Выбор жизненного пути. Жизненный путь. О выборе дальнейшего пути (молодому семинаристу)
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  26.02.2017.



На данный момент ты учишься, и тебе не понятно то качество, в котором ты войдешь в грядущую жизнь. Ты не совсем понимаешь, чем ты будешь в этой грядущей жизни заниматься.

     Бывает так, что за поворотом открывается нечто такое, что меняет наше представление о жизни. Мы думали, что за поворотом луга, а за поворотом - горы. Увиденное за поворотом вносит корректировки в наше представление о предстоящем маршруте. Мы думали, что поедем прямо, а, увидев горы, понимаем, что нужно ехать направо. В своей жизни человек сталкивается с большим количеством различных переменных. Ему трудно предугадать развитие ситуации. Но с ним может быть нечто такое, что внесет в разноплановые ситуации стабильность и даст человеку точку опоры. Это нечто - стремление человека почувствовать волю Божию. Воля Божия может проявляться в стечении обстоятельств, и нужно учиться ее чувствовать. Преподобный авва Дорофей однажды предложил вопрос: «Как быть человеку, который хочет узнать волю Божию, но которому некого спросить о воле Божией?». Задав этот вопрос преподобный авва Дорофей сам же на него и отвечает. Он говорит, что человек, ищущий исполнения воли Божией, не будет оставлен без вразумления. Господь через книгу или каким-нибудь образом вразумит человека.

      Пока ты учишься в семинарии, перед тобой стоят задачи определенного плана. Ты вникаешь в предметы, набираешь, как принято говорить, «багаж знаний». Стоит ли тебе озабочиваться в глобальном отношении тем, что тебе предстоит делать в дальнейшем? Может быть стоит сосредоточиться на тех задачах, которые стоят сейчас перед тобой? Что, если, восходя от силы в силу, через несколько лет ты способен будешь решать какие-то сложные вопросы? Что, если сейчас тебе открыть уровень сложности этих вопросов, ты упадешь духом? Что, если, упав духом, ты откажешься идти по тому пути, по которому идешь? А идя по этому пути, ты смог бы в течение нескольких лет, восходя от силы в силу, укрепиться и стать способным решать указанные вопросы?

     Что, если идеи, которые тебе хотелось бы впоследствии развивать, ты сможешь сформулировать только после нескольких лет усердных занятий? Усердно занимаясь, ты в течение нескольких лет, например, увидишь, что некоторые темы в некоторых областях науки еще не разработаны?

     Тебе возможно захочется этими темами заняться. Но пока ты не изучил основательным образом некоторые области науки, ты еще не предполагаешь, что в них есть какие-то пробелы. Покажется ли тебе интересным название темы, которой тебе через несколько лет захотелось бы заняться?

     Вот мальчик, который смотрит на витрину с велосипедом. Ему хочется покататься на велосипеде, и велосипед в каком-то смысле - предел мечтаний мальчика. Если спросить мальчика чего он хочет, то он ответит, что хочет иметь велосипед. Повторит ли он свой ответ по прошествии лет, скажем, пятнадцати? И отнесется ли он всерьез к желанию, которое на данный момент кажется ему предельно искренним?

      Сейчас ты учишься, знакомишься с новыми людьми, с новыми областями знаний. И общение, и процесс учебы - все это влияет на формирование твоей картины мира. И, следовательно, на твой выбор жизненного пути. Возможно кто-то тебе что-то подскажет и тебя услышанное заинтересует. Об услышанном ты спросишь у преподавателя, и он тебе что-то посоветует прочитать. После прочитанного у тебя возникнут какие-то мысли, и их тебе захочется проверить. У тебя будут появляться какие-то осознания, понимания и они будут развиваться, крепнуть, увязываться с другими осознаниями и пониманиями. Процесс формирования круга интересов, процесс опознавания тех областей деятельности, которыми бы тебе хотелось заниматься - это процесс постепенный. Отдельные сведения накапливаются, аккумулируются. На определенном этапе, если так можно выразиться, количество отдельных сведений переходит в качество. Тебе становятся понятными те закономерности, которые лежат за, казалось бы, разрозненными фактами. Знакомство с закономерностями приводит тебя к чему-то еще, ты начинаешь видеть связи между явлениями, начинаешь видеть, что эти факты связаны с другими группами фактов. За теми группами фактов стоят другие закономерности и, в итоге, закономерности вторые связаны с закономерностями первыми. А потом ты видишь, что и те, и другие относятся к какому-то одному процессу и этот процесс представляет из себя явление многоуровневое и разноплановое.

