Новости

Слово благочинного Соловецкого монастыря архимандрита Ианнуария во Вторник первой седмицы Великого поста

12 марта 2019 г.
Слово благочинного Соловецкого монастыря архимандрита Ианнуария во Вторник первой седмицы Великого поста

12 марта 2019 года во вторник Великого поста благочинный Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Ианнуарий обратился по окончании великого повечерия с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского с пастырским словом к собравшейся братии, прихожанам и паломникам обители.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Имеем благие намерения – и грешим, падаем. Почему Бог не сделал так, чтобы это было невозможно? Ведь я искренне пришел к Нему, говорит человек, принял Крещение, а многие здесь приняли и монашество, искренне хочу жить так, как Он велит, однако часто, когда обступают меня искушения, давят непосильно прошлые греховные пристрастия и привычки, я уступаю, не имею сил сопротивляться. Почему Бог, который, как я слышал, любит нас, поставил нас в такое положение, в такую неудобную «стартовую точку» для подвига: когда наше греховное прошлое настолько сильно в нас, что очень часто берет верх?

Так нередко рассуждает современный христианин, устав бороться со своей внутренней греховной природой, и многие приходят в уныние и отчаяние, и в итоге отказываются от подвига как невозможного для себя, опускают руки, смиряются с грехом, а потом погружаются в грех глубже и глубже.

Однако если мы задумаемся в чем тут дело, то прежде всего нужно будет признать, что «стартовая точка» тут как раз ни при чем. Адам начинал совсем с другой «стартовой точки»: свободным от порабощения страстям, с неповрежденными душевными и телесными силами, с пребывания в общении с Богом, и всё равно, как мы знаем, это не стало гарантией его непадения и пребывания в Раю. Становление настоящим христианином зависит не от «стартовой точки», а от того, насколько человек борется, а это в свою очередь зависит от решимости.

Ну вот, скажет бедный человек, опять борьба и решимость. Любой христианин слышал эти слова много раз, но если я как раз не обретаю в себе этой решимости, начинаю бороться и быстро ослабеваю, то что мне делать?

Ключевой, конечно, вопрос, наверное каждому из нас так или иначе знакомый. Как его решить? Проблема в том, что огромное число современных христиан решает его таким образом, каким его в принципе решить невозможно. Пребывая под властью страстей, они пытаются решить его путем рассматриванием своих внутренних ощущений, «что говорит им сердце», какие причины оно им называет и какие дает советы, и чаще всего эти советы – просто извинения себя. Сердце великих подвижников, которое отражает постоянно свет Божественного Духа, конечно, дает всегда правильные ответы на эти вопросы, но в сердце человека, который еще находится под влиянием больших страстей, указания Божественного Духа не так просто безошибочно прочитать, они затмеваются целым потоком помыслов, которые к дыханию Святого Духа никакого отношения не имеют. Единственный путь для решения этого и всех других сложных духовных вопросов – Священное Предание Церкви, важную часть которого составляют творения святых отцов (точнее сказать: Священное Предание в творениях святых отцов и зафиксировано). Что такое творения святых отцов? Это ответы на вопросы из уст людей, которые в своей жизни эти вопросы решили в соответствии с указаниями Спасителя.

В русском изводе «Добротолюбия» сразу после наставлений преподобного Антония Великого следуют наставления преподобного Макария Великого. Это действительно великий наставник для христиан, в его писаниях можно получить ответы на самые запутанные и на самые актуальные для нас вопросы в духовной жизни.

Итак, чем может нам помочь в решении упомянутого вопроса преподобный Макарий? Прежде всего, он говорит о том, что нельзя просто сидеть сетовать, что нет, мол, решимости или, сложа руки, ждать, когда она, эта решимость, придет, а до этого извинять себя. По преподобному Макарию, решимость – это вполне конкретное следствие любви человека к Богу, и именно мера, степень любви человека к Богу есть то поле, где ведется борьба за решимость. И если мы справедливо говорим, что Господь во всем помогает человеку, и даже точнее, очень многое за него Сам делает, то именно в самоопределении себя по отношению к любви к Богу от человека зависит более всего, в этом самоопределении Господь ждет, как проявит себя человек сам.

