Стенд на выставке «Православная Русь – к Дню народного единства» в «Манеже» (2012)

4 ноября 2012 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, по окончании богослужения в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церемонию открытия XI церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь – к Дню народного единства» в Центральном выставочном зале «Манеж». В этом году выставка посвящена теме «Церковь, власть и народ. Уроки преодоления Смуты и обретения единства.

На выставке работают стенды «1150 лет Российской государственности», «400 лет преодоления Смуты», «200 лет победы в Отечественной войне 1812 года», которые представили учащиеся московских школ.

Экспозиция конкурсных проектов памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому, где представлено более 50 работ лучших скульпторов России.

На стенде Издательства Московской Патриархии состоялась презентация первого тома Собрания трудов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в который включены материалы официального характера, отражающие Патриаршее служение в первые три года со дня интронизации.

Наместник Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) рассказал о стенде обители, где помимо изобразительных материалов, повествуюищх о прошлом и настоящем монастыря, представлена величайшая соловецкая святыня – каменный крест преподобного Савватия.

***

Вот, о чем повествуют стенды…  Особую роль для России Соловецкий монастырь сыграл в период Смуты. В результате иностранной агрессии и гражданской войны, в которую были втянуты все сословия русского общества, под угрозу были поставлены существование самостоятельного российского государства и Русской Православной Церкви. В критический момент Смуты, когда в Москве безраздельно распоряжались поляки, а Великий Новгород был оккупирован шведами, именно окраинные русские земли Севера и Поволжья, – да еще Троице-Сергиева лавра стали центрами сопротивления агрессорам. По призыву игумена Троицкого монастыря Дионисия и келаря Авраамия Палицына (соловецкого постриженика, который долгое время был соловецким старцем и исполнял в монастыре самые ответственные послушания) Кузьма Минин и кн. Дмитрий Пожарский организовали в Нижнем Новгороде ополчение, которое освободило Москву, а в Поморье соловецкое войско, поддержанное отрядами московских стрельцов, разгромило казацкие отряды Барышпольца и Сидорки, перешедшие на службу к шведскому королю. «Совет всея Земли» созданный сначала в Первом, а затем во Втором ополчении, обращался по разным нуждам на Соловки, получал поддержку, поручал монастырю дипломатические миссии и отражение агрессии шведов на Севере. Заключительным аккордом Смуты стала героическая защита Троицы от поляков, которую в 1618 г. возглавил келарь Авраамий Палицын накануне Деулинского перемирия. Несмотря на то, что Смутное время принесло России неисчислимые беды, Соловецкий монастырь, являвшийся единственным гарантом безопасности для Поморья, сумел защитить свои владения на материке и сохранить побережье Белого моря в составе России.

В Смутное время Соловецкий монастырь достиг наибольшего могущества в военном отношении. Обитель превратилась в своеобразное государство в государстве, став в период Смуты хозяйственной, духовной, административной и военной столицей Поморья. С ее настоятелем, минуя центральные власти, напрямую общались иностранные государи, именуя его «Великим воеводой». Московские государи стали должниками соловецкой братии, занимая огромные суммы у монастыря на ведение военных действий в период Смуты и позднее, на войны с Польшей. Московское правительство компенсировало огромные затраты монастыря на строительство военных укреплений, закупку оружия и содержание стрелецкого войска, отдавая ему во владение все новые вотчины в Поморье, и в первые десятилетия XVII века все побережье Белого моря от Кольского полуострова до реки Онеги превратилось в соловецкую вотчину. В своих материковых вотчинах Соловецкий монастырь развил многостороннюю хозяйственную деятельность, и монастырские старцы приобретали бесценный опыт по управлению вотчинами благодаря образцово налаженной системе монастырского хозяйства с его многочисленными промыслами, усольями и торговыми дворами в крупных русских городах.

Их опыт использовали русские цари для управления главными церковными епархиями, а также хозяйством богатейшего из русских монастырей – Троице-Сергиевой лавры. Начиная с 90-х гг. XVI столетия, на протяжении полувека соловецкие старцы назначались на главные административно-хозяйственные должности в Сергиев монастырь.