующих в обществе, в систему законов, регулирующих развитие мироздания. Игровой процесс может рождаться как завихрение при перекручивании указанных и не указанных в данной аннотации силовых линий. Задав вопрос о том, с чем человек сталкивается внутри себя и вовне, можно поставить и вопрос о преодолении игрового механизма.

  • 19 августа 2019 г.

    Прокопий (Пащенко), иером. Опыт разработки актуальных вопросов пастырского окормления мирян

    В разделе «Пастырская страничка» представлен опыт разработки актуальных вопросов пастырского окормления мирян. Развитие раздела имеет своей целью построение смыслового пространства, погружение в которое помогло бы человеку сформировать христианскую картину мира, что, в свою очередь, позволит ему освоить навык самостоятельно и в христианском ключе находить пути решения актуальных вопросов. Приверженность христианскому мировоззрению, которое призывает человека к преображению, поможет человеку находить в толчее повседневной жизни пути приобщения к евангельским смыслам и внутренней жизни.

    Раздел Пастырская страничка (далее для краткости именуем «Страничка»), размещенный на сайте обители состоит из нескольких разделов: «Беседы о проблемах личности» (лекции), «Соловецкий листок» (статьи), «Ответы пастыря» – в текстовом формате и в аудио-записях. В лекциях различные явления рассматриваются подробно, в статьях ставятся некоторые акценты, в ответах рассматриваются частные детали, от которых совершается переход к общим принципам. В качестве особого раздела представлена книга «”Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни». В этой книге представлена основа, включенная в логическую структуру многих лекций и статей Странички.

    Хотя некоторые статьи носят одноименные с лекциями названия, их содержание не всегда совпадает с содержанием лекций. Во многих своих частях статьи являются новым, дополняющим лекции, материалом. Многие статьи на сайте размещены частями.

    Ниже приводится примерный, неполный список тем, разбираемых в нашей работе. Далее описываются некоторые принципы, учитываемые при создании материалов Странички.

  • 8 июля 2019 г.

    Hieromonk of the Solovetsky Monastery TO REMAIN HUMAN (A LIFE OF THE HEART): offices, mega-cities, concentration camps. Part 1. «Even if your body is enslaved, keep the soul free»

    This article is the annotation to a series of sermons that took place with the pilgrims of Solovetsky Monastery under the general title ‘To Remain Human’. The audio of these speeches are posted on the Solovetsky Monastery website in the section ‘Pastoral Page’ (see the subsection ‘Talks About Personality-Related Problems’). The discussions considered the topic of human life in the context of information technologies and economic globalization. Offices and mega-cities have become the natural habitat for many people. And this environment, in its psychological characteristics and impact on people’s minds, resembles the environment of concentration camps. In the years of persecution of Christians in the USSR, the New Martyrs and Confessors, who were serving terms in concentration camps, left us their experience of how to remain human in subhuman conditions. The study of their life experiences, as well as its application in modern times, is of great interest. Many people experiencing an identity crisis and who are at risk of losing themselves would like to know how to prevent the impending disintegration of identity. How do you stay true to yourself in a rapidly changing world, in which “trends” often come into conflict with your moral principles? The answer to these and many other questions can be found in the life experience of the New Martyrs and Confessors. Striving to base their lives on the Truth, they did not lose themselves in the whirl of events and found their way into the world.

  • 12 мая 2019 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии). Ч. 1

    Основой для написания статьи «Преодолеть отчуждение» послужили лекции с одноименным названием (Ч. 1Ч. 2 ). В двух частях лекций разбирались различные причины, приводящие к унынию, депрессии и уходу в экстремальные активности. Депрессия начинается тогда, когда деятельность человека и его жизнь в целом начинают отчуждаться от глубинных основ его личности (отсюда – название лекционных циклов – «Преодолеть отчуждение»). У каждого из нас есть некое ядро личности, и оно призывает нас к определенным поступкам и определенному образу жизни. Но бывает так, что, увлекаясь страстями или заманчивыми предложениями, кто-то решается жить вопреки этому призыву. Вступая в конфликт с внутренним призывом, человек разрывает связь с глубинными основами своей личности. Этот разрыв выражается, помимо прочего, и в том, что человека охватывает чувство глубокого внутреннего неблагополучия, несмотря на, казалось бы, полный материальный достаток. Жить становится тошно. Процесс вхождения в депрессию можно проиллюстрировать с помощью описания детской игры «горячо / холодно». Когда ребенок удаляется от объекта, который ищет, ему говорят: «Холодно». Когда начинает искать совсем не в том направлении, ему говорят: «Совсем ледышка». «Совсем ледышка» – это и есть депрессия. Человек по жизни идет не туда, и вся его психофизическая организация всеми доступными средствами начинает ему о том сигнализировать.

  • 6 мая 2019 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря Преодолеть отчуждение (в том числе, – и о депрессии). Ч. 2

    Статья «Преодолеть отчуждение» возникла на основании лекций с одноименным названием (Ч. 1Ч. 2). В двух частях лекций разбирались различные причины уныния, депрессии и ухода в экстремальные активности. На состояние уныния люди реагируют по-разному. Кто-то пытается познать причины возникновения уныния и сопротивляется накатывающей апатии. Кто-то в апатию погружается, а кто-то пытается «перебить» уныние возбуждением, вызванным, в том числе, и экстремальными активностями. Депрессия не обязательно может ассоциироваться с образом человека, угаснувшего и осунувшегося. С виду цветущий и активный человек, может при ближайшем рассмотрении оказаться пораженным внутренней червоточиной тоски. Внешняя веселость иногда соседствует с внутренней истерикой. Если человек не сознает подлинных причин внутреннего слома, то проблему внутреннюю он пытается нередко «перебить» яркой эмоцией.