Послушаем преподобного Макария:

«Очень немного таких, которые … имеют единую любовь к Единому Богу и от всего отрешились. Многие приходят в умиление, многие делаются причастниками небесной благодати, уязвляются небесною любовию; но, не выдержав встретившихся на пути различных борений, подвигов, трудов и искушений от лукаваго, поскольку у каждаго есть желание любить что-либо в мире сем, и не вовсе отрешаться от любви своей, возвратившись к разнообразным и различным мирским пожеланиям, по слабости и недеятельности, или по боязливости собственной своей воли, или по любви к чему-либо земному, остались в мире и погрязли в глубине его.

Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его, овладевает им и не позволяет собраться с силами. От этого зависит и равновесие, и склонение, и перевес порока; сим испытывается весь род человеческий, испытываются все христиане, живущие в городах, или в горах, или в обителях, или в полях, или в местах пустынных; потому что человек, уловляемый собственною своею волею, начинает любить что-нибудь; любовь его связывается чем-нибудь и не всецело уже устремлена к Богу. Например, иный возлюбил имение, а иный золото и серебро, иный-же – многоученую мирскую мудрость для славы человеческой; иный возлюбил начальство, иный – славу; иный любит безвременныя сходбища, иный весь день проводит в разсеянии и удовольствиях; иный обольщается праздными помыслами; иный для человеческой славы любит быть как бы законоучителем; иный услаждается недеятельностию и нерадением; другой привязан к одеждам; иный предается земным попечениям: иный любит сон, или шутки, или сквернословие. Чем привязан кто к миру, малым ли или великим, то и удерживает его, и не позволяет ему собраться с силами.

…Желающие стать сонаследниками сих праведников, не должны любить ничего, кроме Бога, чтобы когда будут подвергнуты испытанию, оказаться им благопотребными и благоискусными, в совершенстве сохраняющими любовь свою к Господу. Те только в состоянии будут пройти подвиг до конца, которые всегда по собственной воле своей любили Единаго Бога и отрешились от всякой мирской любви».

Таким образом, решимость проистекает из любви к Богу, и по мере того, как человек сосредотачивает свою деятельность на том, чтобы очищаться от любви ко всему остальному, кроме Бога, эта решимость на борьбу с грехом укрепляется. Однако что представляет собой эта борьба с грехом, которую ведет христианин? Надо сказать, что в этом вопросе мы очень часто имеем поверхностное, а иногда и ошибочное понятие. Преподобный Макарий пишет:

«Кто хочет истинно благоугождать Богу, и поистине возненавидеть противную сторону злобы, тому должно нести брань в подвигах и борениях двоякаго рода, именно: в видимых делах мира сего удаляться от земных развлечений, от любви к мирским связям и от греховных навыков; а в делах сокровенных бороться с самими духами злобы, о которых сказал Апостол: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф 6. 12).

…Когда, услышав кто Божие слово, вступит в подвиг, отринет от себя дела житейския и мирския связи, отречется от всех плотских удовольствий и отрешится от них; тогда с постоянством устремляя мысль ко Господу, может он дознать, что в сердце есть иная борьба, иное тайное противление, иная брань помыслов от лукавых духов, и что предлежит ему иный подвиг.

Многие, строго наблюдая за внешним, упражняясь в науках и заботясь о жизни правильной, думают, что такой человек совершен, не вникая в сердце, не примечая там пороков, какие обладают душею. Между тем в членах есть корень порока, соразмерный внутренней порочной мысли, и в доме кроется разбойник, то-есть сила сопротивная, и потому противоборная и вместе мысленная. И если кто не борется со грехом, то внутренний порок, разливаясь постепенно… увлекает человека в явные грехи, доводит до совершения их самым делом…

… Душа под грехом уподобляется как бы большому лесу на горе, или тростнику на реке, или какой-нибудь чаще терний и дерев; посему, намеревающиеся проходить сим местом, должны протягивать вперед руки и с усилием и с трудом раздвигать пред собою ветви. Так и душу окружает целый лес помыслов, внушаемых сопротивною силою; почему, потребны великая рачительность и внимательность ума, чтобы человеку отличать чуждые помыслы, внушаемые сопротивною силою. Внимательные к помыслам, весь подвиг в молитвах совершают внутренно. Таковые своим разумением и разсудительностию могут преуспевать, отражать возстающие помыслы и ходить в воле Господней».

