Новости

Вышла книга благочинного Соловецкого монастыря архимандрита Ианнуария (Недачина) «Духовенство Смоленской епархии в гонениях конца 1917 – начала 1919 года»

17 июня 2013 г.
Вышла книга благочинного Соловецкого монастыря архимандрита Ианнуария (Недачина) «Духовенство Смоленской епархии в гонениях конца 1917 – начала 1919 года»

В основе монографии, которая стала совместным проектом Кафедры Церковной Истории Московской православной духовной академии и Информационно-издательского отдела Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, текст кандидатской диссертации, блестяще защищенной о. Ианнуарием в МДА в июне 2012 года

В книге на основании обширного массива источников изучается преследование в первые годы советской власти духовенства Смоленской и Дорогобужской епархии (в настоящее время это части Смоленской и Вяземской, Калужской и Боровской и Московской епархий). Изучены судьбы около 90 пострадавших священнослужителей, 27 из которых расстреляны. На основании глубокого анализа форм и поводов преследования духовенства, проведенного в масштабе целой епархии, получены многие важные заключения о характере самого первого периода гонений на Православную Церковь в советской России.

Книга адресована как научным работникам, изучающим историю Церкви и репрессивную политику советского государства в ХХ веке, так и всем, кто стремится лучше понять гонения той эпохи и подвиг Российских Новомучеников и исповедников.

Во вступительном слове к изданию, Наместник и игумен Соловецкой обители архимандрит Порфирий (Шутов), подчеркнул, что:

«Духовное соприкосновение с подвигом новомучеников таит в себе великую помощь для современника в его противостоянии злу сегодня, когда, по слову святого Златоуста, “не гонит мучитель, но гонит диавол”.

Однако, для того, чтобы это соприкосновение состоялось, необходимо прилагать усилия, и, прежде всего, изучать этот подвиг, вникать в его историческую правду. Такой труд окупается сторицей: он приобщает нас к их бесценному – обретенному в скорбях и испытаниях – духовному опыту, а наши молитвенные к ним обращения делает более искренними и сердечными.

Книга насельника Соловецкой обители архимандрита Ианнуария, которую Соловецкий монастырь и Московская духовная академия предлагают вниманию боголюбивого читателя, – подспорье именно для такого изучения и осмысления. Верим, что она поможет читателю получить ответы на многие вопросы, связанные с гонениями ХХ века, и станет полезной каждому, кто ищет духовного общения с новомучениками, стремится подражать им в вере и жизни».

Научный руководитель архимандрита Ианнуария, профессор Московской духовной академии, заведующий Кафедрой церковной истории Алексей Светозарский отметил, что:

«Ещё на этапе предзащиты представленный диссертантом текст будущей книги вызвал живой и искренний интерес у всех собравшихся на заседание Кафедры церковной истории. Рецензенты отметили глубину и объективность авторского подхода к исследуемому историческому материалу, обилие и разнообразие привлекаемых источников, замечательный язык, превосходную манеру изложения.

Обратила на себя внимание и внутренняя логика построения текста работы.

Отмечались и другие достоинства диссертации, защита которой превратилась в настоящий праздник церковно-исторической науки. Превосходная работа! Таково было общее мнение.

О гонениях на Церковь в советский период на сегодняшний день написано столько, что невозможно сосчитать, да и прочитать тоже. А чем больше написано предшественниками, тем труднее писать самому. Любой берущийся за означенную тему исследователь не может не задать себе целый ряд вопросов. Что нового я скажу людям? Каким путем пойду в своей работе? Смогу ли остаться объективным?

И непременно такие вопросы должны возникнуть перед исследователем, обращающимся к теме, которая в свое время в силу своей неразработанности и одновременно востребованности стала добычей публицистов, политиков и идеологов. К тому же за минувшее двадцатилетие тема трагедии Русской Церкви, её чад и служителей, прочно обросла разного рода идеологическими установками, ритуальное следование которым едва ли облегчает путь исследователя к познанию объективной исторической истины. Не способствует выяснению истины и присутствующая во многих публикациях истерическая пафосность, кстати, совершенно нехарактерная для русского менталитета.

И самое печальное: тема гонений на Церковь стала предметом идеологических и политических спекуляций, и оттого она трудно читаема для непредвзятого исследователя и, увы, отторгаема частью современного общества. Но думать, говорить и писать об этом необходимо. Это – наш христианский и гражданский долг. Но как? Полагаю, что труд отца архимандрита являет собой пример позитивного решения столь непростого вопроса.

Работа совсем лишена искусственно подогреваемого пафоса, но приведенные в ней факты, на наш взгляд, способны убедить гораздо больше, чем разного рода завывания и заклинания, превратившиеся в устах у некоторых просто в риторические фразы. А если прибавить к этому статистику и аналитику (самая сильная сторона работы), убедительность авторских положений многократно возрастает и совершенно освобождает автора от какого-либо подозрения в следовании определенным установкам. А ведь это же так важно – слышать голос внутренне свободного человека, независимого исследователя, который прочно стоит на почве фактов и приходит к определенным выводам, базируясь на фактологии. Вот только жизненные истории людей Церкви, изложенные в первой части книги, отнести просто к фактологии невозможно. Они нас волнуют и вызывают самые глубокие переживания. И в этом тоже несомненная заслуга автора книги.

Он, на наш взгляд, удачно проходит между Сциллой квазиклерикального псевдокорпоративного подхода, когда все пострадавшие от безбожной (ключевое слово) власти автоматически зачисляются в сонм пострадавших за Христа, и Харибдой отстраненного от церковной жизни сугубо светского (либерального или коммунистического) подхода, согласно которому и за Христа пострадавшие – просто жертвы эксцессов бурного революционного времени и политического террора, развязанного большевиками против “свергнутых эксплуататорских классов” и определенных социальных групп тогдашнего российского общества. И в результате перед нами – конкретные люди с конкретными судьбами, порой очень трагическими. И ещё – выводы, которые предлагаются на наш суд.

К судьбе каждого из своих героев, к каждой личности автор предельно внимателен и делает всё возможное для того, чтобы исследовать и прояснить все обстоятельства их жизненного пути. И здесь уже дело не только и не столько в научном интересе, а в христианском отношении к человеку и в гражданской позиции автора. Ведь многие герои его повествования ушли в вечность, будучи обвинёнными в преступлениях, которых не совершали, по сути – ушли оклеветанными. А книга о. Ианнуария возвращает им добрые имена. Уже поэтому её непременно следует прочитать».