Кресторезная мастерская Соловецкого монастыря готовится к важному событию – воздвижению еще одного, 26-го по счету, поклонного креста. Его установка произойдет в Куйбышевском районе Самары в день праздника Крестовоздвижения. Это уже второй соловецкий крест, который будет возвышаться над этим городом.
В эпоху осквернения святынь кресторезных дел мастера продолжают создавать кресты, на которых изображается целый мир.
«На фоне жуткого поветрия крестоповала у нас будет Крестовоздвижение», – говорит руководитель Кресторезной мастерской Георгий Георгиевич Кожокарь.
Кресты этого человека можно читать, словно священные книги, которые несут в себе свет вечных истин и тепло рук их создателя.
И сразу же после воздвижения креста над Волгой, в самарском Центральном музее изобразительных искусств будет открыта выставка «Крестовоздвижение: Возрождение традиции и опыт осмысления», которая будет действовать с 24 сентября по 22 октября 2012 года. Ее проведение благословил митрополит Самарский и Сызранский Сергий. В рамках проведения выставки состоится круглый стол, где специалисты смогут обсудить темы исторических традиций создания, установки, роли и смысла поклонных крестов России.
«Само рождение символической структуры креста – это и есть Крестовоздвижение. Когда царицей Еленой был обретен крест Христов, то он был воздвигнут на обозрение молящимся. Понятно, что в этот момент на кресте не было Спасителя, – крест Христов обрели, извлекли из-под спуда, очистили от земли, – на месте, где он был потаен, находился языческий храм… Крест подняли для поклонения. Сама традиция берет оттуда начало. И мы стараемся ее поддерживать», – раскрывает смысл своей жизни и творчества Георгий Георгиевич.
Вот уже 20 лет он и его коллеги создают удивительные произведения – деревянные кресты самых разных форм, размеров и содержания. На каждом из них – особенные слова, священные буквы, знаки и символы переплетены в уникальный рисунок, который не повторяется.
Кресты, которые изготавливают в мастерской на Соловках, все точно соответствуют древним образцам. «Такое разнообразие в традициях кресторезного дела, что нам не хватит целой жизни просто повторить все, что существует. Нам не надо создавать новые формы», – рассказывает Георгий Кожокарь, отмечая аутентичность исторической традиции творений своей мастерской. И это неудивительно: началу работы с деревом предстоит серьезная научная работа.
Святейший Патриарх Кирилл и Наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) благословили создание на Соловках Музея креста. «Но я пока не вижу возможности разместить музей в здании мастерской, - отмечает Георгий Кожокарь. – Поэтому выставка временно примет характер передвижной экспозиции».
Конечно, создатели крестов понимают: не все зрители, которые придут на выставку, одинаково готовы воспринять и прочесть символику креста. Многие увидят лишь произведение искусства, но не сумеют прочитать крест, как книгу.
«Я про это я очень жестко говорю: это серьезная проблема, – продолжает рассказ Георгий Кожокарь, – в наше время каждый православный христианин ориентируется в электронной и бытовой технике, компьютерах. А глядя на крест, часто не понимает священных слов, не может прочесть, что там написано. Кресты Русской Православной церкви – это азбуковники – книги, которые можно читать всю жизнь. Поэтому мы в Самаре и на будущих экспозициях планируем проводить разного рода экскурсии: и пояснительные и более углубленные и подробные – для тех – кто интересуется, как читать, как понимать, как относиться к кресту. Человек должен уходить с нашей выставки с чувством легкого непонимания представленной темы, – то есть осознанием, что он чего-то не знает. И емув есть в чем поработать над собой, чтобы узнать больше».
Близ Самары в 2010 году уже был установлен Соловецкий поклонный крест высотой 9 метров. Он стоит в городе Новокуйбышевске, а точнее – в поселке Гранный. Это место – прекрасный уголок русской земли отведено под строительство храма в честь матушки Матроны. Так возрождена древняя традиция установки поклонного креста под сенью будущего храма. И пока храм не возведен, на возвышенности, над обрывом волжского берега, Предтечей храма является крест. Содержание его таково: молитвы «Да воскреснет Бог» и с обратной стороны – полностью 90-й псалом, а также – крупно изображены Имена Божественные – Иисус Назорей Царь Иудейский, Иисус Христос Сын Божий, Царь Славы – и орудия страстей: копие, трость, венец.
Новый крест высотой 7 метров, изготовлен из кедра. Изображение в средокрестии – престол уготованный, что есть сила Божия. Символически, если проводить параллель с иконостасом, он означает деисусный чин. Если крест Христов на Голгофе означает суд человека над Богом: человек осуждает Бога Христа, даже имеет дерзновение написать, что Он – Царь Иудейский, то здесь символически изображается второе пришествие, т.е. суд Божий над человечеством. На этом кресте изображено множество звезд, – суд происходит на небесах небес. Изображен престол Божий, на престоле – седалище, на нем восседает Евангелие, за Евангелием – крест с орудиями страстей и монограммой (первые буквы слов) «Свет Христов просвещает всех». Свет – это Евангелие. Также на вертикальном столбе вырезан тропарь Кресту в кругах: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».
Установка крестов в Самаре и проведение выставки стало возможным, благодаря поддержке руководителя предприятия «Антарэкс» Алексея Владимировича Веймана и Александра Александровича Авраменко, которые очень много делают для того, чтобы мастерская могла заниматься исследованиями и творчески воплощать эти наработки в конкретные сооружения поклонных, памятных и обетных крестов, возвышающихся ныне во многих городах России и зарубежья.
Георгий Георгиевич Кожокарь:
«20 сентября мы грузим наши кресты на корабль и отправляемся в город Кемь по водам, там где нас ожидает машина… Далее наши кресты будут следовать со всеми деталями, включая Голгофу, по дорогам Карелии, Вологодской области, Московской области к Волге. Впервые в дальнее путешествие отправятся и все малые кресты, которых более 100. Подобные формы крестов в древности располагались над иконным рядом в молитвенном углу, а также использовались как нательные соответствующего размера. Самый большой из этих крестов – крест намогильный преставившемуся Виктору Ивановичу Лагуте, оказывавшему посильную помощь Соловецкому монастырю…
Размеры крестов – от 5 см до 2 м. Передвижная выставка все время будет путешествовать. Еще никогда не было, чтобы одновременно экспонировалось такое большое количество вновь возрожденных крестов. Из Самары далее она переедет в Нижний Новгород. В мае будущего года мы представим ее в Бутово. Уже есть заявки из Санкт-Петербурга, Архангельска…
Крест Христов – это ключ к познанию всего Священного Писания: Ветхого и Нового Заветов. Христос Ветхий Завет принял, и выразил в другом виде. То есть - в страдании: дал нам кровь возрождения, дал нам воду крещения… Веруя, человек старается больше узнать о своей вере, углубляясь в Священное Писание, святую историю, предание Церкви, постигая символический смысл изображений.