Вот какова эта борьба – в первую очередь в уме, который является руководителем осознанной деятельности человека: продираться сквозь густые заросли помыслов, держа всё время правильное направление, стремясь не сбиться с дороги. Но кто способен к такой борьбе, кто не ослабеет и не собьется на таком пути, кто может в ней победить? Ответ, который дает Священное Писание: это невозможно без помощи Божией. Но в этих словах – «невозможно без Бога» – не пессимизм, а, наоборот, великий оптимизм и залог нашей надежды.

«…Надобно доискаться, – пишет преподобный Макарий, – как и какими средствами можно достигнуть сердечной чистоты. Не иначе возможно сие, как с помощию Распятаго за нас. Он есть путь, жизнь, истина, дверь, жемчужина, живый и небесный хлеб. Без оной истины никому невозможно познать истину и спастись.

Ибо открывается какая-то сокровенная и тонкая сила тьмы, пребывающая в сердце. И Господь бывает близ души и тела твоего, и смотря на борьбу твою, влагает в тебя сокровенные, небесные помыслы, и втайне начинает упокоевать тебя. Но пока оставляет еще тебя под обучением, и в самых скорбях промышляет о тебе благодать. И когда прийдешь в упокоение, даст тебе познать Себя, и покажет тебе, что для твоей же пользы попускала быть тебе в борении. Как сыну богатаго человека, у котораго есть пестун, пока наставник наказывает его, и учение, и раны, и удары кажутся тяжкими, и это бывает пока не сделается мужем, и тогда начинает уже благодарить пестуна: так и благодать промыслительно обучает, пока не прийдешь в совершеннаго мужа.

Неоднократно приводили мы притчу о земледельце, который, потрудясь и вложив семена в землю, должен еще ждать свыше дождя. А если не явится облако и не подуют ветры, труд земледельца не принесет ему никакой пользы, и семя будет лежать без всего. Примени это и к духовному. Если человек ограничится только собственным своим и не приимет необычайнаго для своей природы; то не может принести достойных плодов Господу. В чем же состоит делание самаго человека? В том, чтобы отречься, удалиться от мира, пребывать в молитвах, во бдении, любить Бога и братий; пребывать во всем этом есть собственное его дело. Но если ограничится он своим деланием и не будет надеяться приять нечто иное, и не повеют на душу ветры Духа Святаго, не явится небесное облако, не снидет с неба дождь, и не оросит душу; то человек не может принести достойных плодов Господу».

Не побоюсь сказать, что именно в правильном, подчеркну, правильном понимании того, что без Божественной помощи мы не можем избавиться от власти греха и спастись, – мы как раз, на поверку, слабее всего. На практике мы именно это хуже всего понимаем. И то, что более всего служит нашему спасению, – а именно, всегда помнить о том, что Бог, который единственно может оказать решительную помощь в борьбе с грехом и всегда готов ее оказать, коль скоро мы сами не опустим руки, – мы, наоборот, превращаем в ложную, извращающую всё Евангелие мысль о том, что: ну раз мы сами без помощи Божией не можем спастись, то чего с нас Богу и требовать. Вопрос не в том, кто с кого что требует (это только скудный человеческий ум может предполагать, что Бог выдумывает, как бы достовернее обвинить человека, чтобы всё было убедительно и законно), а в том, что Господь открывает каждому из нас возможность стать совсем другим, зажить высокой жизнь, причастной Богообщения и неизмеримых проистекающих от этого благ, настоящего счастья, мира, радости, – всего того, что – вот истинная правда – никакими своими силами и природными дарованиями человек получить не может.

И всё борющее нас уныние – только от этой нашей забывчивости, от нашего неправильного понимания этого важнейшего основания христианской жизни.

«Если… кажется нам как бы неудобоисполнимым и невозможным – пишет святой Макарий, – обратится от множества предвозобладавших нами грехов… то приведем себе на память и не оставим без внимания, как Господь, пришедши к нам по благости Своей, давал прозрение слепым, врачевал разслабленных, целил всякую болезнь, воскрешал мертвых, которых коснулось уже тление и разрушение, отверзал слух глухим, из одного человека изгнал легион бесов и дошедшему до такого беснования возвратил здравый ум. Кольми же паче душу, которая к Нему обращается, у Него ищет милости, Его требует помощи, – и обратит Он, и приведет в целомудрие безстрастия, в благоустройство всякой добродетели, в обновление ума, дарует ей здравие, прозрение разумения, мир помыслов, от слепоты, глухоты и мертвости неверия, неведения и небоязненности возведет к целомудрию, добродетели и чистоте сердца… И как, пребывая на земле, по благости Своей, всем приходящим к Нему и ищущим у Него помощи и исцеления, как благий и единый Врач, в чем имел кто нужду, подавал то щедро; так щедр Он и в духовном».

