Соловецкий листок

Иеромонах Соловецкого монастыря Можно ли заниматься йогой только как физическими упражнениями и не получить от этого духовного вреда?

4 мая 2017 г.

Более подробно мысли по этой теме изложены в беседах, которые можно найти на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка» (Беседы о проблемах личности), «Восточный цикл». В настоящем ответе использованы расшифровки некоторых бесед цикла с небольшими дополнениями.

Одна женщина поделилась своими впечатлениями о занятиях йогой. Два года назад, когда она только начинала посещать занятия по йоге, она рассказывала, что если ее что-то смущало, например, музыка с пением мантр, возжигание курительных палочек и прочее – она тут же просила это прервать. Говорила, что она занимается только физическими упражнениями и все контролирует. Сейчас, спустя два года, она не отказывается от своих слов, также говорит лишь о физических занятиях, о том, что все контролирует, но уже допускает, например, пение мантр в своем присутствии.

По мысли нейрофизиолога А.А. Ухтомского, создателя учения о доминанте, действует такой закон: если человек начинает фиксировать свое внимание на определенной области, то под воздействием различных объективных и субъективных факторов со временем внимание к этой области у человека усиливается и закрепляется; сфера интересов, которая прежде мало увлекала человека, начинает доминировать, образуя стойкий очаг нервного возбуждения (доминанту); прочие приходящие в центры возбуждения сигналы при этом только усиливают возбуждение в очаге. «Общий колорит, под которым рисуются нам мир и люди, в чрезвычайной степени определяется тем, каковы наши доминанты и каковы мы сами»[1] (ср. «каковы наши мысли, такова и наша жизнь» – архим. Фаддей Витовницкий).

Одним из ключевых в теории о доминанте является утверждение о постоянном развитии доминанты. Остановиться на одном рубеже – фикция. Ум человека пребывает в непрестанном движении («ум наш приснодвижим» – блж. Феофилакт Болгарский). Невозможно остановить мыслительный процесс, он будет двигаться в заданном ему направлении.

Ученый отмечает и склонность человека подводить под свою доминанту определенную философию. То есть, чтобы дать развиться доминанте человек выискивает или толкует (зачастую превратно) факты таким образом, чтобы подпитать очаг нервного возбуждения. А.А. Ухтомский приводит мысль о том, что крайне бедственно, когда исследователь свое положение выводит не из глубокого и вдумчивого анализа многих фактов, а из своей искусственно сконструированной интеллектуальной теоремы.

Противостоять этому процессу очень сложно. К этому способна только личность, обладающая устойчивой системой мировоззрения, способная отказаться от излюбленной доктрины, если убедится в её неправоте.

Существует так называемая «доминанта юности», которую очень тяжело в себе воспитывать. Это, можно сказать, доминанта честного ученого, одно из качеств которого – открытость истине. Это огромный крест для любого исследователя, для ученого, поскольку подразумевает большие жертвы. То есть, когда ученый, уже придя в результате проведенного исследования к какому-то выводу, ставит этот вывод под сомнение ввиду появления новых обстоятельств, фактов. На это не каждый решится. Доминанта юности предполагает способность человека отказаться от своих абстракций ради действительности, которая ему открылась.

Думается, что правильный подход к жизни предполагает наличие системности: обозревая какое-либо явление, мы должны рассмотреть его в контексте многих других явлений, смежных с ним. Потому что, если убрать контекст как мерило правильности совершаемого поступка, процесс принятия решения переходит в эмоциональную плоскость.

Конструктивное критичное восприятие современной действительности свойственно далеко не каждому. Поэтому многие люди, не успевая или не желая критически оценивать окружающие явления, с готовностью, без рассуждения, потребляют предлагаемые или навязываемые им взгляды. Например, ассоциативная связь между позой для медитации и состоянием внутренней гармонии, душевного спокойствия, которое человек якобы получает благодаря занятиям. У неискушенного человека, вероятнее всего, этот растиражированный образ не вызовет чувства отторжения, скорее – интерес к возможности легкого решения накопившихся проблем.

В связи с этим становится понятным, что может произойти, скажем, с простым подростком, который придет в секцию восточной направленности. А если добавить, что он попадет к опытному тренеру, то последствия становятся очевидными.

