-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
Автор: | Иеромонах Соловецкого монастыря |
Дата: | 12.07.2021. |
Спрашиваешь про духовную жизнь. Какое-то время – горение, слушанием лекций запоем, молитва, потом – обрыв.
Предыдущий ответ: «Духовная жизнь. Не ладится. Не получается соблюдать правила, шаг вперед и два назад».
Следующий ответ: «Смысл. Женщине музыканту об утрате смысла деятельности и жизни вообще».
Ты писала, что какое-то время ты горела, слушала лекции запоем, читала молитвы, а потом все вернулось на круги своя. Перескажу твою мысль своими словами – здесь оставила что-то, там оставила и в итоге все оставила. То есть когда ты увлечена, то ты можешь все делать именно запоем. Читая книгу залпом, увлекающийся человек может ее и не дочитает. А при механическом прочтении книги, осмысление текста не проделывается.
В духовной жизни такой способ чтение православной литературы, а особенно священных писаний, недопустим и даже опасен. При таком чтении человек не поймет внутренний смысл священного текста, а самое худшее, может понять его извращенно. Такой способ чтения может отвратить начинающего христианина от христианства.
Если человек начинает быстро двигаться в христианстве и по началу у него все получается (даже «Добротолюбие») читает, молится сутками. То, в таких случаях можно сказать, что этот человек вскоре бросит все.
Здесь, скорее всего речь идет о таком эмоциональном самонакручивании. Человек под воздействием придуманных мотивов для себя мотивирует, подстегивает, увлекает вперед. Но при затухании первоначального мотива, человек, который казался ревностным христианином, внезапно становиться, словно закоренелым язычником. И он отпадает от христианства. И по нему даже трудно судить, что он им когда-то был.
Важно понимать, что должна быть постепенность. Один духовный автор говорил, что лучше постоянно исполнять небольшое правило, чем большое правило, вначале совершаемое, а потом оставляемое.
Какие-то аналогии христианства, можно усмотреть в направлении психологии, называемой «Деятельным подходом», которое описано в книге Федора Василюка «Психология переживания». Поступок помогает преодолеть инерцию какого-то влечения и помогает закрепить противоположное этому влечению состояние. Это я своими словами высказываю его мысль.
Постепенный человек, читая книги, совершенствует свое молитвенное правило. И с течением времени у него начинают формироваться навыки, которые поведут его по жизни. У Игнатия Брянчанинова есть аналогичная мысль, что все внимание нужно обратить на навыки. Потом они уже будут сами беспокоить человека. Они сами будут вести человека в том направлении, которое необходимо для внутреннего мира.
Если подытожить, то каждый день постоянно необходимо выполнять взятый урок.
А следующая мысль состоит в том, что во всем себя нужно понуждать. Об этом говорится и в Евангелие от Мф 11.12 «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…».
А увлекающийся человек, нередко делает все по наитию. Если есть у него настроение, то читает и кафизмы и молитвы, а нет настроения, то ничего не читает. Нужно так настроить себя так, чтобы независимо от настроения, стараться реализовывать какой-то минимум. И тогда со временем у человека выработается способность быть в ровном настроении при выполнении молитвенных правил.
Об этом говорил и преподобный Касьян Римлянин, высказывая мысль о золотой середине. При удачах не тщеславиться, при неудачах не печалиться, идти в спокойном состоянии духа. И тогда из жизни человека уйдут эти перепады, влекущие его к неустойчивости и потере спокойствия духа.
Человеку необходимо критически оценивать свои положительные или отрицательные успехи. А не так, например, что-то получилось у него хорошо, прочитал три кафизмы и начинает себя восхвалять. А поленился прочитать, например, что-то из псалтири, ну и ладно, ничего страшного. Если бы он был смиренным человеком, то он бы сказал: - «Господи прости меня, вот опять не прочитал» и этим бы положил доброе начало.
Человек, в котором присутствует такая гордыня, начинает себя сразу казнить за неисполнения чтения.
Если человек, придумав себе идеальный образ христианина, такой виртуальный, перестает этому образу соответствовать, то он впадает в уныние и начинает себя считать ни к чему не годным. А если при каких-то неудачах человек в печалях и не падает духом, то он снова бодро возвращается к делу. И со временем он входит в конструктивное работоспособное состояние в мирном духе. Вот этого желаю и тебе.
Начать надо хотя бы что-то небольшое делать постепенно с Божьей помощью.