Соловецкий листок
  • 19 февраля 2019 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря МОЗАИКА ИДЕЙ: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека. Ч. 1

    Данная статья является дополнение к лекциям с одноименным названием, размещенным на сайте Соловецкого монастыря. В первых лекциях цикла «Мозаика идей» разбираются такие явления как трансерфинг реальности, астрология, целительство, расстановки по Хелингеру. Ряд можно продолжать. Идеи, на основании которых существуют указанные учения и практики, стремятся проникнуть в сознание современного человека и перестроить его. Выработать иммунитет к подобно рода идеям помогает навык критического осмысления информации (если нет возможности отстраниться от контакта с сомнительной идеей, человеку важно понимать, на каком основании он отвергает ее, – в этом случае идея теряет своей ореол таинственности и очарования).

    Как данная статья, так и лекции с одноименным названием имеют целью осветить проблему формирования мировоззрения, включающего определенные взгляды на поиск истины и смысла жизни в современном мире. В рамках темы формирования мировоззрения рассматривается специфика получения информации из интернет-ресурсов и способность современного человека к ее критическому осмыслению. Ставится вопрос о средствах и технологиях манипулирования массовым сознанием в интернет-пространстве, деструктивных сектах, СМИ и методах защиты от манипуляции. Делается попытка кратко осветить сущность, показать заблуждения и определить движущие силы современного религиозного синкретизма, религиозных лжеучений эзотерического и гностического толка, языческих концепций Индии, шаманизма, альтернативных теорий происхождения Земли, «подсказанных» НЛО, и альтернативных исторических концепций неоязычников. На многочисленных примерах, взятых из реальных жизненных ситуаций, описываются последствия общения людей с падшими духами, стоящими за религиозными лжеучениями и концепциями.

  • 15 февраля 2019 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря Остаться человеком (жизнь сердца): Офисы, мегаполисы, концлагеря. Часть 3. «Вчувствоваться в ситуацию. Спасаться при многозаботливости».

    Третья часть письменной работы «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» создана на основе цикла лекций с одноименным называнием. Письменная работа, хотя и создана с учетом материала, изложенного в лекциях, но полностью лекций не повторяет. Как в лекциях, так и в письменной работе – в центре – человек, оказавшийся в условиях внешнего воздействия и непростого внутреннего выбора. Адаптация к современным условиям жизни, нередко деморализующим человека, требует от него выработку определенных качеств и умения отличать добро от зла (в данном случае под адаптацией понимается сохранение личности, а не отказ от неё в пользу расчеловечивания). Опыт людей, прошедших через экстремальные обстоятельства, рассмотренный сквозь призму современных условий жизни, дает представление, какие качества необходимы для выживания личности и на каких основаниях совершается отличие добра от зла. Третья часть письменной работы является обоснованием, «развертыванием» двух коротких ответов, приведенных в конце её (последовательность разбираемых вопросов как в данной части, так и в иных частях, отличается от последовательности, имеющейся в лекциях). Тема первого ответа – «Выбор между честным и нечестным», тема второго – «Спасаться при многозаботливости».

  • 6 февраля 2019 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 3): о преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия

    В третьей части работы «Брешь в стене» разбираются повреждения, вызванные доверием ложной мысли. Среди перечня таких повреждений можно выделить и охваченность паталогическим страхом воздействия извне. Этот страх имеет место быть у некоторых людей, непрестанно размышляющих насчет того, что они окружены разного рода колдунами и недоброжелателями (размышления данного рода не сопровождаются памятью о Христе, пришедшем «разрушить дела дьявола» (1 Ин. 3,8)).

    Человек, охваченный мыслью насчет своей окруженности злом, чуть ли не за каждым явлением как внешней жизни, так и внутренней, видит происки демонов и колдунов. И демоны есть, и колдуны есть. Но человек не понимает, что их воздействие на него обусловлено тем, что он по какой-то причине утратил благодать.

    Акцент страдающему человеку с темы темных сил и колдунов нужно снять. Понимание механизма образования внутреннего страдания, связанного с действием темных сил и колдунов, приводит к следующей мысли. Усилия следует сосредоточить на исполнении заповедей, изложенных в Евангелии. Вследствие деятельного проживания евангельских заповедей, творя добро ради Христа, человек приобщается к действию благодати Святого Духа, и благодать Святого Духа защищает человека от разрушительного воздействия извне.

