-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
11 июля 2014 г. К чему стремиться молодежи? К вопросу об избрании жизненного пути и образовании
Процесс познания (образование) и творчество связаны с нравственной позицией человека. Нравственность сообщает процессу познания и творчеству такие качества как глубина и цельность. Соответственно, отказ от нравственности выражается в таких последствиях как отсутствие глубины, фрагментарность видения. Отказ от нравственности выражается также в неспособности направить свою жизнь к определенной цели. Ведь понимание цели к человеку приходит вслед за раскрытием способности увидеть целостную картину. Тот, кто прочувствовал свое место в истории, тот, кто увидел нити, связывающие его с окружающим миром, тот способен совершить без колебаний свой собственный выбор.
Способность к самостоятельному, творческому мышлению приобретает не тот, кто в самомнении стремиться ниспровергнуть как можно большее число авторитетов, и даже не тот, кто много знает разных фактов. Эта способность открывается не столько в ответ на волевые усилия человека, сколько в ответ на его нравственную жизнь. Жизнь хаотичная, беспорядочная лишает человека способности цельно видеть мир. А цель образования как раз и состоит в том, чтобы научить человека видеть связи между явлениями и постигать сокровенный смысл того, что стоит за разрозненными фактами.
Людей, обладающих цельным видением, становится все меньше. Многие исследователи, размышляя о какой-то проблеме, начинают перечислять подробности: сколько в такой-то стране того-то и того-то; сколько в таком-то году было того-то и того. Все реже мы сталкиваемся с тем, чтобы кто-то писал о главном, о тех механизмах, которые стоят за процессами, которые привели такую-то страну к метаморфозе в такой-то временной интервал. Понимание внутреннего механизма, заложенного в основу процесса, позволяет сделать выводы относительно будущего. «Освоиться с этою действительностью так, чтобы можно верно предсказывать, что произойдет в ней в том и другом случае»[1], – в этом создатель науки о высшей нервной деятельности – Павлов И.П. – видел цель исследования.
Способность или неспособность человека к цельному видению влияет и на творчество. Было время, когда «Капризы» скрипача Никколо Паганини могли сыграть лишь несколько человек в мире. С тех пор музыкальное образование, если судить по технической его стороне, шагнуло далеко вперед. Теперь у учащихся консерваторий на первый взгляд есть все: продуманная система преподавания, педагоги, фонотеки, нотные библиотеки. Результат развития вроде бы и на лицо – «Капризы» удается исполнить нынче многим. Но, не смотря на все прорывы в области музыкального образования, факт остается фактом – шедевров никто уже не пишет.
Шедевр может создать лишь цельная личность. Свою цельность она вкладывает в свое произведение, и это произведение людьми впоследствии называется шедевром.
Современность утрачивает знание о синтетическом мышлении (не от слова синтетика, а от слова синтез), способном охватить колоссальное количество информации и увидеть в этом море информации смысловые потоки (пример, дающий представление о синтетическом мышлении, – книга отечественного мыслителя Л.А. Тихомирова «Религиозно-философские основы истории»). Такое же угасание наблюдается и в литературе. Кризис, поразивший современный мир, Иван Ильин назвал кризисом «заглохшего сердца»[2]. Любовь исключена из «культурного акта: из науки, из веры, из искусства, из этики, из политики и из воспитания»[3].
Этот кризис и предстоит победить в себе человеку. Этот кризис не побеждается путем изучения принципов анализа, обработки и сортировки информации. Хотя постижение этих принципов чрезвычайно значимо, но все же оно не дает автоматически уму способность мыслить, а сердцу – гореть. Кризис побеждается тогда, когда жизнь выстраивается по нравственным началам. Тогда и сердце реанимируется, и ум получает способность синтезировать знания. А если нравственной основы жизни нет, то человек может лишь транслировать полученную информацию, передавать ее. Но составлять из нее общую картину – это вряд ли.
«Не существует целостной картины» для насмехающихся бездельников. Утверждая это, Антуан де Сент Экзюпери призывает не отягощать «детей мертвым грузом фактов», а обучить «их приемам и способам, которые помогут им постигать». Но главным для мыслителя было «возрастание в человеке человеческого. Честный и верный человек гладко выстругает и доску». «Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия»[5].
Способность видеть цельную картину означает не только способность цельно воспринимать окружающий мир. Человек, видящий цельную картину, адекватно воспринимает и себя. Он трезво оценивает свои силы и сознает себя как частицу, включенную в систему мироздания и в поток истории. Это осознание помогает принять ему верные решения на всех этапах жизни. А если человек не понимает законы мироздания и дух истории, то его движение по жизни приобретает болезненно-мучительный характер. Если еще и нравственность забыта, то он входит в полосу страданий. Повседневной реальностью для него становятся: столкновения с миром, столкновения с окружающими, столкновения с самим собой. И как следствие – разрыв отношений с окружающим миром и внутренний раскол.
Без видения цельной картины, затруднительным становится получение ответов на вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Что мне дальше делать?» А без ответов на эти вопросы многие люди со временем перестают видеть смысл и во внешней своей деятельности. И не смотря на достигнутый внешний материальный успех, огонь в их глазах гаснет. Жизнь начинает казаться бессмысленной, пустой и неинтересной. Да, такой человек может по инерции двигать вперед, брать какие-то высоты. Но ведь важен не только факт того, что ты идешь. Важно то, куда именно ты идешь. Что можно сказать о твоем энергичном беге, если ты бежишь в ту область, где нет для тебя счастья? И если о твоих трудах никто после тебя не вспомнит, то, как назвать твой бег – прогрессом или регрессом?
Научить мыслить, помочь раскрыться, – вот задачи, на которые, по мнению протоиерея Валериана Кречетова, нужно обратить внимание и родителям и педагогам. Если человек научиться мыслить, если он обретет себя, то он найдет свое место в жизни. Если же завалить его знаниями, а мыслить так и не научить, то эти знания не помогут ему.
Само по себе получение знаний еще не является образованием. Образование, как объяснял отец Валериан, состоит из трех элементов:
1) нравственность, воспитание нравственности;
2) умение мыслить и правильно рассуждать (здесь подразумевается наличие способности осмысливать причины возникновения событий: к чему они приводят и как связаны между собой?);
3) знания.
«Первая степень ума – это восприятие окружающего мира, вторая – установление связей явлений этого мира. Сегодня у многих утрачена именно эта связь». Отсутствие умения устанавливать связи приводит к тому, что врачи, например, ставят неправильные диагнозы. Они видят проявления болезни, но не понимают, что происходит в человеке.
Поэтому научить человека правильно мыслить – «это самое главное, пожалуй, после нравственности». Само же знание освоить можно быстро. Вспомним Ломоносова, который был выходцем из деревни. Он «поздно начал учиться, но достиг примерно к пятидесяти годам великой учености»[6].
Стремление научить мыслить отец Валериан отмечал в одном из своих педагогов. Учитель приносил на экзамены учебники для того, чтобы каждый мог ими пользоваться. «Память у всех разная, поэтому для него, - рассказывал священник, – важно было в нас умение правильно, логически мыслить, знать, что к чему, понимать суть»[7].
Редко бывает так, чтобы человек был одарен во всех областях. Пушкин был плохим математиком, но гениальным поэтом. Учитывая это, «нужно не то, чтобы полностью отпускать вожжи, но там, где не дано, поддерживать на плаву, как говорится, а там, где дано, наоборот, стараться его еще больше загрузить, чтобы он начинал мыслить в этом отношении»[8].
И здесь видна задача не только для педагогов, но и для родителей.
[1] См. лекции Павлова И.П., объединенные под общим названием: «Об уме вообще, о русском уме в частности». URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/MIND.HTM
[2] См.: «Мировая пыль» из книги Ивана Ильина «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний».
[3]Там же. См. «Без любви (из письма к сыну)».
[4]См. главу 25 из книги Антуна Де Сент Экзюпери «Цитадель».
[5] См. главу 25 из книги Антуна Де Сент Экзюпери «Цитадель».
[6] Кречетов В., прот. Как жить по вере сегодня в России? - М.о., п. Кратово: Изд. Храма Державной Божией Матери, 2009. С. 51-52.
[7] Там же. С.83.
[8] Там же.
Место: Соловки