Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Родители и дети. Ч. 4.1: Мозг родителей и мозг детей

2 марта 2021 г.

Данный текст является дополненной расшифровкой беседы 2g из цикла «Проблема отклоняющегося поведения: Родителям, родственникам, педагогам» (2g. Воспитание. Мозг и 4 этапа формирования отклоняющегося поведения). В данной беседе рассматривается не только тема воспитания, но также ставится и несколько иных вопросов. Например, каким образом выстраивается жизненная парадигма, на основании которой человек преодолевает неуправляемые внутренние состояния? Каково значение веры в построении этой парадигмы и в воспитании? Как приложим закон развития к жизни родителей, к жизни детей, к самому процессу воспитания, к общения взрослых с детьми?

Беседы 2g, 2h, 2i, на основании которых подготовлена часть четвертая статьи «Родители и дети», дополняются (состоят в связи с) текстом доклада «Профилактика наркомании, исходя из понимания действия наркотической тяги». Одна из тем доклада может быть сформулирована следующим образом. Каким образом взрослые могут способствовать тому, чтобы дети не стали зависимыми (тема зависимости от наркотиков взята лишь в качестве примера, речь в докладе идет о принципах противостояния сползанию в зависимое поведение).

Иные материалы о воспитании и общении с детьми

На тему общения с подростками и воспитания было несколько лекций в центре святителя Василия Великого (для трудных подростков, которые находятся в конфликте с законом). Вместе с педагогами мы пытались понять, каким же образом можно выстраивать отношения с ребятами. В центре ситуация такова, что оторванные от жизни педагогические модели очень быстро терпят крах, и сразу видно, что работает, а что – нет.

В центре святителя Василия Великого на данную тему прошло три беседы, на основе первых двух были сформированы статьи.
«РОДИТЕЛИ И ДЕТИ (часть 1): О принципах общения с «трудными» людьми и воспитании. Беседа с сотрудниками Центра свт. Василия Великого»;
«РОДИТЕЛИ И ДЕТИ  (часть 2): Бесполезно ли воспитание? Беседа с сотрудниками Центра свт. Василия Великого о принципах общения с трудными подростками».
«Беседа с родителями и родственников трудных подростков».

В цикле «Профилактика отклоняющегося поведения…», в пунктах 12, в основном мы разбирали аспекты профилактики отклоняющегося поведения, проблемы воспитания и педагогики. Чтобы понять, как человека воспитывать, надо сначала осознать, как его ломают, как калечит его среда. Только тогда можно конкретно говорить, что человеку необходимо, чтобы избежать катастрофы.

Дети и эпоха постмодерна

Мы начали беседу в фонде Славянской письменности, где разбирали специфику эпохи постмодернизма, но не успели ее закончить. Есть довольно интересная книга профессора Ц.П. Короленко и академика Н.В. Дмитриевой «Homo postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире», авторы которой показывают, что корни многих психических дисфункций берут начало в воздействии современной среды. Однако, у человека есть возможность противостоять подобному слому. Эпоха постмодерна, внешняя среда и информация, в которой человек существует, формируют определенное мышление и отношение к жизни, создают предпосылки для глубоких психических нарушений.

Когда авторы говорят об эпохе постмодерна, они даже используют такой термин, как андроидная сущность. Они пишут о детях, во взгляде которых присутствует нечто «несвойственное обычным детям». Впечатление от общения с такими детьми может быть описано с помощью образа «глаза рептилии». За внешним обликом просматривается «нечеловеческая андроидная сущность, изображаемая, например, в научно-фантастических литературных произведениях, в кинофильмах о вторжении инопланетян».

Некоторые мысли авторов об отпечатке, который на человека накладывает эпоха постмодерна см. в главе «Послесловие к поэме. Игрок и постмодернистский дух эпохи» из третьей части статьи «Преодоление игрового механизма».

Поколение 80-х, которое родилось на стыке, представляет собой, можно сказать, гибрид. Они еще застали эпоху, где сохранялись более-менее классические понятия. Старшее же поколение жило еще в прошлой эпохе, где педагоги и учителя оперировали в «досетевой» реальности [в «сетевую» эпоху не столько важно, каково событие было в действительности, сколько – каким образом оно было представлено в сети; сеть неявно формирует в человеке модели поведения, которые он принимает за свои собственные[1]]. Тогда важны были понятия честности и ответственности. Предполагалось, что если человек говорит что-то – он говорит правду, а, если он сделал что-то не то, то ему должно быть стыдно. Но сейчас – не стыдно. Если раньше убийства совершались по какому-то поводу, пусть абсурдному, но понятному, то сейчас убийство может совершаться просто так. Даже без выворачивания карманов, чтобы забрать деньги. И это надо учитывать.

Кора головного мозга и подкорковые структуры

Мы разбирали 4 аспекта формирования зависимого поведения. Сейчас выпускается огромное количество книг, в том числе американских авторов, где нейробиология представлена в довольно примитивном разрезе. Человека определяют чуть ли не одним нейромедиаторным обменом. На самом деле, человек – это нечто большее, чем просто действие дофамина и серотонина. Тем не менее мы коснёмся немного и нейробиологии.

Часто используемый термин «pептильный мозг» ведет к неправильным выводам. Рептильным мозгом называют часть человеческого мозга, возникновение которого пытаются связать с эволюцией. Считается, что каждый новый «уровень» развивался как следствие эволюции. Лимбический мозг, условно, управляет нашими эмоциями и инстинктами. Неокортекс связан с мыслями, анализом, участвует в формирование восприятия, интеллекта, управляет логикой, творчеством и воображением. Возникает неверный вывод, что гармонично развитая личность должна подавить эмоциональные импульсы, ведь они исходят, согласно этой модели, из примитивной части мозга.

Что представляет собой наш мозг? Если вспомнить учебники географии, где была нарисована планета Земля в виде бушующей магмы с тоненькая прослойкой сверху литосферных плит, – по сути это наша подкорковая структура, где бушуют эмоции, рвущиеся наружу, а сверху придавливают лобные доли. А вулканчики – взрывы наших страстей.

Если мы изначально понимаем, что человек – это творение Творца, тогда становится ясно, что в человеке нет ничего лишнего. Другой вопрос, что мы должны облагородить свои хаотизированные стремления. Как сказал Иван Ильин: Волк инстинкта должен добровольно покориться ангелу духа.

О соотношении деятельности разума и инстинктивных влечений в общем процессе регуляции поведения см. в главе «Инстинкты и разум» из первой части статьи «Три силы: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

Подкорковые структуры можно условно сопоставить, в том числе, со святоотеческим учением о силе «тимос» (в переводе с греческого – горю, пламенею). То есть, это та сила напряжения, которая изначально дана человеку, чтобы вести его ко благу.

Помимо силы «тимос» в человеке присутствуют еще две силы, о чем см. в главе «Стремление к цели и учение святых отцов о трех силах» из первой части статьи «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)».

На любое доброе дело, которое мы хотим сделать, требуется сила напряжения. Но в результате грехопадения мы эту силу стали использовать не для достижения блага, а для своих эгоистических интересов (когда нападаем на ближних, например, чтобы защищать какие-то свои права и так далее).

В идеале святые отцы видели выход из проблемы в бесстрастии, которое звучит по-гречески как апати́я. Не в смысле нашей апа́тии, как безразличия и отрешенности, а когда природные движения души преображены человеком, и сила напряжения становится целеустремленностью, пробивной силой, которой обладал, например, Арцыбушев, о котором мы поговорим позднее. При этом человек уже не приходит в бешенство по любому поводу, а расходует этот внутренний запас в правильном направлении, которое он, в том числе, и сам определяет. Не тело определяет (где взять героин, например), а человек сам себе ставит цели и их достигает.

Когда мы внимательно читаем, стараемся сопоставлять прочитанное с личной жизнью, когда учимся делать выводы и проявлять деятельное внимание к ближнему, сострадание, сопереживание, у нас в результате развиваются структуры коры, лобные доли. То есть, развивается способность регулировать деятельность подкорковых структур.

Человек не определяется инстинктами и импульсивными влечениями

Почему-то вопрос о возможности человека регулировать деятельность мозга, связанную с формированием эмоций и мотивов, все более и более обходят стороной. Нередко в литературе человек обнуляется и, по сути, сводится до уровня животного, детерминируемого набором рефлексов.

О том, насколько спорными могут быть взгляды, низводящие человека на уровень животного, определяемого набором рефлексов, мы с паломниками обсуждали в рамках цикла лекций «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря». В четвертой части этого цикла (одна из основных тем – человек, находящийся под воздействием экстремальных ситуаций) мы рассматривали книгу известного постмодернистского автора[2], утверждающего, что в концлагере Освенцим ставить вопрос о человеческом достоинстве – даже неприлично.

По его мнению, в экстремальной ситуации люди очень быстро приходят в состояние деградации. Так и Фрейд был убежден, что люди в состоянии голода очень быстро утрачивают свои индивидуальные различия и возвращаются к уровню животных инстинктов. И действительно, те, у кого в жизни не было ничего кроме работы, сна и еды, к этому состоянию быстро приходили. Однако, люди, которые обладали способность сопереживать, любить, которые были воспитаны в определенной культуре поведения – даже в концентрационном лагере Освенцим не теряли человеческое лицо.

См. лекции 17.2–19.4 из четвертой части цикла «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря».

Несмотря на свою известность, автор почему-то не обратил внимания на такие книги, как книги Кристины Живульской «Я пережила Освенцим», Йосефа Якубовича «Освенцим тоже город», «Побег из Освенцима» (книга, написанная нашими военнопленными). Мы также разбирали книгу девушки из еврейской семьи, воспитанную, в том числе, и христианскими мотивами, – Этти Хиллесум «Я никогда и нигде не умру» (в беседах разбирались и иные источники).