     Сказанное можно вместить в слова преподобного Марка Подвижника - он призывал человека не говорить, что тот не делает доброго, потому что чего-то не знал. Преподобный Марк говорил, что если бы человек делал бы то, что ему было открыто, то со временем он пришел бы к тому, что ему на данный момент еще пока и не открыто. Одно происходит из другого и одно с другим связано. Применительно к твоему случаю, слова преподобного Марка Подвижника можно перефразировать так - делай то, что тебе понятно, и впоследствии тебе откроется то, что тебе на данный момент еще и не понятно. Или, иными словами, - ты не знаешь будущего, но видишь перед собой дверь. Ты входишь в нее, и, войдя, видишь следующую дверь.

     Чтобы понять, как поступить в тех или иных обстоятельствах, нужно каким-то образом в них вчувствоваться. Здесь можно в качестве аналогии привести пример опытного врача. Чтобы понять пациента, врач старается вчувствоваться в него. Доктор Боткин, например, первые 20 минут знакомства с пациентом просто наблюдал за ним. Общая картина, составленная от знакомства с пациентом, уже многое говорит врачу. Кто-то же, например, считает, что ему достаточно для того, чтобы поставить диагноз одного описания жалобы больного. Так и некоторые люди пытаются дать ответ на свою жизнь исходя из какой-то логической схемы. Они рассматривают всего лишь несколько факторов: вот одна работа денежная, другая неденежная. И куда мне идти? Несмотря на кажущуюся простоту подобных вопросов, они далеко не так просты, как кажутся на первый взгляд. Какие коллективы в этих компаниях? Какие начальники? Чем занимаются эти компании? Каков рабочий график? Будет ли у человека время для того, чтобы побыть с семьей? И так далее и тому подобное. Чтобы принять взвешенное решение, человеку нужно учесть множество факторов.

     На самом деле, в каких-то ситуациях мы, сами не всегда отдавая себе в том отчет, проводим достаточно глубокий анализ ситуаций. Каждая ситуация ведь по-своему уникальна. Вот, например, человек, покушал, но чувствует позывы покушать еще. Кушать ему или не кушать? Если ситуацию рассматривать исходя из простой логики, казалось бы, ответ приходит сам собой. Но, на самом деле, в такой ситуации человек не всегда выбирает первый вариант. За какие-то доли мгновения в его голове может выстроиться логическая цепочка: «Через полтора часа у меня будет встреча - встречаться мы наверняка будем в таком-то заведении - там все равно будем пить чай или что-нибудь кушать - там можно и поесть - а если поем сейчас, то поехав на встречу, буду чувствовать тяжесть - а с чувством тяжести тяжело работается и думается».

      Достоевский в романе «Идиот» высказывал мысль, что мотивы человека сложнее, чем их можно описать. Мгновенно анализируя огромный массив информации в привычных нам ситуациях, мы можем кардинально поменять решение при перемене только одного какого-то фактора. Например, быстро все взвесив в уме, мы решаем отправиться на машине в пункт А. Но одно мелькнувшее воспоминание в сознании может склонить нас к перемене решения, и мы отправляемся в пункт Б. Многие процессы подобного рода мы производим как бы автоматически, а наше сердце свидетельствует нам правильно или нет мы поступаем. Если мы решили принять какое-то решение и вдруг на сердце испытываем смущение, то это смущение нас призывает остановиться и задуматься над ситуацией - может мы делаем что-то не то? Конечно, человек находящийся в состоянии падения (все потомки Адама обладают природой, расстроенной грехом; расстройство природы называется Церковью «первородным грехом») не может верить сердцу без оглядки. Действительно, бывает так, что, если смущение сходит на сердце, значит мы делаем что-то не так. Но бывает и так, что дьявол наводит на сердце человека смущение, когда человек собирается делать что-то доброе. Понять, где одно, а где другое человек может только при наличии жизненного опыта. Если человек видит цельную картину мира, видит свою включенность в нее, то тогда он может понять ошибочен или нет задуманный шаг.

