Пьянство. У мамы – апатия и запой
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  19.07.2016.



Вы писали, что у Вашей мамы обострение проблем с алкоголем, сейчас она находится  в клинике и проходит противоалкогольную дезинтоксикацию. В последнее время у нее часто случались периоды запоя, мама просто лежала,  не хотела ничего делать, чувствуя апатию, нежелание жить. Вы также пишете, что последнее время у нее проявилось негативное отношение к Богу, даже озлобление. Вы опасаетесь, что  после возвращения домой из  клиники у нее опять  начнется то же самое. Нужно решить, как лучше ей помочь. Причем Вы считаете, что возможны два варианта: увезти ее к знакомым за границу или посоветовать ей пожить некоторое время в женском монастыре.
     В Вашем письме упомянуты два характерных момента: апатия и озлобленное отношение  к Богу. То, что Вы рассказываете о поведении  мамы, очень напоминает апатико-абулический синдром. При этом синдроме человек начинает угасать на глазах. Порой, будучи здоровым физически, если судить по данным медицинских анализов, человек, тем не менее, медленно начинает уходить из жизни.
     Преподобный Паисий Афонский рассказывал о том, как развился подобный синдром после колдовского воздействия. Однажды к нему обратилась учительница с просьбой о спасении мальчика, в которого было влюблена. Предыстория такова. Некоторое время женщина  безуспешно  пыталась привлечь к себе внимание понравившегося ученика, а потом пошла к колдуну с просьбой, чтобы тот его приворожил. Однако колдун сказал, что, пока мальчик чист,  он ничего не может с ним поделать. Тогда  учительница решила совратить юношу. Она стала ставить ему плохие отметки и внушила, что необходимо заниматься дополнительно. Она стала приглашать его к себе домой заниматься дополнительно. В условиях замкнутого пространства ей удалось увлечь его в интимные отношения. Понятно, что учительнице нужны были не «разовые» отношения, а постоянные. 
     После того, как юношу потерял свою чистоту, колдовское воздействие стало оказывать на него свое влияние. Он стал сохнуть на глазах. Похожие симптомы, судя по всему, наблюдаются и у вашей мамы. Здесь вовсе не утверждается, что Вашу маму кто-то пытался приворожить. Смысл сказанного в следующем. Когда человек утрачивает благодатную защиту, то демон может приступить к человеку со всем своим арсеналом подавляюще-разрушительных средства. Это подавляющее-разрушительное воздействие может проявиться, в том числе, и как апатико-абулический синдром и как запойное пьянство – дипсомания.
     В данном смысле представляют интерес мысли, изложенные Жаном Клодом Ларше в книге «Исцеление психических болезней». С разных сторон анализируя святоотеческий опыт и накладывая его на опыт психиатрии, богослов, в частности, приводит слова блаженного Диадоха Фотикийского. «Пока Дух Святой, – пишет блаженный Диадох, – обитает в нас, дотоле сатана не может войти в глубину души и обитать там».
     Если же христианин отвратится от благодати, которая обороняет его сердце, то он подпадает под власть дьявола. Пользуясь моментом, дьявол может войти в душу человека и «внести в нее расстройство». О интенсивности, какой может достигать демоническое воздействие на душу человека, сообщает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Нечистый дух может наложить на силы души «невыносимую, чрезмерную тяжесть». «Умственные способности ее [то есть души] покрывает густейшим мраком и прерывает чувства». Своей тяжестью дьявол может подавить рассудок и мудрость человека[1] .
***
     Люди, подверженные демоническому воздействию, нередко  начинают пить. Опытный священник рассказывал, что к нему нередко обращаются женщины, прося  совета и помощи в решении типичных семейных проблем. Их мужья до свадьбы не пили, все было нормально, а, женившись, через некоторое время начинали изменять, пить. Священник в этом случае интересовался, не занимались ли женщины ворожбой? Многие говорили: «Да». Типичная, к сожалению, история, когда девушка, стремясь выйти замуж за молодого человека, который к ней равнодушен, просила помощи у колдуна. С помощью ворожбы удавалось достичь желаемого: справляли  свадьбу, но, прожив около года с супругой, молодой муж вдруг, казалось бы необъяснимо, начинал пить и изменять жене.