  • 6 января 2019 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря Остаться человеком (жизнь сердца): Офисы, мегаполисы, концлагеря. Часть 2. Внутренний источник движения

    Данная статья представляется собой некий комментарий к лекциям цикла «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря». В этих лекциях проводились параллели между узником концлагеря и офисным служащим, между узником концлагеря и жителем мегаполиса. Во второй части лекций был сделан акцент на проблемах офисного работника. Была предпринята рассмотреть эти проблемы в русле христианского мировоззрения на основе опыта людей, прошедших через экстремальные обстоятельства (гонения, концлагеря) и выживших не только в качестве биологических объектов, но и качестве личностей, имеющий веру, идеалы и свой путь в истории. В данной статье приводится лишь некоторые мысли, изложенные в лекциях.

  • 25 декабря 2018 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря Преодолеть отчуждение. Часть 2

    Данный материал является аннотацией к циклу лекций Преодолеть отчуждение. Часть 2, где развиваются некоторые темы, поднятые в цикле Преодолеть отчуждение. Часть 1. В частности, – развивается тема депрессии. Лекции начинаются с рассказа одного программиста о себе самом. Он рассказывал, что ему поставили несколько диагнозов: биполярное расстройство, синдром дефицита внимания, депрессия. Три проблемы, означенные в качестве диагнозов, начинают разбираться с привлечением историй других людей, а также – комментариев как светских, так и духовных авторов. Феномены, вошедшие в жизнь программиста, разбираются в лекциях с 1-ой по 5-ую. С 4f начинается разбор некоторых проблем, встречающихся (не всегда и не у всех обязательно) в среде программистов, а также людей, имеющих дело с точными науками и информационными технологиями (к последней категории относятся многие активные пользователи компьютеров и гаджетов).

  • 9 декабря 2018 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни). Ч. 1

    У поклонников казино жизнь стремительна – через несколько лет может наступить крах всего. Игрок весь сосредоточен на игре и ради неё он жертвует всем. Он напоминает дерево, быстро сгорающее вследствие удара в него молнии. В том же направлении (от древесины к пеплу), но медленнее и не с таким эпатажем, двигаются люди менее взбудораженные. Они, не причисляющие себя к аддиктам (то есть зависимым, приверженным страсти), не живут в состоянии пожара. Но внутри сознания многих из них присутствует страстность. Её искра раздувается и начинает свою разрушительную работу: сознание поражается подобно дереву, внутрь которого попал уголек. Оно стоит, кажется красивым и крепким, а потом вдруг падает и из-под лопнувшей коры вываливается изъеденная огнем труха.

    Феномен увлечения сознания яркой эмоцией характерен как для игрока, так и для домохозяйки. Эмоция загорелась, засыпала своими искрами сознание, и человек не может противопоставить этому фейерверку никакого внутреннего ресурса.

    Такое трагическое положение дел характерно не только для людей, пораженных тягой к казино. Игрок увлечен желанием отыграться, а домохозяйка, например, увлечена желанием поругаться. Страсть гнева владеет ею наподобие того, как игроком владеет тяга к зеленому сукну. Игрок знает, что если не остановится, то столкнется с крахом жизни, но, чтобы остановиться – сил в себе не находит. И домохозяйка, привыкшая ворчать и ругаться, знает, что такой образ поведения разрушительно влияет на её жизнь. Знает, но ничего не может с собой поделать. Оба они: и игрок, и домохозяйка, находятся в подчинении страсти.

    И в случае игрока, и в случае домохозяйки речь идет о возбуждении силы, которая по-гречески называется «тимос» (горю, пламенею). Смысл этой силы – помогать человеку в преодолении препятствий, встающих на пути стремления к цели. Внимание игрока устремлено к брошенным кубикам, наблюдение за ними на время игры становится главным делом в жизни. Кто-то из игроков не столько хочется выиграть, сколько отыграться. Что за интерес выиграть еще один миллион, если у тебя их много? А вот отыграться у такого-то господина – эта цель захватывает внимание. Домохозяйка же полностью сосредоточена на непреодолимом желании высказаться, и чтобы реализовать это желание, она готова преодолеть любые препятствия (которые могут быть представлены, например, голосом совести, подсказывающей, что ругать из-за какой-то мелочи любящего тебя человека – это, по крайней, мере неразумно).

  • 27 сентября 2018 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря Горение сердца

    Когда человеку случается испытывать горение сердца, то он ощущает прилив сил, чувство полноты жизни, радость, счастье. За какое бы дело человек ни взялся, оно исполняется легко. Наверное, многие из нас могут сказать, что это чувство им знакомо. Состояние горения сердца испытывают и влюбленные молодожены, и деятели искусства, и те, кто только-только обратился к Богу…

    Но со временем сердечное горение сменяется угасанием. Все становится в тягость. Даже к любимым некогда людям чувствуется безразличие. В начале совместной жизни влюбленным кажется, что им и дня невозможно прожить в разлуке, но спустя какое-то время чувства настолько остывают, что им и смотреть друг на друга становится не под силу. Подобное происходит и в монашеской жизни: вначале Бог является центром всех мыслей и чувств, но с охлаждением в сердце является лень и безразличие ко всему, что еще недавно наполняло сердце огнем. Человек словно теряет свою любовь. Жизнь кажется ему бессмысленной и пустой. Все валится из рук. Вдохновение покидает и человека, занятого творческим трудом. Поток идей, прежде казавшийся бесконечным, иссякает. Все, чем жил человек, теряет для него смысл, ничто его не радует, все он делает через силу.

    Чтобы «реанимировать» свое сердце кто-то начинает искать острых ощущений, кто-то стимулирует горение сердца наркотиками. Но на этих путях человек не только не находит себя, но окончательно теряет. Человек оказывается во мраке.

    Что же делать, чтобы горение сердца вернулось? Как в поисках вдохновения обойтись без наркотиков? Что нужно сделать для того, чтобы дух получил прожигающую силу?

    Данная работа основана на расшифровке бесед с одноименным названием, проходивших в реабилитационном центре «Саперное». Текст по сравнению с записями существенно дополнен. К тексту добавлен раздел «Вместо постскриптума».

  • 6 сентября 2018 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря БРЕШЬ В СТЕНЕ (Ч. 1): Об уврачевании последствий эзотерического опыта и преодолении состояния повреждения сознания

    Данная статья имеет конкретное назначение – помощь человеку, страдающему в результате повреждения сознания. Речь идет не только о тех повреждениях, которые можно описать с помощью языка психиатрических диагнозов. Нарушения бывают разными: навязчивые мысли, ощущение внутреннего дисбаланса, панические атаки, неадекватное восприятие действительности, депрессия, тревожность. Эти и иные феномены могут быть отнесены к условной категории нарушений, сопровождающихся страданиями (старец Фаддей Витовницкий говорил, что признаком неправильной духовной жизни является то, что человеку что-то мешает). Статья была подготовлена с учетом опыта центра св. прав. Иоанна Кронштадтского. Привлечение внимания к материалам, подготовленным центром, является второй задачей данной работы (официальный сайт). В ней акцент, помимо прочего, делается на теме преодоления тех проблем, с которыми сталкивается человек, имевший опыт погружения в эзотерику.

  • 8 июля 2018 г.

    Иеромонах Соловецкого монастыря Подводная часть айсберга (Ч. 1): о соблазне церковного РАСКОЛА

    Данная работа была задумана как некий ответ людям, которые так или иначе, много ли мало, но вняли соблазну церковного РАСКОЛА и впустили его в свое сердце. Кто-то близко к сердцу принял информацию, настигающую читателя словно сеть – рыбу на пространствах интернета. Кто-то сам в реальной своей жизни видел нечто, задевшее его за живое.

    Различными путями соблазн подбирается к человеку, и, соблазнившись, человек разочаровывается в добре. Возникает реальный риск утраты самой веры. Да, кто-то считает, что он имеет право соблазниться, что, впустив соблазн в свое сердце, он правильно реагирует на беззаконие (сейчас не обсуждается – действительное или мнимое). Но допустив в себе такую форму реакции, он открывает для себя возможность попасть в число тех, о ком Священное Писание выражается следующим образом: «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф 24. 12); «Они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Сол 10. 11).

    Да, в этом мире есть зло. Но ведь есть и добро. Если упустить добро из вида и обратиться к мрачным страницам, ежедневно исписываемым людьми, то можно потеряться на перепутьях жизни. Есть художники посредственные, но есть и те, которые создают шедевры. И учимся живописи мы именно у вторых. И наличие посредственных картин, написанных первыми, не отменяет само наличие как изобразительного искусства, так и шедевров, написанных художниками настоящими.