     Огромное количество факторов анализируется человеком одновременно. Итог анализа бывает выражается либо в чувстве внутреннего мира, либо в чувстве тревожности. И, если возникает тревожность, то здесь уже следует разбираться, что послужило причиной возникновения. Анализируя ситуацию, человек, бывает, что и докапывается до конкретики. Он понимает почему именно смущение возникло. То есть речь идет о том, что человек делает шаги вперед осторожно, сделал шаг - прислушался к ситуации, к окружающим людям, к себе самому, к своей совести - что она говорит.

     На этот счет можно привести пример из книги «Моя жизнь со старцем Иосифом», которую написал Ефрем Филофейский. Одно время община Иосифа Исихаста не поминала Вселенского патриарха, и так сложилось, что одному из членов общины нужно было служить Литургию в афонском монастыре - в Лавре. Совершая Литургию в Лавре, он должен был вслух помянуть патриарха. За разрешением недоумения священник обратился к своему наставнику - отцу Иосифу. Тот дал ему такой совет - иди и послужи, а после придешь и расскажешь, как ты себя при этом чувствовал. Священник, служивший Литургию, рассказал отцу Иосифу впоследствии о той радости, которую испытал. И свидетельство священника для отца Иосифа стало аргументом с течением времени, и отец Иосиф поменял свое отношение к вопросу о непоминовении патриарха, его община стала помянать его. Здесь данную тему обсуждать неудобно, поэтому она оставлена будет без комментариев.

     Когда вопрос о жизненном пути встает перед сознанием, то нужно понимать, что этот вопрос не всегда может быть решен в настоящий момент. В настоящий момент мы можем не знать чего-то, что впоследствии окажется очень важным и значительным в деле определения последующего пути. Человеку кажется, что ощущение стабильности зависит от понимания того, что с тобой произойдет впоследствии. Если будущее для человека не известно, он начинает переживать. Но силы, затраченные на переживание, лучше отдать молитве. Когда переживания такого рода стремятся заполнить ум, то можно повторять слова из 142-го псалма «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою). Эти слова можно повторять во время дела, по дороге на работу и по дороге с нее и во время других занятий и дел. Можно также молиться следующими словами: «Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя!» (Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой. Господи, к Тебе я прибег, научи меня творить волю Твою, ибо Ты - Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет. Простри милость Твою к знающим Тебя). Эти слова взяты из Великого Славословия. Если человек находится в пути или занят какой-то физической работой, то можно молиться более короткой молитвой, а если, например, человеку не спится от переживаний, если он ворочается с боку на бок, вращая в уме одни и те же мысли «Что же будет?», вместо того, что слушать весь этот хаос в голове, лучше дать своему уму иное занятие - молитву. Если ум человека начнет молиться, у человека появится реальная возможность удержаться от погружения в весь этот мысленный хаос.

     Кто-то в недоумении как поступить читает 40 дней акафист в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»).

 

     Насчет продвижения по жизни можно употребить одну аналогию. Она взята из жизни карульских старцев Феодосия и Никодима. Однажды старец Феодосий поставил перед собой вопрос стоит ли ему заниматься молитвой, используя те приемы сосредоточения, о которых писали святые отцы в своих аскетических трактатах? Если человек приступает к такому делу, а не имеет опытного руководителя, он рискует запутаться. И вот старец Феодосий спросил своего ученика, старца Никодима, стоит ли им обоим приступать к использованию приемов сосредоточения, и старец Никодим привел следующий образ. Если человек идет вокруг горы (речь шла о горе Афон), то он встречает ущелья, пропасти и прочее, поэтому он должен идти осторожно - поставил ногу на камень, понял, что камень шатается, почувствовал точку опоры, тогда можешь переносить центр тяжести и передвигаться дальше. Подобным образом люди идут по болоту. Они меряют шестом глубину. Шест не проваливается - человек делает шаг. В случае с болотом есть еще и такой нюанс. Бывает, что человек понял, что идти дальше невозможно, а назад вернуться уже не знает как, потому что его след затянулся тиной. В такую ситуацию попал в годы своей юности священномученик Николай Восторгов. Кстати, рассказывая об этой ситуации, он привел слова уже упомянутого 142 псалма. Если человек не выверяя глубину перед собой, второпях, без молитвы, да еще с шашкой, на коне, решает проскочить через болото, то что с ним станет? Уместно напомнить и об одном мудром совете, который был дан преподобным Серафимом Саровским. Он говорил: чтобы ни прочитал, чтобы ни услышал, - не спеши, дай всему отлежаться.

