-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 30.05.2016. |
Иногда в нашем уме все перемешивается, «налетают ветра», все наши понятия смещаются со своих мест. Руководствоваться своим чутьем это палка о двух концах. Слово духовного отца может стать для него в эти минуты путеводной звездой. Заповеди Божьи можно исполнить при любых обстоятельствах. Чтобы проявить любовь к ближнему иногда достаточно одного кивка головы.
Иногда приходиться слышать размышления о том, сколько времени должно пройти, чтобы человек стал зависимым от наркотиков? А если бы кто-то спросил об этом меня, то я сказал бы, что для того, чтобы стать наркоманом достаточно одной инъекции.
Физическая «ломка» преодолевается легко, и у современной медицины на этот счет нет проблем. Не в «ломке» дело. Самая страшная проблема заключается в человеческой памяти. Он не может забыть наркотического прихода, если он произошел в жизни всего один раз, то человек в своих воспоминаниях будет вновь и вновь возвращаться к нему.
Если расспросить людей, которые употребляли героин или превинтин, то они расскажут, что именно память о наркотическом «приходе» толкала их на новые и новые инъекции. В окружающей жизни человек не может подобрать никакой аналогии к этому наркотическому приходу, чем бы он не занимался, он будет стремиться к тому эмоциональному накалу, который был испытан во время употребления. Если человек начинает пить чай, то он пьет его, чтобы «торкнуло». Человек может переключиться на спорт, сутками кататься на велосипеде, до самозабвения заниматься горными лыжами, но память о наркотическом приходе время от времени будет врываться в его жизнь. Иногда чаще, а иногда реже человек с тоской будет вспоминать о прошлом. Так в романах главные герои вспоминают с тоской о своих умерших возлюбленных.
Человек, для которого в жизни ценно только собственные переживания никогда не выскочит из этого капкана. Чтобы вырваться из этого капкана нужно перейти в иную плоскость жизни, в которой стремление в получении наслаждений является не главным жизненным ориентиром. Тот же человек, который видит смысл своей жизни в получении наслаждений неизбежно придет к наркотикам. Может быть не сразу. Вначале он начнет получать удовольствие от острых ощущений, потом будет хотеть все более и более острых ощущений, а со временем он перейдет и к наркотикам. Теперь этот переход легко осуществим, потому что наркотики находятся в «шаговой доступности» от человека. Стоит только щелкнуть пальцами и все привозят на дом.
Человек должен преодолеть собственную самозамкнутость, чтобы вырваться из капкана зависимости, потому что самозамкнутость человека, его обращенность на самого себя является корнем наркомании. Для человека ценностью является он сам, собственные ощущения, окружающий мир меркнет и теряет свою ценность для человека. Наркоманы со временем становятся законченными эгоистами.
Человек может вырваться из темницы собственного «Я» только устремившись навстречу к другому. Деятельная любовь по отношению к Богу и ближнему вводит человека в новую плоскость жизни и для него становятся доступными радости иного порядка. У Христа всё сказано просто: «Возлюби Бога и возлюби ближнего», но под эти слова можно подвести огромные пласты человеческих знаний.
В частности можно вспомнить о нейрофизиологе А.А.Ухтомском, который в советские годы воссоздал христианское учение в терминах нейрофизиологической науки. То о чем говорил академик А.А. Ухтомский напоминает учение святых отцов о страстях. И к учению А.А.Ухтомского о доминантах можно построить параллельный ряд из высказываний святых отцов. Академик А.А. Ухтомский говорил, что если человек фиксирует на чем-то свое внимание, то у него образуется стойкий очаг возбуждения, который организует деятельность коры головного мозга – доминанта. Если человек не овладевает начатками своих доминант, то они овладевают им.
Пример можно привести обжору или игрока казино. В начале своего жизненного пути человек может объедаться из-за куража или из-за любви к еде, но постепенно обжорство становиться доминирующей деятельностью в работе человеческого ума. Он думает только о еде, эта мысль порабощает его сознание и он объедается, даже тогда когда этого не хочет, ужасно страдает, но ничего не может с собой поделать. И к такому состоянию он подвел себя сам. Или взять игрока казино. В начале люди играют ради азарта, но потом постепенно казино порабощает их сознание и они уже не могут не играть.
