-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
7 июля 2016 г. Хула на Святого Духа: кого имел в виду Спаситель, говоря «если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему»
«Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему;
если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем»
(Мф 12. 32)
Бывает, что слова о хуле на Святого Духа являются для некоторых людей камнем преткновения. Каким образом эти слова становятся камнем преткновения?
Есть люди, например, которые находятся под воздействием падших духов. Влияние падших духов на этих людей настолько сильно, что иногда духи подавляют сознание людей и используют их тела как биомашины.
Бывает, что падшие духи устами человека произносят хульные слова на все святое. В такие минуты человек сам не свой, он говорит гадости своим близким, кощунствует, даже – проклинает близких. Такое явление при рассмотрении его с точки зрения психиатрии называется речевым автоматизмом.
С материалами, описывающими явление речевого автоматизма, можно познакомиться в книге «От чего нас хотят спасти НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги» [1]. Книга помимо прочего рассказывает о различных проявлениях деятельности падших духов (демонов), в том числе – о их воздействии на человека. Существа параллельного мира (демоны), воздействуя на соответствующие отделы коры головного мозга, способны иннервировать «язык и гортань человека, заставляя его говорить не своим голосом то, о чем и не подумал бы говорить сам этот человек» [2].
И здесь возникает проблема. После того, как демон устами человека похулил Святого Духа, он может вложить человеку мысль отчаяния. Он может вложить ему такую мысль: «Всё, ты похулил Святого Духа. А в Евангелие написано, что хула на Святого Духа не простится. Значит, и тебе нет прощения».
Чтобы снять разрушительное воздействие такого помысла необходимо сказать, что хула на Святого Духа понимается, как определенное настроение человека. Хула на Святого Духа понимается как такое настроение, которое кардинальным образом препятствует человеку приобщиться к благодати Святого Духа. Здесь можно говорить о состоянии крайнего ожесточения.
Настроение ожесточения станет тем препятствием, которое не даст человеку войти в блаженство Царства Небесного. Для понимания как данного вопроса, так и вообще православного богословия можно всячески рекомендовать к прочтению небольшую брошюрку священномученика Андрея Ухтомского (епископа Уфимского) «О любви Божией на страшном суде». В этой брошюрке, помимо прочего, точно и лаконично разбираются вопрос о хуле на Духа и вопрос о вечных муках.
Некоторые люди неправильно понимают слова Писания о мучении грешников. И потому обвиняют Бога в жестокости. Они считают, что Бог жесток, раз он отправляет грешников в вечную муку. Священномученик Андрей на основании учения Церкви показывает, что Бог есть Любовь и Бог есть всегда Любовь. Мучения грешника проистекают вследствие настроения души самого грешника. Настроения ожесточения является той стеной, которая отделяет его от Бога.
Приблизительно в том же ключе священномученик Андрей объясняет и смысл понятия хулы на Святого Духа [3]. Почему хула на Святого Духа не простится человеку (Мф 12. 31)? Дело здесь не в Божием милосердии, а в том, что грешники ожесточены. Они не принимают Божьего милосердия, сознательно отвергая истину. «Намеренное и, следовательно, ожесточенное противление истине» и называется хулой на Духа Святого. Этот грех уничтожает в ожесточенной душе человека «самое стремление к нравственному совершенству». И так как этот грех неискореним в душе человека, то потому он и называется непростительным.
Священномученик Андрей пишет, что нет людей, которые не могли бы получить у Бога прощение. Та непростительность, о которой говорится в Евангелие от Матфея, является свойством души человека. Речь идет о неисправимости души, находящейся в «ожесточении и противлении истине». Противление истине не является каким-то случайным заблуждением человека. Оно является упорным пребыванием во зле. Вследствие этого пребывания во зле человек отождествляется со злом, ожесточается в своем противлении истине. «Это ожесточение и есть грех против Святого Духа; и оно может довести человека до полного душевного озлобления против добра и истины и полной потери им понимания добра».
Когда люди находятся в подобном состоянии внутреннего ожесточения, они не способны приобщаться к Благодати Божией. Не то чтобы Господь не хотел простить человека, находящегося в таком состоянии. Сам человек не ищет и не хочет этого прощения. Более того, он ожесточенно противится Господу, отвергая саму возможность прощения.
