Проповеди

Герман (Чеботарь), архим. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

26 февраля 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы вспоминаем сегодня изгнание Адама из рая. По словам прп. Аввы Дорофея: «В начале, когда Бог сотворил человека (Быт 2. 20), Он поместил его в раю, как говорит Божественное и Святое Писание, и украсил его всякою добродетелию, дав ему заповедь не вкушать от древа, бывшего посреди рая. И так он пребывал там в наслаждении райском: молитве, в созерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые и находясь в том естественном состоянии, в каком был создан. Ибо Бог сотворил человека по образу Своему, т.е. бессмертным, самовластным и украшенным всякою добродетелию. Но когда человек преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать, тогда он был изгнан из рая (Быт 3), отпал от естественного состояния и впал в противоестественное и пребывал уже в грехе, в славолюбии, в любви к наслаждениям века сего и в прочих страстях, и был обладаем ими, ибо сам сделался рабом их чрез преступление. Тогда мало-помалу начало возрастать зло, и воцарилась смерть. Нигде не стало Богопочитания, а повсюду было неведение Бога. Только немногие, побуждаемые естественным законом, знали Бога, каковы были Авраам, Ной, Иаков и прочие патриархи.

И тогда благий Бог, умилосердившись над Своим созданием, дал через Моисея написанный на скрижалях закон, в котором одно запретил, а другое повелел … в помощь для обращения от зла, однако ничего не исправилось. Послал пророков, но и они успеха не имели… Тогда наконец преблагий и человеколюбивый Бог послал Единородного Сына Своего; ибо один только Бог мог исцелить такую болезнь в людях».

И Христос дал нам заповеди, очищающие нас от самых страстей наших, ибо показал причины, по которым человек впадает в согрешения. Он учил: «Закон сказал: не прелюбодействуй, а Я говорю: даже не похотствуй. Закон сказал: не убивай, а Я говорю: даже не гневайся (Мф 5. 27–28). Ибо если ты будешь похотствовать, хотя бы ты сегодня и не прелюбодействовал, похоть не перестанет внутренне смущать тебя, пока не вовлечёт и в самое действие. Если ты гневаешься и раздражаешься на брата своего, то когда-нибудь впадёшь и в злословие, потом начнёшь и коварствовать против него, и таким образом, мало-помалу идя вперёд, дойдёшь наконец и до убийства». Ещё закон говорил: око за око, зуб за зуб (Лев 24. 20). Христос же учил не только терпеливо переносить удар по ланите, но и со смирением обращать другую ланиту.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали, что Господь говорил: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6. 14–15).

И страшны эти слова и утешительны; и суд в них, и милость, и правда, и любовь! Если каждая душа серьёзно призадумается, то устрашится и придёт в трепет от мысли, что грехи и беззакония её не будут прощены и что может быть она осуждена на вечные мучения и погибель… Но милосердный Отец Небесный, чтобы даровать отчаянным надежду, объявляет, что все грехи, как бы велики они не были, могут быть прощены, если только человек простит своим ближним все обиды и проступки против него совершенные. Вот самый легкий и удобный путь, чтобы наследовать Царствие Божие.

Почему же не могут быть прощены грехи тех, кто сами не прощают ближних? Потому, что, кто не прощает другого, тот сам не сознает своей греховности пред Богом и своей злобности по отношению к ближним, а потому и не заслуживает прощения, ибо грехи людские друг перед другом мелкие и ничтожные по сравнению с нашими грехами по отношению к Богу. Это прекрасно показано Иисусом Христом в притче о немилосердном должнике.

Поэтому Святые Отцы установили обычай именно сейчас накануне Великого Поста просить друг у друга прощения. Мы намереваемся во время Поста каяться и просить милосердного и правосудного Господа оставить нам согрешения наши, но если мы будем находиться в гневе против ближних, едва ли мы можем рассчитывать на Его милость. Простите всем всё и вся, и прощены будете. Простите, и спасены будете, и наследуете рай.

Сердце христианина может согреваться и гореть только двуединой любовью и к Богу и к людям одновременно. Если же наше сердце черство и жестоко по отношению к брату – к человеку, то, омраченное неприязнью, холодностью, жестокостью, оно становится равнодушным или лицемерным и к Богу. И рай, который мог быть так близко – в сердце нашем, уходит, тускнеет, и грех нелюбви рождает преслушание, самость и самолюбие.

Но как любить грешника, как любить нелюбовного к нам, как любить врага? И Господь приходит на помощь. Он дает нам молитву Господню, и мы каждый день слышим: «…и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим…»

Этой молитвой Господь говорит нам: посмотри на себя,

– ведь ты и есть тот самый должник, которому надо оставить долг;

– это ты и есть тот самый грешник;

– это ты нелюбовный – любишь по выбору;

– это ты – чей-то враг: ты кого-то обидел, кого-то презрел, кого-то уничижил.

Это ты сам нуждаешься в прощении, сам нуждаешься в снисходительной любви.

Авва Дорофей советовал: «Молись от всего сердца об оскорбившем и говори: “Боже, помоги брату моему и мне, ради молитв его”». Таким образом, человек и молится за брата своего, проявляя сострадание и любовь, и смиряется перед ним, прибавляя «ради молитв его». А где есть сострадание, любовь и смирение, там не одолеет нас раздражительность или злопамятность. Ибо молящийся за врагов своих не будет злопамятен, а все хитрости и коварства демонские сокрушаются от смирения, по словам прп. Зосимы.

