-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
10 марта 2016 г. «Путь нелегких размышлений и испытаний»
Сегодня наш собеседник – кандидат педагогических наук Алексей Юрьевич Алипичев, один из плеяды замечательных экскурсоводов паломнической службы Соловецкого монастыря.
– Алексей, расскажите немного о том, чем Вы занимаетесь вне Соловецких островов.
– Я человек науки и практики, романтичный прагматик и вечный странник. Совмещаю работу в светском образовании (преподавание иностранного языка для специальных целей), переводческую, научную и организационно-методическую деятельность с катехизаторско-миссионерской работой и получением духовного образования.
– Как Вы впервые попали на Соловки?
– Мой первый приезд был ожидаемым и внезапным одновременно: с одной стороны я всю жизнь об этом мечтал, а с другой – все получилось, как бы, само собой. Когда был студентом, организованное паломничество в силу финансовых возможностей позволить себе не мог, а о возможности потрудиться в монастыре, просто не знал. Однажды, «совершенно случайно», маршрут моей электрички из Москвы в Коломну «оказался» сокращенным до станции Фаустово, из-за каких-то ремонтных работ. Следующую электричку надо было ожидать около двух часов, и, от «нечего делать», во время исследования окрестностей я забрел на Соловецкое подворье, зашел в храм, где и узнал о том, что можно потрудиться в обители, а заодно и познакомиться с островными достопримечательностями. Эта первая «благая весть» пришла ко мне еще в декабре, но идея поехать трудником в Соловецкий монастырь полностью захватила меня. Я только не понимал, чем могу помочь монастырю со своим гуманитарным образованием.
– А раньше у Вас был опыт работы экскурсоводом?
– На тот момент опыт был. Я работал гидом-переводчиком на ладожском монашеском острове Коневец, но не дерзал даже и помышлять об осмыслении Соловецкой историю настолько, чтобы начать самостоятельно вещать благочестивым паломникам о ней.
То, что не я еду на Соловки, а меня туда «ведет», чувствовалось на протяжении всей поездки. Получив благословение на фаустовском подворье и узнав заветные «имена и пароли», необходимые для того, чтобы меня приняли на месте, я уже в вагоне поезда познакомился со своим «случайным» попутчиком на Соловки. То был турист-палаточник, но дело было даже в том, что уже не так боязно было переждать ночь в Кеми (о существовании подворья там на тот момент я еще не знал). И даже при том, что мы до утра прогуляли по спящей Кеми, а под утро от усталости заснули в зале ожидания и проспали все регулярные рейсы, так случилось, что после обеда нас готово было взять «случайно подвернувшееся» грузовое судно. Соловки мы достигли успешно, я обрел свое временное пристанище на втором ярусе трудницкой, расположенной в здании кожевенного склада XVII века. С новыми товарищами общий язык нашел быстро, сказали, очень требуются рабочие руки разгружать баржи со стройматериалами, и я мысленно готовился к незавидной доле портового грузчика.
Однако, на первом разводе на послушания меня ожидал сюрприз: первым же вопросом к пришедшим на развод был вопрос о том, кто умеет вязать березовые веники для братской бани (тогда было начало июля, и надо было их срочно успеть заготовить). А мне как раз за неделю до поездки на Соловки родственники, живущие в частном доме, показали все секреты этого мастерства и я смело выступил вперед. Конкурентов мне не нашлось. И работа закипела. В день мы заготавливали вплоть до сотни отменных веников, мне довелось потрудиться неделю, но я успел передать все свои навыки тем, с кем вместе выполнял этот важный проект.
Конечно, в тот первый мой год на Соловках в 2005 году много с кем довелось познакомиться, посетить многие экскурсии Паломнической службы. И зародилось робкое желание – подготовиться за год и вернуться, но уже на новое поприще. И этому суждено было свершиться.
– Что для Вас Соловки сегодня?
– Избитая фраза, но – пространство особого назначения. Где тебя сами находят дела, люди, служение текущее и перспективное. Духовный-трудовой профилакторий. Место не отдыха, но созерцательно-деятельного служения. Место «стяжания» духовного иммунитета к обыденности и тщетности многих житейских установок и «ценностей». Место, в которое всегда стремишься, но всякий раз содрогаешься от той ответственности (организационной, фактически-исторической и богословско-догматической), которая потребуется при проведении экскурсий. Место, где явственно чувствуется помощь Божия и Преподобных, ибо иначе просто невозможно было бы столько успеть, совершить и осмыслить. Место интуитивно ощущаемого соработничества Богу и непременного «изнемождения от величия Божиих благодеяний».
– Что больше всего Вас удивило или поразило на Соловках?
– Соотношение ограниченного времени и неограниченного количества дел. Время словно растягивается, а дела решаются самым чудесным образом. Нет столь привычного для жителей мегаполисов вечной спешки и паники от того, что ничего не успеваешь вовремя. При этом вокруг тебя вершатся судьбы, открываются тайны бытия и собственного сознания, осуществляются официальные и неофициальные визиты и непременно сопровождает одна ясная мысль – ты находишься всегда в нужное время в нужном месте. И надо прожить каждый момент перед Богом честно, здесь и сейчас, не копаясь в прошлом и не впадая в печальные раздумья о будущем.
– Вы как-то сказали о том, что для Вас каждый раз путь на Соловки был новым. Что это значит?
– В Соловках, как в капле воды отражается вся история нашей страны. Нет, наверное, такого места, особенно, к северу от столицы, чья история, так или иначе, не соприкасалась бы с Соловками. Кирилов и Ферапонтово – места ссылки неугодного царю Патриарха Никона, Каргополь – место остановки Никона с мощами Святителя Филиппа по пути в Москву, Тотьма – родина преп. Германа, село Ульяново Республики Коми – восстановленный в XIX в. силами соловецких насельников древний монастырь, Повенец – начало Осударевой Дороги, проложенной указом Петра в XVIII в., и одновременно ворота Беломорканала… Список может быть продолжен еще и еще. Конечно, рассказ экскурсовода при всей его структуре и определенности, это рассказ человека исходя из его угла зрения и смысловой оценки, поэтому он отнюдь не исключает и отражение личного опыта рассказывающего. Тогда это будет не выученный назубок текст, но свидетельство об исторической и современной роли и миссии Соловков. Так вот, думаю, что каждая поездка на Соловки (и обратно, кстати, тоже) – это неповторимый путь, путь подготовки себя к очередной встрече, путь нелегких размышлений и испытаний, личностного переосмысления событий при непосредственном соприкосновении с местами, святынями, людьми, которые готовы поделиться чем-либо ценным и потом навсегда остаться в памяти или даже среди близких знакомых. Многие вещи открываются именно в пути, главное, знать свою конечную цель и устремлять к ней все свои начинания.
Беседовала Ника Карпова