Помимо ожесточения в хуле на Святого Духа можно выделить ещё несколько аспектов: отрицание Истины, упорное неверие, гордость. Бывает так, что гордость не дает человеку смириться. Гордость не дает человеку попросить прощения у Бога. Господь ждёт покаяния и готов миловать, но дело в том, что сам человек не хочет покаяться.
Состояние крайнего ожесточения, горделивого противления Богу и Истине можно прокомментировать с помощью примеров. В этих примерах отчасти описывается психология падшего духа – демона. Но в то же время эти примеры помогают понять и психологическую сторону такого явления, как отказ от покаяния человеком. Известный мыслитель Тихомиров Л.А. полагал, что «человеческая психология» предоставляет нам некоторое объяснение «возможной психологии злого духа» [4]. А раз так, то можно предположить, что справедливо и обратное: психология демона может объяснить психологию человека, находящегося в состоянии ожесточения.
Первый пример взят из книги старца Ефрема Филофейского «Моя жизнь со старцем Иосифом». Помимо прочего старец Ефрем рассказывал в этой книге об одном бесноватом человеке, который пытался противостоять внутреннему злу с помощью Иисусовой молитвы. Однажды юноша спросил отца Ефрема, можно ли ему молиться, чтобы Бог помиловал находящегося внутри у него (то есть у юноши) демона? После того как одержимый юноша проговорил свой вопрос, демон овладел им, поднял в воздух и ударил о землю. Голос юноши изменился. Демон устами юноши [речевой автоматизм, о котором было сказано выше] заговорил: «Какая ещё милость? Никакой милости! Не хочу милости! Нет! Что я сделал, чтобы просить милости? Бог несправедлив! За малый грех, за какую-то гордость Он меня лишил моей славы. Мы не виноваты! Это Он виноват! Пусть Он кается, а не мы! Долой эту милость!» [5]
Свидетелем подобного эпизода был преподобный Антоний Великий. Однажды бес пришёл к преподобному в виде человека и сказал: «помолись Богу, чтобы Он открыл тебе: примет ли Он покаяние от диавола, или отвергнет его?» И преподобный Антоний начал молиться Богу, чтобы Бог открыл ему, «примет ли он покаяние от диавола». Ангел в ответ на молитвы преподобного ответил, что Бог никого не отвергает из тех, кто приходит к Нему.
Бог не отверг бы даже и сатану, если «сатана пришел к Нему с истинным раскаянием». Ангел сказал преподобному ответить на вопрос демона так: «Видишь, как милосерд Господь: Он не отвращает никого, кто приходит к Нему в покаянии, хотя бы и сам сатана пришёл! Он и тебя обещает принять, если только исполнишь ты повеленное от Него». Демону предлагалось стоять три года на одном месте и, обратив лицо на восток, взывать день и ночь: «Боже, помилуй меня – злобу древнюю!» (сто раз), «Боже, помилуй меня – прелесть помраченную!» (сто раз), «Боже, помилуй меня – мерзость запустения!» (также сто раз). Демон не имеет тела, поэтому он не устает [подобно человеку, а потому для него исполнение такой епитимьи было несложным делом].
Когда преподобный Антоний передал эти слова демону, явившемуся в виде человека, то демон громко захохотал. Он сказал преподобному, что у всех находится в большом почете и все со страхом повинуются ему. «Ты вообразил, – сказал он, – что я назову себя мерзостью запустения или прелестью помраченною? Нет, чернец, никогда! <…> Никогда я не променяю своего почетного положения на такое бесчестие!» Сказав это, дьявол с воплем исчез [6].
Отрицание Истины. Данный эпизод помимо прочего является комментарием и к теме противления Истине. Аспект горделивого противление Истине важно отметить при раскрытии сущности такого явления, как хула на Святого Духа. Разбирая данный аспект, священномученик Андрей, опирается на слова святителя Иоанна Златоустого. «Были люди, – пишет святитель Иоанн, – которые изрыгали хулы на Духа», но в последствие эти люди уверовали, и грех этот им был отпущен. Что же тогда означают слова о непрощении? Современники Христа получили познание о Духе из Священного Писания Ветхого Завета. Они могли соблазниться, глядя на Христа, но Дух Святой был им известен. И зная о Духе, они не стыдились «отвергать очевидную истину».