Истинный пост состоит не только в воздержании от скоромной пищи, но и в удалении от худых мыслей, слов и дел. У прп. Марка Подвижника сказано: «Без сокрушения сердца невозможно совершенно избавиться от зла; сердце же сокрушается от тройственного воздержания, именно от сна, пищи и телесного покоя. Ибо довольство в них питает самоугодие, размножая злые помыслы, влагает нехотение молиться и исправлять надлежащее послушание» (Добротолюбие. Т. 1. С. 559).

Свт. Тихон Задонский поучает о посте:

«Да постится ум твой от суетных помышлений;

да постится воля твоя от злого хотения;

да постятся очи твои от худого видения;

да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;

да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;

да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;

да постятся ноги твои от хождения на злое дело.

Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь».

 

Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Мартиниана.

Преподобный Мартиниан с 18 лет поселился в пустыне, близ города Кесарии Палестинской, где пробыл в подвигах и безмолвии 25 лет, удостоившись благодатного дара исцеления болезней. Однако враг не оставлял отшельника, наводя на него различные искушения. Однажды женщина-блудница поспорила с развратными людьми, что соблазнит святого Мартиниана. Она пришла к нему в ночной час под видом странницы, прося ночлега. Святой впустил ее, так как погода была ненастная. Но вот лукавая гостья переоделась в дорогую одежду и стала соблазнять подвижника. Тогда святой вышел из келии, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли. Он говорил при этом себе: «Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?» Женщина, пораженная этим зрелищем, раскаялась и просила святого наставить ее на путь спасения. По его указанию она отправилась в Вифлеем, в монастырь святой Павлы, где в строгих подвигах прожила 12 лет до своей блаженной кончины. Имя женщины было Зоя.

Исцелившись от ожогов, святой Мартиниан удалился на необитаемый скалистый остров и прожил под открытым небом несколько лет, питаясь пищей, которую ему время от времени привозил один корабельщик, а преподобный плел для него корзины. Однажды во время сильной бури разбился корабль и к острову, где спасался святой Мартиниан, волны принесли на обломках корабля девицу по имени Фотиния. Святой Мартиниан помог ей выбраться на остров. «Оставайся здесь, – сказал он ей, – вот хлеб и вода, а через два месяца приедет корабельщик», – а сам бросился в море и поплыл. Два дельфина вынесли его на сушу. С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника. Так продолжалось два года. Однажды, придя в Афины, святой заболел и, чувствуя приближение кончины, вошел в храм, лег на пол, призвал епископа и попросил предать свое тело погребению. Это произошло около 422 года.

Преподобный Мартиниан даёт превосходный пример борьбы с силой соблазна. «Великое дело воздержание очей. Не позволяй глазам твоим кружиться туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз не низложил тебя противник твой. Если по увлечению даешь волю глазам смотреть на суету, то скорее останови их, чтобы не впасть в срамоту плотоугодия», – научает прп. Ефрем Сирин.

«От ближнего зависит и жизнь и смерть, ибо если мы приобретаем брата, то приобретаем Бога, а если соблазняем брата, то грешим против Христа», – сказано в Отечнике. Все наши подвиги и усилия в жизни вообще, и на поприще Великого поста в частности, будут тщетны, если мы забудем о главном, о любви к людям, начинающейся с неосуждения. «Не судите, да не судимы будете…» (Мк 7. 1) – в этих словах Господь указывает кратчайший и вернейший путь ко спасению, открывающий перед нами врата Царствия Небесного.

Господь пришел в первом Своем пришествии не судить мир, но спасти. Он пришел открыть миру заключенный для него рай. А весь суд Бог отдал Сыну Своему во втором пришествии, а пока «…милость превозносится над судом» (Иак 2. 13). Бог нас еще милует, а мы судим да рядим. Мы поднимаемся своим мнением и судом над ближними и над дальними, над малыми и над великими. И мы погибаем судом. Ведь где суд, там нет любви. Одна любовь способна на всякое время быть адвокатом, и только любовь прикрывает наготу брата своего. И рай не может принять нас, если нет в нас любви. Где нет любви – там нет спасения.

Сегодня, начиная подвиг Великого поста, начнем решать два главнейших духовных урока: не судить и не соблазнять! А чтобы нам укорениться в спасительном блаженном неосуждении, положить начало этому подвигу с первых же великопостных дней, надо нам учиться видеть, судить и осуждать только самого себя – того единственного человека, которого мы знаем подлинно и глубоко. Вот где суд будет во спасение и исторгнет из сердца нашего живой спасительный вопль, достигающий неба: «Господи! Помилуй мя! Боже, милостив буди мне грешному!»

Будем упражняться в этом спасительном делании, ибо, как при научении какому-либо рукоделию, мы сначала много портим, но со временем с Божией помощью обучаемся и становимся искусными в этом деле, так и научение исполнению заповедей Божиих требует многих трудов. Поэтому, братия и сестры, пока Господь дает нам время здесь на земле, будем стараться примириться с ближними и с Богом и очистить свое сердце. Да услышим в День Судный слова Самого Господа: «Приидите ко Мне во Царствие Небесное и Аз упокою вы». Аминь. 

скачать
Тип: Проповеди