    Пытаясь реализовать такую стратегию ухода от нежелательного внутреннего состояния, человек вовлекается в деятельность, с помощью которой он надеется вызвать максимально яркое переживание. Но нередко такого рода деятельность вступает в противоречие с глубинными основами личности человека, и, как следствие, ведет еще к большей депрессии. Ведь депрессия нередко возникает вследствие отчуждения деятельности человека от глубинных основ личности (см. также лекции «Горение сердца» и «Искра жизни: Свет, сумерки тьма»). Пытаясь преодолеть, возникшую на новом витке еще более тяжкую депрессию, человек предпринимает еще более решительные действия. И эти действия опять, бывает, что вступают в противоречие с глубинными основами личностями. Так и переходит человек от упадка к возбуждению. Две фазы – возбуждение и депрессия – являются одной из центральных тем второй части статьи.

  • 19 апреля 2019 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты

    Данная статья является комментарием к циклу лекций с одноименным названием. Статья не повторяет изложенное в лекциях, а дополняет, ставит некоторые акценты.

    В контексте смыслового пространства статьи и лекций травматических опыт ассоциируется с тем то, что искажает, деформирует жизнь человека. Речь может идти как о пережитых впечатлениях негативного характера, так и об усвоенных навыках, делающих жизнь человека мучительной (как на травматический опыт с таких позиций можно взглянуть не только на мучительные переживания, связанные с памятью о боевых действиях или тюремном пребывании, но и на обиду, например, – на родителей). Смысловое пространство стати и лекций задумывалась как поле, в рамках которого можно было рассмотреть некоторые психотерапевтические концепции и поставить вопрос о соотношении христианской мысли и психотерапевтический идей.

    Кто-то считает, что интегрировать психотерапевтические подходы в христианскую жизнь можно, кто-то считает, что – нельзя. Взвешенно и не наугад данный вопрос можно поставить только при наличии картины мира, ведь психологических концепций масса, и некоторые из них противоречат друг другу. В первой части статьи ставит вопрос о стержне, на который христианское сознание могло бы нанизывать знания, имеющее отношение к теме.

  • 8 апреля 2019 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря БРЕШЬ В СТЕНЕ. Некоторые мысли о целостной духовной культуре и выходе из круга патологических состояний (Ч. 2/2)

    Данный текст представляет собой предварительную заметку, написанную в ответ на вопросы о видениях и голосах. Предполагается, что заметка должна быть существенно дополнена.

  • 19 февраля 2019 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря МОЗАИКА ИДЕЙ: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека. Ч. 1

    Данная статья является дополнение к лекциям с одноименным названием, размещенным на сайте Соловецкого монастыря. В первых лекциях цикла «Мозаика идей» разбираются такие явления как трансерфинг реальности, астрология, целительство, расстановки по Хелингеру. Ряд можно продолжать. Идеи, на основании которых существуют указанные учения и практики, стремятся проникнуть в сознание современного человека и перестроить его. Выработать иммунитет к подобно рода идеям помогает навык критического осмысления информации (если нет возможности отстраниться от контакта с сомнительной идеей, человеку важно понимать, на каком основании он отвергает ее, – в этом случае идея теряет своей ореол таинственности и очарования).

    Как данная статья, так и лекции с одноименным названием имеют целью осветить проблему формирования мировоззрения, включающего определенные взгляды на поиск истины и смысла жизни в современном мире. В рамках темы формирования мировоззрения рассматривается специфика получения информации из интернет-ресурсов и способность современного человека к ее критическому осмыслению. Ставится вопрос о средствах и технологиях манипулирования массовым сознанием в интернет-пространстве, деструктивных сектах, СМИ и методах защиты от манипуляции. Делается попытка кратко осветить сущность, показать заблуждения и определить движущие силы современного религиозного синкретизма, религиозных лжеучений эзотерического и гностического толка, языческих концепций Индии, шаманизма, альтернативных теорий происхождения Земли, «подсказанных» НЛО, и альтернативных исторических концепций неоязычников. На многочисленных примерах, взятых из реальных жизненных ситуаций, описываются последствия общения людей с падшими духами, стоящими за религиозными лжеучениями и концепциями.

  • 15 февраля 2019 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря Остаться человеком (жизнь сердца): Офисы, мегаполисы, концлагеря. Часть 3. «Вчувствоваться в ситуацию. Спасаться при многозаботливости».

    Третья часть письменной работы «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» создана на основе цикла лекций с одноименным называнием. Письменная работа, хотя и создана с учетом материала, изложенного в лекциях, но полностью лекций не повторяет. Как в лекциях, так и в письменной работе – в центре – человек, оказавшийся в условиях внешнего воздействия и непростого внутреннего выбора. Адаптация к современным условиям жизни, нередко деморализующим человека, требует от него выработку определенных качеств и умения отличать добро от зла (в данном случае под адаптацией понимается сохранение личности, а не отказ от неё в пользу расчеловечивания). Опыт людей, прошедших через экстремальные обстоятельства, рассмотренный сквозь призму современных условий жизни, дает представление, какие качества необходимы для выживания личности и на каких основаниях совершается отличие добра от зла. Третья часть письменной работы является обоснованием, «развертыванием» двух коротких ответов, приведенных в конце её (последовательность разбираемых вопросов как в данной части, так и в иных частях, отличается от последовательности, имеющейся в лекциях). Тема первого ответа – «Выбор между честным и нечестным», тема второго – «Спасаться при многозаботливости».