     И действительно, первое решение, которое приходит человеку в голову на основании первых впечатлений часто бывает обманчиво. На обманчивость первых впечатлений указывал и преподобный Никодим Святогорец в своей книге «Невидимая брань». Например: бывает какой-то встреченный человек вызвал неприятное впечатление, но последующий опыт показал, что человек на самом деле был добродетельный.

     Бывает, что страсти формируют в сознании человека некий образ. Этот образ страстями подсовывается в ту область сознания, в которой человек пытается сформировать образ своих будущих действий. Вот человеку хочется ответить агрессией на то замечание, которое ему сделали. Постой-ка! Человек считает, что своей агрессией он отстаивает истину. Но на данный момент агрессия вызвана желанием отстоять свое уязвленное самолюбие. Когда внутри все кипит, принятое решение возможно будет ошибочным. Пока в душе не успокоились движения, лучше, если есть такая возможность, отложить решение этого вопроса. Здесь можно употребить в качестве аналогии стакан с взбаламученной водой. Сквозь этот стакан не видно действительности, но проходит время, песок и ил оседают на дно в виде осадка и сквозь стекло и чистую воду действительность уже видна.

     Жизнь иногда напоминает отчасти игру «Казаки-разбойники». Смысл этой игры состоит в том, что человеку или команде нужно что-то найти, поиск начинается с записки: «Пенек на поляне, окруженной камнями». Ищется поляна, окруженная камнями, на которой бы стоял пенек. Этот пенек исследуется, и оказывается, что среди корней пенька лежит записка: «Разбитый асфальт у сарая». Так последовательно идя от подсказки к подсказке, участники игры со временем находят тот самый «главный камень». Под этим камнем лежит записка, прочтя которую участники игры реализуют заложенный в ней смысл.

     От этого образа удобно перейти к словам священника Антония Голынского, к тому совету, который он давал молодым людям. Этот совет был дан в связи с тем, что некоторые молодые люди не понимают в чем, состоит их призвание. Отец Антоний говорил, что у каждого человека есть свой талант - некие природные способности. Отец Антоний считал, что эти способности нужно развивать, и в свое время Господь ясно укажет человеку, что ему нужно делать.

     Слова священника Антония Голынского перекликаются со словами старца Фаддея Витовницкого, которые тот сказал молодым людям. Все что могут делать молодые, - говорил старец, - пусть делают. Даже если кажется, что дело напрасно, нет, не напрасно. Пройдет время и сделанное тобой поможет и тебе и другим, и другие люди, глядя на тебя, скажут - если он смог, то и я смогу.

     Мысли, высказанные упомянутыми авторами, были приведены в беседе, которая состоялась с молодыми людьми в реабилитационном центре «Саперное». Если есть желание, то эту беседу можно послушать. Ее запись выложена на сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Беседы о проблемах личности». Ей присвоено название «Предисловие к беседам «Большее и меньшее», «Что делать и как жить?».

 

 *  *  *

 

     Теперь от более общих вопросов можно перейти к вопросам частным. У тебя было несколько вопросов. Ты писал, что ты многого не успеваешь, у тебя есть основные предметы, и ты не знаешь стоит ли тебе заниматься предметами факультативными, у тебя нет времени особо заниматься практикой, и ты переживаешь, что знания, получаемые тобой без применения, не принесут тебе пользы. Живя в условиях нехватки времени, ты не молишься столько, сколько бы ты считал для себя желательным, ты приводишь чьи-то слова, что «на время обучения в семинарии о духовной жизни можно забыть».

     По поводу факультативных предметов и по поводу знаний, которые на данный момент тяжело применить на практике. Все это вопросы очень сложные. Надо сказать, что сама жизнь гораздо сложнее тех схем, с помощью которых мы пытаемся её осмыслить. Преподобный Никодим Святогорец говорил, что люди не всегда могут точно ответить на вопрос как у них получилось то или иное дело. Кто-то им что-то подсказал, где-то они что-то увидели, услышали, одно цепляется за другое и вот глядишь и появляется какое-то дело.

     Как совершается подбор источников для какой-то статьи? Ведь возможных источников сотни и даже тысячи и почему автор статьи выбирает те или  иные источники? Почему он узнал именно о них, а не о других?

