Новости

На Соловках обсудили сакральное и мирское в контексте архитектурного развития архипелага

24 марта 2015 г.
Фото Н. Гернет, На Соловках обсудили сакральное и мирское в контексте архитектурного развития архипелага

20 марта 2015 года на Соловки прибыла группа преподавателей и студентов Московской архитектурной школы (МАРШ), чтобы продолжить работу над проектом «Соловки: сакральное и мирское».

22 марта участников проекта встретились для беседы «Крушение России в ХХ веке: кто виноват и что делать лично мне» (Часть 1часть 2) с насельником Соловецкого монастыря иеромонахом Прокопием (Пащенко) и руководителем паломнической службы Соловецкого монастыря монахиней Никоной (Осипенко). Отец Прокопий высказал свои соображения о подходах к осмыслению исторического процесса и к оценке роли личности в истории. Эти вопросы возникли при решении архитектурных задач по мемориализации памятных мест на Соловках, связанных с периодом Соловецких лагерей особого назначения. По мнению отца Прокопия, размышления о виновности или ответственности какого-либо исторического лица или группы лиц за исторические деяния не конструктивны. Вместо того, чтобы искать ответ на вопрос: «кто виноват?», человеку лучше подумать, что делать лично ему, чтобы не повторился отрицательный исторический опыт. Уроки истории нужно проецировать в сегодняшнюю реальность, чтобы не впадать в осуждение и озлобление на внешние обстоятельства, а постараться понять, какова моя лепта в окружающей дисгармонии и как я лично могу исправить свои ошибки. Если такую позицию будет разделять значительная часть общества, появится возможность изменить жизнь в лучшую сторону.

Монахиня Никона рассказала об образном строе церковного искусства на примере храмовой архитектуры. Согласно Священному Преданию, храм объемлет всю вселенную и существует на земле как мысленное подобие того, что превыше небесного свода. Церковное здание созидается, по существу, не только людьми, но и великим Строителем – Словом. Обсуждалась идея о том, что города и монастыри русской земли Промыслом Божиим и интуицией великих угодников Божиих сознательно устраивалась во образ града Небесного Иерусалима. Смысл этой огромной градостроительной деятельности, которую кроме церковных деятелей возглавляли или поддерживали князья или цари, состоял в сплочении общества на основе религиозного идеала и в напоминании каждому конкретному человеку, что его земная жизнь только путь к Небесному граду.

23 марта в конференц-зале Соловецкого музея-заповедника состоялась презентация проекта «Соловки: сакральное и мирское». 19 марта эта презентация уже прошла в региональном правительстве Архангельской области, а теперь помечтать о возможностях идеальной стратегии развития поселения было предложено жителям поселка.

Руководитель проекта Наринэ Тютчева предложила собравшимся поразмышлять над категориями сакрального и мирского и их отражением в архитектуре. По её мнению Соловецкий архипелаг – уникальное место, в котором сакральное и мирское сосредоточено на очень небольшой территории и сплетено воедино уже на протяжении нескольких веков. Этот проект не генеральный план и не прогноз, а попытка разобраться в генетике места и нащупать те болевые точки, которые требуют исцеления, для того, чтобы нынешний социальный организм Соловецкого архипелага мог бы регенерироваться за счёт внутренних ресурсов. Были представлены презентации дипломных проектов на темы: «Небесный град Иерусалим», «Соловецкий путь», «Пространство диалога», «Место для жизни», «Морской фасад», «Соловки. Центр просвещения», «Гостеприимство», «Соловки. Музей-заповедник», «Соловки. Вид сверху».

Хотя студенты выполняли свои работы независимо, оказалось, все предложенные стратегии укладываются в одно русло, дополняя друг друга. Общая идея проекта состоит в том, что сакральное и мирское в жизни человеческого общества не могут существовать раздельно, но их баланс определяет качество жизни. По мнению исследователей соловчане очень разобщены, и нужно создавать программы, которые помогли бы концентрировать и структурировать общество на Соловках, для решения общезначимых задач. В настоящее время кроме православной общины при монастыре единственным местом, которое поддерживает связи между людьми и создаёт возможность диалога, является Соловецкий морской музей. Поэтому следовало бы подумать о создании общественного центра, например на базе библиотеки, под которую в проекте предложено приспособить здание овощехранилища 1932 года с северной стороны от монастыря. Говорилось также о практической невозможности на Соловках для коренных жителей получить в собственность землю и построить свой дом. Люди до сих пор живут в бывших лагерных бараках или многоквартирных домах, что создаёт ощущение временности пребывания и неукоренённости.

Действительно, первое мирское поселение на Соловках – это рабочий городок, построенный к северу от монастыря в конце двадцатых годов. Исторически получилось, что посёлок начал развиваться в парадигме лагеря. По мнению руководителя проекта, центр посёлка должен быть смещён или каким-то образом переосмыслен, чтобы освободиться от метафизического искажения сакрального пространства внесённого СЛОНом. Как вариант, обсуждалось обустройство вокруг монастыря зон определённой направленности: образовательной, мемориальной, досуговой, так чтобы на взаимных пересечениях этих зон и на пересечении их с сакральной зоной монастыря возникало пространство для диалога. Одной из важнейших точек взаимодействия монастыря и посёлка должно быть строительство приходского храма. Актуальнейшая задача – создание реставрационной школы на Соловках. Уйдут строители, кончится гарантийный срок, и поддерживать весь комплекс памятников придётся монастырю. Это проблема нерешаемая без квалифицированных кадров и лучше бы их воспитывать уже сейчас в процессе реставрации.

Не органичным для обсуждаемой стратегии оказался проект строящегося здания музея. Странно было бы на чудесных Соловках предлагать посетителю бескрайние залы виртуальных экспозиций. Вместо этого, предложено было разместить большую часть экспозиций в существующих монастырских и лагерных строениях.

С этим согласилась и одна из опытнейших сотрудников музея-заповедника Л.А. Петровская. Она поблагодарила участников проекта, и сказала, что радостно слышать, как молодые незамороченные головы пытаются предложить новые идеи: «Мы слишком много знаем, и поэтому некоторые ситуации кажутся нам безвыходными, поэтому очень полезно послушать мнение со стороны».

Конечно, не в человеческих силах разрешить ситуацию исторически сложившуюся на Соловках: генеральный план уже принят (так как иначе невозможно вести никакие работы), стратегия более или менее сформулирована, а концепции ещё не закончена, так как нет соответствующей законодательной базы. И всё же в этой ситуации мы можем объединяться и решать насущные проблемы Соловков. Подытожил обсуждение наместник Соловецкого монастыря и директор Соловецкого музея-заповедника архимандрит Порфирий (Шутов) словами святителя Василия Великого: «Ты делай дело Божие, а Бог сделает дело твое».