Тренер может и не призывать открыто к каким-то практикам. Например, один тренер в конце занятия предлагал практикующим «просто посидеть 5 минут». Участники занятия принимали команду «просто посидеть» один за одним. К тому же, когда другие вокруг сидят, то человек, желая избежать смущения, вероятнее всего, присоединится. Так, известно, что все, кто регулярно посещал занятия тренера, о котором идет речь, впоследствии стали буддистами.

Приведем еще один случай. Одна женщина рассказывала, что еще во времена СССР занималась йогой. Занятия вел кришнаит. Не было разговоров про мантры и прочее, вроде бы просто занимались физическими упражнениями. Но потом как-то тренер поехал на съезд кришнаитов и пригласил с собой несколько учеников. Они вернулись со съезда уже с цветочными ожерельями на шее. Все они стали кришнаитами. Случившееся так испугало рассказчицу, что она тут же покинула секцию.

Кто-то, возможно, женщина, история которой стала поводом для настоящего размышления, возразит, сказав, что, посещая секции восточной направленности, «все контролирует» и придерживается подхода к таким занятиям, как к чисто физическим упражнениям.

Попытаемся выяснить, возможно ли заниматься йогой только как физическими упражнениями и не вовлечься?

Митрополит Сергий говорил, что любую систему – интеллектуальную, богословскую – можно проверить ссылкой на реальную жизнь[2]. Как бы ловко построения интеллектуального мыслителя не были бы пристроены друг к другу, но они разрушаются только одной невозможностью сослаться на реальную жизнь. Или реальный пример разбивает всю теорию. Для установления истины необходимы факты из реальной жизни. Это фундаментальный принцип, на котором будет основано дальнейшее рассуждение.

В одном документальном фильме показано, как известному гуру йоги сказали о том, что в Европе есть люди, которые занимаются йогой только ради физкультуры. В ответ на это он засмеялся и сказал, что это не мешает йоге делать свое дело.

Один востоковед и специалист по рукопашному бою заявил, что каты в восточных единоборствах никакой смысловой нагрузки не несут. Другие же специалисты в этой области возразили, сказав, что каты способствуют активизации связи между внутренним и внешним, к пробуждению некой активности в человеке, которая не относится к физической сфере.

Стоит сказать несколько слов о принципе восполнения. Некоторые боевые искусства были созданы на основе восточной философии (возможно, языческой, магической). Впоследствии, перейдя в Европу, или к нам, в Россию, – сама боевая техника была оторвана от своих привычных языческих корней. Но человек, который прежде только воспроизводил технику, со временем начинал приходить и к этой языческой философии, на основе которой была создана техника. Невозможно просто выполнять какие-то приемы: рано или поздно появится желание узнать, в связи с чем и с какой целью они были выработаны.

Приведем историю одного монаха, который, еще живя в миру, до пострига, долгое время занимался освоением техники бесконтактного боя. Параллельно он глубоко погрузился в изучение анатомии человека. Его знания позволили ему усомниться в том, что йогические трактаты адекватно описывают модель человеческого тела. Это заставило его поставить под сомнение и другие постулаты йоги. Со временем он задумался об источнике энергии, которая в ходу в осваиваемой им технике. Тогда этот человек оставил занятия и перешел в православие. Но он не избежал того, что называется «оккультным синдромом» (понятие используется в работах игумена Анатолия (Берестова)).

Отец Анатолий описывает это явление в динамике: вначале всегда отмечается всплеск энергии, проявляется колоссальная сила, затем следует срыв, который характеризуется суицидальными мыслями, навязчивыми, тягостными помыслами различного характера, от которых человеку не удается избавиться, появляется ощущение подключенности к какому-то насосу, который тянет из человека энергию. К прочим неприятным моментам добавляется и возвращение прежних проблем.

Как отмечает о. Анатолий, он не раз сталкивался с похожей картиной болезни у людей, соприкасавшихся с оккультным миром. Известно множество примеров, свидетельствующих о том, что все, кто лечился у экстрасенсов или по методике Рейки, через 10-15 лет становились глубоко больными людьми, как правило, с полностью разрушенной психикой и отсутствием понимания, что с собой делать.

Есть наблюдения, подтверждающие, что люди, которые вплотную погружаются в оккультную область, начинают со временем страдать. Вышеупомянутый инструктор по бесконтактному бою потерял все. Можно сказать, что из состояния «супермена» он перешел в состояние полного инвалида. Появились ужасные проблемы со спиной, которые не диагностировались и не поддавались медикаментозному лечению. Это довольно частая картина.

Кстати, он рассказывал, что в его родном городе кришнаиты вербуют людей через йога-центры. На занятиях могут и не звучать призывы читать мантры. Бывший инструктор употребил такую аналогию. Мастер может научить ученика поднимать штангу, даже и не показывая ему её. Два года мастер будет давать упражнения, которые могут неподготовленному человеку казаться разрозненными и не связанными в единую систему. А потом через два года мастер впервые подведет ученика к штанге и скажет: «Подними». И тот поднимет.

Подобным образом дела обстоят и с занятиями йогой, которая изначально нацелена на достижения результатов нематериального плана. И цели, заложенные в упражнения йоги, будут реализовываться по мере их выполнения. Цели будут реализовываться, потому что их коды встроены в психофизику упражнений.

О целях – совсем кратко и не погружаясь в философию можно сказать следующее. Человек с точки зрения школы санхия (йога) должен быть освобожден (от чего именно – человеку европейского склада ума понять сложно; если совсем кратко – от бытия, потому что бытие с точки зрения Индии уже есть несовершенство и зло[3]). Важнейшим элементом в концепции освобождения является процесс осознание своего атмана. По одним трактовкам – атман – часть Брахмана, по другим – сам Брахман. Йогин должен вычленить атман – духовное начало из своего телесного состава, что совершается через (грубо говоря) отбрасывание того самого телесного состава. Но чтобы отбросить тело, им нужно вначале овладеть. Вы не можете остановить сердце, если вначале не научитесь им управлять. Соответственно, овладевание телом, подчинение тела – лишь начальный этап пути йогина. Его цель – вовсе не обретение здоровья.

Можно ли полагать, что упражнения, характерные для данного промежуточного этапа, не включали бы в себя того, что приближает человека к цели конечной? Не будет ли такое предположение наивным? Конечные цели словно «вшиты» в упражнения. И, совершая их, человек со временем начинает чувствовать с себе пробуждение «иного». И это «иное» начинает постепенно захватывать сознание человека. Комментируют сказанное строки из письма одной девушки. Она писала, что ее коллеги по работе живо обсуждали тему прослушивания мантр при поездках на машине. «Прислушиваются к каким-то необычным ощущениям внутри. Говорили, что, когда поют мантры, что-то начинает подниматься в теле снизу вверх».

Кто-то изменения в восприятия тела и своего сознания будет объяснять с позиции учения школы санхия (йога). Когда просыпается энергия кундалини («мистическая сила, находящаяся на уровне половых органов») йогин, поднимая ее по шушумне («мистическая вена, которая идет параллельно позвоночному столбу»), должен, как он считает, очистить ее. Йогин стремится поднять ее до самого высокого уровня – Сахасара (йогин считает, что этот уровень находится на макушке). Предполагается, что при достижении данного уровня совершается выход за пределы материального тела. Согласно школе санхия при таком положении дел Атман и Брахман становится одним (человек и Бог становится одним). Такова схема йоги.

Но что можно увидеть, если на цели йогина посмотреть с позиций христианской картины мира? Можно увидеть человека, который добровольно соглашается на захват своей личности «иным».

На этот счет в часто цитируемой книге иеромонаха Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего» есть такие слова: «Человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, – уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается». Цель приемов йоги состоит в том, что раскрепостить человека, сделать его восприимчивым к определенными идеям и впечатлениям. На практике реализация данных целей приводит к тому, что человек становится более податливым, «восприимчивым к импульсам» (но каким?). Такое состояние отец Серафим описывает как «готовность быть «восхищенным» некиим духом».

Вследствие реализации указанных положений человек сталкивается с тем, что называется эффектом «хобота». К человеку словно присасывается «хобот» и начинает выкачивать из него жизненные силы. Человек спит, ест, но сил не прибавляется. Кто-то утверждает, что «просто» занимаясь йогой, он с такими последствиями не столкнется. Такое утверждение напоминает ответ ребенка, который в ответ на предостережение родителей: «надень шапку – заболеешь!», заявляет уверенно: «да не заболею!».

Осмыслить механику эффекта «хобота» с позиций христианской картины мира можно, прочитав работу святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о чувственном и о духовном видении духов». Работа небольшая по объему, но очень емкая по смыслу.

Кстати, эта книга помогла Нине Красновой, бывшему биоэнерготерапевту, найти ответы на некоторые свои вопросы. На определенном жизненном этапе Нина, вследствие занятия энергетическими практиками, столкнулась с глубочайшим жизненным кризисом. Ее рассказ о поиске выхода из создавшегося положения (в итоге она приняла Православие) приводится в книге протоиерея Михаила Овчинникова «Терновый венец болезни. Опыт преодоления рака» в отдельной главе «Исповедь колдуньи».

Итак, святитель Игнатий, основываясь на данных Священного Писания, пишет, что первые люди – Адам и Ева – жили в Раю в непосредственном общении с Богом. Рай понимается не только как физическое место неизъяснимой красоты, он и как мысленное интеллектуальное состояние. То есть, в том состоянии до грехопадения (как считают святые отцы, и предание церкви об этом говорит) наше тело было иным: оно было более тонким, более совершенным. К этому сейчас приходят и те, кто серьезно погрузился в изучение медицины.

Итак, тело было более совершенно и способно к непосредственному общению с невидимым миром. Когда человек пал, совершив предательство по отношению к Богу, то он стал неспособен жить в этой вечности.

Изгнание Адама и Евы из Рая не является следствием гнева Господа, ведь Господь не гневается, как человек. По слову Антония Великого, сказать, что Господь гневается на грешников – равносильно тому, чтобы сказать, что солнце скрывает свой свет от слепых. Изгнание стало не наказанием, а проявлением милосердия к человеку, ведь вечное пребывание в Раю в том падшем состоянии стало бы для него вечной трагедией.

Поэтому человек ниспал на землю, в физический мир. И коль скоро человек выбрал путь лжи и греха, он стал неспособен к прямому общению с Богом и ангельским миром. Тогда открытым для него стал только мир демонический. А чтобы эти духи нас окончательно не развратили, Господь закрыл нас от них нашим телом, иначе бы мы постоянно ощущали демоническое присутствие.

То есть, тело выполняет функцию защиты. Как, например, ребенок до какого-то времени находится под опекой родителей и учебного заведения. Это дает ему возможность формироваться, чтобы в нужный момент сделать самостоятельный выбор в реальной жизни. Если человек выходит в самостоятельную жизнь, не сформировав своих способностей, есть большая вероятность того, что он погибнет.

Старец Фаддей Витовницкий говорит: «Пока душа находится в теле, она под защитой, а когда покинет тело – совершенно беззащитна, нагая и слабая, словно улитка без домика»[4]. Когда мы покидаем тело, то оказываемся в вечной жизни, в духовном мире, у которого свои законы. Пока мы живем в теле, мы должны к этому духовному миру каким-то образом подготовиться, приобрести состояние мира в душе, а тело в этом нам активно помогает. Если этот порядок вещей человек нарушает и самонадеянно, из любопытства раскрывает ту шторку, которая была опущена для его же блага и защищала его от духовного мира, то он открывает себя для любого воздействия.

Например, если по рекламной подписке вы получаете уведомление о том, что вы выиграли приз, то, уходя каждый день на работу, вряд ли вы будете оставлять дверь своего дома открытой, рассчитывая на то, что вам доставят ваш приз. Поэтому христианский путь – строго анализировать, взвешивать и испытывать все, что исходит из духовного мира: относится ли это явление духовного мира к истине или нет.

Йогический же путь ломает эту перегородку в человеке, ожидающем, что в его жизнь войдет Истина. Но человек открывается для любого влияния из этого мира, зачастую не осознавая этого вполне. Делая первые шаги в этом направлении, то есть, выполняя «чисто физические» упражнения, человек как бы показывает свое намерение, свое расположение, и тем самым «отдает ключи от своей квартиры».

Как говорится, незнание закона от ответственности не освобождает. Поначалу человек может даже не понимать, что в этом духовном мире происходит, и какие существа его населяют. И против тех сил, которые потом проникают в человека из этого мира, никакой преграды он поставить не может. В человеке открывается коридор не только «туда», поэтому, что хотят, то с ним и делают. И если говорить про «синдром насоса», то у многих из тех, кто занимался определенными практиками, этот «коридор» открывается, и ничего с этими последствиями они поделать не могут. И только в церкви, в чине отречения, этот шлюз закрывается.

Можно даже привести пример из фильма «Восставшие из ада». Сюжет этого фильма в том, что человек находит шкатулку, которая своему владельцу обещает какие-то немыслимые наслаждения. Эта шкатулка открывает вход в демонический мир, мир ада, и оттуда к герою приходят синобиты. А для синобитов удовольствие – это садистские, изощренные пытки. Таким образом, то, что герою было обещано, он получал сполна.

Нечто подобное происходит и в духовном мире: когда человек легкомысленно, самонадеянно туда влезает, он порабощается.

Не должно смущать, что, на первый взгляд, на начальном этапе происходят какие-то всплески положительных эмоций.

Мир демонический – это мир жесткой иерархии, подчиненный своим богоборческим целям. Это не как в кино, когда летают какие-то сущности непонятные. Известно, что для достижения определенной цели можно до времени закрывать глаза на какие-то вещи. К примеру, если человек – осведомитель, то, пока он полезен, его не трогают и ему многое позволено.

Можно привести такую аналогию: когда существовало обновленческое движение, оно определенным образом помогало советской власти бороться с православной Церковью. Но когда ситуация переменилась, и власти поняли в 1941 году, что Церковь помогает в борьбе с фашизмом, действия против православной Церкви были пресечены. Известно, что полковник Карпов, который курировал вопросы Церкви, подал Сталину докладную записку, в которой значилось примерно следующее: «Обновленческое движение стало выдыхаться и рассыпаться, полагаю целесообразным не препятствовать процессу его распада». Резолюция Сталина: «Согласен». Также будет и с человеком, когда он выполнит свою задачу. До времени человек может быть полезен тем, что он привлекает новых участников к занятиям. Это первое.

Второе. Демоны обладают огромными способностями к созданию иллюзий. В древнем Патерике описан случай, как одного мальчика захотели отдать на служение сатане. Его привели в пустыню, где стоял город с железными воротами. За воротами восседал сатана на троне. Сатана спросил его: «Ты готов стать моим рабом?». Он ответил: «Я раб Отца и Сына и Святаго Духа». Как только он произнес имя Божие, все видение растворилось, и мальчик увидел себя посреди пустыни, а рядом лежал труп колдуна.

История раскрывает, насколько искусно демоны могут создавать объемную иллюзию: есть и зрительные ощущения, и тактильные. Известны случаи, когда демоны являлись в лице жившего человека. Например, преподобному Иову Анзерскому явился демон в лице его бывшего врача, и просил преподобного Иова покинуть монастырь.

То есть, для достижения своих строго определенных целей демоны имеют колоссальный арсенал средств для создания различного рода иллюзий.

Третий момент. Чтобы определить, иллюзия это или нет, человек должен иметь жесткие критерии истины. Например, вы выбираете в магазине рыбу. Есть определенные методы, чтобы проверить, свежая они или протухла. А как проверить какое-то видение: истинно оно или не истинно? Для человека, не имеющего таких критериев, это невозможно.

Преподобный Силуан Афонский, когда молился в храме, увидел, что купол храма растворяется, а на его месте увидел небожителей, которые воспевали псалмы Давида. Не демоны – а небожители, и это было демоническим искушением. Он в него поверил, и после этого много лет испытывал внутренние адские муки.

Когда с помощью определенной техники открываются ворота восприятия человека, и он «начинает что-то чувствовать», но никак проверить и осмыслить то, что он чувствует и видит, не может, так как не имеет системы, в рамки которой он мог бы поместить это знание, или с которой мог бы его сопоставить – тогда человек запутывается, и становится открытым для любого воздействия извне.

У Валентина Пикуля в его книге «Каторга» есть глава «Крестины с причиндалами». Оговоримся сразу, что в те времена еще не было биометрических паспортов, и такая история была возможна.

Одному матерому рецидивисту нужно было убежать с каторги. Он был осужден к длительному сроку заключения. Тогда он платит деньги авторитету и говорит, что ему нужны «крестины». «Крестины» заключались в том, что человек с длительным или пожизненным сроком меняется с человеком, у которого срок заключения – один год. Человек с коротким сроком соглашался на такой обмен за определенную плату или под страхом быть убитым. На всех допросах он должен был выдавать себя за другого.

Как это происходит: выбирают человека, психологически готового к манипулированию, и всем скопом начинают его жестоко травить, но следят, чтобы не повесился. И в ту минуту, когда человек уже на грани отчаяния, с нар спрыгивает самый главный авторитет и всех разгоняет. Защищает, угощает, всячески обхаживает того, который недавно подвергался травле. Далее начинается обратный процесс – все в камере начинают последнему услуживать. У человека, который совсем недавно был на грани самоубийства, наступает головокружение от произошедшей перемены. Начинается водочка, картишки, сокамерники ему поддаются. Идет игра – растет куш, человек смелеет и расслабляется. Но однажды он просыпается и слышит вопрос: «Брат, чем будешь расплачиваться?» Ему объясняют, что он проиграл все деньги, и теперь ему необходимо расплатиться. Когда человек приходит в отчаяние и вновь готов свести счеты с жизнью, ему предлагают выход: есть один человек с большим сроком, и хочет поменяться с тобой, и за тебя расплатятся.

Здесь можно провести такую параллель: когда человек, побывавший в сложных жизненных обстоятельствах, получает дары, исцеления, например, или другие сверхъестественные способности – это первая стадия, когда герой Пикуля сидит на нарах и все ему прислуживают. Вторая стадия – человек запутывается, теряется.

Приведем также воспоминания жившего до революции спирита и оккультиста В.П. Быкова[5] о его беседе со старцем Нектарием из Оптиной пустыни. После этой беседы Быков выступил с открытой проповедью против своих прежних взглядов.

В беседе преподобный Нектарий с точностью описал то, как от человека отступает благодать Божия вследствие обращения человека к лжемистическим знаниям. Поначалу человек, который занимается такими практиками может даже не понимать, что переходит в разряд противников Божиих. Со временем в нем появляется страшная гордыня и чисто сатанинская озлобленность на всех, противоречащих ему. Постепенно от него отходят близкие люди, распадается семья, все начинает рушиться. И, главное, те духи, с которыми он вошел в связь, не говорят ему, что это они его уничтожают. Напротив, ему внушается, что он уже многого достиг, и это вызывает у других духов зависть, они и мстят.

***

Кто-то может посчитать неубедительными или недостаточными доводы, здесь приведенные. Что сказать на это? Чтобы что-то решить для себя, человеку нужно искать, спрашивать, советоваться с духовно опытными людьми. А всего в одного статье не пропишешь.

Способность человека пересмотреть свое мнение с учетом новых фактов – это та способность, которая с Божией помощью выводит человека на верный путь познания. Если же человек находится «на своей волне», то, кто бы ему что ни сказал – для него это не будет звучать убедительно. Если же речь идет о развитии «доминанты юности», о готовности искать Истину, – то можно надеяться, что с помощью Божией Истина будет человеком найдена. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5. 8).

Чем Истина отличается от неистины? Истина – это то, на чем человек может фиксировать свое внимание сколь угодно долго, и при этом не разрушаться как личность. На Евангельских заповедях человек может фиксировать свое внимание сколь угодно долго, и эта фиксация будет сопровождаться развитием человека, как личности (конечно, – при условии, если человек действительно стремится исполнить Евангелие, а не свою волю, прикрываясь вольно понятыми текстами Евангелия). Концентрация же внимания на неистине со временем приводит человека к тупикам, дебрям, бездне. Время все ставит на свои места.

***

Конечно, в статье не были затронуты многие аспекты разбираемой проблемы. А какие-то аспекты были озвучены очень и очень кратко. Если Господь благословит, то в разделе «Соловецкий листок» появится статья «Брешь в стене», в которой поднятая тема будет озвучена более подробно.

А пока что желающие задуматься над темой могут сделать это с помощью бесед «Восточного цикла» и цикла «Зазеркалье». Записи бесед выложены на сайте Соловецкого монастыря[6].

[1] Ухтомский А.А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. Часть 1.

[2] См. «Вместо предисловия. Вопрос о личном спасении» из книги патриарха Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении».

[3] См., например, статью Рынкового Ивана Владиславовича «Особенности аскетизма в индуизме и православии». 

[4] Старец Фаддей Виттовницкий. Мир и радость в Духе Святом: поучения, беседы / Пер. с серб. С.А. Луганской. М.: Новоспасский монастырь, 2010. С. 223.

[5] «Троицкий листок» № 39.

[6] Беседы о проблемах личности http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/

Тип: Соловецкий листок