Лаушкин А.В. Соловки – отражение всей русской истории

15 апреля 2013 г.

Интервью с Алексеем Владимировичем Лаушкиным, к.и.н., доцентом Исторического факультета МГУ им. Ломоносова, научным руководителем Соловецкого Морского музея, соавтором «пешеходного» путеводителя по Соловецкому архипелагу, специалистом по истории и культуре Древней Руси XIXIII вв. и истории Поморского Севера. 

– Как случилось, что Вы стали заниматься историей Соловецких островов?

– Когда я учился на истфаке МГУ, студенты нашего факультета ездили на архипелаг как экскурсоводы. Именно так я впервые попал туда. Причем конкурс на Соловки в некоторые годы оказывался выше, чем при поступлении на сам факультет. Я быстро «осоловел» и стал ездить на острова постоянно. Особенно тесной моя связь с Соловками стала в 2000 году, когда мы с друзьями начали создавать Морской музей. Наш музей, открывшийся в 2007 году, расположен в монастырском амбаре середины XIX века, который на момент начала работ был фактически разрушен. Восстанавливая этот памятник архитектуры, создавая в нем музей с действующей исторической верфью и центром детского творчества, мы не потратили ни копейки государственных средств. Все держалось и держится на труде увлеченных и бескорыстных людей, или, как Вы говорите, – волонтеров: строителей, корабельных плотников, художников, историков, экскурсоводов. Вход и экскурсии у нас бесплатные, поскольку весь проект – не коммерческий, а сугубо просветительский.

– Чем Вас так увлекает история Соловецких островов?

– Соловки отражают в себе, как в зеркале, всю русскую историю. Точно речь идет не о затерянных в далеком море островах, а о столичном городе. Для меня наибольший интерес представляет история самого монастыря, основанного еще в XV веке.

Через Соловки пролегли жизненные пути многих выдающихся деятелей нашей истории. Наверное, самым замечательным из них был соловецкий игумен, а затем митрополит Московский и всея Руси Филипп (Колычев), который обличил опричнину Ивана Грозного, хотя хорошо знал царя, придворную жизнь, сам по происхождению был боярином. Он понимал, что идет на смерть, но по-другому поступить не мог.

В Соловках никогда не прерывалась традиция сурового лесного отшельничества, хотя жить в одиночестве здесь невероятно сложно – и физически, и духовно. Еще меня интересует морская история России, тесно связанная с Белым морем и крупнейшим флотовладельцем нашего Средневековья – Соловецким монастырем. Она началась на несколько веков раньше Петра I (его заслуга – в создании военного флота).

Поморы – русские обитатели морского Севера России – еще в древности начали ходить по Белому морю, потом по Баренцеву и не позднее XVI века первыми из европейцев освоили морской путь в Сибирь через суровые воды Арктики. Развитие морских технологий и практики мореплавания в XVIXVII вв., да и просто приток людей в этот край во многом произошли благодаря Соловецкому монастырю. Ещё Соловецкий архипелаг – удивительно красивое место! Море, земля, небо, растения, древние постройки, исторические воспоминания составляют удивительную симфонию.

– Что представляет из себя Ваш путеводитель по Соловкам?

– Я написал его в соавторстве со своей женой, которая тоже всю сознательную жизнь ездит на Соловки, любит и хорошо знает их. Мы оба уверены, что общение с Соловками оказывается значительно глубже и ярче, если человек остается с ними один на один. Потому написали путеводитель для самостоятельных прогулок по острову. Он небольшой – легко умещается в карман походной куртки.

– Какие места на Соловках рекомендуете посмотреть?

– Вначале надо осмотреть сам монастырь – древние храмы и знаменитую крепость XVI в. Хорошо бы заранее что-нибудь прочесть об этом месте, о людях, о зданиях. Рядом находится поселок, по нему стоит прогуляться. Можно зайти в наш Морской музей: после многих лет строительства на музейной верфи мы спускаем на воду наше новое экспедиционное судно «Святой Петр» – реплику государевой яхты Петра I, созданной в конце XVII века в Архангельске.

Если говорить о более дальних путешествиях, то напомню, что Соловецкий архипелаг состоит из 6 крупных и множества мелких островов. На Большом Соловецком острове, где и стоит монастырь, в качестве программы-минимум советую совершить поход по дороге на север от него. Сначала вы увидите «Филипповские садки» – искусственные морские озера, построенные еще во времена Ивана Грозного, затем монастырский ботанический сад XIX века, где в теплицах братия выращивала виноград и арбузы.

Дальше по дороге будет Секирная гора, с которой открывается вид на весь остров. В XIX веке монахи совместными усилиями с архангельскими портовыми властями создали маяк прямо под крестом построенного на горе храма. До сих пор в России это единственный действующий храм-маяк, самый высокий и самый яркий в Белом море. В прошлом году ему исполнилось 150 лет. В лагерное время на Секирной горе был штрафной изолятор («ШИЗО»), куда ссылали непокорных заключенных. Несколько лет назад на отрогах этой горы были найдены массовые захоронения.

– А что еще можно увидеть на Большом Соловецком острове?

– Филипповскую пустынь и остров Муксалму с километровой монастырской дамбой, которая соединяет оба острова.

– А за его пределами?

– Можно совершить морские путешествия на Большой Заяцкий остров, где сохранились неолитические валунные лабиринты и храм конца XVII века, а также остров Анзер. Попасть на него можно через турбюро Соловецкого музея-заповедника или через паломническую службу монастыря. Поход сложный: на целый день, с плаванием по морю и длинной пешей экскурсией. Но оно того стоит – Анзер хранит много воспоминаний.

– Что еще можете посоветовать туристам?