Один высокопоставленный человек вошел в полосу жизненного кризиса именно благодаря казино. Он был министром в одной стране и мог заработать деньги очень незамысловатым способом. Когда какой-нибудь фирме или организации нужно было собрать печати и подписи, то он помогал сделать это быстро. Если бы этот процесс шел бы в обычном порядке, то он мог бы занять месяцы, а так приходили к министру люди, давали ему деньги и просили сделать все за день. И наш герой шел по кабинетам и собирал необходимые подписи и печати. Он «проворачивал» очень крупные сделки, но со временем он стал пренебрегать своими обязанностями. Когда у него «шла игра», то ему не до чего уже не было дела. Но такое состояние не является фатальным, человек может с Божьей помощью выйти из жизненного кризиса. Страсть развилась у него вследствие того, что он фиксировал свое внимание на ней. Вследствие фиксации внимания на добре человек может воспитать в себе противоположный навык, противоположную привычку. Человек наркозависимый постоянно фиксирует внимание на самом себе, на своих ощущениях, и все больше и больше проваливается в бездну собственного «я».
Такая фиксация внимания на собственном «я» может человека и трезвого привести к наркотикам, потому что проваливание вглубь собственного «я» оборачивается для человека одиночеством, депрессией, тоской, разрушенными отношениями, распадом семьи. Все эти катастрофы человек начнет пытаться преодолеть с помощью наркотиков, но нужно идти другим путем. Нужно фиксировать свое внимание на заповедях Христа.
Заповедь Христа о любви к ближнему в терминах нейрофизиологической науки может быть названа как доминанта «безраздельного внимания к другому». «Доминанта на лицо другого» является главной доминантой по Ухтомскому. Суть этой доминанты состоит в том, чтобы уметь подойти к человеку, войти в его «скорлупу» и зажить его жизнью, иными словами, чтобы войти в положение другого человека. Устремляясь к ближнему, человек вырывается из собственной самозамкнутости и обретает самого себя, как говорил архимандрит Гавриил Бунге, в даре ближнему. «Когда человек способен проломить брешь в темнице собственного “Я”, своей безысходной обособленности, чтобы открыться навстречу подлинно личностному существованию для другого, и тем самым открыть свое сердце для подлинной любви – вновь обрести себя самого в даре другому» (Цит. По: Павел (Великанов), прот. Кризис пастырского служения. URL: http://e-vestnik.ru/church/01_krizis_pastyrskogo/).
Чтобы проявить любовь, не нужно рассыпать направо и налево миллионы. Чтобы проявить любовь к ближнему, иногда достаточно одного кивка головы. Если вы покупаете билет на самолет, а кассир опоздал на 20 мин на свою работу, то постарайтесь понять его. И вы проявите любовь. Мало ли что произошло с этим кассиром. Он опоздал на транспорт, у него кончился бензин или он попал в пробку, если вы начнете возмущаться и обвинять его, то не удивляйтесь, если весь последующий день у вас будет испорчено настроение.
И не нужно пытаться скрасить его алкоголем или новой порцией кокаина. Просто изначально постарайтесь понять опоздавшего человека, и это дело любви отзовется в вашей душе спокойствием и радостью. Если вы постепенно научитесь поступать по любви, то вы можете исполнять Евангельские заповеди во всякое время на всяком месте и при любых обстоятельствах. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что заповеди Божьи можно исполнить при любых обстоятельствах. Эта мысль является одной из часто встречающихся мыслей в его книге «Приношение современному монашеству».
Человека, который привык поступать по любви, можно в каком-то смысле уподобить специалисту по рукопашному бою. У специалиста мы не видим широких взмахов руки. Вот стоит он, а напротив него стоят трое противников. Вот они нападают, специалист, как стоял, так и стоит спокойно, а трое противников лежат. Его движения подчас неуловимы. Профессионал может использовать любые подручные предметы и человек научившийся любить может нести людям добро в любой обстановке, во всякое время через казалось бы самые неприметные действия, но эти неприметные действия исходя из его любящего сердца имеет колоссальный эффект. Человек, который почувствовал вкус любви, уже может не обдумывать, каким образом ему помочь ближнему. Он это чувствует, он это видит. Он может послать свой ободряющий взгляд и другой человек успокоиться от этого взгляда, и чтобы помочь ближнему иногда не нужно многих средств. Не обязательно приготовить тонны еды и миллионы бесплатных обедов, иногда достаточно поддержать человека ласковым словом в трудную минуту.
