Зуев Д. Планета Соловки

13 августа 2012 г.

Зачем люди едут на Соловецкие острова? У каждого свой смысл: кто-то хочет оторваться от Большой земли, кто-то ищет безмолвия, а кто-то надеется увидеть китов-белух и тюленей. Разницу между островной и материковой жизнью начинаешь понимать, когда узнаешь, что катер из Рабочеостровска на острова ушел, а следующий придет завтра. И если будет шторм, то катера не будет. Так просто на острова не попадешь. Можно, конечно, и сесть на самолет из Архангельска, но тогда лишаешь себя самого дефицитного чувства – удовольствия от ожидания удовольствия.

Соловки – это шесть больших островов и множество мелких островков и шхер в Белом море. На Большой Соловецкий приходят все катера: здесь монастырь и поселок. Жизнь монастырская течет параллельно с поселковой, но поселок живет во многом благодаря монастырю. На остров Большая Муксалма можно попасть пешком, поскольку с Соловецким он соединен валунной дамбой, которую построили еще в прошлом веке для монастырских нужд. Острова благодаря своей недоступности представляют весьма привилегированное сообщество. Когда-то женщин на Большой Соловецкий не пускали – и они ездили на Большой Заяцкий, чтобы помолиться «с видом на монастырь».

Когда-то Анзерский остров был самым «пустынным» местом России, где в одиночестве жили иноки – любители безмолвия. Здесь, в отличие от монастырского обычая жить вместе, жили по обычаю скитскому – все на расстоянии. Теперь на острова Большой Заяцкий и Анзерский попасть можно на катере, но только в составе экскурсии. Без благословения на эти острова не пускают. Если покупаешь билет на экскурсию, то автоматически получаешь благословение.

Одним из интересных гидротехнических сооружений на Соловецком острове является система каналов. На лодке можно пройти от монастыря до места, где был основан первый монашеский скит в Савватьеве, и дальше – уже в Белое море.

Паломники и трудники

Два основных вопроса, которые задаешь своим спутникам на катере: откуда приехал? надолго ли на Соловки? Надолго приезжают лишь трудники, ненадолго – паломники-туристы и просто туристы.

Миша, историк из Москвы, добрался до Рабочеостровска автостопом всего за два дня и собирается пожить трудником в монастыре пару недель. Кто-то в монастырь приезжает на все летние каникулы. А вот двое англичан собираются на Соловки всего на день. Времени мало, но очень хочется – показывают мне статью из путеводителя «Одинокая планета», где Соловки рекомендуются всем, кто хочет в одном месте увидеть тундру, песчаные пляжи, валунные отложения на морских берегах, холмы, глубокие лесные озера, сосновые боры и проследить историю России – от Великого раскола до ГУЛАГа.

Архипелаг от материка отделяют 26 километров. За три с половиной часа можно вволю насытиться морским простором и видами диких островов. Можно попеть в хоре с паломниками, побывать в трюме и посмотреть на море с уровня моря – в иллюминатор, замерзнуть на палубе и с нетерпением высматривать белые стены монастыря. На подходе к Соловкам все пассажиры высыпают на нос катера. Наконец, вдалеке прорисовывается монастырь. Кто-то крестится, кто-то фотографирует.

С прибытием на остров мои спутницы, надев длинные юбки и платки, идут со мной в братский корпус, чтобы узнать насчет заселения. Но монах-вахтер посылает нас в трапезную на ужин.

Сестры и братья питаются отдельно, во время еды запрещается говорить, а только слушать поучения. Прибыли мы во время поста, но еды было вдоволь – гречневая каша с запахом монастырской сырости, фасолевый суп, макароны, хлеб, чай с сахаром и кукурузные палочки с крабовым вкусом.

После ужина нам показали жилье. Местные называют это «Шанхаем». В одном крыле живут рабочие-реставраторы, в другом – паломники. Рабочие не любят паломников, а паломникам не до этого. Братья живут отдельно, сестры отдельно. Жить в таком месте можно, но недолго. Спать на полу на матрасе в компании 8–9 паломников, умываться из умывальника, топить печку дровами – это не страшно. К своеобразному барачному уюту можно отнестись как к временной экзотике. А вот в самое страшное место ходить приходится. Это туалет в стиле андеграунд. На пол ничего ронять не стоит. Зайти приходится, выйти не терпится:

Трудников в монастыре много. Некоторые приезжают по рекомендательным письмам с Украины и из Беларуси. В одной комнате со мной было 8 молодых ребят. Оказалось, что приехали из Москвы и Пензы – трудниками. Дмитрий Студеный сначала поинтересовался, что в Красноярске слушают. А затем рассказал об акустических фестивалях поэтического рока «Даждь», организатором которых он выступает, и подарил мне 8 дисков с записями концертов. «Ты должен познакомить Красноярск с современным поэтическим роком – плодами православного творчества».

Трудники – это особая категория людей, которые приезжают, чтобы получить пользу для души – потрудиться на монастырских послушаниях и поучаствовать в деле возрождения монастыря. С утра до вечера они работают, женщины готовят еду, собирают ягоды, работают на монастырском огороде, пекут замечательный хлеб в монастырской пекарне, мужчины – заготавливают дрова, участвуют в строительстве, за это их кормят, предоставляют жильё и возят на экскурсии.

