Семья. Выбор невесты
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  22.09.2014.



     Архимандрит Тихон Агриков в лекциях по богословию для Московской духовной академии за второй курс дает массу ценных рекомендаций на счет выбора жизненного пути и выбора невесты. Эти рекомендация он дает, правда, будущему священнику, но они актуальны и для человека, который не собирается становиться священником. Чтение раздела  «Решение вопроса о психологии выпускника»[1] можно всячески рекомендовать человеку, озаботившегося поиском спутницы жизни. К невесте нужно хорошо присмотреться. Ведь некоторые женщины первое время после знакомства ведут себя как ангелы, а, вступив в брак, ведут себя «аки демоны».

     Конечно, в крупных городах выбрать себе вторую половину не так и легко. Ведь там очень много капризных, избалованных девиц. О том, как простая и скромная девушка может стать помощницей и  спутницей по жизни, есть одна замечательная повесть. Ее можно прочитать в книге «Отец Арсений», она называется «Милость Господа». Речь в ней идет о том, как один военнослужащий во время войны познакомился с деревенской девушкой. Он женился на ней и забрал ее с собой в город. Мама разочаровалась в своем сыне и закрыла перед ними дверь. Мама хотела, чтобы сын выбрал девушку интеллигентную. Но что интересно: эта девушка «экстерном (за один год) сдала все экзамены, получила “аттестат зрелости”» и «поступила в Первый медицинский институт – конкурс был огромный, но сдала экзамены с превышением на три балла». Посторонним людям трудно было понять, «почему простая крестьянская девушка за год одолела три класса средней школы и блестяще выдержала экзамены в мединститут». Со временем она обогнала по «ученым степеням» мужа. Судя по рассказу мужа, брак его с Марьюшкой (так звали девушку) был счастливый.

     Как выбрать невесту? Иеросхимонах Стефан Вятский говорил, что «избирать себе жену надобно не глазами, а слезами»[2].

     Нужно усердно молиться Богу, чтобы Бог подсказал нам правильное решение. Господь может нам показать червоточины того, что мы считали хорошим, и, наоборот, открыть добрые стороны того, что мы считали плохим.

     Это бывает в жизни, например, так один человек рассказывал, что он связался с кришнаитами. Первое время ему было радостно у них, он считал их счастливыми людьми. Все было бы хорошо, но его начали мучить ночные кошмары. Но окончательное решение разорвать с кришнаитами у него пришло следующим образом: однажды, побеседовав с ними, он встал и пошел по направлению к двери, вспомнив, что он оставил на столе свою ручку, он резко, неожиданно для них, развернулся и обомлел, встретившись с их глазами,  полными ненависти. Можно сказать, что он был шокирован, потому что несколько секунд назад он видел эти глаза улыбающимися и ласковыми.

     В связи с этой темой можно рассказать о чуде, происшедшем по молитвам святой блаженной Ксении Петербургской. Представительница семейства, очень почитавшего блаженную Ксению, собралась выходить замуж. Она решила вступить в брак с одним, как ей думалось, офицером. Но в последствие оказалось, что этот человек был беглым каторжником. Он присвоил себе чужие документы (дело было до революции и цветных фотографий еще не было) и начал выдавать себя за офицера. Он добивался помолвки с представительницей состоятельного семейства, но в его планы вмешался Промысл Божий, хранящий девушку. Когда она шла со своим женихом, то их увидел охранник, служивший в свое время «в местах не столь отдаленных». Он узнал узника. Догадавшись, что узник выдает себя за кого-то другого, охранник схватил его за руку. Так обман был разоблачен. Господь по молитвам блаженной Ксении устроил так, что скрываемая узником тайна стала явна для других. Брак, могущий разрушить девушке жизнь, не был заключен.

     Вразумление же другого рода приходит из того, что мы видим добрые стороны человека, которого считали плохим. Например, мы можем на кого-то обижаться, но вдруг мы узнаем, что этот человек пытался отстоять нашу позицию на каком-то собрании. Мы считаем, что он по злонамеренности не сделал того-то, но вдруг мы узнаем, что на самом деле он очень хотел сделать то, что служило только нашей пользе, но либо другие люди не дали хода этому делу, либо другие обстоятельства помешали ему помочь нам.

     Если человек не молится, то он остается совсем без вразумлений, и в этом случае он запутывается, сколько бы он не присматривался к человеку. По этому поводу один человек рассказывал следующее: он закончил семинарию и решил жениться. Его стали возить по смотринам. Надо сказать, что он не пил, не курил, был работящий, ответственный, волевой, в общем, положительных качеств  у него хватало.

     Со временем вокруг него собралось очень много невест, и он уже запутался, какую ему выбрать. И когда он почувствовал, что вот-вот его кто-нибудь на себе просто женит, то взмолился Господу, чтобы Господь сам указал ему на ту, которая стала бы его спутницей по жизни. И Господь указал, появилась девушка точно такая, о какой он и думал.


[1] Курс лекций по пастырскому богословию для студентов духовной академии. III-й курс. Загорск, 1967. Текст лекций можно найти на сайте lib.rus.ec.

[2] Великие русские старцы: Жития, чудеса, духов. наставления / [Под общ. ред. игумена Аристарха (Лоханова)] / М.: Трифонов Печенг. монастырь; “Новая книга”; “Ковчег”, 2000. С. 477.