– Взять фотоаппарат. Для фотографа Соловки – райское место. Состояние «воздухов», свет, небо, цвет и вид моря постоянно меняются. В июле можно застать белые ночи. Одеваться лучше «по принципу капусты»: не брать одну толстую куртку, а взять 2-3 тонких свитера и нежаркую, но непродуваемую куртку. Обязательны для моря головные уборы: девочкам платки (они и в монастыре пригодятся), молодым людям – осенние шапочки. Резиновые сапоги я бы не брал, болот там почти нет. Крепких непромокаемых туристических ботинок вполне достаточно.

– Что Вам известно о домонастырской жизни Соловецкого архипелага?

– Соловки, как утверждают геологи, – это груда камней, которая была навалена сползающим ледником. Люди добирались туда уже в эпоху каменного века. Большинство из них приезжало, чтобы совершить языческие обряды. А у поморов была красивая легенда о появлении Соловков. Однажды морские охотники пошли зимой на промысел. Они охотились на тюленей, дрейфуя на льдинах. Не уследили, и их лодку раздавило между льдов. Охотники остались посередине моря, их ждала верная смерть. Но они решили переходить с льдины на льдину, пока это возможно. Один из них заметил острова. Они подумали, что это мираж (на Белом море такое бывает), потому что раньше в этом месте островов не было. Но случилось чудо. Поморы говорили, что Соловки вышли из Белого моря на спасение людей.

– Какие вы еще знаете соловецкие чудеса? Случаются ли они до сих пор?

– Чудес на Соловках всегда хватало. Множество из них описывается в книге «Соловецкий патерик». Есть лагерная история о том, как в Соловки прислали баронессу Наталью Модестовну Фридерикс, фрейлину трех императриц. Она была аристократка, чем вызвала особую злобу у лагерного начальства. Ее посадили в барак, где сидели женщины-уголовницы – наркоторговки, убийцы, проститутки. Они стали ее травить. Но вскоре отношение сокамерниц к Наталье Модестовне поменялось: их поразили ее спокойствие, мудрость, внутреннее достоинство и твердая вера в Бога. Тем временем в лагере вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Начальство с ней не справлялось. Оно обратилось к заключенным, пообещав, что все, кто станет ухаживать за тифозными больными, получат некоторые послабления и даже быстрее выйдут на свободу. Но все понимали, что отправиться в тифозный барак – все равно, что подписать себе смертный приговор. Фридерикс же согласилась сразу, у нее был опыт работы хирургической сестры во время Первой мировой войны. И некоторые из уголовниц, вдруг решили пойти с ней! Получается, что она своим примером вдохновила их на высочайший подвиг – пожертвовать собой ради ближнего. По-моему, это удивительное чудо! Фридерикс и многие из ушедших с ней не вернулись…

– Какую литературу Вы рекомендуете тем, кто интересуется историей Соловков?

– Если интересна монастырская история, рекомендую прочесть «Соловецкий патерик». Можно полистать дореволюционные очерки истории Соловков – они сейчас переизданы. Если говорить о лагере, то есть записки соловецких заключенных: «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева, «Погружение во тьму» Олега Волкова, «А было все так» Юрия Чиркова. Школу юнг хорошо описал Валентин Пикуль в книге «Мальчики с бантиками».

– Соловки в целом хорошо изучены?

– Да. Но от монастыря сохранился огромный архив с XVI по начало XX века. В нем есть еще что изучать. Последнее время наметилось и новое направление в соловецкой археологии – монастырское (раньше копали только памятники неолита). 

– Что Вы можете сказать о соловецкой культуре и искусстве?

– Соловецкий монастырь был главным культурным гнездом Поморья. Именно там впервые на Русском Севере возникает каменное зодчество. В обители процветала сложная и передовая техническая культура. Соловки стали центром церковных ремесел – иконописи, книгописание. Развилась своя монашеская литература. Средневековый Соловецкий монастырь сформировал одну из крупнейших библиотек своего времени. В военном плане он также сыграл огромную роль: отстоять этот край в составе России в сражениях со Швецией конца XVI – начала XVII веков удалось во многом благодаря Соловецкому монастырю.

– Какие ремесла и народные промыслы известны на Соловках с глубокой древности?

– До революции там было несколько десятков ремесленных мастерских. Шили одежду, тачали обувь, строили лодки, делали сани, посуду разных видов, кареты, в заводе было ткачество, иконописание, кузнечное дело, обработка металлов, камня, дерева. Делали сети и все, что нужно было для рыболовецкого и зверобойного промысла, добывали смолу, вываривали ворвань. Сейчас возрождается кресторезный промысел (изготовление деревянных крестов), судостроение и гончарство.

– Надо ли превратить Соловки в национальный парк?

– Соловки нуждаются в особом охранном статусе. Каком именно – это более сложный вопрос. Ведь сохранять там надо не только природу, но и исторический ландшафт. А главное – нужно сберечь особый дух этого места. Некоторые учреждения или мероприятия просто неуместны на острове, где несколько веков жили отшельники, а потом почти два десятилетия истребляли людей в лагере. Представьте, что в Мекке построят варьете или в Бухенвальде – дискотеку!

– РГО проводит конкурс, в котором определяет десять символов России. В Северо-Западном федеральном округе Кижи пока что опережают Соловецкий архипелаг. Какое место, на Ваш взгляд, больше заслуживает победы?

– Думаю, Соловки. Они сыграли несравнимо более значительную роль в истории России, там сохранилось больше памятников, в том числе и древних. Но Кижи – тоже замечательное место!

Источник: Сайт «Учебно-методического центра молодежно-студенческих отрядов г. Москвы»
Тип: Записки паломников
Издание: Сайт «Учебно-методического центра молодежно-студенческих отрядов г. Москвы»