Новости

Публикация новых докладов и выступлений иеромонаха Прокопия (Пащенко)

23 февраля 2019 г.
Публикация новых докладов и выступлений иеромонаха Прокопия (Пащенко)

На сайте Соловецкого монастыря размещена запись доклада о проблемах отклоняющегося поведения, прочитанного насельником обители иеромонахом Прокопием (Пащенко) на XXII Международных Общеобразовательных Рождественских Чтениях в рамках работы антинаркотическойсекции.

Тема доклада органически связана с темами лекций, проведенными иеромонахом Прокопием в Москве, в фонде славянской письменности и культуры, а также в храме Живоначальной Троицы в Кожевниках, которые также выложены на сайте Соловецкого монастыря.

Главная тема данного цикла – разбор механизма формирования отклоняющего поведения, а также разбор темы возможной реакций родственников, родителей и педагогов на такого рода поведение. Что могут, исходя из учета понимания механизма его формирования, сделать родственники и педагоги для того, чтобы помочь детям и подросткам преодолеть тенденцию ухода в него? Как родственникам и родителям реагировать на людей, в жизни которых отклоняющееся поведение укрепилось и почти что стало нормой (со временем юноши и девушки, увлекающиеся какой-либо отклоняющейся активностью, становятся мужчинами и женщинами, серьезной в этой активности «увязшими»).

Ниже приводятся краткие заметки по поводу записей, входящих в состав данного цикла.

1. Доклад на Рождественских чтениях на тему «Профилактика наркомании, исходя из понимания действия наркотической тяги».

Этот доклад был сделан на XXII Международных Общеобразовательных Рождественских Чтениях в рамках работы антинаркотической секции. В докладе ставился вопрос о условиях, на основании которых у человека формируется способность осуществлять сдерживания хаотического действия разрушительных эмоций.

Исходя из понимания механизма действия разрушительных эмоций, на что можно обратить внимание при воспитании детей и образовании молодежи? Какое значение имеют образование, культура и религия в деле противостояния разрушительным эмоциям? Какие ресурсы, будучи задействованы (привлечены, образованы), могут помочь не поддаться прессингу разрушительных эмоций (нейтрализовать его; сделать его появление маловероятным)?

Если механизм действия разрушительных эмоций понят, то организованная на основании этого понимания профилактическая работа может действительно помочь образованию иммунитета, который бы противостоял хаотическому действию разрушительных эмоций. Если механизм действия разрушительных эмоций не понят, то усилия, затрачиваемые в надежде добиться значимого профилактического результата, могут не сопровождаться появлением такового иммунитета.

2. Мысли, в виде кратких тезисов, озвученные на докладе, более подробно разбирались во время лекции, проходившей в фонде Славянской письменности и культуры.

3. Насколько правомочны некоторые современные концепции, предлагающие родителям и родственникам зависимых людей определенные стратегия реагирования? В частности, насколько правомочен термин «созависимость»? Не затемняет ли этот термин для родственников и родителей суть задач, к решению которых их призывает кризис, вошедший в их жизнь вместе с зависимостью члена семьи?

4. О том, какие задачи перед родственниками и родителями зависимого человека ставит кризис. О некоторых точках зрения на преодоление кризиса.

ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ МЫСЛЕЙ ДОКЛАДА И ЛЕКЦИИ, ПРОШЕДШЕЙ В ФОНЕ

Понимание 4-х этапов захвата сознания разрушительными эмоциями приводит к пониманию того, на каких началах должна быть образована обратная стратегия (недопопущение захвата).

1) Воспитание в детях способности к критическому осмыслению информации. Работа над преодолением у школьников функциональной неграмотности.

2) Создание условий для осмысления подростками своих потребностей в здоровом ключе.

Если они не поймут, например, что способны стать счастливыми те, кто стремится к цели, поставленной на основании значимого смысла, то возникает риск того, что они начнут искать счастья в отклоняющемся поведении. Ведь продажи наркотика строятся по всем законам маркетинга, и наркотик в рамках маркетинговых схем (представленных в фильмах и рассказах «звезд») позиционируется как средство от депрессии, как средство дающее эйфорию.

3) Формирование навыков саморегуляции, в том числе, и – через преодоление трудностей. Совместная деятельность с детьми, в рамках которой можно что-то подсказать ребенку. Во время совместной деятельности он становится готовым воспринимать, а педагог или родитель становятся способными хотя отчасти понимать ребенка.

4) Воспитание главного качества – способности к деятельному вниманию в отношении ближнего. Если будет воспитано это качество, есть шансы, что и навыки противостоять своим хаотизированным желаниям будут выработаны, что человек преодолеет функциональную неграмотность (в лекциях цикла «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма» рассказывается о том, что процесс познания и процесс построение картины мира тесно связаны с способностью проявить внимание к ближнему).

Если у человека не выработается внимание к ближнему, то ему будет тяжело преодолеть такие явления как дефицит внимания и функциональная неграмотность. Если человек испытывает предубеждение к автору и заранее его осуждает, то он не поймет мыслей автора.