     В чем здесь причина? Если человек не защищен Божественной благодатью, то демон может войти в него. Важно понять, что ни у демона, ни у колдуна нет цели создавать счастливые семьи. Сперва, около года, всё выглядит благополучно, чтобы не пострадала репутация  колдуна. Ведь если бы проблемы у человека начинались сразу, непосредственно после обращения к колдуну, люди смогли бы понять, в чем дело, осмыслить  и покаяться, а так создается впечатление, что обращение к колдуну и разрушение личности  никак не связаны между собой. Блуд и тяга к алкоголю в этих случаях принимают катастрофические масштабы. Человек просто не в состоянии остановиться.
     О последствиях контакта с демоническим миром очень содержательно и со знанием дела размышлял монах Иоанн (Адливанкин) в своей беседе с братией Оптиной пустыни. О. Иоанн уже много лет несет свое служение в центре святого праведного Иоанна Кронштадтского. В центре занимаются реабилитацией людей, пострадавших от деятельности сект и оккультизма. Многие из тех, с кем пришлось общаться о. Иоанну, подвергались в свое время колдовскому воздействию.
     Необходимо подчеркнуть следующее. Хотя колдовское воздействие, безусловно, может являться вполне реальным, важно помнить о Божественной Благодати, защищающей человека от зла. А постоянная боязнь колдовского, оккультного воздействия ведет к появлению психоза: человеку всюду мерещатся колдуны, он всех начинает подозревать.
     Некоторые мысли на этот счет содержатся в ответе «Колдовство. Женщине, которая считает, что на нее кто-то постоянно наводит порчу». Этот ответ можно найти на сайте Соловецкого монастыря в разделе «Ответы пастыря». В ответе помимо прочего указаны фрагменты из беседы о. Иоанна, в которых он высказывался по данному вопросу.
     Бывает, кого-то начинают подозревать в колдовстве, даже не имея на это никаких достоверных оснований. Лучше избегать разговоров и размышлений на эту тему, чтобы не оклеветать человека. Выяснение этого вопроса никому не на пользу. Важнее помнить: если человек имел контакт с оккультным миром, в нем «сидит демон», который так просто не выходит (многолетний опыт работы о. Иоанна это подтверждает). Чтобы избавиться от воздействия этого демона, требуется вести сугубо подвижническую жизнь. Благодать Божия хранит человека, когда он обращается к Богу, участвует в Таинствах. Согрешая даже мысленно, эту благодатную защиту можно утратить. Благодать отступает, и демон, находящийся внутри человека, полуает над ним власть и свободу и потому нападает. Колдун есть или нет—вопрос не главный. Важнее борьба с демоном внутри, который может мучить и без колдуна. Если Благодать отступает, человек беззащитен.
     Помогут ли здесь отчитки? В беседе о. Иоанна поднимался и этот вопрос. Да, люди на отчитках верещат, мычат, но значит ли это, что они исцеляются? Некоторые прямо говорят, что им стало после отчитки хуже. К сказанному в беседе о.Иоанном хотелось бы добавить выдержку из книги «Актуальная практика Чинов присоединения отпавших от Церкви», изданной Центром святого праведного Иоанна Кронштадтского»[2].
     Второй аспект, который, помимо апатико-абулического синдрома, отчетливо заметен в ситуации с Вашей мамой, – её  ожесточение на веру, на Бога. Когда она приезжала в нашу обитель, то была очень радостной оттого, что Вы пришли к Богу, а через Вас – она. Долгое время она жила за оградой Церкви, но теперь, глядя на сына, и сама  стала менять свою жизнь. Находясь  в монастыре, она пребывала в радостно-приподнятом состоянии духа и производила очень положительное впечатление.