В этой борьбе, которую мы ведем, случаются и победы, и поражения, чередуются состояния как благодатной крепости, так и жестокого подступа страстей.

«…Многие вводимы были в заблуждение самым действием в них благодати, – пишет преподобный Макарий: – они подумали, что достигли совершенства, и сказали: “довольно с нас, не имеем ни в чем нужды”. Но Господь безконечен и непостижим. И христиане не смеют сказать, что постигли, но смиряются день и ночь. У души много членов и глубина ея велика, и привзошедший в нее грех овладел всеми ея пажитями и составами сердца. Потом, когда человек взыщет благодати, она приходит к нему и овладевает двумя, может быть, составами души. А неопытный, утешаемый благодатию думает, что пришедшая благодать овладела всеми составами души, и грех искоренен. Но большая часть души во власти греха, одна же часть под благодатию. И человек обманывается и не знает сего.

Человек имеет такую природу, что и тот, кто во глубине порока и работает греху, может обратиться к добру, и тот, кто связан Духом Святым и упоен небесным, имеет власть обратиться к злу. И те самые, которые вкусили Божией благодати, и стали уже причастниками Духа; если не будут осторожны, угасают и делаются хуже того, какими были, живя в миру. И сие бывает не потому, что Бог изменяем и немощен, или Дух угасает, но потому, что сами люди не согласуются с благодатию, почему и совращаются и впадают в тысячи зол.

Иные, вкусив уже сладости Божией, подлежат еще действию в них сопротивника, и по неопытности дивятся, что и после Божия посещения помыслы оказывают свое действие и во время христианских таинств. Но состаревшиеся в этом состоянии не дивятся сему, как и опытные земледельцы по долговременному навыку, когда бывает плодородие, не остаются совершенно безпечными, но ожидают и голода и скудости, и наоборот, когда постигает их голод, или скудость, не теряют совершенно надежды, зная, что времена переменяются. Так и в духовном, когда душа подпадает различным искушениям, не дивится она и не отчаявается; ибо знает, что по Божию попущению дозволяется злобе испытывать и наказывать ее, и наоборот, при великом своем богатстве и покое, не делается безпечною, но ожидает перемены.

Распространились же мы о сем, возлюбленные, из Писания почерпнутыми мыслями подтверждая, что, как можно скорее, должно нам обратиться и поспешить ко Господу, Который милостив к нам, и ожидает, чтобы совершенно удалились мы от всякаго лукавства и худаго предубеждения, обращающихся же приемлет с великою радостию, – распространились, говорю… для того более, чтобы со дня на день не возрастало пренебрежение наше, и не умножились в нас грехопадения наши, и чрез сие не навлекали мы на себя Божия гнева. Посему, постараемся, обратившись с искренним сердцем, приступить к Богу, и, поелику отчаяние есть внушение злобы и коварства, не отчаяваться во спасении при воспоминании предшествовавших грехов, которые для того и приводят человека к отчаянию, недеятельности, нерадению и безпечности, чтобы, обратившись и пришед ко Господу, по великой Господней милости к человеческому роду, не получил он спасения».

Таким образом, что из всего этого следует?

Первое: что не извинителен всякий, кто не борется, даже если он начинает из самого тяжелого греховного состояния и обладает самыми слабыми духовными силами. Не борющийся лишает себя огромного открытого для него блага: отдать свою волю всецело Богу со всеми бесконечными проистекающими от этого благими последствиями.

Второе: что нельзя унывать и тем более отчаиваться, если случаются падения и поражения, если борьба затягивается и изматывает. Одержать победу и стать лучше невозможно без помощи Божией, но она всегда рядом, даже если ее не видно, важно только, чтобы человек не опускал руки, изо всех – пусть самых слабых своих сил – боролся, а всё остальное – в руках Божиих. Аминь.