Авторы этих книг не скатились к физиологическому уровню существования, не обнулились до уровня «голого существования». У них, применительно к разбираемой теме, оставалась активной система саморегуляции поведения. Они совершали осмысленный выбор, находясь посреди экстремальной ситуации, навязывающей определенный «животный» стиль поведения. И, отчасти, вследствие сохранения способности совершать разумный выбор, они, можно сказать, и остались живы.

О внутренних условиях, способствующих сохранению личности в экстремальной ситуации см. в виде текста, например, в главах «Регрессия и исчезновение вертикали», «Доминанта жизни. Творческий ответ на травматический опыт» из части 4.1 одноименной статьи «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря».

Если смотреть физиологически, можно сказать, что у этих людей были развиты лобные доли; если брать аспект культуры – это были мыслящие, деятельные личности, стремящиеся к познанию, обладающие, в том числе, какой-то религиозность. Иосиф Якубович был иудеем, Кристина Живульская – католичка, Этти Хиллесум – еврейка с христианскими взглядами. Сейчас мы не разбираем, какая религия истинна. Религия формируется внутреннее состояние, которое человек берет с собой в жизнь вечную. И истина там, где возможно сформировать глубокое состояние внутреннего мира даже посреди скорбей. Некоторые течения могут дать человеку какое-то подобие опоры, но если глубокого мира они создать в человеке не могут, то соответственно человек в жизнь вечную придет с хаосом, и цель, для которой создан человек, не будет реализована…

На данный моменты не сравниваются религии между собой. На данный момент комментируется та мысль, что и в Освенциме люди вовсе не обязаны были скатиться до уровня животных, определяемых инстинктами.

Еще несколько лет назад современная наука сводила все к дофамину и серотонину. Если следовать мысли многих авторов, то могло показаться, что кроме нейронных связей ничего не существует, ни души, ни разума. Вспомним эпизод из «Братьев Карамазовых», когда Ракитин в тюрьме объяснял Мите, что на самом деле души нет, а есть в мозгу клеточки, которые задрожат хвостиками, и от этого появляются образы. Митю так это впечатлило, что он расчувствовался: «Как бога жалко!»[3].

Однако современная наука все же близка христианству. На беседах про Освенцим мы разбирали книгу А.В. Брушлинского, директора НИИ Российской академии психологических наук, «Психология субъекта». В ней он рассматривает тоталитарный строй, понятие, близкое к зависимости. Что же их объединяет? Происходит формирование в человеке моделей поведения, которые он сам никогда не желал, но которые прививаются ему извне. Его книга была написана уже после распада СССР, когда стало возможным вообще говорить о тоталитарном строе. Интересно, что он не писал о методах насилия, о дубинках, а подчеркивал, что суть тоталитарной системы – это убежденность, что человека формирует внешняя среда.

Мысли А.В. Брушлинского применительно к теме зависимого поведения в главе «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является генетическая обусловленность и физиология?» из пятой части статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества».

На самом деле это не так. Что такое субъект? Брушлинский говорит, что когда человек стоит на высшей ступени своего развития, становится творческой личностью, которая имеет свой путь в истории, все внешние импульсы он пропускает через свою внутреннюю суть, своего рода внутреннюю прослойку, совесть, взгляды, воззрения, и на выходе получаются совсем не очевидные вещи. Комментируя эти мысли, можно привести следующий пример. Человек может родиться и вырасти в семье алкоголиков, но при наличии внутренней силы и разумной деятельности, не стать зависимым. Хотя существует мнение, что путь такого человека предопределен.

Короленко и Дмитриева в другой своей книге «Психосоциальная аддиктология» пишут, что «злоупотребление алкоголем одним из родителей не обязательно приводит к столь негативным последствиям» как «отклонения в психическом и физическом развитии». Они отмечают: «Создается впечатление, что в ряде случаев семейные алкогольные проблемы вызывают у детей реакции протеста, увеличивают их выносливость, устойчивость к стрессам и независимость. Эти положительные черты должны усиливаться поддержкой со стороны. К сожалению, над детьми алкогольных аддиктов часто нависает, как Дамоклов меч, распространённое в обществе предубеждение об их неизбежной фатальной судьбе»[4].

То есть вследствие наличия личностных особенностей у зависимых у детей наоборот вырабатывается такой иммунитет к алкоголю, что они никогда в своей жизни не притрагиваются к спиртному. Девушка из подобной семьи не обязательно должна выйти замуж за алкоголика, хотя часто утверждается обратное.

Если у человека есть разумная деятельность, то он способен импульсы внешней среды осмыслить, творчески претворить, и на выходе получится совсем иное. Когда внешняя среда действует на человека травмирующе, мы должны ставить вопрос об отсутствии внутреннего ядра личности. Именно оно может помочь ему сопротивляться.

Подробнее о Брушлинском можно почитать на сайте Соловецкого монастыря в статье «Мировоззренческий сдвиг, часть 5», где приводятся некоторые его мысли, с параллельными цитатами слов подвижника 4-го века – преподобного Макария Великого. По-сути Брушлинский пишет о том, что мы уже знаем из «Добротолюбия» и из наставлений Макария Великого. Преподобный Макарий Великий сравнивал человеческую природу с колесницей, а ум называл возницей колесницы души.

Древние греки говорили, что человека несут два коня – эрос и тимос (мысль о эросе чем-то схожа с теорией Фрейда). Эрос – сила вожделения, тимос – сила напряжения. Но у каждого ли человека будет «сформирован» возница на этой колеснице? Вот в чем вопрос.

Учение о доминанте и зависимое поведение

Концепция преодоления зависимости может строиться в том числе и на учении академика Ухтомского, который описал деятельность мозга через учение о доминанте. 

Мысли Ухтомского в адаптированном для современного читателя виде см. в статье «Идеи академика А.А. Ухтомского в адаптированном для современного читателя виде в лекциях и текстах иеромонаха Прокопия (Пащенко)».
Учение о доминанте применительно к теме зависимого поведения см. в главе «Квинтэссенция цикла лекций “Обращение к полноте” и лекции “Две доминанты”» из третьей части статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения».

Однажды он показывал студентам опыт, подключив провода к мозгу собаки, в той области, которая отвечает за движение нижних конечностей. Но когда пошел ток, у собаки не дернулись ноги, как ожидалось, а стал сокращаться кишечник. То есть, возможно, для собаки был более актуальным процесс, связанный с деятельностью ЖКТ (хотя один психиатр, предупреждая, пишет, что попытки проникнуть в мир животных – это не более, чем гипотеза).

Таким образом, Ухтомский сделал открытие доминанты: когда у нас есть какой-то внутренний очаг возбуждения, то текущие импульсы переадресуются к этому очагу. Это понимание важно, чтобы победить патологическую доминанту.

Что такое патологическая доминанта? Допустим, у человека появился очаг в коре головного мозга – выпить! Он выпил раз, выпил два, и этот очаг возбудимости становится всё активнее и активнее, и на каком-то этапе, когда он приходит в действие, все входящие в сознание импульсы, переадресуются к данному очагу. Например, жена задержалась с работы, самым логичным выводом кажется – употребить. Ребенок получил двойку – на ум не приходит с ним позаниматься, а опять кажется логичным – напиться.

Один алкоголик даже писал про своего друга, когда он попал в аварию, перевернулся на машине, но остался жив, то первое, что пришло ему на ум, когда он понял, что уцелел, – напиться!

Из учения о доминанте можно вывести массу комментариев на тему зависимого поведения. Когда человек активно муссирует проблему исцеления от зависимости напрямую (убеждает себя, что он не должен пить), то присутствующие в сознании образы зависимости начинают подогреваться (страсти преодолевается не столько через прямую борьбу с ними, сколько обращением к противоположной добродетели, о чем см. в упомянутой главе «Квинтэссенция…» из третьей части статьи «Обращение к полноте…»).

Одна женщина рассказывала, что по каким-то личным убеждениям она решила прекратить поститься и принимать участие в таинствах. Это личное дело каждого, но, как сказано в Священном Писании (если перефразировать), когда ты не раб Божий, то ты раб греха.

Она посчитала, что пост для нее – неудобно, что она будет более комфортно себя чувствовать, если вообще не будет поститься. И у нее тут же появилась зависимость от человека. До этого она была свободна, потому что пост давал ей возможность сдерживать свои неуправляемые состояния. Она стала углубляться в изучение психологии и, чем больше читала, как победить этот процесс, тем больше погружалась в это состояние, так как этот человек был постоянно в центре ее сознания.

По мысли академика А.А. Ухтомского, когда мы штурмуем паталогическую доминанту в лоб, то такая деятельность может привести ее к усилению. Поэтому целесообразнее пустить другую доминанту, и когда она укрепится, то первая, патологическая, затормозится сама собой. И это второе свойство доминанты: когда она приходит в движение, то прочие отделы тормозятся.

Мозг пластичен и может перестраиваться

Соответственно, если человек был гневливым, а потом христианским подвигом воспитал любовь, те же самые ситуации, которые раньше приводили его в ярость, теперь его уже не трогают. Это происходит не потому, что он специально об этом размышляет или держит себя постоянно в состоянии взведенного курка. Если человек, который пил или употреблял наркотики, формирует другую доминанту, то он становится здоровым.

См. главу «О забывании наркоманической эмоции» из третьей части статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения».