     И то, что сейчас он так озлобилась, наводит на мысль о присутствии в ее сознании чужой воли – «синдром альтернирующей личности». Многие люди замечали, что временами в их сознание начинает вторгаться чужая, злая воля. Например,  у человека верующего вдруг в мозгу начинает звучать ругань против Христа и Его Пречистой матери. В эти тяжкие минуты все священное вызывает ненависть, причем не только то, что связано с Богом. Родители, которых еще пять минут назад любил человек, тоже становятся объектами для его ненависти. Ему становится ненавистна работа, которую он любил, люди, с которыми он общался много лет. Все его злит. Все вызывает в нем бурю раздражения. Он входит в полосу бешенства. Слава Богу, если человек поймет, что дело здесь совсем не в окружающих его близких или друзьях, что они вовсе не виноваты в возникающих ситуациях, в его проблемах. Вовремя осознав,, что стал объектом для демонического насилия, человек начнет анализировать, где дал слабину. Он станет думать, в связи с чем  утратил Благодать и, поняв причины, постарается  исправить грехи и ошибки и тем самым устранит «пробоины», через которые зло вошло в его душу. Зная о благотворных плодах процесса самопознания, падший дух всяческим образом старается скрыть свое присутствие. Очевидно, что если человек обвиняет в своих бедах исключительно других людей, он изо всех сил будет бороться с ними, а не с собственным грехом и никогда не начнет искать путей к обретению утраченной Благодати.
     Пребывание в монастыре, где на протяжении сотен лет молились люди и сейчас ежедневно совершаются богослужения, облегчает процесс самопознания и борьбы со своими страстями. Конечно же, человек такой благодатной помощи  не получает, когда  возвращается в свое жилище в многоквартирном доме, где рядом за стенами вспыхивают ссоры, возможно,  нередко слышится нецензурная ругань и в каждой семье свои проблемы и беды. Безусловно, Вашей маме будет  трудно обрести душевный мир, прийти в себя, находясь  дома. Быть может, очень ограниченный период ей будет полезно лечение антидепрессантами. Однако нельзя согласиться с широко распространенным ныне злоупотреблением этими препаратами. Людей буквально «сажают» на таблетки, хотя во многих случаях без них можно обойтись, а их длительный прием ведет к весьма нежелательным последствиям (в данном  ответе нет возможности говорить о них подробно). Важно, что срок употребления и дозировка лекарств должны строго регулироваться, и постоянный прием недопустим. Люди, которые бросили пить, говорили, что особенно тяжело первые полгода-год, потом становится легче.
     Если Ваша мама согласится, то ей хорошо было бы  определенное время пожить при каком–то женском монастыре, нести посильное послушание, исповедоваться регулярно и причащаться. Замечательно, если в этом монастыре существует надежное и основательное духовное руководства и есть у сестер опытный духовник.  Может быть,  ей удастся окормляться у этого духовника.
     Две части  этого ответа связаны между собой. Когда Вы будете разговаривать с мамой, постарайтесь разъяснить ей опасность  апатико-абулического синдрома. Ей нужно понять, что именно происходит. Если она не увидит всю картину целиком, не сделает надлежащих выводов и не начнет менять свою жизнь, то  силы, вызывающие апатико-абулический синдром, просто раздавят ее. Чтобы избежать полного  разрушения личности, необходимы духовные усилия, для начала пусть самые малые.
