27 мая 2021 года после продолжительной болезни отошел ко Господу Петр Михайлович Леонов, которому в феврале этого года исполнилось 70 лет.
Петр Михайлович родился в Москве. Закончил МГТУ им. Н. Э. Баумана. На протяжении многих лет заведовал литературной частью Театра на Таганке. В 1990-м году вместе с супругой Надеждой Арсеньевной он перебрался на Соловки, где стал одним из первых прихожан возрождающейся обители.
В разное время Петр Михайлович работал в Соловецком музее-заповеднике, делал «Соловецкое радио», нес различные послушания в Соловецком монастыре. В рубрике «Паломничество на Острова спасения» на сайте обители представлены расшифровки бесед с паломниками, которые сам автор называл первыми главами будущей книги. В последние годы Петр Михайлович был тесно связан с «Товариществом Северного Мореходства», печатался в литературно-историческом альманахе «Соловецкое море».
Для многих Петр Михайлович был своеобразным олицетворением Соловков: радушный хозяин и неравнодушный человек, его как свои трогали заботы и беды других людей.
В понедельник Светлой седмицы Петр Михайлов разослал близким людям Пасхальное поздравление, в котором проявились свойственные ему черты.
ЗАПОЗДАЛОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ПАСХОЙ
В этом году я впервые в жизни решил поздравить всех друзей и знакомых с Пасхой в день Пасхи, ибо, как говорится, дорого яичко ко Христову дню. Поэтому, я взялся писать Пасхальное поздравление заранее, в самый тяжёлый день года – Великую субботу, полную горя, печали и ощущения Христосопокинутости. Кончалось моё грустное поздравление словами из детского спектакля «Лодка Веры» (о новомучениках соловецких), поставленного на Соловках, кажется в 2003 году: «Кто знает, доживём ли мы до следующей Пасхи?».
На самом деле безумие политиков, крах экономики, экологические катастрофы, пандемия говорят о том, что мир всё быстрее и быстрее несётся к пропасти…
Отослать своё грустное поздравление не успел. Пора было идти в храм.
Мы знаем, что время неминуемо приводит нас к смерти. Но в полночь у Святых врат Соловецкого монастыря сначала тихо, а потом всё громче и громче прозвучали великие обнадёживающие слова: «Христос Воскресе!» И весело зазвонили колокола.
Бог победил смерть, превратив её из тёмного мрачного тупика во врата в светлую, вечную жизнь. И душа утешилась. Наши муки и страдания стали казаться мелкими, по сравнению с тем, что ОН выстрадал на Кресте, искупляя наши грехи.
В храме в начале службы прошёл Пасхальный канон с непрерывными возгласами «Христос Воскресе!» и сердце исполнилось радостью.
Началась праздничная литургия. В ней впервые монастырский хор пел «Ангел вопияши» из Соловецкого сборника знаменных распевов в транскрипции на три голоса моей жены Надежды. Потом была праздничная литургия. Исповедались. Причастились. Соединились со Господом. Домой шли радостными и счастливыми. На небесах играло солнце.
Разговелись сыром «Мечта президента» и цветной капустой под сметанным соусом. Настоящую «живую», а не замороженную цветную капусту мы вкушали впервые за 31 год проживания на Соловках! Спасибо первому катеру, который доставил её с материка, маневрируя среди льдов.
А вечером в храме детский хор (21 человек) пел «Христос Воскресе!» на 10 языках. И даже духовник монастыря отец Герман поблагодарил ребят и Надежду за то, что они утешили и развеселили унылых после Великого поста монахов.
И дома у нас случилось замечательное событие: к Красной Пасхе буйно расцвёл кустик алой герани. У этого цветка замечательная история. В 90-е годы в соловецкой больнице много лет лежала неходячая Маремьяна Сидоровна Малыгина, которую я опекал. (Родом она была из села Койды, что на Зимнем берегу Белого моря. Там почти все сельчане носят одинаковую фамилию Малыгина.) Эта старушка-труженица очень любила герань и одаривала всех её побегами. Но у нас её герань прижилась плохо. И я переживал.
У Маремьяны был потрясающе красивый северный певучий голос. Даже после её кончины он оказался нужен людям. Однажды на Соловки из С.-Петербурга приехал радиорежиссёр Александр Кукис. Услышав у меня в записи голос Маремьяны, он был заворожён и вставил в свою передачу размышления Малыгиной о Соловках.
Эту передачу видимо услышал немец, который путешествовал по Северу России и делал звукозаписи русского северного говора для лингвистической энциклопедии, создаваемой в Германии. Так как на Соловках в течение многих веков не было коренного населения, да и в Советское время существовала большая текучка жителей острова, своего говора на острове никогда не было, и быть не могло. Но дотошный немец, услышав запись голоса соловчанки Малыгиной, являющегося на его «взгляд эталоном северной речи», всё же отправился на Соловки и решил, во что бы то ни стало разыскать «концы», то есть мою радиостудию на дому. Так что, хоть и много лет прошло, но голос Маремьяны Сидоровны Малыгиной, по-прежнему радует людей в разных странах мира.
Герань одинокой Маремьянушки после её смерти досталась близкому ей человеку Нине Максимовне Березиной, родившейся в Ленинграде в один день с Пресвятой Богородицей – 21 сентября. В войну спасаясь от голода мама повезла её, маленькую на санках «дорогой жизни» по Ладожскому озеру. И в Архангельск добирались тоже пешком. Господь помог маме устроиться на консервный завод. Поэтому выжили. Так и остались жить в столице Поморья. А потом, будучи верующими, перебрались на Святой остров.
Нина Максимовна была добрейшим человеком. Одаривала всех пирожками, квасом и… любовью. Я с ней дружил, частенько захаживал в гости и восхищался геранью Маремьяны. У неё она роскошно цвела. А у нас была чахлой. Может быть, почва в горшке была неподходящая? В декабре 2005 года, когда я навещал свою больную маму в Москве, в День введения во храм Пресвятой Богородицы Нина Максимовна скоропостижно отошла ко Господа. И герань у нас дома окончательно зачахла и погибла.
В прошлом году я разговорился с Ольгой, дочкой Нины Максимовны. Спросил, жива ли алая герань Нины Максимовны, унаследованная от Маремьяны. Оказалось – жива. И одарили нас прошлой весной веточкой памятной для меня герани. Сажая её, ухаживая за ней, поливая, я всегда молился о упокоении, прощении грехов и даровании Царствия Небесного Мариамне (таково имя Маремьяны в крещении) и Нине.
Этой весной герань у нас наконец-то буйно зацвела. Слава Богу за всё!
Простите меня грешного, многословного. И помолитесь, прошу Вас о упокоении Мариамны и Нины, о здравии мужа Нины Максимовны, который перенёс инсульт и тяжело болен.
Храни Вас Господь и помогай во всех благих деяниях!
N.B.Так и не сумел поздравить всех друзей и знакомых с Пасхой в день Пасхи… Утешает лишь то, что приветствовать словами ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ можно в течение 40 дней, а Серафим Соровский вообще считал, что это приветствие следует произносить круглогодично: «Радость моя! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»