     Бывает, что на первый взгляд случайно полученные сведения впоследствии проясняют какой-то сложный вопрос. Стоит ли тебе сейчас ломать голову над вопросами успеваю/не успеваю? И как ты решишь вопрос насчет «знаний без применения», если ты не успеваешь их применять? Возможно твое недоумение разрешится со временем по мере приобретения какого-то опыта. Если желаешь, можешь послушать одну беседу из цикла «Обращение к полноте». В беседе 1.10 «Общение с близкими» разбирается дилемма - говорить с родственниками или молчать (см. сайт Соловецкого монастыря, раздел Пастырская страничка, подраздел Беседы о проблемах личности). Некоторые мысли, озвученные в данной беседе, ты можешь спроецировать на свою дилемму - учиться/не учиться. В беседе говорилось, что вопрос говорить с родственниками или молчать, поставлен в том ключе, в котором он решен быть не может. В каких-то случаях нужно говорить, а в каких-то случаях нужно молчать, а понять в каких случаях что нужно делать человек сможет только тогда, когда у него появится какой-то опыт.

     А как этот опыт появляется? Вот человек поговорил со своим родственником и родственник, например, смутился. Во время вечернего испытания совести человек вспоминает прошедший день и в том числе этот свой разговор с родственником (о вечернем испытании совести рассказывается в книге «Победить свое прошлое». Исповедь - начало новой жизни» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/confession/ ). Человек разбирает с чего началась ситуация, повлекшая за собой смущение родственника, как развивалась (вечернее испытание совести можно ограничить 15 минутами, чтобы самонаблюдение не заменилось мнительностью). Разбирая одну ситуацию, вторую, третью, человек со временем начинает понимать вследствие каких подходов родственник может смутиться. Подобным образом человек обращает внимание и на то, вследствие чего он сам потерял мир. Человек разбирает, почему он потерял мир, и как развивалась ситуация, вследствие которой он сам смутился. Например, ему со всей очевидностью становится понятно, что собеседнику нужно давать высказаться. Если собеседник хочет высказаться, а его пытаться в данный момент перебить, то собеседник, возможно, будет с еще большим напором пытаться сказать свое. Бывает человек останавливает собеседника, мол я уже все понял, и собеседник может смутиться. Бывает собеседник говорит: - «Чего ты меня не слушаешь?». В ответ ему слышится: - «Я тебя не слушаю?». А собеседник: - «Да, ты!». И возникает перепалка. И совсем другая картина возникает тогда, когда собеседнику дают высказаться. Конечно, некоторые исключения бывают и здесь. Возможно бывают ситуации, когда человека нужно корректно и остановить, но разбор таких ситуаций не является главной темой ответа. Смысл в том, что человек, разбирающий прошедший день, со временем постигает свою меру и меру своего собеседника. Со временем он понимает, как ему вести себя с собеседником так, чтобы ему и самому остаться спокойным и собеседника не смутить. Бывает, что ситуации повторяются, и человеку не удается найти выход из этих ситуаций. Такие случаи можно кратко изложить письменно и, при случае, спросить духовного отца. Со временем человек, работающий над собой, по милости Божией, получает возможность сохранять мир в любой обстановке.

     Как сказанное относится к твоей учебе? Тебе тоже нужно найти свою меру. Меру учебы, меру отдыха, меру молитвы. Если мера будет найдена, то вопрос о факультативных занятиях решится сам собой. Что-то тебе будет по силам, а что-то внесет расстройство в твою жизнь. Что-то окажется сверх твоих сил, сверх твоей меры. Например, ты неделю занимаешься каким-то факультативным предметом, вторую, и силы тают, и сомнения есть в необходимости занятий этим предметом. Тогда можно уже посоветоваться с духовным отцом насчет данного предмета. Когда советуемся, не плохо говорить о конкретных вещах. Когда человек обсудит с духовным отцом одну конкретную ситуацию, вторую, третью и т.д., то он начинает улавливать общие механизмы развития всех подобных ситуаций. Если же человек спрашивает о чем-то в общих чертах, не применительно к конкретному случаю, то не всегда он может получить от своего вопроса пользу.

     Нужную меру и объем твоих занятий тебе поможет найти твоя духовная жизнь. Если ниточка твоей духовной жизни будет тянуться изо дня в день, то она поможет тебе найти нужную меру всего и во всем. Если духовная жизнь пресеклась в тебе, если на сердце беспокойство и тревога, значит ситуацию, в которую ты попал, нужно рассмотреть.