У трудников свой быт, который держится на строгих правилах и распорядке. Девушкам обязательно носить платки и юбки, брюки носить запрещается. «Внешний вид паломников должен быть благообразным». В 6 утра – начало утренних молитв, в 9:00 – в братском корпусе назначения на послушания и начало послушаний (работы). Только в 12:00 можно покушать – обед. В 13:00 продолжение послушаний, в 16:00 – полдник и опять работа до 19:00. После вечерней службы – ужин и до 21:30 полная свобода, но покидать монастырь без благословения нельзя. Для проживающих в гостинице в 23:30 – отход ко сну, после чего гостиница запирается на ночь.

Что нужно сделать на Соловках? 1. Зайти на почту, купить старые советские открытки с видами Соловков и отправить домой и друзьям, поставив фирменный штемпель – СОЛОВЕЦКИЙ. 2. В местном магазине купить пару расстегаев с соловецкой селедкой. 3. Пройтись по насыпи бывшей узкоколейки.

Соловецкие чудеса

Мой друг сказал, что самое главное на Соловках – забраться на колокольню монастыря, тогда увидишь весь соловецкий мир как на ладони. Монастырь доминирует, куда бы ты ни пошел в поселке. Приезжающие на Соловки говорят, что это «место силы», и называют это по-разному – кто местом великой благодати, а кто – местом с высокой энергетикой. Монастырские стены выложены огромными валунами, и потому кажется, что монастырь будто врос и пустил корни в землю острова. Прогуляться вечером по стенам монастыря нам помог один из трудников, который знал потайной ход.

Забраться на колокольню не получилось из-за реставрационных работ. Сейчас на Соловках активно восстанавливаются скиты, ремонтируется здание монастыря, с материка на баржах везут цемент. Активно в реставрационном деле участвуют норвежцы, все-таки Соловецкий монастырь внесен в список памятников международного наследия ЮНЕСКО.

Чтобы увидеть Соловки с высоты, можно забраться на гору Секирная. С Секирной мы возвращались уже очень поздно. У стен монастыря на пригорке сидели добрые люди, которые поинтересовались: “Смотрели ли вы в небо?”. И что же интересного можно увидеть на небе?

Северное сияние. Точнее, сначала это были всполохи, но потом на небе началось какое-то дикое разноцветное веселье: розовое, фиолетовое, зеленое. Как будто стоишь под куполом из фейерверков. Увидеть такое сияние в теплый августовский вечер – настоящее чудо.

Страницы истории

Самое интересное на островах – это каменные лабиринты и дольмены II-I тысячелетия до н.э. У лабиринта один вход-выход. Если идти, не пересекая границ спирали, то через некоторое время выйдешь к началу. Первобытному рыбаку-охотнику нужно было где-то совершать обряды, вот для этого и выстраивали круг, границы которого и выделяли зону сакрального. В этой зоне проводили ритуалы.

Но Соловки – это не просто место чудес и благодати. Была здесь и жизнь, далекая от радости. Когда собираешь в лесу чернику и бруснику – стараешься восстановить в памяти музейную карту Соловков периода ГУЛАГа, чтобы не топтаться по местам массовых захоронений.

Из памяти Соловков сложно стереть 19 лет особого назначения. Куда не пойдёшь – все напоминает о СЛОНе – Соловецком лагере особого назначения, куда были сосланы академик Дмитрий Лихачев, учёный и философ Павел Флоренский, священники, художники, ученые. Даже самая красивая дорога на Соловках – это бывшая узкоколейка, которую построили зеки, по ней в лагерь возили торф и лес. Монастырь и скиты на островах в те годы превратились в отделения и штрафные изоляторы, а Преображенская гостиница для паломников – в приёмник-распределитель.

Даже сейчас, если паломников много и мест в паломнической гостинице нет, поселят в «Шанхай», и только местные жители знают, что это бывший барак ВОХРы.

В музее, который занимает одно из помещений монастыря, есть содержательная выставка по истории Соловков. Можно увидеть оригинальные артефакты. Например, красную звезду, которая была установлена на колокольне монастыря и была демонтирована только с началом перестройки.

Соловки – единственное место на земле, где колючей проволоке нашли тройственное применение. Два первых её назначения понятны: чтобы люди не выходили и чтобы не входили. А в посёлке Ребалда колючка используется ещё и для вешал. Вешала – это специальное приспособление для просушки водорослей.

На островах всего два больших поселка, два условных полюса соловецкого мира. Северный полюс – это поселок Ребалда, куда приезжают сезонные рабочие из Архангельска. Здесь они косят морскую капусту семиметровыми косами, чтобы заработать деньги. А южный полюс – это монастырь и поселок, куда приезжают трудники, чтобы трудиться бесплатно. Из Ребалды редко кто ездит в посёлок, а из посёлка – в Ребалду.

С окончанием навигации в сентябре жизнь на островах замирает. Трудники разъезжаются по домам, некоторые жители поселка тоже уезжают на Большую землю, сезонные рабочие едут в Архангельск искать новую работу, пенсионеры остаются на острове и ждут следующего года. А искатели безмолвия, наконец, находят то, что искали.

Источник: Газета «МК в Красноярске» № 69 (1 июля - 13 августа) 2012 г.
Тип: Записки паломников
Место: Соловки
Издание: Газета «МК в Красноярске» № 69 (1 июля - 13 августа) 2012 г.