Почему кто-то мог соблазниться, глядя на Христа? Господь наш Иисус Христос пришел на землю как простой человек, Он не имел, где приклонить главы. Он работал плотником. Многие же иудеи того времени ожидали, что Мессия придет как грозный завоеватель, который покорит весь мир. Некоторые люди могли не узнать во Христе Мессию.
Но у каждого человека в глубине души живет понимание, что есть Бог. Каждый человек в глубине своей души понимает, что есть Высшая Правда. И бывает, что кто-то идёт против этой Высшей Правды.
Вот, например, судья. Он знает, кто виновный, а кто – невиновный. Но ради выгоды он оправдывает виновного и осуждает невиновного. Совершая такой поступок, он понимает, что идёт против Высшего Закона и Высшей Правды.
У каждого человека есть совесть. Не все люди обладают истинным знанием о Боге. Но личная совесть каждому что-то подсказывает, она говорит о существовании Высшей Правды. И, бывает, что кто-то идёт против своей совести.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечает, что Бог начертал «на сердцах всех людей закон совести, и она доселе у всех людей добро награждает, а зло наказывает» [7]. Эти слова созвучны тому, что написано в послании святого апостола Павла к римлянам. Во второй главе послания апостол упоминает о язычниках, не имеющих закона, данного в Откровении. Что показывают эти люди, если они «по природе» делают те дела, которые описаны в законе? «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим 2. 13–15).
Это послание было подробно разобрано святителем Феофаном Затворником. Объясняя слова апостола, святитель Феофан помимо прочего касался и вопроса о посмертном воздаянии. Язычники, «не по писанному закону будут осуждены на вечное мучение». Они будут судимы по «дару распознавать доброе и злое», который является даром врожденным (здесь святителя Феофан ссылается на блаженного Феодорита). Они будут осуждены за то, что не следовали закону, который написан в их сердце. Участь человека зависит от верности или неверности тому закону, который он считает для себя обязательным [8].
Упорное неверие. Ещё одним аспектом хулы на Святого Духа, как было отмечено выше, является упорное неверие. Темы хулы на Святого Духа касался в своих беседах с духовными чадами преподобный Варсонофий Оптинский. Он считал, что хулой на Духа Святого «считается упорное неверие и отрицание бытия Божиего». Перед глазами человека могут совершаться чудеса, неопровержимо доказывающие существование Бога. Но человек всё равно отрицает бытие Божие, несмотря на эти чудеса [9].
Гордость. Преподобный Варсонофий в своих беседах нередко упоминал о личности писателя Льва Толстого. Толстой считал, что понимал христианство лучше, чем даже сами апостолы. Он написал своё евангелие. О своём сочинении Толстой разговаривал как-то с преподобным Амвросием Оптинским. И когда писатель ушёл от старца, старец сказал про него только: «Горд он!» [10]
Как известно, Лев Толстой перед своей смертью не воссоединился с Церковью. Что так и произойдет, предвидел святой праведный Иоанн Кронштадтский. У него спросили, покается ли Лев Толстой? И святой праведный отец Иоанн ответил: нет не покается, потому что он похулил Духа Святого [11]. В свете сказанного выше такой ответ видится вполне понятным.
Понимание сущности такого явления как хула на Святого Духа позволяется прийти к очень важным и актуальным для многих людей мыслям. Бывает, что люди по действию дьявольскому, не владея собой, извергают проклятия на Бога. Бывает, что человек проклинает Бога в результате ропота (что-то не получилось), вследствие утраты (смерть близких, например). А также – в состоянии помрачения ума.
Бывает, что после происшедшего такими людьми овладевает состояние подавленности. Когда человек придёт в себя, падший дух начнет приносить ему помыслы отчаяния. А за ними – мысли о самоубийстве. Падший дух вкладывает в ум человека такие внушения: «Всё, ты похулил Бога, тебе нет прощения».
Надо понимать, что прощение есть. Стоит только поискать его. Подойдя к концу ответа, мы уже понимаем, в чем состоит феномен «непрощения». Нет такого, чтобы Господь отказывался простить кающегося. Сам человек, отказываясь просить прощения у Бога, запирается в своем горделивом противление Истине. Он не ищет прощения – и потому не получает его.
Господь в Евангелии сказал, что ищущий находит, и толкающему открывают (Мф 7. 7). Пример такой неотступности виден в покаянных воззваниях преподобного Ефрема Сирина. «Ударяю, – взывает он, – в дверь милосердия Твоего, Господи, да отверзется она мне. Не престаю умолять, чтоб получить просимое, и неотступно домогаюсь помилования» [12].
Пример обратный дается в произведении В. Соловьева «Краткая повесть об антихристе» (полное название: «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристие и с приложениями»). В этом примере сфокусированы темы, о которых шла речь: горделивое отвержения Истины и Бога, нежелание примириться с Богом через покаяние.
Персонаж повести, опознанный по мере развития сюжета как антихрист, первое время своей жизни ещё испытывал уважение к Богу. Но это уважение было холодным. Себя же он считал в какой-то мере выше Христа. Себя он видел гением, благодетелем человечества. Вот как он считал: «Toт Xpиcтoc – мoй пpeдтeчa, Eгo пpизвaниe былo – пpeдвapить и пoдгoтoвить мoe явление».
Но однажды его пронзила мысль: «A ecли? A вдpyг нe я, a тот… галилеянин…[так некоторые люди называли Христа [13]] Ho вeдь тoгдa oн дoлжeн быть жив… Гдe жe Oн?.. Bдpyг Oн пpидёт кo мне… ceйчac, сюда… Чтo я cкaжy Eмy? Beдь я дoлжeн бyдy cклoнитьcя пepeд Hим». «Я, cвeтлый гeний, cвepxчeлoвeк. Heт, никoгдa!» И тут в нём зародился и стал расти ужас, а потом – зависть и яростная, захватывающая дух, ненависть. «Я, я, a нe Oн! Heт Eгo в живыx, нeт и нe бyдeт. He вocкpec, нe вocкpec, нe вocкpec!»
Он выскочил из дома и побежал по скалистной тропинке. Ярость сменилась отчаянием. Тоска сдавила его сердце. Bдpyг в нём чтo-тo шeвeльнулось. «Пoзвaть Eгo, cпpocить, чтo мнe дeлaть?» И cpeди тeмнoты eмy пpeдcтaвилcя кpoткий и гpycтный oбpaз. «Он мeня жалеет… Heт, никoгдa! He вocкpec, нe вocкpec!» – И oн бpocилcя c oбpывa.
От такого помрачения ума да избавит нас Господь! Что нужно делать, чтобы такое состояние не накрыло наш ум словно колпак? Из того множества мыслей, которые можно было бы привести в качестве ответа на данный вопрос, будет указано лишь на несколько. Нужно и в ежедневном своем быту и во всех мелочах жизни настолько, насколько это возможно, не поступать против совести. Если мы понимаем, что делать вот так и вот так – это значит поступать против совести, то следует подумать, как изменить своё поведение. А если мы понимаем, что поступать таким-то вот образом – значит поступать в согласии с Истиной, следует стараться держаться открывшегося нам знания. И если удается достичь на этом поприще каких-то успехов, то не приписывать успеха себе. Уходя от тщеславных мыслей, кто-то говорит себе: «Не мне, Господи, но – имени Твоему» (примененные к частному случаю слова псалма 113; «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (стих 9)). Если же человек будет акцентирвать внимание на своих достижения (подлинных или мнимых), то не замедлит прийти к нему и помысел гордыни.
Этот помысел внушает человеку: ты не такой, как все. Такой помысел искушает людей, ставших совершенными и безупречными по жизни. Что будет, если человек поверит этому внушению и примет эту мысль близко к сердцу? В нём родится уверенность, что он «добился всего этого собственными силами». Такому человеку и Сам Бог не нужен [14].
