Духовная жизнь. Духовная жизнь. Непостоянство в шагах духовного делания
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  12.07.2021.



Спрашиваешь про духовную жизнь. Какое-то время горение, слушанием лекций запоем, молитва, потом – обрыв.

Предыдущий ответ: «Духовная жизнь. Не ладится. Не получается соблюдать правила, шаг вперед и два назад».

Следующий ответ: «Смысл. Женщине музыканту об утрате смысла деятельности и жизни вообще».

Ты писала, что какое-то время ты горела, слушала лекции запоем, читала молитвы, а потом все вернулось на круги своя. Перескажу твою мысль своими словами – здесь оставила что-то, там оставила и в итоге все оставила. То есть когда ты увлечена, то ты можешь все делать именно запоем. Читая книгу залпом, увлекающийся человек может ее и не дочитает. А при механическом прочтении книги, осмысление текста не проделывается.

В духовной жизни такой способ чтение православной литературы, а особенно священных писаний, недопустим и даже опасен. При таком чтении человек не поймет внутренний смысл священного текста, а самое худшее, может понять его извращенно. Такой способ чтения может отвратить начинающего христианина от христианства.

Если человек начинает быстро двигаться в христианстве и по началу у него все получается (даже «Добротолюбие») читает, молится сутками. То, в таких случаях можно сказать, что этот человек вскоре бросит все.

Здесь, скорее всего речь идет о таком эмоциональном самонакручивании. Человек под воздействием придуманных мотивов для себя мотивирует, подстегивает, увлекает вперед. Но при затухании первоначального мотива, человек, который казался  ревностным христианином, внезапно становиться, словно закоренелым язычником. И он отпадает от христианства. И по нему даже трудно судить, что он им когда-то был.

Важно понимать, что должна быть постепенность. Один духовный автор говорил, что лучше постоянно исполнять небольшое правило, чем большое правило, вначале совершаемое, а потом оставляемое.

Какие-то аналогии христианства,  можно усмотреть в направлении психологии, называемой «Деятельным подходом», которое описано в книге Федора Василюка «Психология переживания». Поступок помогает преодолеть инерцию какого-то влечения и помогает закрепить противоположное этому влечению состояние. Это я своими словами высказываю его мысль.

Постепенный человек, читая книги, совершенствует свое молитвенное правило. И с течением времени у него начинают формироваться навыки, которые поведут его по жизни. У Игнатия Брянчанинова есть аналогичная мысль, что все внимание нужно обратить на навыки. Потом они уже будут сами беспокоить человека. Они сами будут вести человека в том направлении, которое необходимо для внутреннего мира.

Если подытожить, то каждый день постоянно необходимо выполнять взятый урок.

А следующая мысль состоит в том, что во всем себя нужно понуждать. Об этом говорится и в Евангелие от Мф 11.12 «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…».

А увлекающийся человек, нередко делает все по наитию. Если есть у него настроение, то читает и кафизмы и молитвы, а нет настроения, то ничего не читает. Нужно так настроить себя так, чтобы независимо от настроения, стараться реализовывать какой-то минимум. И тогда со временем у человека выработается способность быть в ровном настроении при выполнении молитвенных правил.

Об этом говорил и преподобный Касьян Римлянин, высказывая мысль о золотой середине. При удачах не тщеславиться, при неудачах не печалиться, идти в спокойном состоянии духа. И тогда из жизни человека уйдут эти перепады, влекущие его к неустойчивости и потере спокойствия духа.

Человеку необходимо критически оценивать свои положительные или отрицательные успехи. А не так, например, что-то получилось у него хорошо, прочитал три кафизмы и начинает себя восхвалять. А поленился прочитать, например, что-то из псалтири, ну и ладно, ничего страшного. Если бы он был смиренным человеком, то он бы сказал: - «Господи прости меня, вот опять не прочитал» и этим бы положил доброе начало.

Человек, в котором присутствует такая гордыня, начинает себя сразу казнить за неисполнения чтения.

Если человек, придумав себе идеальный образ христианина, такой виртуальный, перестает этому образу соответствовать, то он впадает в уныние и начинает себя считать ни к чему не годным. А если при каких-то неудачах человек в печалях и не падает духом, то он снова бодро возвращается к делу. И со временем он входит в конструктивное работоспособное состояние в мирном духе. Вот этого желаю и тебе.

Начать надо хотя бы что-то небольшое делать постепенно с Божьей помощью.