     Не совсем можно согласиться со словами, которые ты услышал, что «на время обучения в духовной семинарии о духовной жизни можно забыть». На чем основывается такое несогласие? Говорят, что термин «богословие» правильнее было бы перевести как «боговидение». Речь идет о том, что ум человека, находящийся в правильном духовном состоянии, способен постигать духовные смыслы. Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что страстный человек изучающий богословие подобен плавающему в одежде. Схиархимандрит Гавриил Бунге, ссылаясь на Евагрия Понтийского, началом богословия называет кротость. Речь идет о том, что когда ум человека возмущен страстями, то ум не способен видеть логосы мира. Логосы - это некие духовные закономерности, на основании которых существует мироздание. Логосы, на основании которых существует духовная реальность, описаны в виде догматов. Если ум человека не колеблется гневом и унынием, то он способен чувствовать эти логосы, человеку многое становится понятно. Но если человек встревожен, если он питает в своем сердце злобу, неприязнь, если он гневается или пребывает в унынии, то ему сложно что-либо понять.

     Слова о том, что «во время учебы в семинарии о духовной жизни можно забыть» в каком-то смысле обессмысливают и сам процесс учебы в семинарии. Для чего человек учится в семинарии? Чтобы возрастать в вере и способствовать возрастанию в вере других людей. Но если он уже положил в своем сердце не обращать внимания на свое внутреннее состояние, то как он может способствовать возрастанию своей веры и чему он может научить других? К чему приводит то, что человек не стремится соотнести полученные в семинарии знания со своей духовной жизнью? Священномученик Илларион Троицкий писал, что до революции в семинарии преподавали лучшие учителя, но многие люди к знаниям подходили внешне, и потому получалось, что из семинарии лишь немногие шли служить Богу и ближним. Многие семинаристы шли работать на светские должности.

     В Греции есть семинария, в которой учеников стараются включить в традицию. Семинария в своем функционировании напоминает монастырь. И над этой идеей стоит подумать. Ведь чтобы понять смысл, который святые отцы вкладывали в свои творения, нужно хотя бы отчасти прочувствовать дух, которым они жили.

     Конечно, ты не имеешь возможности читать длительное молитвенное правило, но духовная жизнь заключается не только в чтении молитвенного правила.

     Вместо того, чтобы пускать мыслительную силу на процесс самоуничтожения, лучше пустить ее на молитву, направленную к Богу.

     Надежда, как говорил святой апостол Павел, не посрамит. Если мы верим, что волос не упадет с нашей головы без воли Божией (или без попущения Божия), то мы воистину можем успокоиться. Конечно, вера является даром Божиим, но нужно учесть, что вера укрепляется тогда, когда человек совершает дела веры. Вот, например, человек в одном деле доверился Богу и не обманулся в своей надежде, его вера укрепилась. Еще раз доверился и еще раз не обманулся. И еще немного его вера укрепилась. И, по милости Божией, со временем он приближается к тому, о чем писал апостол Павел в послании к Евреям: «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;»(Евр. 11:33-34). Слова о промысле Божием, который ведет и хранит человека очень трогательно читает главный герой фильма «Книга Илая». Привычные нам слова 22 псалма он читает настолько проникновенно, что может сложиться впечатление, будто слышишь их впервые. Находясь посреди бушующего мира страстей, в постапокалиптическое время (по сюжету фильма произошла мировая ядерная война), Илай не предается унынию, и когда одна девушка просит прочитать что-нибудь из Библии, он читает слова именно о промысле Божием: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим. Подкрепляет душу мою; направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной;» (1 Господь пасёт меня и ни в чём не даст мне нуждаться 2 на месте, где зелень обильна, – там Он меня поселил, у воды спокойной воспитал меня, 3 душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Своего. 4 Ведь если я и пойду посреди тени смертной, не устрашусь зла, ибо Ты – со мною) (Пс. 22:1-4).

     Автор 72 псалма признается, что ему трудно понять, почему грешникам попускается некоторое время благоденствовать. Он говорит: «сие труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их» (это – тяжкий труд для меня, доколе не войду во святилище Божие и не уразумею конца их) (Пс. 72:16-17).