     Возможно, в ситуации с  состоянием  Вашей мамы речь не идет о депрессии в том смысле,   который  обычно подразумевают  психиатры.         Возможно, в твоем случае речь идет об отголосках неблагополучной духовной наследственности, которые ударили по твоей маме, здесь речь идет не о генетике. Подробно  об этом можно почитать статью игумена N «О причинах интереса к сатанизму в России», статья есть на официальном сайте игумена N . Вновь нужно подчеркнуть, что неблагополучная духовная наследственность не является окончательным приговором человеку. С помощью благодати Божией можно изменить свою жизнь и обрести спасение, хотя тяга к страстям может быть очень сильной. У кого-то возникает непреодолимое стремление крушить и разрушать…
     Алкоголь усиливает  власть демонических сил над человеком, употребление алкоголя развивает  «торможение процессов в коре головного мозга». Когда процессы «торможения» развиваются, то для падших духов облегчается возможность «транслировать» человеку зрительную, звуковуи и иную информацмю. (см. гл. «Козлоногий композитор» из книги «ОТ ЧЕГО НАС ХОТЯТ “СПАСТИ” НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?»; URL: http://igumen-n.logoslovo.ru/book.php?page=0)
     Не случайно про пьющих людей нередко говорят: «допился до чертиков», «до зеленого змия». Врач-психиатр может сказать, что это белая горячка, но врач не может объяснить этиологию, то есть причины и условия возникновения, данного, как он считает, заболевания. Кроме того , как рационально объяснить, почему пьющие люди на любых континентах и во все времена: римский патриций и советский чиновник, атеист и средневековый житель— видели практически одно и то же? «…все письменные свидетельства древних (до Рождества Христова) и позднейших (от Рождества Христова и поныне) писателей и поэтов, описывающие видения сильно пьющего человека, сходятся в одном: подавляющее большинство персонажей видений алкогольного делирия или абстинентного синдрома - это волосатые, человекоподобные существа с копытами и хвостом, а зачастую и с небольшими рогами» (См. гл. «Козлоногий композитор» из книги «ОТ ЧЕГО НАС ХОТЯТ “СПАСТИ” НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?»; URL: http://igumen-n.logoslovo.ru/book.php?page=0).
     В качестве примера можно привести эпизод, рассказанный в главе «Музыкальная месть» из упомянутой выше  книги. Подчеркнем, что эту историю поведал сам ее главный герой, страдавший в свое время запойным пьянством. После очередного запоя он решил, что с выпивкой пора кончать и  в этот раз опохмеляться он не будет, и при этом  вспомнил, как  сосед по даче, верующий человек, ему советовал: «Если будет очень плохо, непрерывно повторяй коротенькие молитвы «Господи, помилуй», « Господи, сохрани»». Начав так молиться, мужчина вышел почистить снег у крыльца, вернувшись, воочию увидел волосатое существо с хвостом и копытами. Он протер глаза и больно себя ущипнул, но гнусное существо не исчезло, а, глядя  на него, нагло ухмылялось. «Ну ты что, решил бросить пить что ли?» —эти слова  звучали как будто сразу в мозгу человека,  существо при этом рта не раскрывало. Мужчина не поддался на настойчивые уговоры  выпить хотя бы 100 гр.  «Не хочешь? –сказало существо,—  смотри, хуже будет». И вдруг голову несчастного стянуло словно огненным обручем, очередной приступ боли заставил его взвиться чуть не под потолок. Ему казалось, что терпеть боль уже нет сил,  что череп его сейчас треснет. Вдруг спасительная мысль озарила его сознание и он прокричал: «Господи, Иисусе Христе, помоги мне!» Боль стихла, человек открыл глаза—существа не было.
     Можно вспомнить  похожий эпизод из книги преподобного Варсонофия Оптинского «Духовное наследие». В разделе «Слово Живое» (Ю) приводится рассказ игумена Рыльской пустыни, отца Вениамина.  У некоего человека, страдавшего запоями, во время приступов повторялось одно искушение: когда нестерпимо хотелось выпить, а  водки он не мог найти, ему   видимо являлся демон в образе мальчика-негра, который налив водку из бочонка в рюмку, ставил ее прямо перед ним. Соблазн был столь велик, и страсть к выпивке так распалялась в нем, что после некоторых колебаний он выпивал предложенное. Отец игумен, рассказавший эту историю, утверждал, что демон может материализовываться.
