1 мая 2013 года в Городском выставочном зале Петрозаводска начнет работу выставка «Соловки. Голгофа и Воскресение. Соловецкое наследие в прошлом, настоящем и будущем России», организаторами которой являются Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь и ФГУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник».
Выставка, посвященная исключительной роли Соловецкого монастыря в отечественной истории и культуре, приурочена к 400-летию преодоления Смуты и восстановления российской государственности, 20-летию перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа из Санкт-Петербурга на Соловки. Эта дата вошла в церковный календарь как праздник второго обретения и перенесения мощей Соловецких первооснователей.
Основанный на безлюдных северных островах Соловецкий монастырь и сегодня принадлежит к числу наиболее известных святынь России, предстает ярким национальным символом созидания и преодоления исторических вызовов.
Соловецкую обитель – духовный форпост Северной Руси многое связывает с Карелией. Именно на карельской земле в устье р. Выг произошла встреча преподобных Савватия и Германа. Отсюда они двинулись на суровый северный остров. Прп. Зосима был родом из карельского селя Толвуя, а мощи прп. Савватия по кончине были преданы земле возле деревни Сорока (ныне Беломорск).
Мощи прп. Елисея Сумского, который подвизался в Соловецкой обители во времена прп. Зосимы, а затем в Сумском посаде, пребывают ныне в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска. Многие чтимые на Русском Севере святые – Вассиан и Иона Пертоминские, Иоанн и Лонгин Яренгские, Варлаам Керетский, просветитель Кольского берега Феодорит Кольский и другие – соловецкие подвижники. Традиционно среди соловецкой братии было много выходцев из Карелии. Просветительская и хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря стала основой развития Севера в XV–XVIII вв.
Морской монастырь оказал решающее воздействие на развитие экономики и морского дела Поморья. Деятельность монастыря стала предпосылкой освоения русскими мореходами Северного Ледовитого океана и превращения России в великую арктическую державу.
Соловецкая обитель – северный форпост России – сыграла важную роль в преодолении русской Смуты в XVII столетии. Соловецкая братия возглавила борьбу со шведскими захватчиками и оказывала помощь народному ополчению в центре страны. Символами признания исторических заслуг Соловецкого монастыря в Смутное время стали сабли князей Михаила Скопина-Шуйского и Дмитрия Пожарского, переданные после смерти героев на вечное хранение в монастырскую ризницу.
Выдающийся патриотический деятель Смутного времени соловецкий постриженик келарь Троицкой Лавры Авраамий Палицын, доживавший свои дни в Соловецком монастыре, оставил на Соловках другую святыню – келейный список иконы Божией Матери «Петровская», которой он благословлял на царство юного царя Михаила Романова в феврале 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре. Это событие 400 лет назад ознаменовало восстановление российской государственности.
На Соловках, в церкви Апостола Андрея Первозванного на Заяцком острове, было положено начало судьбоносному походу Петра на Ладогу и Неву в 1702–1703 годах. Тогда по проложенной в карельских лесах «Осударевой дороге» были перенесены волоком из Белого моря в Онежское озеро два фрегата «Святой Дух» и «Курьер», которые спустились по Свири в Ладогу и обеспечили освобождение крепости Нотебург (Орешек) от шведов, открыв тем самым для России выход в Неву и Балтийское море – «окно в Европу». Год основания Петром Великим новой морской столицы – Санкт-Петербурга стал также и годом рождения нынешней столицы Карелии – Петрозаводска.
После закрытия монастыря в 1920 году множество соловецких монахов продолжили иноческую жизнь в Карелии и были позже репрессированы. В 2013 году исполняется 90 лет создания Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), который стал первым островом архипелага ГУЛАГ, трагическим перекрестком судеб десятков тысяч людей, многих подвижников веры. Воротами на Соловки стал пересыльный пункт на Поповом острове в Кеми, там же с конца 1920-х гг. располагалось управление Соловецких лагерей, имевших много отделений на территории Карелии. Позже, с началом строительства Беломорско-Балтийского канала, Соловецкий лагерь стал частью ББК с центром в Медвежьей Горе (ныне – г. Медвежьегорск). Немало узников Соловецкого лагеря нашли последнее упокоение в карельской земле – в урочище Сандармох, где с 27 октября по 4 ноября 1937 года был расстрелян печально известный «соловецкий этап» – 1111 человек, в том числе множество представителей духовенства и интеллигенции.
В 1967 году на Соловках был открыт музей, в создании которого принимал участие академик Д. С. Лихачев, сам прошедший в 1920-е годы через Соловецкий лагерь. В 1990 году был возрожден Соловецкий монастырь. В 1992 году Соловки признаны объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Мультимедийный выставочный проект в современной и наглядной форме представляет почти шестивековую историю Соловецкого монастыря, его трагическую судьбу в XX столетии и современное возрождение.
Выставка рассказывает о духовных традициях, хозяйственных технологиях, морской и воинской доблести, архитектуре, художественном убранстве, книжности, а также выдающихся людях, которые создали и отстояли духовную твердыню Русского Севера.
Передвижной выставочный проект о Соловецком монастыре развивается с 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Соловецкая выставка прошла в Москве в Государственной Думе РФ, Кремлевском Дворце съездов, Музее Храма Христа Спасителя, в Санкт-Петербурге в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена и в Смольном cоборе, в Архангельске в Северном арктическом федеральном университете. В январе-феврале 2013 г. выставка экспонировалась в Кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского в Нижнем Новгороде и в Художественной галерее г. Саров.
В составе экспозиции – иконы, картины, копии документов, видео-презентации, фотографии, подлинные предметы периода Соловецкого лагеря особого назначения. Отдельный раздел выставки «Дмитрий Лихачев и Соловки» рассказывает о роли знаменитого ученого в сохранении Соловецкого наследия и создании Соловецкого музея.
16 мая в 16.00 в Городском выставочном зале Петрозаводска состоится официальная презентация выставки «Соловки. Голгофа и Воскресение. Соловецкое наследие в прошлом, настоящем и будущем России». В рамках презентации пройдет акция передачи исторических и репринтных книг о Соловках библиотекам и музеям Республики Карелия.
Выставка продолжит свою работу до 26 мая.
Часы работы Городского выставочного зала (Петрозаводск, пр. Ленина, 26):
ежедневно (кроме понедельника) с 12.00 до 19.00.
Касса закрывается в 18.30