Человек, который так живет, неизбежно становится счастлив. Как говорил Иван Ильин, человеку, живущему по любви, начинают отовсюду течь струи ответной любви. Его непреднамеренная доброта будет вызывать в людях доброту и любовь и человек испытает этот ответный обратный поток не как «полное счастье» которое некогда требовал и добивался. «А как незаслуженное земное блаженство», в котором его сердце будет цвести и радоваться (см. «Рождественское письмо» из книги Ивана Ильина «Поющее сердце»). Чтобы прийти к такому состоянию нужно однажды почувствовать вкус любви.
Людям иногда кажется, что жить по любви это очень тяжело и не сносно. Кто-то хочет жить по закону, чтобы он, например, как начальник приказал, а все остальные этот приказ выполнили. Многим и в голову не приходит поступить по любви и само предложение о том, чтобы поступить по ней вызывает в людях отторжение и ненависть. То, кто живет собственным эгоизмом, живет в состоянии депрессии и тоски. Его тоска варьируется от уровня тоски умеренной до уровня тоски несносной. И беда такого человека заключается в том, что уровень умеренной тоски, он начинает воспринимать как то состояние, в котором должен жить человек, и он даже не догадывается о том, что для него, возможно, какое-то иное другое состояние, но чтобы прикоснуться к нему нужно хотя бы один раз попробовать поступить по любви и поэтому здесь так нужен духовный отец. Он может указать путь - поступай так и найдешь на этом пути драгоценную жемчужину.
Кто-то считает, что нужно руководствоваться своим чутьем, но руководствоваться своим чутьем это палка о двух концах. Особенно тогда, когда человек не начитан в святоотеческой литературе. Даже если такой человек молиться и ходит в Храм у него отсутствуют четкие жизненные ориентиры, к которым следовало бы стремиться, а раз ориентиров нет, он ориентируется на собственные эмоции, на собственные чувства, хорошо или плохо, нравиться или не нравиться. Но такая ориентация возможна только при условии, что человек всегда спокоен и умиротворен. В реальной жизни в состоянии умиротворения мы бываем не так часто. Иногда в нашем уме все перемешивается, «налетают ветра», все наши понятия смещаются со своих мест. Нам хочется все взорвать, кого-то убить, все поменять, все бросить, отовсюду уехать, со всеми развестись. У человека, который находиться в таком состоянии утрачивается возможность проанализировать ситуацию, если единственное чем он руководствуется это собственные эмоции, то возникает риск того, что он все взорвет, отовсюду уедет и со всеми разведется. Слово же духовного отца может стать для него в эти минуты путеводной звездой.
Духовный отец может, например, предложить помириться с обидчиком. Человек может быть внутренне не согласен с такой постановкой вопроса, потому что ему может казаться, что обидчика нужно убить и взорвать. Но ради уважения к своему духовному отцу, он пойдет и помириться и вдруг испытает не с чем несравнимое умиротворение души. В нашей жизни есть много областей деятельности, вкус которой можем почувствовать только тогда, когда начнем эту деятельность, например, плавание. Трудно объяснить о том, как приятно бывает поплавать человеку, который бьется в истерике, когда его кто-то пытается «затащить» в воду.
Так и с любовью, нужно просто пересилить себя и попробовать поступать по любви. И когда человек испытает то «незаслуженное земное блаженство», о котором писал Иван Ильин, то память о наркотическом «приходе» перестанет терзать человека. Воспоминание о прошлой жизни потеряет свою силу.
Если все, что было сказано в этой работе пересказать по-простому и своими словами, то выглядеть этот пересказ будет примерно так. Есть личности, которым «наркотик не нужен. Для цельного не “зародышевого” человека величайшим удовольствием будет самостоятельное жизнеделание, понимаемое сколь угодно широко, познание Бога, а через него – самого себя и другого человека» (Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. С. 346).