     Конечно, не всегда человек может усмотреть волю Божию в скорбных обстоятельствах, постигших его. Если с ним происходит какое-то событие, воспринимаемое как несчастье (смерть близких, например), то кто-то начинает мучиться вопросом «за что?» и «почему я?». Надо понимать, что не на все вопросы у нас появляются ответы сразу. Почему какое-то обстоятельство произошло именно так, а не иначе, человек может понять лет, скажем, через 20. Понять смысл происшедшего, человек может в состоянии внутренней тишины. Без помощи Божией прикоснуться к состоянию глубокого душевного мира невозможно. Чтобы настал глубокий душевный мир, должны улечься страсти, особенно гнева и уныния. И тогда к уму возвращается способность, вложенная в него Создателем - видеть духовные смыслы, на основании которых существует мир, видеть связи между явлениями. Если же человек ропщет, с гневом потрясает в небо кулаком, то даже если ему дать правильный ответ на его вопрос, он все равно не сможет его понять (на этот счет высказываются некоторые мысли в цикле бесед «Обращение к полноте» - Беседа 4.1 «Состояние: Мама, меня никто не любит» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#18). Если человек внутренне смиряется, то, образно говоря, в глухой стене появляется дверь. Ум человека вдруг начинает видеть выход там, где еще несколько минут назад никакого выхода не виделось.

     Для укрепления веры можно прочитать небольшое произведение митрополита Вениамина Федченкова «Два сорокоуста». Однажды митрополиту Вениамину Федченкову, служившему в США, нужно было принять очень и очень непростое решение. Митрополит Сергий Страгородский в 1927 году подписал Декларацию об отношении Церкви к государству. Время тогда было непростое. Не так давно окончились явные гонения на Церковь. В Декларации митрополит Сергий писал, что успехи государства являются успехами Церкви. Многих эта фраза соблазнила. Здесь неудобно разбирать подробно данную проблему, она озвучена лишь для того, чтобы понять сложность ситуации митрополита Вениамина. О Декларации будет сказано разве что совсем кратко. Да, кого-то эти слова действительно смутили. Кто-то считал, что Церковь не может радоваться успехам безбожного государства. Но историк В.Н. Тростников высказал интересную мысль. Светское государство создало ядерный щит, который не позволяет некоторым силам, действующим в мире, начать уничтожать Православие физически. Мы видим как в Сербии, в Греции, Православие уничтожается физическим насилием, экономическим принуждением. С Россией этот вариант не проходит, потому что, при условии физического насилия, в дело вступает армия РФ и, в данном факте, Тростников видел действие промысла Божия, сберегающего в России Православие. Но, как было сказано, разбор текста Декларации не является прямой задачей данного ответа. Здесь можно ответить, что в те времена не было интернета и, соответственно, невозможно было прочесть текст Декларации на официальном сайте Московской Патриархии. Понятно, что при отсутствии прямого доступа к нужному источнику, человек мог столкнуться с целым ворохом различных толкований, измышлений, основанных не на точной, а на произвольной передаче текста. Как бы там ни было, митрополит Вениамин пребывал в большом сомнении. Он не знал идти ли ему за митрополитом Сергием или не идти. И надо сказать, что митрополит Вениамин отвечал не только за себя, он нес ответственность и за других людей. Не зная как поступить ему в данном вопросе, он, возложив упование на Бога, начал служить 40 Литургий. Он служил 40 Литургий в надежде, что Господь подскажет ему правильное решение. И решение пришло к Владыке Вениамину. Надо понимать, что в таких случаях нельзя ждать голос Ангела с неба. Святые наставники считают, что доверять видениям и всяким голосам крайне опасно, потому что человек может быть обманут падшими духами. Господь может вразумить и через жизненные обстоятельства, поэтому важно научиться постигать волю Божию и через них. Как и произошло в случае с митрополитом Вениамином. В эти 40 дней на него оказывали воздействие различные обстоятельства и совокупность этих воздействий помогла принять ему осознанное, взвешенное решение. 

***

Некоторые идеи, изложенные в данном ответе, в сжатой и концентрированной форме присутствуют в словах такой молитвы: “Господи, я ничего не знаю сам, ничего не могу понять верно. Но я хочу лишь Твоей святой воли. И хочу узнать решение вопроса от Тебя премудрого и Всеблагого. Открой мне Своими путями, которые Ты Сам ведаешь”.