     Возможно, в Вашем случае речь идет об отголосках неблагополучной духовной наследственности, которые ударили по маме, здесь речь идет не о генетике. Подробно  об этом можно почитать статью игумена N «О причинах интереса к сатанизму в России», статья есть на сайте игумена. Вновь нужно подчеркнуть, что неблагополучная духовная наследственность не является окончательным приговором человеку. С помощью благодати Божией можно изменить свою жизнь и обрести спасение, хотя тяга к страстям может быть очень сильной. У кого-то возникает непреодолимое стремление крушить и разрушать…
     Бывает, что люди утрачивают благодатную защиту вследствие греха. В некоторых случаях можно говорить о каких-то наследственных поражениях. И речь идет вовсе не о генетике. Бездуховная, богоборческая, греховная жизнь людей разрушительно влияет не только на них, но и на их потомков.
Возможно такая «радиация» прошлого зацепила и Вашу маму и Вас. Но такая негативная наследственность не является приговором. С помощью благодати Божией человек может изменить свою жизнь к лучшему.
***
     Возможно, Ваше увлечение наркотиками также в какой-то мере объяснимо затронутой темой. Наркотики также вызывают торможение процессов в коре головного мозга. Об этом подробно рассказано в цикле бесед «Зазеркалье» (см.сайт Соловецкого монастыря, раздел «Пастырская страничка»—«Беседы о проблемах личности»). Человек, чье сознание неоднократно отключалось с помощью наркотиков, уже неким образом связан с инфернальным, демоническим миром. Сейчас Вы учитесь в семинарии и  можете быть на приходе преподавателем, катехизатором, однако  хотелось бы предостеречь Вас от поспешного принятия священнического сана.
     Есть определённые канонические ограничения, которые препятствуют человеку стать священником. В настоящее время, если на приходе имеется молодой человек с семинарским образованием, его могут направить для рукоположения, не учитывая одно серьезное обстоятельство. Греховное прошлое человека способно вызывать сильнейшую духовную брань после принятия сана.  Принятие монашества преодолевает и неким образом покрывает эти ограничения и препятствия, однако, судя по всему, Вы не собираетесь принимать постриг.  Приняв священство, Вы можете подвергнуться духовной брани, просто для Вас непосильной. Почитайте письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина), где он пишет, что человек, принявший, несмотря на канонические препятствия, священнический сан, рискует впасть в пьянство и даже – беснование. В житии преподобного Венедикта Нурсийского приведен связанный с этой темой эпизод: преподобный Венедикт посоветовал одному диакону не принимать священство, причем предупредил, что если тот все же примет сан, то подвергнется беснованию. Спустя какое-то время диакон тем не менее стал священником, и, как и предостерегал его преподобный Венедикт, подвергнулся беснованию. В этом состоянии он и скончался.

P.S.:
     Конечно, указанными соображениями проблема пьянства не исчерпывается. Существуют и другие факторы, выдавливающие человека в потребление алкоголя. Например, – давление на сознание различных тягостных переживаний («Тирания мозга»), уныние. Есть и другие предпосылки.
     Интересующимся данной тематикой можно рекомендовать заглянуть в раздел сайта Соловецкого монастыря «Беседы о проблемах личности»[3]. В этом разделе выложены беседы о тирании мозга, а также  – о алкоголизме у женщин («Женщина и мужчина. Одиночество и счастье»). Если Господь благословит, то к осени 2016 года в разделе появится часть бесед «Экстрим и уныние» (эти беседы входят в цикл «Когда жизнь становится игрой, а игра – жизнью»).
 

[1] См. «Безумие бесовского происхождения» из книги Жан Клода Ларше «Исцеление психических болезней».

[2]М.: Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Крондштатского, 2011. URL: http://www.dp-c.ru/index.php/books/46-2010-11-29-12-26-07/123—pdf.

[3] URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania.