Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Работа: как не только успевать, но и сохранить настрой на неё. Как не стать придатком работы (эфир 21.08.2021)

7 сентября 2021 г.

Данный текст представляет собой сжатую версию эфирас выделением основных смысловых акцентов, проведенного иеромонахом Прокопием (Пащенко) совместно с каналом с @Pravoslavnaya7ya, включенного в целую серию эфиров на тему призвания и того, как человек может найти себя в профессии и в жизни

В тексте речь идет о некоторых практических советах в помочь человеку, поставленному в условия, при которых ему не только необходимо ориентироваться, но и не потеряться самому в потоке информации. 

Мысли, озвученные в эфире кратко, в более развернутом виде даются в восьмой части статьи «Горение сердца». А также – в материалах, перечень которых дается в конце первой части статьи «Внешняя жизнь и мир мыслей» (Часть 1, «Духовная жизнь в условиях большого потока дел и мыслей»).

***

Речь в сегодняшней беседе пойдёт про структурирование информации, даже не столько касаемо работы, а относительно мыслительной деятельности человека вообще.

Чтобы выстроить мировозренческую цепочку по определённому вопросу, необходимо сопоставить достаточно большое количество фактов. Существуют понятия Анализа и Метаанализа. Так при Метаанализе человеку приходится анализировать определённый факт не в рамках только одной системы, а уже в отношении конгломерата разных систем. Естественно, чтобы такую работу проделывать, человеку необходимо каким-то образом упорядочить ту информацию, которая сейчас большим потоком идёт на него. Навык управлять информацией уже в настоящее время становится определяющим. И те люди, те корпорации, те сети, которые в совершенстве овладеют им и сумеют предоставлять пользователю информационный массив в более структурированном виде, будут выигрывать.

Различные методики и тренинги, нацеленные обучить этому навыку и призванные снизить работающему человеку уровень стресса, тревожности, определённо требуют уравновешивания христианским мировоззрением. Когда методика занимает не частное положение в жизни человека, когда она становится жизненной философией, тогда жди «катастрофы сознания». Потому что в ранг жизненной философии нельзя возводить то, что на это не пригодно. При фанатичном её использовании уровень тревожности может только повыситься.

Положение современного работающего человека в период четвёртой промышленной революции, которая сопровождается массовым внедрением кибер-систем в производство, масштабной автоматизацией и распространением искусственного интеллекта, кардинально меняется. Если раньше рабочий процесс был прогнозируемым, являлся стабильно функционирующей системой, то ныне человек на рабочем месте попадает в атмосферу полной нестабильности и неопределённости. В этом разрезе православный человек, утверждённый и живущий в понятиях Промысла Божиего, оказывается в выигрышном положении. Ситуация нестабильности в каком-то смысле для него «родная среда», она его не пугает.

Митрополит Антоний Сурожский, наш выдающийся современник, размышлял о том, что смирение в переводе с латинского – это земля. И как земля лежит под небом и готова принимать от него и дождь, и солнце, так и христианин должен смиряться пред волей Божией, порой выраженной этой нестабильностью или резким поворотом. Готовность поменять свои планы, устремления или даже образ жизни по независимым от тебя причинам, при этом оставаясь спокойным, это и есть результат духовной жизни человека. Вначале это может проходить болезненно, но со временем человек навыкает прислушиваться-приглядываться к Промыслу, и для него уже не являются катастрофой какие-то скачки рынка и прочие «санкции». Тревожная ситуация не раскачивает человека.

Спрос рождает предложение, и сейчас появилось очень много изданий, рекомендаций психологов, всевозможных тренингов по адаптации к новым реалиям трудовой деятельности и сохранению стрессоустойчивости. Суть их во многом одинакова.

Основная идея Тайм-Менеджмента, к примеру, заключается в выбрасывании из своей жизни всего, что тебе мешает работать. По сути, человеку предлагается стать рабочим придатком, исключив из своей жизни всё то, что давало ему силы раньше. Предложение составлять списки первостепенных и второстепенных дел и сосредоточиться только на самых актуальных звучит как-то наивно и по-детски. Создаётся ложное убеждение, как будто это мы управляем реальностью. А кто может определить эту степень важности, кто может знать заранее, как конкретное дело сыграет через три дня, неделю или через год, станет оно решающим или незначительным? Такие прямолинейные стратегии дают, конечно, человеку чувство эйфории, ему кажется, что ситуация под контролем, но на самом деле могут незаметно привести даже к деградации.

Система «Как привести дела в порядок» Дэвида Аллена считается на сегодняшний день сбалансированной системой планирования своих дел. Утверждается, что с помощью GTD системы (Getting Things Done – «Приступая к работе») вы сможете планировать как ежедневные дела, так и с перспективой в десять и более лет, цели и планы на всю жизнь. Идея системы основана на тех приёмах, которыми мы сами интуитивно пользуемся уже давно, не акцентируясь на них. Девид Аллен собрал и систематизировал эти приёмы, создал некую структуру, в которой мы даже можем узнать какие-то свои приёмы. Система Д. Аллена строится на некоторых допущениях. С точки зрения нейрофизиологии эти допущения объективны, но только в рамках какого-то мировоззрения. Без мировозренческой подоплёки человек, пользующийся ими, может «сгореть». На самом деле, в советской психиатрии предлагаемые идеи Аллена давно известны. Эффект Зейгарник – психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает незавершенные действия, чем завершённые – вообще является краеугольным камнем гештальт-психологии. Блю́ма Ву́льфовна Зейга́рник – выдающийся советский психолог, одна из создателей факультета психологии МГУ. Благодаря её твёрдой материалистической концепции, она не делала никаких необоснованных предположений. Все её выводы сделаны на основании строгих экспериментов. Её вывод однозначен: незавершённое дело помнится человеком лучше завершённого. И Девид Аллен взял это за основу. Его развитие мысли: если у человека есть незамкнутые циклы, то он их не может забыть и будет стремиться к их полному исполнению. Потому что мозг постоянно будет напоминать об этом в виде неких сигналов, которые постоянно будут нас донимать. Система Д. Аллена может встроиться и в христианский образ мысли, поскольку она не отрицает наличие сознания в человеке, в отличие от других методик, где из человека вынуто творческое начало уже в алгоритме самой методики. Совесть человека также несёт в себе сигналы, на совести человека также остаются некие насечки, сигнализирующие ему о неисполнении заповедей Божиих.

Так, первой мыслью Аллена была помочь человеку освободиться от этого мозгового гула и показать возможность войти в состояние высшей продуктивности. Ум человека может оставаться свободным, но не в медитативном плане, когда отсекаются любые мысли, а когда упорядочивается их течение и, наравне с этим, упорядочивается и жизнь человека. Для этого высвобождения от роя мыслей Аллен предлагает основную идею своей системы – разгрузить «оперативную память» человека на внешние носители. Но не просто записать для памяти, «завязать узелочки» для напоминания о необходимых делах, но и структурировать их, сортировать по какому-то общему контексту. Если информация структурируется, то необходимость держать её в голове отпадает автоматически. И тогда в ней высвобождается место для творческого и продуктивного продумывания своих проектов, а гул второстепенных побочных вопросов уже не будет подавлять и отвлекать от «генеральной линии». И постепенно большее их число будет решаться «по ходу дела», таким образом замыкая незавершённость прерванных действий, «недоделанных дел», по эффекту Зейгарник. Важный момент заключается в том, что если ты берёшься за определённый проект, ставишь конкретную цель, то необходимо сразу же обозначить первоочередное дело по этому проекту и сделать его сразу, по принципу двух минут (если для исполнения дела достаточно двух минут, то лучше исполнить его сразу, так как само занесение его в списки шагов по проекту займёт более этих самых двух минут).

Когда человек привыкает эти нити незавершённых дел не бросать, а всегда вплетать их в ткань рабочего цикла, то постепенно этих торчащих ниток остаётся всё меньше, и прекратившийся гул от незавершённых циклов высвобождает в голове место для актуальной информации и в своей профессии, и в жизни вообще.

Чтобы это стало естественным навыком, конечно необходима определённая дисциплина. И святые и в этом смысле могут служить для нас образцом. К примеру, святитель Николай Японский, находясь в миссии в Японии, ежевечерне структурировал свою информацию, ведя подробные записи. Если оценивать его, как менеджера, он был суперэффективным. В чужой стране он создал самую грандиозную библиотеку, со всеми власть предержащими он завязал продуктивные контакты, и это не смотря на чужой язык и иную культуру, и т.п. В каком-то смысле, он сделал невозможные вещи в рамках своей земной жизни.

Принципиальное отличие системы Аллена от тайм-менеджмента лежит в плоскости реализации намеченного. Тайм-менеджмент упускает из вида, что любое большое дело делается с кучей маленьких сопутствующих дел. Вот в них то он и вязнет. Он может быть эффективным только при единократном действии, возможность решения отсроченных дел и многоуровневых задач с его помощью сводится к нулю. Одним словом, в тайм-менеджменте есть идея, но нет метода. Порой, человек даже не может сформулировать себе ту область, где хотел бы реализовываться, но если он начинает структурировать информацию, которая относится к нему, чем-то его заинтересовывает, то возникает вероятность того, что через два года (время наполнения, оседания, осваивания) человек это «своё дело» заметит, проявится область знания, в которой он начнёт ориентироваться. По сути, человек вроде бы по крохам собирает материалы, но именно они становятся в недалёком будущем его рабочей картиной мира. Есть вопросы, которые решаются только путём накопления, накопления конструктивной информации (выбор своей рабочей ниши – один из таких). Так работают отсроченные дела.

Но чтобы информацию накопить, её надо хотя бы не растерять! Есть определённая скорость регрессии, и воспринимая новую информацию, мы постепенно забываем старую, которая может быть не менее важна. Память наша не безгранична. Есть, конечно, люди, которые обладают такой памятью. Это любящие люди! Академик Алексе́й Алексе́евич У́хтомский, князь, в монашестве Алипий – русский и советский физиолог, академик Академии наук СССР, создатель учения о доминанте, был одним из них. Он говорил, что безграничная память – это любовь[1]! Если у человека есть интерес к миру, он запоминает огромный массив информации, как ребёнок в период своей наибольшей пластичности, без труда. Взрослый человек на определённом этапе уже не может столько запомнить, ему нужна система развёрнутая, в которой главным звеном является контекст. Когда наши временные ресурсы ограничены, а внешние вызовы многократно превышают их, необходимо научиться ориентироваться в накопленной информации исходя из контекста текущей ситуации. Быстро выуживать из неё пригодное моменту возможно благодаря именно структурированию. Если мы не умеем структурировать информацию, то мы встаём перед дилеммой: или мы должны её всегда иметь на виду, а это заваленный рабочий стол и гул в голове, или уничтожать.

Но в то же время методику надо применять «умеючи», надо отслеживать, чтобы она не сыграла нам злую службу и не стала «палкой о двух концах». Когда человек был в гонке, он, некоторым образом, к ней (к гонке) как-то более-менее адаптировался. Когда же человек начинает входить в систему, идти по пути упорядочивания, он ставит своё психическое состояние в зависимость от постоянного осуществления контроля над ситуацией. Хотя человек понимает, что, при всём желании, контролировать какие-то вещи невозможно, он ввёл уже себя в практику связывать своё психологическое благополучие с осуществлением контроля. И тогда, если человек начинает использовать эту систему как жизненную философию, он «сходит с ума».

Поэтому так необходимо уметь подстраивать любую методику под себя. Своё чутьё никогда нельзя отключать! Животное выдра нам в пример: она плохо поддаётся дрессировке, но даже если обучить её какому-то движению, она всегда в это движение вплетёт что-то своё. Так и мы должны не «тупо» внедряться в методику, а творчески примеривать её на себя, чтобы методика не начала управлять нами.

Идеи Девида Аллена, которые он развивает и во второй своей книге «Готовность ко всему», можно уравновесить живым примером архимандрита Фаддея Витовницкого, одного из наиболее почитаемых старцев Сербской православной церкви конца XX – начала XXI веков. Идею книги «Мир и радость в Духе Святом», составленной по многочисленным аудиозаписям проповедей, рассказов и наставлений самого старца, можно резюмировать и откровением, которое было дано другому современному подвижнику преподобному Силуану Афонскому: «Храни благодать свою!». В подобном состоит и суть идеи Д. Аллена: «Храни ум свой!». Только его идея несколько уже святоотеческой, он берет идею ума как бы в секулярном разрезе.

С ранних лет обретя возможную полноту молитвенного единения с Богом, архимандрит Фаддей, будучи поставлен с началом второй мировой войны настоятелем сербских монастырей, вынужден был стать администратором. Им это восприялось, если так уместно будет сказать, как ниспадение с того молитвенного уровня, на который он взошел еще в годы юности (во время настоятельства нужно было входить в разбор бытовых проблем), и началась полоса больших страданий, развилась тяжёлая тревожность. Пока однажды в некоем откровении он не получил ответ: «Пусть всё идёт, как идёт. Не бери на себя слишком многого, храни в себе мир и живи с Богом». К подобному пониманию жизни многие люди интуитивно и приходят. Вера в Промысел Божий помогает человеку пройти кризисные моменты и учит в море нестабильности прокладывать свой маршрут. Но, как первое, надо в своей совести научиться ориентироваться, маршрут изначально надо проложить в своём внутреннем мире. Когда человек навыкает к тому, чтобы жить в ситуации готовности подвинуть свои планы, скоррелировав их с Промыслом, у него внутри формируется эта готовность ко всему. Готовность ко всему выделяется и Д. Алленом, как одно из главных качеств в человеке. По идее, у православного человека, который в жизни своей практически реализует христианские принципы, эта готовность должна формироваться сама. Иллюстрацией тому опять может служить старец Фаддей: «Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя» – в этом интервью архимандрит Фаддей, уже будучи всенародным духовником, когда тысячи людей к нему стекались, излучает полный покой. Внутренний свет, который изливается через него, несёт покой не только ему, но и окружающим людям.

Необходимо также отметить некую ущербность, секулярность современных технологий, тренингов, в сущности, полусектанского толка, которая выражается в крайнем упрощении, сведении многогранного человека и многогранности проблемы до уровня примитивного решения. Когда определённая, пусть и разумная, идея берётся сама по себе, возникает ошибка – часть выдаётся за целое. Все самые прогрессивные методики, пытаясь, по сути, с какого-то края зайти в когнитивные (умственные) процессы человека, называя это технологиями, захватывают лишь срез проблемы. В противовес им, аскетические православные практики – воздержание, нестяжание, молчание, и т.д., и, как результат, бесстрастие – всеобъемлят сущность человека. И когда наш ум при современном течении жизни разорван бомбардировками со всех сторон, святоотеческая аскеза во всей полноте способна помочь нам сохранить себя целостно. Одна святоотеческая мысль о бесстрастии нам очень пригодится для сохранения целостности: если у тебя есть страстный посыл к чему-либо, не делай этого! Образно говоря, если ты сейчас подчинишься обожаемой тобою жареной картошке, то потом ты неизбежно подчинишься и той панике, которая может настать. И ещё: чтобы целостность твоя не была разрушена, то следи за тем, чтобы дела твои делались не «спустя рукава» и были доведены до конца. Чему и совесть наша совершенный арбитр!

См. главу «2-й пункт: Испытание совести» из первой части статьи «Внешняя жизнь и мир мыслей».
А также о совести, способности чувствовать ситуацию и не «проваливаться» в переживания – третью 
часть статьи «Остаться человеком (часть 3): Офисы, мегаполисы, концлагеря».

О системе Дэвида Аллена «GTD» (Getting Things Done) в контексте православного миропонимания см.:
Про системы самоорганизации и оптимизацию времени – в цикле лекций «”Тирания мысли и алкоголь: О выходе из состояния «тирании мозга» и преодолении того, что толкает человека к алкоголю“», пункт 9б. «Менеджмент – и психотехнологии. Бизнесмен. Изменение жизни». 
Мысли из лекции про системы самоорганизации и оптимизацию времени уравновешиваются ответом: «Стресс. Женщине, сгорающей от транквилизаторов и антидепрессантов».
Статья «Горение сердца», часть 8-ая (по сравнению с одноименными лекциями, текстовый вариант 8-ой части дополнен). 

Текст подготовила Светлана Ефремова

[1] Вот что пишет о А. А. Ухтомском А. А. Золотарев: «Я всегда изумлялся свежести, яркости и ясности памяти Ал. Ал. и, однажды не утерпев, спросил у него: откуда это чудо его памяти? “Памяти дает силу и крепость любовь. На любовь навертываются все впечатления, как на веретено. Не будет любви, не будет и памяти. Бог есть Вечная Любовь и Вечная Память”». А. В. Казанская рассказывает: «Мы удивлялись его необыкновенной памяти, а он нам на это отвечал: “Твердо запомните, что для большой памяти нужна только большая любовь”» [А.А. Ухтомский. Доминанта души: Из гуманитарного наследия. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000].

Тип: Соловецкий листок