Гордость меняет и людей, и ангелов. Возгордившись, светлый ангел Денница стал тем, кто человечеству известен под именем Сатаны. О истории его падения рассказывает священномученик Алескандр (Миропольский) в своей книге «Любовь – сущность христианства», в главе «Отпадение Денницы и Ангелов от Божественной жизни в самолюбие» (о внутреннем состоянии ангелов, ставших демонами, было сказано выше).
Сведения о психологии падшего духа, которые сообщили святые отцы, дают представление о том, что является хулой на Святого Духа. «Хула на Духа Святого, пишет митрополит Вениамин (Пушкарь), – это сознательное, ожесточенное противление воле Божией, это сатанинское, гордое состояние человеческой души, не принимающей правды Божией» [15].
Состояние отпадения от Бога в противление Ему, бывает, что зарождается в человеке постепенно. В уме зреют помыслы, а со временем они начинают вызывать различные тяжкие состояния, вплоть до ропота и богопротивления.
Если чувствуем, что различные недобрые помыслы опутывают нас, лишая душевного мира, поспешим попросить у Господа прощения. Кто-то в такие минуты просит мысленно прощения за то, что в душе происходит такое. Если будем стараться укорять себя и смиряться, то помыслы не запутаются в клубок, который начнет перекрывать нам «духовных кислород» [16]. Если мы всё же проявили невнимание и дали помыслам запутаться, то постараемся открыть свою духовную язву опытному священнику.
Следует стараться не доводить себя до состоянии, когда помыслы запутываются в тугой клубок. Если есть духовный отец, то желательно обговаривать с ним тревожные помыслы при их появлении (как именно обговаривать? – ответ на этот вопрос предполагает множество нюансов, здесь же даётся суть). Тогда помыслы не будут накапливаться.
Когда тревожные помыслы накапливаются, они становятся тяжкой ношей для человека. Они, как было сказано, имеют свойство переплетаться между собой. Так бывает и на дорогах с автобилями. На перекрестке две машины пытаются разъехаться, их «заклинивает». Сзади в это время «подпирают» другие экипажи. Несколько минут – и полноценная пробка готова. С опытным регулировщиком здесь можно сравнить опытного духовника. Если у духовника есть опыт, он может «разобрать» помыслы: с этим подожди, этого делать не советую и т.д. Если опытного священника рядом с нами нет, то на исповеди покаемся в своем состоянии (ропоте, например). И благодать, действующая в Таинстве исповеди, может умиротворить страждующее и мятущееся сердце. На этот счет можно прочитать главу из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству», которая называется «О необходимости мужества при искушениях». Некоторые мысли по данной теме изложены с цикле бесед «В СИСТЕМЕ («Волшебная лампа Алладина»): о проваливании в замкнутое кольцо из ложных помыслов и перевернутых понятий». Когда человек находится «в системе», он не может адекватно оценить происходящее с ним. Он всё понимает «шиворот-навыворот». Ему кажется, что его внутренний мир рухнул. Он говорит: «Всё кончено», «Всё бессмысленно». Бог кажется ему немилосердным и жестоким. Бывает, что находясь в состоянии помрачения сознания, человек изрыгает проклятия. А после – отчаивается.
Если человек, находясь в состоянии помрачения ума, произнес проклятие, то пусть он не отчаивается. В этом случае следует подойти на исповеди к священнику и попросить, чтобы священник прочитал молитву «О дерзостно кленущихся» [17] (читается над теми, кто произнес проклятие).
Напоследок можно привести мысль одного миссионера, который имел дело с многими людьми, поврежденными в результате занятий оккультизмом. Некоторые из них, как было сказано выше, будучи не в себе, изрыгали проклятия. А после отчаивались. Им казалось, что Бог их не простит.
В ответ на это смущение миссионер говорил следующее. Когда Господь наш Иисус Христос произнес слова о непрощении за хулу на Святого Духа? Когда люди, видя чудеса, совершенные Господом, говорили, что они якобы совершаются не силой Божией, а силой веельзевула (князя бесовского). В этих словах проявлялось неверие людей.
То, что совершал Господь тогда, и по сей день совершается в Церкви. В Церкви человек во время исповеди ощущает, как тяжкий груз помыслов и переживаний падает с его сердца. Он ощущает всем своим существом, что Господь простил его. Но если человек не верит в возможность прощения, то он и не исповедуется. И, следовательно, не получает прощения.