Не сводя всего человека к деятельности мозга, можно отметить ту мысль, что мозг может реструктурироваться. Об этом свидетельствует известная книга Нормана Дойджа «Пластичность мозга», а также книга Марка Льюиса «Зависимость не болезнь». Человек становится иным, то есть – не тем, кем был раньше, прежний опыт перестает его определять, если произошла реструктуризация. И христианский опыт показывает, что разбойники, блудники, блудницы – перерождались, становились подлинно иными.

О идеях Нормана Дойджа в контексте темы преодоления зависимого поведения см. в главе «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является генетическая обусловленность и физиология?» из упоминавшейся пятой части статьи «Обращение к полноте…»).
О некоторых Марка Льюиса Дойджа в контексте темы преодоления зависимого поведения см. в постскриптуме к статье «Профилактика наркомании, исходя из понимания действия наркотической тяги».

Мозг пластичен, и мы способны меняться. Ранее существовавшее ошибочное мнение о некой детерминированности, когда изменения происходят раз и навсегда, опровергается опытом. Известная книга Роберта Кигана и Лайзы Лейхи «Неприятие перемен» свидетельствует, что многие нейробиологи США на полном серьезе считали, что после 20 лет нейропластические изменения невозможны. Эта книга по-сути о христианстве. Команда Роберта Кигана приезжала в компании, где наступал системный сбой, потому что люди вели себя как эгоисты. Команда проводила занятия компаний с работниками коми в течение нескольких месяцев объясняли то, что христиане усваивают с младенчества: ты не один на этой планете! И дела в компании менялись, у людей начинался процесс развития.  

О книге «Неприятие перемен» в отношении зависимого поведения см. в главе «От страдания к развитию и выходу из скорлупы (подробнее – о понимании “на кончиках пальцев”)» из части второй статьи «Преодоление зависимого поведения».

Возвращаясь к Ухтомскому, когда у человека формируется доминанта, то, если она патологическая, любая информация будет поводом «напиться». Если же доминанта положительная (в центре «Неугасимая надежда» проходила лекция под названием «Две доминанты»), то те же самые предпосылки, которые раньше призывали человека принять наркотики и напиться, будут призывать к совершенно обратным вещам. Принцип доминанты можно понять по аналогии в рукопашным боем. Так, например, в книге «Боксеры» описывался мальчик Кирилл, который стал потом чемпионом по боксу. Его жестоко избивал папа-алкоголик, и у него сформировался защитный рефлекс – когда на него замахивались, он сразу сжимался, уходил в глухую защиту, невероятно быстро сворачивался в калачик. То есть он сразу реагировал на удар, когда замаха как такового еще не было. 

Когда он вырос, то пошел в секцию бокса, и тренер заметил, что, хотя первая реакция Кирилла на готовящийся удар была защитная, но он умел чувствовать расстояние и время. Перестроив же эту первую реакцию на замах, можно было уже вокруг этого стержня выстраивать атакующие элементы. И он сумел сделать из Кирилла чемпиона, реконструировав имеющийся опыт и выстроив новые реакции.

Подробнее см. в главе «Связь с Христом, дополнительный афферентный комплекс и акцептор действия» из третьей части «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».

Разрушительные импульсы «проходят», если нет организующего ядра личности

Поверхностное изучение науки не позволяет людям понять, что положительные изменения возможны. Например, на волне публикаций о деятельности суицидальных сайтов («Синие киты»), очень много писалось про использование жетонных моделей Скиннера (американский психиатр, который экспериментировал на заключенных, используя технологии разрушения личности; cлом психики человека, как показано в фильме «Заводной апельсин», – его методика). То есть человеку кураторы сайтов сначала пишут, чтобы он поднялся на крышу… потом свесил ноги… потом встал на краю. То есть каждый раз ему усложняют задание, подводя к идее самоубийства.

Но эти методы работают только тогда, когда у человека нет ни мировоззрения, ни культуры, ни любви… И, значит, речь не о Скиннере, а о полной внутренней опустошенности людей, которые полностью открыты для воздействия.

О сопротивляемости суицидальным импульсам вследствие наличия организующего ядра личности см. в статье «О детских суицидах, вообще, и о суицидальных группах “Синие киты”, в частности».
О феномене «открытой личности» применительно к теме преодоления зависимого поведения см. в главе «”Открытая личность” и заражение вирусом идеи» из четвертой части статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества».

То, что мы сейчас будем разбирать, можно назвать культурой, можно назвать духовностью, можно, очасти и осторожно, сопоставить с лобными долями (хотя человек и не определяется физиологией). Многие ученые всё-таки считают, что сознание не есть мозг. Мозг – это одно, сознание – нечто другое, и эти две вещи нельзя отождествлять. Человека нельзя свести к биологии[5].

Многие серьезные ученые не отрицают той мысли, что человек превосходит то, что можно о нем сказать, исходя их научных данных. Бруно Беттельхейм, убежденный психоаналитик, оказавшись в концлагере, понял, что не может объяснить ни поведение надзирателей, ни поведение заключенных[6].

Почему одни ломаются, а другие – выживают вопреки все негативным влияниям? Читая мемуары людей, оказавшихся в экстремальных ситуациях, понимаешь, что в реальной экстремальной обстановке не все определяется научными данными, правда жизни не всегда схватывается, как это принято говорить, научным дискурсом.

Научный дискурс иногда способен схватить лишь нижние этажи человеческой личности, и проблема начинается тогда, когда описания этих этажей выдается за описание личности. Но помимо нижних этажей, есть еще и высшие. И в этом смысле с христианской картиной мира отчасти можно сопоставить идею Льва Выготского насчет того, что нам нужна не «глубинна психология», а «вершинная».

Иммунитет к негативным воздействиям

Исходя из сказанного, мы ставим вопрос о необходимости помочь ребенку сформировать то, что даст ему некий иммунитет на всю жизнь, поможет сопротивляться негативным воздействиям. Чтобы ответить на вопрос, как формируется иммунитет, можно посмотреть, как происходит сминание человеческой личности зависимым поведением.

Четыре стадии захвата сознания паттерном зависимого поведения

Опишем четыре стадии захвата сознания паттерном зависимого поведения.

Система представлений и проникновение разрушительного импульса в сознание

Условно говоря, есть мозг, кора и подкорковые структуры. И первое искушение – это поступающий импульс извне, импульс в виде любой информации. Это важно учитывать и необходимо понимать и родителям, и педагогам, когда мы строим процесс воспитания.

Подавляющее большинство школьников функционально безграмотны, они не способны понять смысл прочитанного текста (на момент 2003 года «способность понимать сложные тексты, критически оценивать представленную информацию, формулировать гипотезы и выводы продемонстрировали только 2% российских учащихся»[7]).

То есть, имея дело с каким-то сообщением, они не могут определить, является ли оно манипуляцией или нет, ложно оно или подлинно, стоит ли ему следовать или нет. Происходит поверхностное восприятие информации.

Конечно, на бумаге в отношении педагогического процесса ставится задача воспитать творческую, думающую личность, и где-то это еще осталось. Но как же ее воспитывать? В отношении учителей напрашивается аналогия, заимствованная из жизни одной компании: был выпущен приказ об улыбке, все должны улыбаться, кто не улыбается, будет уволен (то есть речь идет не о создании рабочей атмосферы, находясь в которой работником хотелось бы улыбаться, а атмосферы страха, в которой улыбаться хочется все меньше и меньше).

Требование, чтобы учителя способствовали росту творческой личности, ложится на учителя таким объемом документации и проверочных работ, что на воспитание этой самой личности не остается ни сил, ни времени.

Как на уровне нашего общения с детьми это можно претворить практически? Время белого и черного уже прошло. В советские годы такой метод работал: человек, в идеале, вообще не должен был знать, что такое зло. Хотя людям не особо давали развернуться в плане их личной жизни, но и не пускали в какие-то деструктивные секты. Сейчас же человек, который был воспитан только в таком режиме, легко может потеряться.

Человеку давались готовые представления: это – черное, а это – белое. Но в эпоху постмодерна такая стратегия может дать сбой, потому что в эпоху постмодерна зло искусно выдается себя за добро.

Это стандартная история, когда мальчики-пономари, белокурые ангелочки, в 12 лет снимают стихарь, стригут свои ангельские локоны и пускаются во все тяжкие. Один такой пономарь, когда его спросили: «Что ты выбираешь: два миллиона долларов или жизнь без наркотиков?» – ответил: «А зачем мне 2 миллиона, если у меня не будет наркотиков».

Конечно, если у человека была вера в детстве, то после 25 что-то внутри зовет обратно, он не может уйти с упоением во все тяжкие. Ему не комфортно «на дне». Тем же, у кого такого периода не было, легче проваливаться в бездну.

О чем идет речь? Если родители используют такой метод воспитания (своего рода нарратив), когда дети выполняют роль слушателя, пассивно поглощающего информацию, пусть даже и полезную (жития святых и прочее), то такие дети не могут перекинуть мостик от получаемой информации к реальной жизни.

Конечно, любовь к Богу, любовь к ближнему – это основные заповеди, но люди, живущие в Москве, чтобы исполнить эти заповеди, должны пробиться сквозь толщу повседневной жизни, одновременно не дав повод коллегам себя куда-то «задвинуть». То есть реализация заповедей и идеалов требует очень большого опыта, знаний, достигаемых путем проб и ошибок. И здесь человеку, как воздух, необходим навык рассуждения, то, что мы называем функциональной грамотностью. Умение применить текст к собственной жизни.

Возможно, следует с детьми читать даже книги где-то и неоднозначные. Речь вовсе не о том, что дети должны «познать все» (зрелище трупов и обнаженных тел), как сейчас модно говорить. Так, наоборот, убивается в человеке самая сердцевина невинности (которая со временем, укрепившись, может стать иммунитетом, препятствующим сползанию человека во все тяжкие), тем более в самую нежную пору жизни. Речь идет, например, о том, чтобы прочитать рассказ, где возникла не совсем однозначная ситуация: вроде мальчик и помог другу, но имел свою корыстную цель. В таком случае стоит задаться вопросом: правильно ли он на самом деле поступил? Это заставит ребенка думать.

Эта идея была переработана одной женщиной-профессором, которая предложила несколько иную версию подхода. По ее наблюдениям, детям трудно пересказать книгу целиком, поэтому родители могут начать сами пересказывать какой-то эпизод. Пересказывая, они допускают неточность в описании сюжета. Ребенок схватывает эту неточность, говорит, что «все было не так», и начинает объяснять, «как все было на самом деле».

Такой эксперимент мы еще не ставили, но было бы интересно, если бы родители дали обратную связь. Хорошо использовать практику семейного чтения, чтобы вовлечь ребенка. И детям, кстати, это очень нравится. Это поможет, в том числе, и формировать функциональную грамотность.

Сейчас многие жалуются, что дети не любят читать. Конечно, они сразу не способны постичь большие объемы, если не могут понять даже элементарный текст. А если, например, сослаться на нехватку времени и предложить прочитать книгу и рассказать, тогда, возможно, появится ответственность, стимул запомнить. Только здесь не должно быть фальши, а реальный интерес к совместному изучению, желание дать правильную оценку поступку, ситуации, что приведет ребенка к необходимости думать. 

И, может быть, когда перед ним встанет риск вхождения в «серую зону», там это знание будет необходимо. «Серая зона» – в концлагерях было такое понятие, обозначающее ситуацию неразличения добра и зла. Надеюсь, мы в своей жизни этого никогда не коснемся, а там, в концлагерях чтобы спасти своих близких, люди работали в зондеркоманде, помогали уничтожать других заключенных. Ситуация погружения в смешения/неразличие понятий порождало в людях специфическое состояние, которое можно описать словами узницы Освенцима Люси Адельсбергер: члены зондеркоманды «были уже не человеческие создания, а перекошенные, безумные существа».  Конечно, это крайние примеры, у нас в жизни всё-таки так не складывается, мы, по большей части, – в окружении людей, которые зла нам не желают.

Если у человека нет навыка разбора, то любая информация его будет сходу таранить и заражать. У человека должна быть картина мира, понимание. Все мы, так или иначе, желаем счастья, уважения, дружественного общения. Культура же в лице лучших представителей несет нам представление о том, как эти цели достигаются. Хочешь быть любимым – ты должен сам любить. Если хочешь, чтобы тебя ценили и уважали, – научись ценить и уважать других, сразу получишь результат, обратный поток. Об этом, например, – «Рождественское письмо» Ивана Ильина, а также глава «Доброе слово» из книги «Отец Арсений». Соответственно, если у человека есть представления, основанные на истине, когда у него появляется какая-то потребность – он знает пути ее удовлетворения. Если такого представления нет, то возникает опасность, что второе искушение соединится с первым. То есть неудовлетворенная потребность соединится с какой-то ложной информацией, поступающей извне, и возникнет прочная цепочка.

Прорастание разрушительного импульса в нервных центрах

Сейчас очень модно говорить, что «во всём» виноваты гены. Но все-таки генетика развивается, и пришло такое время, когда «гены должны возопить» (по аналогии с словами Евангелия о том, что если люди перестанут славить Господа, то камни возопиют). Современные представления скорее сводятся к тому, что гены кодируют не фатальную склонность к зависимому поведению, а предпосылки, на основании которых человек может (но не обязано) войти в зависимое поведение.

Например, китайские ученые насчитали более 200 генов, ассоциированных со злостным курением. То есть, если мысль выразить своими словами, то можно сказать следующим образом. Не существует гена курения, а есть совокупность определенных предпосылок, может быть даже врожденных, которые выражаются, например, в том, что у человека присутствует некая тревожность. Например, один, опоздав на самолет, успокоится через полчаса, другой же – через двое суток. И вот, когда у такого человека начинают «играть нервы», то из множества вариантов (поспать, поплавать, помолиться), он может выбрать увиденное в фильме или рекламе – покурить и расслабиться.

См. подробнее главу «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является генетическая обусловленность и физиология?» из пятой части статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества».

Когда человек сознательно выбирает какой-то вариант, в мозгу между стимулом и реакцией начинает формироваться связь на уровне нейронов. Выбор повторяется несколько раз, и связь становится более прочной. Марк Льюис в книге «Биология желания. Зависимость – не болезнь» сравнивал этот процесс с появлением тропинки в лесу. Тропинку постепенно протаптывают множество людей, а другие дорожки, по которым никто не ходит, начинают потихоньку зарастать. Так формируется стабильный нейронный ствол, а другие маршруты передачи нервного импульса постепенно рассасываются.

Если в детстве человек помнил, что, когда нервничаешь – можно успокоиться разными способами, а не только напиться и покурить, то если другие варианты не используются – они забываются, выходят из сознания. И на каком-то этапе у человека остается определенная реакция, как единственно возможный вариант. Когда мы живем в хаосе, то эту цепочку сложно распознать, разделить на части. Мы знаем из учения святых отцов, что вначале рождается мысль, и если мы проявили к ней внимание, то рождается интерес, потом эмоция, затем стойкое желание, потом неудержимое стремление, которое современным языком называется – неуправляемое состояние.

Эта цепочка разматывается очень быстро, и современному человеку она кажется самой логичной, особенно, если он тысячу раз ее повторил…

Как святые отцы понимали страсть? Это привычка, укоренившаяся в природе, и современная наука это подтверждает. Если боец тысячу раз выполнит приемы в рукопашном бое – они станут его второй натурой, в любой ситуации, даже если ему оторвет руку.

И человеку действительно будет казаться, что этот процесс генетически обусловлен и необратим. Но его можно расчленить, и разорвать эту цепочку.

Клаус Кеннет, который увлекался эзотерическими учениями, попробовал и наркотики, прошел период зависимости, в своей книге «Два миллиона километра до любви» делится наставлением, которое ему дал отец Софроний (Сахаров). Когда наш мыслительный процесс повторяется достаточное количество раз, он становится совершенно естественным для нас. В сознании рождается образ, если человек чуть медлит, проявляет к нему интерес, рождается эмоция, желание, стремление. Но если человек овладевает Иисусовой молитвой, по крайней мере старается, то Иисусова молитва и вообще практика правильной духовной жизни дает человеку видеть, что происходит в его сознании. И тогда эту цепочку можно разрывать до начала ее развития.

См. подобнее главу «Разрыв паталогической доминанты и молитва Иисусова» из части 5.1 статьи «Преодоление игрового механизма» (отдельное название части – «Скорбная радость самозабвения».

Еще один образ, которым можно прокомментировать эту идею. В фильме «Застава» моджахед бежит к границе: добежит до речки – спасен, пограничники уже не смогут взять. И капитан дает команду снайперу: «Не дай ему уйти к реке!» (имеется в виду: уйдет к реке – мы его уже не возьмем).

Так и наша задача – не дать процессу развернуться. Как только приходит мысль о ревности, как только ум начинает заматываться в воронку какого-то соблазна, сползать в желание попсиховать  –  не всегда следует пытаться самостоятельным усилием ума пресечь этот процесс через попытку что-то объяснить себе… Чем больше человек будет объяснять, тем больше он «влипать» в паутину. За лучшее признается – сразу пресекать.

См. цикл бесед «Зазеркалье».
54. Начало раздела о преодолении навязчивых помыслов. Навязчивые мысли и гордость. Не включаться в поток тревожных мыслей.
58a. О молитве Иисусовой. Зло побеждается в самом начале и силой Божией. Не вникать в тревожные мысли.
61. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Пост, послушание, режим помогают учиться не идти на поводу у своих мыслей.
62b. Суть. Пластичность мозга и научные подходы к решению вопроса навязчивых мыслей. Если все равно приходят, то – не вникать.

Сращивание разрушительного импульса с потребностью человека (само-разрушительное поведение)

Здесь мы переходим к третьей стадии. На начальной стадии человек не разобрался с внешним импульсом. Внешний импульс – это, может быть, и наш инстинкт, который тоже по отношению к нашему сознанию является внешним. Человек, например, строит планы, цели, куда-то идет, и вдруг внезапно меняет траекторию, охваченный желанием напиться. На третьем этапе как раз происходит сращивание импульса с нашей потребностью.

Во время воспитания человеку необходимо дать картину мира, чтобы ему стало понятно, что счастье невозможно в русле эгоизма. Понимание, что на определенном этапе у человека происходит утрата альтернативных путей, рождает необходимость в стремлении к какой-то полноте жизни. Речь не о каких-то кружках, а о понимании наличия других альтернат, чтобы они маячили у него перед глазами.

Профессор Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева писали, что исходная разносторонность препятствует аддикции. Когда жизнь человека носит разносторонний характер, сама зависимость воспринимается как нечто усеченное и однобокое (жизнь в режиме «вкл-выкл»: выпил – протрезвел, выпил – протрезвел).

См. подробнее главу «Целостный взгляд на человека» из четвертой части статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения».

Когда живешь в Боге (вера дает основу к построению картины мира, установлению глубокой, конструктивной связи с ближними), мир становится понятен, он тебя радует. Есть чувство, что ты включен в мироздание, связан отношениями с ближними.

См. подробнее главу «Вера, любовь и жизнь в соответствии с деятельностью по вере как иммунитет, защищающий от «сползания» в «воронку» паталогической доминанты» из части 2.3 статьи «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты».

Так один паломник, который заново начал сознательно воцерковляться на Соловках, после возращения выпил стакан вина за встречу с родственницей и вдруг ощутил состояние мерзости, внезапно лишившись той полноты и глубины мира, которые только что воспринимал. Хотя раньше он был известный хулиган, и только и искал повода забыться в подобном состоянии.

См. подробнее главу «”Конец игры”: Рассказ студента» из четвертой части статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения».

И здесь надо понять, когда мы помогаем человеку вырасти до уровня личности, когда у него формируется ядро, то состояние опьянения будет ему просто некомфортно. Он будет видеть другие перспективы, воспринимать глубокие переживания, а во время опьянения все это внезапно пропадает. Человек же с разрушенной или несформировавшейся личностью будет в этом состоянии находить комфорт, потому что оно освобождает его от необходимости разобраться с собой, от состояния тревожности.

Когда исчезают 99 цепочек, и остается только одна, по которой мы проходили 100 раз, она становится тягой. Тягой непреодолимой. Не все наркологи, которые писали книжки, знают, что такое тяга (если не было опыта преодоления ее на практике). Их стоит предостеречь от каких-то экспериментов с самими собой. Если у нарколога был опыт употребления, значит он действительно может понять, о чем речь. Но если опыта не было, то рисковать не стоит. Просто есть такие отчаянные головы, которые, чтобы понять друга или мужа, или своих пациентов, начинают употреблять. Это как прыгнуть со скалы, надеясь, что у тебя вырастут крылья. Может быть, вырастут, а, возможно, и не вырастут. Так станет одним наркоманом больше.

Смысл тяги состоит в том, что когда доминанта приходит в возбуждение, все мысли из сознания выдавливаются, и любовь к ближним, и всё остальное. Остается одна мысль – употребить. Даже если вы не употребляли наркотики, вы можете понять наркомана, например, через состояние гнева. Во время вспышки гнева человек считает, что он прав, и надо растоптать другого, надо прямо сейчас позвонить и доказать, что он ничтожество, что он ничего не понимает. И в этом состоянии человеку кажется, что если он сейчас, сию секунду не позвонит – его разорвет. Он звонит, говорит какую-то гадость… Его предупреждают: «Ты же будешь сейчас жалеть!» – «Я жалеть?! Да никогда!»

Навыки, помогающие преодолеть тягу к само-разрушительному поведению

Никаких прочих мыслей у человека в данный момент нет. И если это начинает действовать, то спасти его в данный момент могут только навыки. Как навыки у бойца. Он бежит, скажем, в джунглях, он устал, он ранен, он голоден, но, если был какой-то навык преодоления себя, то он сможет идти дальше.

Документальный фильм про боксера Василия Ломаченко начинается с кадра, как он сидит под водой четыре с половиной минуты. Смысл, как можно предположить, в том, что когда начинается удушье, не хватает воздуха, человека охватывает паника. Он начинает разрывать, ему хочется вырваться, вздохнуть, но он терпит. Ведь на ринге может произойти что угодно: тебе могут сбить дыхание, ты окажется в состоянии, когда не сможешь вдохнуть, но и тогда необходимо будет продолжать действовать, не поддаваться. То, что отрабатывается в зале, в реальной ситуации будет воспроизведено автоматически – это принцип тренировок.

И на прошлой беседе мы разбирали некоторые навыки, в том числе и пост. Почему у нас сейчас эпидемия наркомании? Потому что отказались от поста. Кажется, эта мысль принадлежит Сергею Белькову. Смысл поста – обуздание своих желаний. Вот сейчас Рождественский пост, хочется мороженого. Если мы придем в гости к неверующей бабушке, и она нас угостит – то, наверное, можно сделать исключение. Но многие люди говорят: «Я болен». Мы все больны! Но даже человек, который не может поститься, может постараться себя ограничить.

В каких-то случаях, например, в гостях у пожилого человека, возможно и отступить от поста. Также по болезни можно заранее определить меру отступления. Например, диабетик съедает 200 граммов мяса, а остальное – постное. А если врач прописал 200 граммов, но ему вкусно, и он съедает второй – это уже личная прихоть. Смысл в том, что когда рука тянется, человек вырабатывает в себе способность эту руку остановить. И тот, у кого был навык поста, когда у него будет вспышка гнева или неконтролируемой ярости, которая может закончиться убийством, – он сможет остановиться. И когда начнет действовать тяга – у такого человека будет способность противопоставить ей некий ресурс.

Соответственно, мы понимаем, как важно на этом уровне воспитание помогать человеку преодолевать неуправляемое состояние. «Не пойдешь гулять, пока не помоешь посуду!» Он плачет, у него истерика, бьет посуду, не хочет, но постепенно приучается понимать, что пока не выполнит – всё равно никуда не пойдет. И эта способность человека себя ограничить и заставить даст ему потом некий ресурс выжить, когда будет захлестывать неуправляемое состояние паники.

Второй навык – это послушание. Сейчас многие несколько неправильно понимают послушание – как некую покорность. Действительно, есть послушание духовнику, но когда вы знакомы с ним давно, когда его советы совпадали с последующими событиями, когда вы не видите ничего плохого и уже убедились за много лет, что он человек опытный, зла вам не желает, и вы уже добровольно хотите поступить, как он советует. И когда он говорит: «Сделай вот так!» – вы уже знаете, что он всегда прав, и, возможно, через 3 года сами придете к выводу, что лучше сэкономить время и просто послушаться.

Это неправильно, когда люди воспринимают послушание как приказание: «Сделай вот так, и мне плевать, что ты об этом думаешь». Когда нет двух уважающих друг друга людей, духовника и чада, которые вместе движутся к одной цели – Христу, то говорить о послушании вряд ли приходится. Это какая-то попытка подделать свои агрессивные импульсы под христианские мотивы.

Когда Василия Родзянко рукополагали в епископы, он спросил Антония Сурожского: Кому оказывать послушание, если он сам станет буду епископом? Ответ был: Проявлять послушание можно в отношении каждого. Если просьба человека не противоречит совести и не противоречит Евангелию, ты можно ее исполнить.

Но мы часто встречаем ситуации, когда нам просто не хочется. Я даже себя помню, когда я еще не был христианином. Смотришь какой-то глупый сериал, а там друзья ждут, либо в гости, либо мы встречаемся, чтобы куда-то идти. Позвонят: «Ты где?» Отвечаешь: «Я уже иду». А сил подняться нет. И тебе надо выяснить, найдет ли детектив убийцу, причем, ты не знаешь, что было в начале, но выяснить надо: догонит – не догонит. И реально – не подняться. Тебе говорят: «Ну всё, мы поехали!» Отвечаешь: «Ну, да, езжайте…»

Потом себя казнишь, коришь, но сделать ничего не можешь. Так и с наркоманом, когда у него начинает действовать тяга. Он не врал, он искренне говорил, что любит маму и обещал больше никогда этого не делать. На тот момент он был искренен, но когда начинает действовать тяга, состояние становится неуправляемым.

Не надо что-то делать через «не могу» и «не хочу». Без фанатизма, конечно. Если мы трое суток не спали, а нас просят что-то сделать, то надо извиниться и лечь спать. Но когда там, где это посильно, мы приучаем себя встать и сделать что-то, например, по дому, помыть посуду, когда мама просит – не «потом, когда фильм досмотрю», а сделать это сейчас.

Иногда у нас рождается легкая печаль, если мы что-то делаем ради ближнего, а наши планы не сложились. И для нас эта легкая печаль, по сути, навык преодоления какого-то зависимого поведения. Мы на маленьком примере учимся преодолевать что-то большое.

И египетские отцы свидетельствуют, что тот, кто не привык к послушанию – тот не способен преодолеть ни страсти вожделения, ни гнева. Сейчас же много подобных страстных влечений, любовная зависимость, в том числе… Это по сути та же тяга, только к человеку, который тебя не любит, который над тобой издевается, но его невозможно забыть. Люди кончают с собой из-за несчастной любви. «Страдания юного Вертера» очень хорошо описывают подобную историю.

Когда начинает действовать это неуправляемое состояние, человек не может ничего противопоставить, потому что он не привык себя никак ограничивать. Родители должны это каким-то образом учитывать в воспитательном процессе.

Например, в одном семействе ребенок не умел делиться. Мы пили чай, была тарелка сырников, я хотел взять один, а ребенок закричал, что он не даст. И мама, и папа пытались уговорить, что надо отца Прокопия сырником угостить, но – нет, моё и всё!

Какой здесь принцип? Если ничего не понятно, как в компьютерных играх засветка, остается только один вариант. Значит, не надо его упускать. Остался только вариант с сырником – значит, надо его довести до конца. И вот через два года мы собрались снова в этом семействе, поиграли с детьми, а потом сама эта девочка встала к плите. Бабушка уже наготовила пирожков, а она нажарила сырников и угощала отца Прокопия.

Процесс зависимого поведения выстраивается с детства, а новым навыкам можно учиться и в процессе игры. Эту же девочку во время игры в жмурки заперли в угол, и она стала от страха верещать. Это было совсем не логично, потому что так она себя только выдала, и ее легче стало поймать. В такой момент родители, не прибегая к морализаторству, через игру могут учить ребенка сдерживать свои эмоции. Например, здесь она могла бросить в сторону ботинок, отвлечь человека, с которым играла, и тихо прошмыгнуть. Если же такой момент не будет преодолен, человек не научится себя сдерживать, позднее это может привести к каким-то опасным последствиям. Так через игру с самого детства родители должны фиксировать подобные элементы.

Молитва. Если мы читаем Псалтирь и думаем, какие обои нам следует покупать в комнату, но при этом усилием воли себя все-таки заставляем сосредоточиться на словах Псалтири, то это усилие постепенно аккумулируется, накапливается, и когда на нас будет нападать некое неуправляемое состояние, появится ресурс с ним совладать.

Любовь к ближним, способность вдуматься, понять, посмотреть на человека не с точки зрения своей концепции, а как он мыслит, – такой подход как раз и формирует те самые лобные доли. Можно вспомнить нашего известного психолога Льва Выготского, у которого была статья «Нарушение понятий при шизофрении», где он говорит о том, что развитие высших психических функций у человека происходит тогда, когда присутствует духовная активность, направленная к миру. То есть у него есть интерес к другим, и он получает обратную связь. В этом случае у него развиваются психические функции. А если этого нет – начинает разрушаться даже то, что было. Наш организм стремится к экономии энергии, и когда какой-то процесс не используется, мы сразу его отбрасываем.

Если эти моменты будут учтены, то человека не захлестнут потом, например, приступы ревности. Все зациклены на наркомании, а ведь ревность – это тоже наказание для человека.  Женщина и себя мучает, и мужа. У мужчин, конечно, тоже ревность бывает.

Кстати, ревность – это типичная черта алкоголиков. Существует даже алкогольный бред ревности. Муж и жена сидят в соседних комнатах, а ему кажется, что любовники лезут по канатам. Он врывается в комнату, никого не застает – значит, уже спрыгнули! Наказание для самовлюбленных натур, которые не научились прислушиваться к другим. Если ты не хочешь свою жизнь подчинить истине, ты вынужденно подчинишь свою жизнь злу.

См., к примеру, ответы:
«Ревность. Что делать, если ревность начала давать о себе знать».
«Любовная зависимость, зависимые отношения (также о зависимом отношении в целом)».
«Любовная зависимость. Часть 2 (правда ли, что есть со-зависимость)».

Навыки, противостоящие аддикции, религиозное воспитание

Сегодня мы поговорим о положительном практическом опыте, о людях, которым воспитание помогло преодолеть их жизненные кризисы, а также разберем опыт центра святителя Василия, который помогает ребятам оставить прежнюю преступную и аддиктивную жизнь.

При вопросе о религиозном воспитании часто звучит «вырастет – сам примет решение» или «это насилие». Эти вопросы задают часто, поэтому следует их разобрать, чтобы они нам были понятны.

Какие у нас есть аргументы в пользу того, чтобы религиозное воспитание было у человека как можно раньше? Конечно, не в русле такого насилия, когда родители сами только лет в 40 лет воцерковились, находятся на стадии неофитства, прочитали в книге преподобного аввы Дорофея о безусловном послушании, и хотят из своего сына или дочери сделать преподобного Досифея. Там речь шла о аскетизме, аскетическая литература предполагает, что читающий читает для того, чтобы изменить себя. А читающий решает, минуя стадию исцеления себя, применять прочитанное в отношении других (книга преподобного аввы Дорофея прекрасна, из разряда «однажды и навсегда» (всю жизнь питает смыслами)). Нужно также учесть, что аскетическая литература нередко описывает жизнь людей, уже готовых к борьбе со страстями, уже сознательно пришедших к мысли о необходимости самоограничения в борьбе за чистоту сердца.

Дети же, к такой мысли еще не пришли. И в «работе» с ними у нас должна быть какая-то «культурная» составляющая.

Например, паломники рассказывали, что религиозность в эмигрантской среде во Франции у потомков белой эмиграции вполне естественна. Не вышколенная, как в некоторых наших «неофитских» семьях, а органично, красиво и гармонично вписывается во всю жизнь, в том числе и социальную. Была культура передачи этого опыта.

Несколько мыслей в поддержку идеи передачи этого опыта и религиозное воспитание. Именно вера помогала людям выстоять и пройти все трудности эмигрантской жизни (люди после революции 1917 года, потеряв имущество, социальное положение, саму возможность находиться на родной земле, были вынуждены начать строить свою социальную жизнь почти что заново, на чужбине и почти что с нуля).

О значении веры в соотношении с темой выживания см. часть третью статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». Отдельное название третьей части – «Вера (идеалы) и преодоление травматического опыта».

В отношении темы необходимости «культурного компонента» можно упомянуть две композиции группы «Грот»: «Дети-маугли», «Дети нулевых». Во второй композиции рассказывается про людей, на которых свалилось слишком много «благ» (ТВ, игры и пр.), обилие этих благ обусловлено тем, что люди живут в инкубаторе. Они как овощи растут в оранжерее, их удобряют перед сбором урожая, и показывают на экране модели поведения. Люди, которые говорят о свободе, отрицают веру и не хотят, чтобы их к чему-то принуждали, по сути, выбирают существующие модели поведения.

«Дети-маугли» – это дети, которые выросли без какой бы то ни было культуры, сами по себе. И уже в десть лет подросток расстреливает пленных и у него ничего не шелохнется. И песня заканчивается очень глубокомысленной фразой: «Что наши бортовые самописцы будут беречь? Собачий лай или человеческую речь?»

То есть мы движемся к этому вопросу: быть человеку или не быть?

Во время советского периода человек мог занимать нейтральную позицию. В том числе и в отношении культуры и веры. Вера – нечто более целостное, слово «религия» людей несколько пугает, оно ассоциируется с фанатизмом. Вера – речь идет не только о связи с Богом, но и построении всего жизнеустройства согласно характеру этой связи (если Бог есть любовь, то вера в Него призывает соответствующим образом организовать и общение с ближними).

Если раньше родители, когда кто-то им указывал на проблемные аспекты их детей, были благодарны, то сейчас они первые будут недовольны… Раньше был общинный тип устройства, и поэтому родители могли спокойно ребенка оставить, уйти на работу, уехать, зная, что соседи присмотрят, а если кто-то увидит его курящим, то расскажут. Сейчас же соседей самих обругают, если они что-то скажут, да еще и напишут на них в прокуратуру.

Если родители дают детям целостное мировоззрение, тогда у них есть какие-то шансы. Если не дают – тогда шансов почти нет. Конечно, теоретически, надежда всегда остается. В одном трогательном документальном фильме показывали, как на диком пляже из яиц вылуплялись черепашки, которых со всех сторон окружала опасность. За кладками охотились собаки и еноты, разрывали и пожирали. В воде на них нападали хищные рыбы. То есть к жизни пробивались буквально единицы. На цивилизованном пляже подстерегал другая проблема: огни большого города манили, увлекая за собой толпы маленьких черепашек, тогда как рядом – жизнь, своя среда. Но они ползут, проваливаются в канализационные стоки, их давят на дороге. И почти никто не выживает. Так и современных молодых людей можно сравнить с этим черепашками.

Ранее среда хотя бы не была явно нацелена на захват человека. ТВ было представлено несколькими каналами.

Сейчас же, если человека пускают на самотек, то возникает риск, что в его жизнь войдут, если не наркотики, то секты, если не секты – то какие-то бренды, если не бренды – то психотерапевтические группы, тренинги. Воспитывать стало невероятно тяжело, особенно если родители не созрели внутренне, чтобы что-то дать своим детям. Без некого стержня дети практически обречены.

Многие считают, что «сейчас мы ничего говорить детям не будем, а потом вырастут – тогда и поговорим». В отношении такого подхода можно привести некоторые зарисовки из книги Нормана Дойджа «Пластичность мозга». Он описывал такой эксперимент: котенку зашили один глаз. Глаз был не поврежден, но когда глаз расшили, котенок уже не видел.

Площади головного мозга, которые по идее должны обрабатывать сигналы, поступающие с сетчатки зашитого глаза, не могут оставаться в бездействии. Если нет соответствующей стимуляции, они со временем переключаются на обработку иных сигналов.

И, соотвественно, тот отдел головного мозга, который должен был обрабатывать информацию с правого глаза котенка, был не задействован, так как сигнала от сетчатки не поступало, и он переключился на обработку других сигналов.  Также и у нас, условно говоря, есть области, которые регулируют нашу нравственно-морально-эмоциональную сферу. И если они не загружаются, не активируются, есть риск, что они переключатся на что-то другое. А среда ведь загружает человека другим, в основном, играми. И когда к 18 годам родители спохватятся о чем-то поговорить с ребенком, он будет уже недоступен. Возможно, у него даже не останется уже физиологических предпосылок, чтобы что-то понять. Тогда как будучи ребенком он был хотя бы как-то открыт для восприятия информации.

Незадействованные функции постепенно отмирают. Функции коры головного мозга должны быть в постоянной активности. Об этом свидетельствуют и аскетические труды. Например, Игнатий Брянчанинов говорит, что наш ум приснодвижен, он не может быть без мыслей и чувств. Если не дать душе пищу для развития в благочестивом направлении, то она будет развивать в себе свое падение.

Подробнее о развитии склонности к сползанию в зависимости, если не будет активировано развитие в ином направлении см. в разделе «Зависимым» из первой части статьи «Преодоление зависимого поведения».

Отношение к родителям и эволюционная модель

Третий пункт. Все мы помним мультик «Маугли», когда волк состарился («Акела промахнулся»), молодые волки готовы были его сожрать. Религиозное мировоззрение предполагает наличие пятой заповеди (почитание родителей).

Подробнее вопрос о родителях и о разном отношении к ним в разной системе мировоззренческих координат см. главу «Мысль о ценности жизни основана на проповеди Христа. Не основанная ни на чем, эта мысль становится несуществующей» из первой части «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества» (Часть 1).

Даже тот самый хулиган, про которого я говорил, в период своего хулиганства мог наплевательски относиться к родственникам. А когда он уже глубоко пришел к вере, в сознательном возрасте, после 20 лет, он ощутил, что Господь вошёл в его жизнь, ощутил эту Божественную поддержку, не как у Мартина Лютера – страх перед Богом, а именно – человеку стало радостно жить. И когда его попросили поухаживать за родственником, который был парализован, остаться в санатории менять памперсы, он не смог отказаться… Симпатичному парню, у которого куча планов на выходные, это, конечно, было не самое приятное занятие. Он долго возмущался, но отказаться не смог, потому что тогда разрушил бы всю картину мира. Тогда он еще курил, но говорил: «Я понимаю, что я грешник, но Господь меня милует, меня принимает».

Не в том смысле, что я буду дальше курить, пить, а Бог меня пусть милует. Но эта картина может поддерживаться, только когда ты поддерживаешь ее. Соответственно, если ты сознательно отвернулся от ближнего, ты больше не можешь рассчитывать, надеяться, что Господь милостиво отнесется к тебе.  Как вы хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и с другими. И несмотря на всё своё нежелание, он всё-таки поехал. Как гласит пятая заповедь: «Чти отца и мать и благо ти будет». Благо – значит, по объяснению одного духовного автора, – будет удача, все в жизни будет складываться. Соответственно, она мотивирует людей на общение с родителями. Даже когда они станут старенькими, капризными, как детки.

Но если ребенок рос в жестко эволюционной парадигме, это может иметь трудно обратимые последствия. Интересно интервью Владимира Воеводского, математика, который создавал математические модели, возможности просчета мутаций. «Да, некоторые науки, – писал он, – очень успешно и точно объясняют отдельные группы явлений. Но в полную картину мира эти объяснения никоим образом не “склеиваются”. Больше того, некоторые, так называемые, научные объяснения являются по сути, не побоюсь этого слова, профанацией… Биосфера земли развивалась и развивается, и процессы естественного отбора, и случайных мутаций играют в этом развитии определенную роль. Но они никоим образом не объясняют это развитие»[8]. Однако, тема эволюции стала идеологией, без которой невозможно защитить докторскую в престижном ВУЗе.

В мире животных мы не видим заботу о престарелых родителях. Состарившаяся и нефункциональная особь, которая в стае не выполняет свою функцию, – идет в расход. В США совершенно нормальным считается сдать родителей в дом престарелых, а верхом добродетели считается – посещать их раз в год.

Четвертый пункт. Общий разговор с ребенком может быть только тогда, когда у нас есть общие понятия, общая система ценностей. Один бывший наркоман сказал своему товарищу: «Ну, что тебе родители могут сказать? Они свою “волну откатали”».

Действительно, если смотреть с точки зрения эволюции, престарелые родители – отработанный материал. Поэтому если не будет общей системы ценностей – не будет и дальнейшего общения.

В своей незаконченной рукописи «Цитадель» Сент-Экзюпери рассказывает притчу о двух садовниках. Пока их не разлучила судьба, они жили как братья. Часто молча гуляли по саду, любуясь цветам, небом и деревьями, доверяли друг другу самое сокровенное. Случилось так, что они разлучились. И вот уже, состарившись, отправили друг другу письма, где каждый написал всего несколько слов: «Сегодня утром я подстригал мои розы…» Этих строк хватило, чтобы выразить самое сокровенное и передать любовь, потому что их объединяла одна система ценностей, в том числе и вера. А расстояния для них не существовало.

Два основополагающих пункта в педагогическом процессе

Два основополагающих пункта, на которые важно обратить внимание в педагогическом процессе и в воспитании детей, учитывая всё сказанное выше, – это доминанта на лицо другого и навык самоотказа.

Учение академика Ухтомского о доминанте – это способность проявить деятельное внимание к ближнему. Есть масса способов помочь развить этот аспект. Например, милосердие (милостыня, способность делиться) подвигает к социальному общению, благодаря которому человек приобретает и опыт, и социальный контакт. Я не люблю заезженный термин «счастье», но тем не менее будет даже счастье. Даже если мы берем теорию Льва Выготского о развитии высших психических функций, это и есть способность проявить внимание.

О значении развития способности проявлять внимание к другого в деле воспитания и развития ребенка см. некоторые мысли в главе «Развиваться, чтобы иметь возможность понять другого» из части третьей статьи «Родители и дети».

Академик Ухтомский говорил, что доминанта на лицо другого –  самая главная доминанта в человеке. Если он способен проявлять внимание к ближнему, у него формируется опыт, и появляется шанс получить развернутую картину мира, воспринимая разрозненные сигналы и различные точки зрения. Эрих Фромм, хотя и в стиле усеченного западного мышления, в книге «Быть или иметь» описывает две модели. Одна – когда человек живет по принципу «иметь», хапать. Кстати, английское слово «happiness» – как считал один культуролог, одного корня с «хапать», то есть в их понимании счастья уже зашифровано, что ты счастлив, когда ты хапаешь. У нас «счастье» – своя часть. То есть человек может быть счастлив даже на каторге, если он прошел путь и обрел истинное понимание вещей.

О некоторых мыслях Э. Фромма в контексте обсуждения темы доминанты на лицо другого см. в главе «Вера, любовь и жизнь в соответствии с деятельностью по вере как иммунитет, защищающий от “сползания” в “воронку” паталогической доминанты» из части 2.3 «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты».

Фромм писал, что дети, которые живут по принципу «быть», могут слушать учителя и усваивать колоссальное количество информации. Некоторые родители хотят, чтобы их ребенок был статусным, общался только со статусными детьми. Маколей Калкин сыграл сына миллионера, который общался в школе среди таких же чопорных детей (фильм «Богатенький Ричи» (1994)). Это искалеченные дети. Если у ребенка с детства не воспитается доминанта на лицо другого, он никогда не сможет выстроить социальное общение, не научится общаться со своими детьми, с супругой, он будет пытаться только доминировать и получать выгоду. Если будет силен, его будут бояться, если слаб – станет изгоем.

Даже если у него будут папины деньги, он будет всегда чужаком. Никто его любить не будет. Если же родители транслируют убежденность в превосходстве над учителями, то ребенок становится неспособным что-то воспринимать. Он не будет никого слушать. Процесс обогащения лобных долей не будет развиваться, человек будет потом полностью беззащитен перед зависимостями. Должна формироваться сетка из нейронных связей, чтобы удержать вырывающегося дракона. Каким образом бороться учителям? Если мы желаем блага детям, нужно их приводить к этому контакту, делать так, чтобы ребенок понимал, что он не центр земли, что есть сверстники, есть другие люди.

Второй момент – это навык самоотказа. Знакомая профессор-дефектолог написала докторскую, в которой поднималась также и тема синдрома дефицита внимания, в которой озвучивается важность цепочки: ритм-последовательность-чередование. Привлекая эту мысль к беседе о воспитании, можно сказать, что наш богослужебный круг – ритмичен, что дает ребенку возможность адаптироваться к какому-то укладу. Великий пост повторяется каждый год, и у нас есть возможность улучшать его прохождение.

Если в первые годы человеку сложно сдерживаться, то каждый следующий пост проходит уже легче. Подобная цикличность помогает вспомнить, как было раньше, и сделать шаг вперед. В семьях, где отсутствует уклад, всё происходит хаотично, у ребенка нет никакой возможности начать последовательное конструктивное развитие.

Профессор-дефектолог также объясняла, насколько внимание к собеседнику способствует процессу обучения. Даже во время письма у ребенка возникает соблазн переключиться и посмотреть на бабочку, на жучка на подоконнике, а следом и самому залезть под под парту на уроке. Когда он вырастает – его сознание продолжает действовать в подобном ключе. Так и у взрослого человека происходит переключение с мысли на мысль: он едет за покупками, потом приходит мысль, что надо поменять что-то в стиральной машине, не доезжая до нужного места, направляется в другое, потом приходит новая мысль, он снова меняет свое направлении, потом вспоминает про стиральную машину, а нужный магазин уже закрыт. Внезапно – звонок: оказывается, за городом ждут друзья, которым он обещал встретиться. И в таком ритме человек живет. Потом начинает проект, раздает всем свой телефон, заводит людей, забывает, а его начинают штурмовать звонками. Не жизнь, а полный хаос. Причем человек ничего не может с этим сделать. Он даже пытается что-то изучить, слушает лекцию, но проходит 15 минут, и ему в голову приходит новая идея… То есть он ведомый. У такого человека даже нет выработанного навыка внимания. И вот тут открывается целый фронт работы для семьи, для педагогов, чтобы создать определенный уклад внутри класса, заложить семейные традиций.

Развитие родителей и воспитание детей

Несколько слов о кризисе. Один из аспектов нашего бытия – это развитие. Если развитие прекращается, к 37-40 годам неизбежно настигает тоска, дни становятся похожими один на другой, становится очень скучно жить (конечно, все приводимые цифры носят характер версии и гипотезы).

Первый кризис может случиться в 20 лет. К 20 годам у человека вырабатываются какие-то связи, представления, и этот процесс заканчивается. Не все работают на творческой работе, где всё постоянно меняется, большинство существует в русле известного алгоритма. И когда этот алгоритм усвоен – наступает ступор. Жизнь превращается в быт. 

Чтобы вывести человека из этого ступора, на некоторых тренингах пропагандируют необходимость все менять раз в 4 года: жену, детей, работу. Но при таком подходе вопрос о выходе из ступора не решается, так как человек остается функционировать все в той же эгоистической парадигме.

Подробнее о ступоре и о выходе из него в контексте темы общения с детьми см. в главе «От страдания к развитию и выходу из скорлупы (подробнее – о понимании “на кончиках пальцев”)» из второй части статьи «Преодоление зависимого поведения».
В общих чертах о ступоре и о выходе из него см. в цикле бесед «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма»:
2. Мозг. Угасание в 37–40 лет. Эгоизм и тупик. Неутраченное внимание к совести, к ближним и к миру как возможность развития
3. Мозг, угасание в 37–40. Только – любимое дело, а потом – тошно. Что-то большее, чем твои интересы. Благотворительность

Есть прекрасная статья протоиерея Владимира Воробьева «Покаяние, исповедь, духовное руководство», в которой он рассматривает отношения в церковной среде. Когда люди только приходят, начинается бурное покаяние, слезы, им нравится молиться, а потом жизнь становится бытом, возвращаются какие-то мелкие страсти, вроде, и хочется быть чадом известного духовника, но радость куда-то уходит. Они не спорят, просто стоят на своем. И для 90% людей в нашей церкви духовная жизнь заканчивается через несколько лет.

См. подробнее мысли протоиерея Владимира Воробьева и комментарии к ним в беседе второй цикла «Горение сердца». Беседы также представлены в виде текста (расширенного по отношению к ним), имеющего то же название.
Также – в главе «Преодолеть порог возможностей» из первой части статьи «Духовное руководство: духовник и его слово в картине мира человека».

Потому что, выражаясь применительно к теме данной статьи, нет возможности ту самую доминанту на лицо другого проявить в церковной жизни. Сделать шаг вперед, пересмотреть собственные представления и что-то изменить в себе. И эта первая критическая отметка часто совпадает с рождением первых детей. Пеленки, крики, новый опыт. Человек был готов захлопнуться в своей капсуле, в изоляции, предаться удовольствиям (растянуться перед телевизором с пивом), а ребенок вырывает из этих режимов. Люди вынуждены стремительно развиваться, вырабатывать в себе новые нейронные связи. Как правило, ребенок вырастает, жизнь снова становится бытом, входит в привычную колею.

И следующий кризис – 37-40 лет, как отмечает Михаил Зощенко в книге «Возвращенная молодость». Он пишет, что самые большие ученые к 40 годам сходили с дистанции. Приводил пример химика Дэви, который открыл несколько элементов из таблицы Менделеева, научную деятельность которого в 33 года оборвалась. Еще один ученый, известный химик в 35 лет писал друзьям: «…Не будь я женат и не имей я троих детей – порция синильной кислоты была бы мне приятнее, чем жизнь…» (основные открытия он сделал до 37 лет).

Многим людям действительно тошно жить после этого срока. Можно этот кризис сопоставить с учением академика Ухтомского. Он использует термин – двойник. Опыт действительно нужен, но Ухтомский подчеркивает, что опыт не должен заслонить эти вновь вытекающие реальности. Ну и нам кажется удобным сделать так, как мы хотим. Мы всему уже дали ярлыки, все определили, это нужно, а это – нет, это вкусно, а это противно, и между нами и внешним миром вырастает стена собственных представлений, через которую пробиться практически невозможно. Даже если к нам обратится мудрец, мы будем не готовы его слушать.

См. подробнее в статье «Идеи академика А.А. Ухтомского в адаптированном для современного читателя виде в лекциях и текстах иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

Так на студенческих днях рождениях дома не хватает места, чтобы принять всех гостей. Потом потихоньку люди отсеиваются. Стоит поругаться или услышать хоть малейший намек на замечание – и близкого друга в следующий раз никто не пригласит. Так постепенно семья отсекается связи и начинает жить в своей капсуле. И поэтому, кстати, христианские авторы и говорят, что христианская семья (хоть свое семейное пространство и необходимо) не должна замыкаться только в себе. Мы должны учиться раздавать дальше любовь и радость, которые мы испытали.

А в 3740 лет (цифра гипотетическая) этот кризис доходит до такого масштаба, что человек никаких перспектив уже особо не видит. Никаких выходов. Они есть – рядом с ним неистощимая в своем разнообразии жизнь, просто она от него закрыта собственными моделями, концепциями, эгоизмом, гордыней, самомнением (что он прочитал целых 20 книжек, и все знает).

Одной учительнице подарили замечательную книжку Фаддея Успенского «Записки по дидактике» – одно из лучших произведений по педагогике. Он пишет, каким должен быть учитель и как выстраивать общение с детьми. А учительница – обиделась: «Вы считаете, что я плохо преподаю?!» Хотя книжка – глубочайший опыт!

Так кризис 37–40 лет совпадает с периодом нестабильности наших детей. 17–20 лет – это первые приводы в полицию, внебрачные беременности, отчисления из института, правонарушения, зависимости… А у родителей наконец куплен новый диван, в холодильнике – шпикачки, в каталоге – миллион часов видео и боев без правил, даже майка куплена, чтобы кетчупом заляпывать, и вдруг… Грозит тюремный срок – 8 лет твоему ненаглядному чаду. Надо вставать с дивана, надевать костюмчик, решать вопросы, бегать, суетиться. И хотя это страшно – это вырывает людей из трясины, в которую они попали.

У одного духовного автора есть мысль: Если не хочешь страдать, либо не греши, либо, согрешив, кайся, либо всегда смиряйся.

Многие не понимают, что такое «смирение». Все считают, что смирение – это какое-то раболепство. Недавно вышла на русском языке книга Рэй Далио «Принципы», где один из богатейших людей мира, один из 100 самых влиятельных людей пишет, что ему понадобилось много лет, чтобы прийти к смирению. Однажды в период одного из экономических кризисов в США он сделал по телевидению громкое заявление. Сказал, что знает, как устроен рынок, и потому твердо заявляет, что дно кризиса еще не достигнуто, то есть, что кризис будет продолжаться. В результате того, что прогноз, озвученный во всеуслышание и с такой уверенностью не подтвердился, запустилась череда событий. Далио потерял почти все свои сбережения, от него ушли многие из его коллег. Он понял, что, идя по жизни, нужно смиряться.

У тебя есть своё мнение, тебе кажется, что оно идеально верное, но нужно своё мнение учиться постоянно сопоставлять с реальностью. Вот намёк на доминанту.

И если родители раньше были в своей капсуле, то они начинают активно искать выход. Так и больной после операции, так лежать – больно, так – тоже больно, и он находит какое-то положение, где не больно, и пытается в этом режиме уже лежать дальше. В центре «Сапёрный», где у нас проходили лекции «Горение сердца», я встречал самых счастливых родителей. Они прошли огонь, воду и медные трубы, но такой теплоты в общении я не видел никогда. Даже трудно представить, что они пережили, пройдя настоящий ад: тюремные сроки у детей, их срывы в наркотизацию. Но в результате этот кризис (святитель Николай Сербский считает, что если заменять слово «кризис» словами «суд Божий», то все будет понятно[9]) выявил то, чем люди действительно жили.  Если никаких основ сформировано не было, кризис обнажает внутреннюю пустоту и неготовность к каким-то значимым поступкам. И кризис не закончится, пока человек не усвоит урок. И эти родители, пройдя весь этот путь, всю цепочку, понимают, что человек – это нечто более сложное. И тогда начинается новый этап развития.

Есть еще одна замечательная статья протоиерея Федора Бородина «Как вырастить счастливого ребенка»[10], в которой, помимо прочего, он рассказывает про одну супружескую пару, которая сознательно отказалась от детей. По словам человека, знавшего их (который и поведал о. Феодору о этой паре), в их квартире обстановка была такая, что больше получаса он не мог в ней находиться. [Впрочем, можно предположить, что если супружеской паре дети не даются по Промыслу Божию, этой паре Господь даст другую возможность развития].

И обратите внимание, в дальнейшем, когда начинаются первые признаки старческого маразма, это совпадет с необходимыми заботами о внуках. Только дети встали на ноги, хотелось расслабиться и отдохнуть – как пошли внуки. И ты опять не можешь впасть в спячку. Нам кажется, что жизнь начнется, когда мы всё в этой жизни определим и выстроим по нашему лекалу, но мы не понимаем, что это и станет точкой смерти. Развитие уйдет. 

[1] «Сетевые войны». Аналитический доклад Александра Дугина при участии Валерия Коровина и Александра Бовдунова.

[2] Джорджо Агамбен. «Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель».

[3] «Вообрази себе: это там в нервах, в голове, то есть там в мозгу эти нервы (ну черт их возьми!)… есть такие этакие хвостики, у нервов этих хвостики, ну, и как только они там задрожат… то есть видишь, я посмотрю на что-нибудь глазами, вот так, и они задрожат, хвостики-то… а как задрожат, то и является образ, и не сейчас является, а там какое-то мгновение, секунда такая пройдет, и является такой будто бы момент, то есть не момент, – черт его дери момент, – а образ, то есть предмет али происшествие, ну там черт дери – вот почему я и созерцаю, а потом мыслю… потому что хвостики, а вовсе не потому, что у меня душа и что я там какой-то образ и подобие, все это глупости. Это, брат, мне Михаил еще вчера объяснял, и меня точно обожгло. Великолепна, Алеша, эта наука! Новый человек пойдет, это-то я понимаю… А все-таки Бога жалко!» [см. главу «Гимн и секрет»].

[4] См. «Наркомании и токсикомании» из книги Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» («Олсиб», 2001).

[5] См., к примеру, статью Хасьминского М.И. «Жизнь после смерти есть! Взгляд современной науки: Существует ли душа, и бессмертно ли Сознание?»

[6] См. его книгу «Просвещенное сердце».

[7] Сокологорская Д. Функциональная неграмотность.

[8] Интервью Владимира Воеводского. Часть 1; часть 2.

[9] См. «Письмо 8, священнику К., о мировом кризисе» из книги святителя Николая Сербского «Миссионерские письма».

[10] Бородин Ф. прот. Как вырастить счастливого ребенка

Тип: Соловецкий листок