Лагутин А. Соловки – глазами паломника

5 ноября 2013 г.

Пути Господни неисповедимы…

Одиннадцать человек разного возраста (от 14 до 64 лет), места проживания (Минск, Жодино, Полоцк, Светлогорск), разной глубины воцерковления (от ни разу не исповедовавшегося до паломника, несколько дней как вернувшегося из Псково-Печерского монастыря), Божиим промыслом были собраны воедино в паломничество на Соловки – духовный оплот Православия.

Возможно, этот материал поможет начинающим в выборе истинного пути в жизни. Посещение же Соловецкой обители нравственно очистит и укрепит в вере, заставит задуматься, что есть жизнь другая – высокая и духовная.

Дорога

Реальное знакомство в группе началось в поезде, до Кеми из Минска ехать полтора суток. Оказалось, что в паломничестве многие впервые, а на Соловках вообще никто ни разу не был. Даже толком не раззнакомившись друг с другом, мы по очереди почитали акафист Святителю Николаю. Сразу по чтению проявилось, кто читает молитвослов ежедневно, а кто от случая к случаю. И здесь четырнадцатилетний подросток в технике чтения никак не уступал умудренным жизненным опытом, да еще и с ученой степенью. Но никто никому замечаний не делал – первый шаг к смиренномудрию.

Далее общая молитва перед трапезой и сама трапеза. И если в начале переезда все ели, в основном, свое, поскольку у каждого свой вкус, то в конце первого дня уже наперебой предлагали угощение друг другу.

Далее целый день знакомства. Темы разные, от житейских и индивидуальных до всеобщих: Божественная литургия, которую совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Предстоятели Поместных Православных Церквей под открытым небом на Минском замчище в рамках празднования 1025-летия Крещения Руси, и, разумеется, принесение креста апостола Андрея Первозванного в пределы Русской Православной Церкви.

К сожалению, многие темы придется оставить без должного внимания: и станцию Дно, где установлен Крест царю Николаю II, и Новгород, в котором в 0:30 мы ходили к стенам Кремля, и Соловецкое подворье в Рабочеостровске, где мы перед ночевкой на материке сходили к церкви, запечатленной в фильме «Остров».

И все-таки главной нашей цели – посещения Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря – мы ждали с нетерпением.

Град монастырский

Говорят, молитва о спасении, которую читают на корабле, плывущем на Соловецкие острова, запоминается на всю жизнь как самая искренняя. Нам не удалось достичь этого состояния, поскольку путь по морю прошел в абсолютном штиле и в солнечную погоду. Правда, дыхание Белого моря мы ощутили в полной мере, потихоньку все что-то надевали на себя. Всех приезжающих на Соловки морем встречает Поклонный крест в бухте Благополучия.

Прибыв на монастырский причал, истинные соловецкие паломники (а не такие молитвенники, как мы) шли к Святым воротам и долго молились, сокрушаясь о грехах и стараясь оставить за монастырской стеной все свои греховные помыслы. Многие старались очиститься не только духовно, но и телесно. Для этого на Святом озере устроены две купальни. Мы же проследовали со всеми своими баулами ровненько через монастырь к Дому паломника, где, разместившись, исполнили-таки хотя бы часть очищения – омовение в Святом озере. С этого дня омовение (считай – купание) стало ежедневной нормой нашей жизни. А ведь до полярного круга всего 165 км и на белуг мы не сильно похожи.

Всем паломникам, впервые прибывшим в монастырь, предлагается обед. Это была единственная возможность вкусить настоящей монастырской постной еды. К нашему удивлению, она оказалась очень вкусной. Мы пытались это объяснить двухдневным отсутствием горячей пищи, но очень скоро поняли, что заблуждаемся.

Паломничество

Первая наша обзорная экскурсия по центральной усадьбе Соловецкого монастыря началась от Святых ворот, где опять же по промыслу Божию нас благословил секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич.

История Соловецкого монастыря началась в 1429 году, когда на остров прибыли преподобные Савватий и Герман, «воздрузиша крест и келью себе поставиша». После кончины преподобного Савватия Герман вернулся на остров с монахом Зосимой (впоследствии игуменом Соловецким). Вместе они совершили Всенощное бдение. Согласно житию после этого преподобный Зосима увидел на востоке необыкновенный свет и прекрасную церковь в воздухе. На месте видения и стал впоследствии обустраиваться Соловецкий монастырь.

Архитектурный ансамбль монастыря начал формироваться в середине XV века. Первые храмы и кельи были деревянными, и время не сохранило их для нас. Пожары послужили главной причиной возведения каменных зданий, строительство которых началось в 1552 году. Обитель с конца XVI века и по сей день имеет форму вытянутого пятиугольника, схожего с кораблем, и напоминает о том, что монастырь – корабль спасения в житейском море. Общая протяженность стен – около 1200 м, их толщина у основания достигает 7 м, а высота – 11 м, высота башен – 17 м.

Прямо напротив главного входа в монастырь обычно находится соборный храм – духовный центр обители и его архитектурная доминанта. Главный храм Соловецкого монастыря возводился в 1558–1566 годах, в настоятельство святого игумена Филиппа (Колычева). Спасо-Преображенский собор стал важнейшим сооружением ансамбля, символом величия Соловецкого монастыря.

Главное украшение храма – иконостас, который на протяжении веков неоднократно перестраивался. Современный пятиярусный иконостас был установлен в 2002 году. Богослужения в соборе сейчас совершаются в летний период, как правило, с июля до конца августа – начала сентября. На это время в храм переносят святыни обители.

На территории Соловецкого монастыря в 1906 году было 8 храмов с десятью приделами в общей сложности, на колокольне насчитывалось 35 колоколов. Судьба старых звонов неизвестна – после закрытия обители в 1920 году ни одного из них в монастыре не сохранилось.

Наличие на территории большого числа служб отличало Соловецкий монастырь от других обителей, где такие службы старались вынести за крепостную стену. Продиктовано это особым приграничным местоположением обители, необходимостью при нападении врагов выдерживать длительную осаду.

Созидался монастырский град стараниями тысяч тружеников, имена большинства из них известны только Господу. Осознавая, что трудятся в святом месте и созидают святыню, люди не стремились ни к почестям, ни к богатству, а славы искали лишь Божией. Искренне верующие люди во все времена трудились и трудятся с верою в то, что дела их идут вслед за ними (Откр. 14: 13) и будут отмечены в вечности.

Остров Анзер

Это единственный день паломничества, когда мы не пошли на утреннюю молитву, а в 6 часов утра отправились пешком через Большой Соловецкий остров к Губе Долгой, где нас ждал катер. Группа пробыла на Анзере весь день. Это самая большая по времени экскурсия, и все же хочется побыть здесь еще, однако правила Анзера строги: на ночь женщины не могут оставаться на острове.

За много верст по пути к Анзеру виден возвышающийся над островом величественный храм Распятия Господня. Остров Анзер – второй по величине остров Соловецкого архипелага. В начале XVII века соловецкий инок Елеазар устроил на Анзере первый скит, ставший местом уединения монастырских подвижников, на протяжении веков привлекая к себе ищущих более строгого монашеского жительства.

От мыса Кеньга мы отправились в Свято-Троицкий скит. Благодаря покровительству Царской семьи Троицкий скит долгое время сохранял независимость от Соловецкого монастыря. Ансамбль скита, несмотря на разрушения, нанесенные в советское время, дошел до наших дней таким, каким он окончательно сформировался в XVIIIXIX веках.

Впечатления от дня, проведенного на Анзере, были бы неполными, если не упомянуть о трапезе, без которой паломникам все-таки не обойтись. Мало того, что мы полдня носили по очереди кастрюлю с гречкой, сваренной накануне, так еще с самого начала к нашему коллективу присоединился батюшка Валентин из Твери. Это придало всем нашим молитвам и песнопениям и в храмах, и за трапезой особый смысл.

Еще один скит, в честь Распятия Господня, появился на Анзере в начале XVIII века: духовник царя Петра I, постриженный в Соловецком монастыре с именем Иов, устроил скит на вершине горы Голгофа, как ему повелела сама Богородица, явившись у подножия горы. При жизни Иова была построена деревянная церковь Распятия Господня, которую в XIX веке заменил каменный храм; обе церкви сохранились до наших дней.

После закрытия монастыря на Анзере было устроено 6-е отделение Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), где в заключении содержались православные священники и иерархи Русской Православной Церкви, была организована коммуна для находящихся в заключении католических священников.

По велению Творца сама природа создала крест над безымянными могилами невинных страдальцев.

Свято-Вознесенский скит

Один из самых крутых и высоких холмов архипелага с почти отвесными склонами называется Секирная гора. В 60-е годы XIX века на горе основан монастырский скит с каменной Вознесенской церковью; в 1862 году над ней был устроен маяк – самый крупный на Белом море.

Во времена Соловецкого лагеря особого назначения в Вознесенской церкви находился мужской штрафной изолятор с жестким режимом содержания, а на склонах и у подножия горы производились массовые расстрелы заключенных. Секирная гора стала символом страданий узников ГУЛАГа, поэтому у ее подножия в 1992 году Патриарх Алексий II освятил Поклонный крест и отслужил литию в молитвенное поминовение всех, за веру и благочестие на островах Соловецких пострадавших.

Филиппова Пустынь

В двух километрах к востоку от монастыря по дороге на Муксалму находится Филиппова (Иисусова) Пустынь. Основание пустыни связано с именем святителя Филиппа, избравшего это место для молитвенного уединения еще в середине 40-х годов XVI века, когда он был поставлен игуменом Соловецкого монастыря.

Монастырская летопись описывает событие, происшедшее с ним здесь незадолго до отъезда с Соловков в 1565 году: «На молитве явился ему Иисус Христос в терновом венце, в оковах, униженный, обагренный кровью, с ранами на теле, в таком виде, как после поруганий и биений пред судилищем Пилата; на месте этого явления брызнули из земли струи чистой ключевой воды». В 1856 году в пустыни была возведена церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В 2002 году рядом с вновь очищенным колодцем братия возрождающейся Соловецкой обители поставили Поклонный крест.

Большой Заяцкий остров

В пяти километрах от Большого Соловецкого острова на Большом Заяцком острове находится Андреевская Пустынь. Во времена игумена Филиппа, в середине XVI века, здесь была построена каменная гавань с доками для стоянки и ремонта судов. Рядом находится церковь апостола Андрея Первозванного: в 1702 году она была перестроена Петром I из часовни. Монастырское поселение на острове официально скитом не считалось, в XVIII веке на острове размещалась монастырская «карантинная застава» для борьбы с контрабандной торговлей вином. На Большом Заяцком острове крупнейшее неолитическое «святилище» европейского севера России: комплекс культовых и погребальных сооружений (II–I тыс. до н. э.) аборигенов Беломорья. В него входит около 900 валунных сложений и 13 лабиринтов, среди них крупнейший в мире каменный лабиринт диаметром свыше 25 м.

Послесловие

Из пяти дней, проведенных на Соловках, четыре мы провели активно прежде всего благодаря «аномально» благоприятной погоде – солнечной, теплой и сухой. Чего только стоят наши ежедневные купания в Святом озере!

Многие места паломничества виделись в солнечном свете, хотя и выглядели полуразрушенными. Поэтому очень важная часть восприятия Соловков осталась как бы за кадром. Это советский период, когда на архипелаге был организован СЛОН, затем СТОН (Соловецкая тюрьма особого назначения), где в адских муках погибли десятки, а может, и сотни тысяч людей – цвет российской нации. Соловки – это не СЛОН, а свет веры. Нет сомнения, что наибольшую пользу от посещения Соловков получит именно тот, кто сумеет хотя бы отчасти постигнуть светлый подвиг этих людей, поскольку смысл монашества – в соединении с Богом еще здесь, на земле, и в будущей вечной жизни.

Многие из тех, кто побывал на Соловках, захотят вновь вернуться сюда. И дело даже не в том, что некоторые места паломничества остались неохваченными или были осмотрены бегло. Главное открытие паломничества лежит в духовной сфере: в радости от прикосновения со святынями, постижении смысла жизни монахов, осуществлении высшего и истинного предназначения человеческой жизни.

Источник: Сайт минского Свято-Елисаветинского монастыря
Тип: Записки паломников
Место: Соловки
Издание: Сайт минского Свято-Елисаветинского монастыря