На этот счет можно привести один эпизод из книги «”Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни». В главе «Несколько слов о военнослужащих и их душевных травмах» рассказывается о встрече священника с ветераном одной из современных войн. Ветеран тяжко страдал, вспоминая войну. Он не мог освободиться от мучительных воспоминаний. Чтобы как-то заглушить внутреннюю боль, он стал пить. Священник предложил ветерану поисповедоваться. Храм был недалеко. И священник был готов уделить ветерану столько времени, сколько потребовалось бы. Но тот рассмеялся в ответ на такое предложение. Он сказал, что не верит в исповедь.
Он не искал прощения и потому не получил его. Он не раскаивался и потому камень так и не спал с его сердца. Если человек не раскаивается в своем грехе, то этот грех и не прощается. «Нет греха непростительного – кроме греха нераскаянного» [18], – в этих словах преподобного Исаака Сирина содержится квинтэссенция мысли миссионера.
Если есть покаяние, то каким бы тяжким не был грех, человек может надеяться на примирение с Богом. Ведь Сам Господь сказал через пророка Иезекииля: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11).
PS. К теме хулы на Святого Духа примыкает тема хульных помыслов. Что такое хульные помыслы? Ум человека начинает затопляться гнусными ругательными мыслями по поводу Христа и Божией Матери. Причем, сам человек хочет любить Христа и Его Пречистую Матерь и вовсе не хочет думать о Них плохо. На данную тему см. ответ «Хульные помыслы» на «Пастырской страничке» сайта Соловецкого монастыря в разделе «Ответы пастыря».
PSS. Появление на сайте Соловецкого монастыря записей бесед «В СИСТЕМЕ («Волшебная лампа Алладина»)ожидается в июле-августе 2016 года.
[1] URL: http://igumen-n.logoslovo.ru/book.php?page=0
[2] Глава «Для чего экстрасенсу быть “православным”?» [он одевает маску православного человека, чтобы вводить в заблуждение людей – волк в овечьей шкуре].
[3] Андрей (кн. Ухтомский), епископ Уфимский, свмч. О любви Божией на страшном Суде Христовом.4-е издание. СПб: Изд-во «Воскресение», 2014. С. 24–26.
[4] См. «Эволюционные потенции идеи язычества» из книги Л.А. Тихомирова «Религиозно-Философские основы Истории».
[5] См. главу 23 из книги старца Ефрема Филофейского «Моя жизнь со старцем Иосифом».
[6] URL: http://www.librarium.orthodoxy.ru
[7] Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. М.: Дар, 2007. С. 62.
[8] Толкование на главу 2, стихи 11, 12, 14, 15 // Послание святого Апостола Павла к Римлянам истолкованное святителем Феофаном
[9] См. раздел «Беседы старца с духовными чадами», запись беседы от 15 июня 1909 г. из книги «Преподобный Варсонофий Оптинский. Духовное наследие».
[10] Там же. См. запись беседы от 6 января 1913 г.
[11] Электронная версия ежемесячного православного издания. Вопросы к священнику. «Что такое хула на Духа Святого?»
[12] Псалтирь или богомысленные размышления, извлеченные из творений святого отца нашего Ефрема Сирианина и расположенные по порядку Псалмов Давидовых, статья 9.
[13] Например: «Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он [Христос] Галилеянин?» (Лк 23. 6).
[14] Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Тоска, уныние, депрессия: Духовное учение Евагрия Понтийского об акедии / Пер. с франц. свящ. Димитрия Сизоненко. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 125.
[15] См. «Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев» из книги митрополита Вениамина (Пушкарь) «Священная Библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет».
[16] «Духовный кислород» – выражение преподобного Паисия Святорца.
[17] «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, иже человеческаго естества удобоемлемое и немощное ведый, и яже предприятий наших помышления яве познаваяй, от дезости нам бываемыя мысли, незлобивый сый презрети сподоби, и привзятием клятвы содержимыя прости: Ты бо веси тайная сердец наших: молимтися убо, прощение имже и нам Твоея ради неизреченныя благости подаждь. Яко благословися Твое имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь» [Большой требник].
[18] См. слово 2 из книги преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические».