В храмах и часовнях

Храмы Соловецкого монастыря, построенные в XVIXIX веках, были наполнены древними и новыми иконами, находившимися в алтарях, иконостасах, приделах и притворах. Иконное убранство обители постоянно обновлялось: в новых церквах ставились новые иконы, обветшавшие иконостасы старых храмов заменяли современными, при этом чтимые образы помещали в богато украшенные киоты; иногда старинные иконы переносили в скиты и часовни.

Сохранившиеся монастырские описи XVIXIX веков дают полную картину иконного убранства обители. Опись 1570 года позволяет представить, как выглядел тогда интерьер Спасо-Преображенского собора, грандиозного каменного храма, возведенного и украшенного тщанием святого игумена Филиппа. Перед алтарем собора возвышался многоярусный иконостас с иконами в золоченых серебряных окладах. Особенно обильно украшались иконы местного ряда; помимо венцов и окладов к образам подвешивались серебряные гривны-ожерелья с драгоценными камнями и жемчугом, под иконами располагались шитые золотными нитями пелены со святыми изображениями и крестами. Иконы находились в разных местах главного храма и его приделах.

На протяжении XVI века иконостас Спасо-Преображенского собора оставался четырехярусным. В первой трети XVII века появился пятый – праотеческий ряд с иконами ветхозаветных святых, изображенных на двухметровых досках с килевидными завершениями. Иконостас увенчивали херувимы и серафимы – «шестьдесят один образ на дереве резные золочены».

Во второй половине XVII века иконное убранство монастыря отличалось непревзойденным изобилием: в описи 1676 года перечисление икон только одного Спасо-Преображенского собора занимает более ста листов, где названо свыше тысячи образов.

Множество особо чтимых икон помещалось в киотах против клиросов, архимандричьего места, «меж свеч поставных». Вдоль стен и у столпов стояли пяти-семиярусные «притворы киотные» – пристенные иконостасы, заполненные десятками «пядниц» и складней. У столпов стояли большие иконы, окруженные «пядницами».

Большинство местных икон в иконостасах и киотах были обложены новыми серебряными окладами с множеством подвесных золотых и серебряных цат, крестов, образков и панагий с драгоценными камнями и жемчугом. Десятки «пядничных» икон в дорогих окладах являлись вкладами именитых людей и духовных лиц.

В XVIIIXIX веке многие потемневшие старинные иконы перенесли в скиты и часовни; особо чтимые святыни и «достопамятные» вещи поместили в монастырскую ризницу.

После закрытия советской властью монастыря несколько древних икон и драгоценных предметов утвари были похищены. В 1921 году стояли закрытыми шесть храмов с 17 приделами внутри монастыря, десятки скитов на больших и малых островах и более 25 часовен; все они были наполнены иконами, книгами и предметами церковной утвари XVIXIX веков. В монастырской ризнице помимо реликвий и драгоценной утвари хранилось еще несколько сот икон.

Весной 1922 года на Соловки прибыла Архангельская губернская комиссия по учету и изъятию монастырских ценностей и спешно приступила к работе. Для спасения монастырских святынь от безвозвратного исчезновения в сентябре того же года создана экспертная комиссия Главмузея. В ее состав входили: Н.Н. Померанцев, А.В. Лядов, П.Д. Барановский. Благодаря самоотверженной деятельности экспертов все изъятые в Помгол соловецкие святыни были вновь осмотрены. Значительную их часть комиссия передала в Оружейную палату Московского Кремля. Вслед за этим, в сентябре, сотрудники-эксперты Государственного музейного фонда М.П. Мошков и Ф.А. Каликин вывезли в Петроград часть реликвий, хранившихся в ризнице; в их числе – 26 «лучших по письму» икон в драгоценных окладах.

7 июня 1923 года в монастыре произошел пожар, повредивший многие здания и хранившиеся в них иконы. На Соловки была направлена комиссия Центрального отдела музеев. В нее входили: Н.Н. Померанцев, П.Д. Барановский и Е.И. Силин. Комиссии предстояло решить вопрос о дальнейшей судьбе соловецких святынь. Была проведена полная перепись всех соборов и церквей в монастыре и скитах, часовен и хозяйственных помещений. Согласно «Спискам и актам по приемке историко-художественных предметов Соловецкого монастыря», более 400 икон было вывезено в Москву в хранилище Государственного музейного фонда, около 150 – в Архангельский историко-художественный музей. В Москву отбирались большие иконы XVIXVII веков из церквей и часовен, «пядничные» иконы, складни из церквей, ризницы и келейных помещений. В Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль» ныне хранится более 170 икон.