Международные Рождественские образовательные чтения

29 января 2014 года в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений под председательством Наместника и игумена Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрита Порфирия (Шутова) состоится заседание секции «Осмысление подвига Новомучеников и исповедников Церкви Русской».

Заседание будет проходить с 10:00 до 14:30 в Красном зале соборного Храма Христа Спасителя (вход со стороны набережной), проезд до ст. м. «Кропоткинская». 

По всем вопросам, связанным с работой секции обращаться к куратору проекта  – священнику Вячеславу Умнягину (solovki-news@yandex.ru).

Основу работы секции составят доклады, освещающие опыт осмысления подвига Новомучеников и исповедников и последующее распространение, выявленных знаний внутри и за пределами церковного пространства.

Гамлицкий А.В. Образы новомученников и сюжеты новейшей церковной истории в творчестве Н.В. Нужного (ООО «Вифания»)

На основании богатого изобразительного материала, будет рассмотрен опыт подготовки и осуществления росписей пределов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском и великомученика Георгия Победоносца в Ендове в связи с созданием иконографий новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Андрей Викторович Гамлицкий, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института «Теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств», историк искусства, научный консультант ООО «Вифания».

Умнягин В., иер. Книгоиздательство Соловецкого монастыря, как пример разностороннего подхода к освящению подвига святых

В докладе будет рассказано об Издательской деятельности Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в связи подготовкой и выпуском книг, посвященных описанию жизни святых ХХ века: «Соловецкие новомученики» (компиляция агиографических трудов иг. Дамаскина (Орловскго)), «Духовенство Смоленской епархии в гонениях конца 1917 – начала 1919 года» (кандидатская диссертация по богословию благочинного Соловецкого монастыря архим. Ианнуария (Недачина)), «Неугасимая лампада» (художественное произведение заключенного Соловецкого лагеря Б.Н. Ширяева); «Воспоминания соловецких узников» (сборник мемуаров заключенных СЛОН и тематических статей), настольный «Православный церковный календарь» (с цитатами источников личного происхождения заключенных СЛОН).

Священник Вячеслав Умнягин, ответственный редактор книжной серии «Воспоминания соловецких узников».

Разумовский Ф.В. «Русская Голгофа»: история страны через историю русской святости ХХ века

Осенью 2013 г. на телеканале «Культура» состоялась премьера авторского проекта «Русская Голгофа», посвященного трагическим страницам истории Русской Православной Церкви – гонениям 1920–1930-х годов.

Цикл передач рассказывает о взлетах и падениях русского духа. Сознательный уход от мифологии, позволяет автору привлечь внимание современников к содержанию общественной и церковной жизни минувшего века, выявить и указать на их высшие проявления через обращение к опыту верующих людей, прославленных в лике святых.

Феликс Вельевич Разумовский, историк, писатель, телеведущий.

Головкова Л.А. «Свет во тьме светит. Свидетельство Русской Православной Церкви в годы советских гонений»: итальянская реплика выставки «Преодоление. Русская Церковь и советская власть»

В сообщении будет сказано о предыстории создания выставок, посвященных гонениям на Церковь в ХХ в., о работе с региональными, епархиальными и личными архивами, в том числе в рамках создания Базы данных ПСТГУ.

Докладчик обратит внимание на принципы подбора материалов для отечественной и зарубежной экспозиций, особенности и разновидности их дизайна (на примере выставок в Москве, Римини и малых городах России).

Часть доклада будет посвящена рассказу о непосредственном проведении выставки (экскурсии, общение с посетителями), состав аудитории (возраст, профессиональные интересы), об особой духовной близости с пришедшими, которая возникает при осмотре экспозиции и предполагает живое отношение к материалу.

Завершится выступление размышлениями о востребованности подобного рода выставок в российских регионах и за рубежом в свете имеющегося опыта их проведения.

Лидия Алексеевна Головкова, старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ.

Даниил, митрополит Архангелогородский и Холмогорский. Музей новомученников и исповедников Архангельской области: замысел, пути реализации, перспективы развития

Балашова Е.Г. Исследовательская работа на приходе. О публикациях в приходских изданиях материалов о новомучениках и исповедниках. Опыт Высоко-Петровского монастыря

Сегодня в монастырях и на приходах продолжается деятельность по исследованию их истории в годы гонений ХХ века. Однако, в большинстве своем, данная работа проводится силами немногочисленных подвижников и, к сожалению, не становится массовым явлением в Церкви. Важным аспектом почитания новомучеников становится пробуждение среди прихожан и паломников интереса к личностям святых, их вовлечение в практическую работу по подготовке материалов для епархиальных газет, уходу за могилами, обработке документов и т.д.

Елена Григорьевна Балашова, сотрудница историко-архивной службы Высоко-Петровского монастыря, сотрудница Информационно-аналитичской службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации, аспирант Российского Православного университета.

Рябиков В.В., Грузинов В.С. Пространственный аспект изучения подвига Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на примере геоинформационного картографирования духовного и культурного наследия Соловецкого архипелага

Память о Новомучениках и исповедниках Церкви Русской имеет не только временное, но и пространственное измерение. Эта память связана с определёнными местами, в том числе на Соловецких островах. Для сохранения этой памяти важно уделить внимание картографированию мест, связанных с подвигом святых ХХ века. Если информация не найдёт своего отражения в пространственном образе, то опасность утраты памяти в результате антропогенного воздействия возрастает, в том числе и вследствие неверно принятых управленческих решений в ходе реализации хозяйственных программ. Для того, чтобы представить эту информацию лицам, принимающим решения, а также широкой аудитории докладчики предлагают использовать современные информационные технологии.

В докладе будет представлен проект геоинформационной системы и геоинформационного портала духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага. В докладе будет рассказано об исследованиях Соловецкого отряда МАКЭ. Будут рассмотрены возможности геоинформационной системы Соловецкого архипелага для картографирования объектов СЛОН. Докладчики предложат модель использования геоинформационного портала для пространственной организации информации о подвиге Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Вадим Вадимович Рябиков, руководитель Соловецкого отряда МАКЭ Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва

Вениамин Станиславович Грузинов, кандидат технических наук, доцент МИИГАиК

Чеснокова А.И. Опыт проведения епархиального конкурса среди воскресных школ и православных гимназий «Новомученики и исповедники Липецкого края»

Конкурс проводился во исполнение Определения Архиерейского собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно пострадавших от богоборцев в годы гонений пострадавших», а также в связи с установлением празднования Собора Липецких святых.

Участие в Конкурсе предполагало исследование церковной истории приходов Липецкой и Елецкой епархии в XX веке, которые являются частью истории Липецкого края, через изучение биографий священнослужителей и прихожан, пострадавших в период гонений. Когда-то русский народ учился на житиях святых. Жития новомучеников также являются частью нашего Церковного Предания.

Сегодня, как никогда, важна просветительская деятельность, особенно среди молодежи. Юной душе необходим высокий нравственный идеал, которому она может подражать. Именно жизнь святых угодников является таким идеалом нравственного совершенства. Жизненные перипетии российских новомучеников и исповедников, такие как лагеря, ссылки, внутренняя борьба этих людей – источник для создания героических образов, необходимых подрастающему поколению.

Тема Конкурса предполагала исследование жизненного пути священнослужителей и мирян, подвергшихся репрессиям в XX веке на территории Липецкого края. Конкурс открыл новые педагогические перспективы в таких формах работы с детьми, как экспедиционный туризм, восстановление храмов и местных святынь, миссионерские и паломнические поездки.

Антонина Ивановна Чеснокова, член комиссии по канонизации святых Липецкой епархии, член авторского коллектива проекта «Собор святых Липецкой земли».

Иноземцева З.П. Святые ХХ века Церкви Русской в документах Архивного фонда РФ. Источниковедческий аспект

В сообщении будут изложены общие представления о методике выявлении фондового и видового состава документов, содержащих персональные сведения о лицах духовного звания и мирянах, за веру пострадавших в годы гонений на Церковь, принципах и критериях источниковедческого подхода к исследованию содержания архивного документа как исторического источника, а также раскрыт установленный порядок доступа к изучению персональной информации.

Зинаида Петровна Иноземцева, кандидат исторических наук, заслуженный работник РФ, старший научный сотрудник ВНИИДАД, заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста».

***

26 января 2013 года в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений под председательством Наместника и игумена Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрита Порфирия (Шутова) прошел  Круглый стол «Паломничество по святым местам, связанным с подвигом новомучеников и исповедников Российских».

Митрофан (Баданин), иг. Духовный потенциал темы новомучеников и исповедников дома Романовых и возможности его раскрытия в ходе паломнических поездок

Тема, заявленная мной для обсуждения на этом круглом столе, конечно же, неразрывно связана с отмечаемым в этом году 400-летием Дома Романовых. Мы не можем пройти мимо этой даты, не отдав должное исторической роли этой монархической династии неразрывно связанной с судьбой России, с ее достижениями и неудачами, триумфами и трагедиями. Это необходимо для того чтобы полноценно осознать масштаб наших духовных и людских потерь XX века, вспомнить «Россию, которую мы потеряли». Особую значимость этому юбилею придают факты канонизации многих членов Семьи Романовых и многочисленные случаи мученической кончины большинства представителей династии в завершающий период ее правления.

Я не предполагаю слишком подробно касаться тех, достаточно освоенных и уже общеизвестных маршрутов паломничества к местам мученических подвигов канонизированных представителей Дома Романовых. Это районы, так называемой, «Уральской Голгофы» – Екатеринбург, Алапаевск, Пермь.

В своем выступлении я постараюсь предложить более глубокое осмысление возможностей раскрытия духовного потенциала царственных новомучеников и исповедников в процессе посещения значительно менее известных мест паломничества.

Кроме того необходимо затронуть проблемусвязанною с канонизацией мучеников этой царственной династии произошедшей в РПЦЗв 1981 году. Как известно, количество прославленных в лике новомучениковтам, значительно превосходит количество тех, кто был избран для прославления в нашей Церкви до воссоединения еес Зарубежной.

Также коснуться и иных историй мученичества весьма достойных  представителей династии прославленных Зарубежной Церковью. Раскрытие этой темы представляется крайне важным, поскольку именно молитвенное их поминовение, посещение мест их мученичества и упокоения, позволят нашей Церкви водимой Духом Святым, принимать и дальше взвешенные решения о возможности включения тех или иных представителей Дома Романовых в Собор новомучеников и исповедников Российских.В этой связи я хочу предложить презентацию моей новой книги «Икона Великого князя» посвящённой истории жизни и духовному образу Великого князя Михаила Александровича Романова, брата царя–страстотерпца Николая II, фактически последнему императору – Михаилу II.

Игумен Митрофан (Баданин), клирик Мурманской епархии Русской Православной Церкви, благочинный церквей Терского берега Кольского полуострова, настоятель Успенского прихода села Варзуга, председатель епархиальной комиссии по канонизации, автор многих книг и публикаций по богословию, истории Крайнего Севера и проблематике агиографического наследия Церкви.

Ермилов П., диак. Рассказ о новомучениках в пространстве государственного музея: опыт выставки «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть»

Доклад посвящен опыту подготовки выставки об истории гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. в Государственном центральном музее современной истории России в Москве (7 декабря 2012 – 20 января 2013).

Рассматриваются сложности, с которыми пришлось столкнуться организаторам; специфика работы на светской площадке; отклики участников и посетителей выставки.

Диакон Павел Ермилов, кандидат исторических наук, клирик храма свт. Николая в Кузнецах.

Заместитель декана Богословского факультета по научной работе, заместитель заведующего Научным отделом БФ, преподаватель кафедры систематического богословия и патрологии, выпускающий редактор «Вестника ПСТГУ. Серия: Богословие. Философия», секретарь осенней сессии Ежегодной богословской конференции ПСТГУ.

Куратор выставки «Преодоление: Русская Церковь и Советская власть».

Гарькавый И. В. Проблемы мемориализации захоронений жертв массового террора

В течении XX века, в годы гражданской войны и, особенно в годы террора середины 30-х годов, по всей стране возникали массовые захоронения жертв политических репрессий. Тысячи людей были вычеркнуты из жизни. Они оказались лишены закрепленного многовековыми традициями человеческого сообщества права на достойное погребение и память потомков. Места этих захоронений стали известны общественности, как правило, только в начале 90-х годов прошлого века. И до сих пор на территории подобного рода некрополей складывается непростая ситуация. Мы видим, что среди более чем ста выявленных и так или иначе обозначенных мест массовых захоронений, количество мемориальных комплексов измеряется единицами, а «качество», предполагающее как минимум наличие продуманной концепции, воплощенной в системе различных подходов мемориализации, очевидно, не соответствует значимости этих памятных мест для сохранения трагического опыта прошлого XX века.

С одной стороны, в сознании и заказчиков и исполнителей на протяжении последних двадцати лет еще оставались сильны штампы монументального искусства советской эпохи. С другой стороны, во многих проектах присутствует заметное влияние эстетики постмодернизма, ради эстетического самоутверждения авторов порождающей произвольную «игру смыслов», что подчас отталкивает или даже оскорбляет чувства людей, особенно родственников пострадавших, в местах скорби. При видимом многообразии уже существующих попыток найти адекватные формы, недостаточно невостребованными остаются многовековые традиции организации символического пространства мест памяти и братских могил.

В значительной степени обращению к традиционному наследию в этой других сферах культуры мешает существующее предубеждение ко всему традиционному, априорное отрицание возможности творческого развития традиции в современности.

Мемориальный комплекс на месте памяти имеет всегда большое общественное значение. Поэтому его традиционное содержание должно иметь актуальную и адекватную современную форму.

Когда мы говорим о развитии паломничества в этом направлении, мы практически ставим на повестку дня вопрос о том, как организовать встречу наших современников с теми исповедниками и мучениками, на крови которых стоит современная Русская Церковь. И связи с этим встает практическая задача: как нам связать место памяти, например, место захоронения и память о конкретном человеке, его личности, его жизненном подвиге. Такие средства дает нам отечественная мемориальная культура.

Важным элементом любого мемориала является музейная деятельность, и весь предыдущий опыт создания мемориальных комплексов свидетельствует о том, что русская национальная традиция увековечивания памяти предполагает возведение храмов и, с момента включения музея в российскую действительность как культурной формы, организацию музея. При этом для развития европейской мемориальной культуры фундаментальное значение имело то обстоятельство, что в христианской традиции молитвенное поминовение может получать развитие через увековечение памяти о личности человека. Храм – не музей. Но музей и храм могут быть глубоко связаны друг с другом, если целью музейной работы становится развернутая в диалоге со всем обществом и миром деятельность по увековечению памяти о личности, специфическими музейными средствами, в постоянном диалоге с иными церковными формами поминовения.

Необходимо создание своего рода инфраструктуры памяти: храмы и часовни, музеи, памятные знаки, мемориальные комплексы. Русская Церковь уже провела большую работу по сохранению, по мемориализации тех мест, которые могут стать опорными точками нашего исторического самоосознания. Теперь на повестке дня переход этой деятельности на новый уровень: от нескольких известных мемориалов к работе в масштабах всей страны, создание церковных мемориалов и музеев в каждом регионе и каждой епархии.

Игорь Владимирович Гарькавый, историк, директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово», член Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Российских под председательством Патриарха Московского и всея Руси.

Флоренский П. В. О поклонении подвигу и страданиям соловецких узников их потомками

Для потомков тех, кто пострадал в лихие годы, не столь важно, кто эти страдальцы в современной оценке. Многие ищут следы предков в книгах, архивах и на местах. Это наши предки, независимо от нации, конфессии, специальности или статьи, по которой они сидели. Всё, связанное с ними свято для нас. Это надо понимать и учитывать при построении паломничества в места, связанные их страданиями.

Вместе с группой исследователей под руководством В. П. Столярова мною была подготовлена к печати иллюстрированная книга «Соловецкая география священника Павла Флоренского», где по дням расписан ритм заключенного священника. В случае издания, она могла бы стать полезным руководством как при проведении экскурсий, связанных с жизнью о. Павла Флоренского, так и при составлении аналогичных пособий.

Павел Васильевич Флоренский, внук соловецкого узника священника Павла Флоренского, публикатор наследия соловецких заключенных, доктор геолого-минералогических наук, профессор Кафедры литологии РГУ нефти и газа им И.М. Губкина, академик Международной славянской академии наук, искусств и культуры, академик Российской академии естественных наук, член Союза писателей России, руководитель Экспертной группы по чудесам при Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.


Осипенко М. В. 
Методика организации паломнических посещений святых мест, связанных с подвигом новомучеников и исповедников на примере Соловецкого архипелага

  • О необходимости церковно-исторического осмысления темы страданий за веру в Советское время. Соотношение подвига Церкви в целом (епископата, клира, мирян) и личного подвига, состоявшего часто в смиренном исполнении своего служения часто на фоне собственного несовершенства. О пострадавших за Христа, но пока не канонизированных, «критерии святости».
  • Об актуальности темы мученичества за Христа во время советских гонений для устроения духовной жизни современных христиан. Нравственные идеалы и архетипы поступков.
  • О необходимости церковных экспозиций, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Российских. Опыт создания мемориальных комплексов на Соловках.
  • Проведение богослужений, крестных ходов, паломничеств и научных экспедиций, способствующих распространению почитания новомучеников.
  • Поддержка приходского паломничества, как формы духовного делания. Создание условий для совершения богослужений (литургического поминовения, молебнов, панихид на святых местах).

Марина Васильевна Осипенко, кандидат физико-математических наук, работала в РНЦ «Курчатовский институт». Руководитель паломнической службой Соловецкого монастыря, член комиссии по канонизации Соловецкого монастыря, автор книг и публикаций по истории обители.

Балашова Е. Г. Привлечение внимания паломников к подвигу новомучеников и исповедников в ходе экскурсий по древним монастырям Москвы (на примере Высоко-Петровского монастыря)

В восприятии большинства Москва – это Первопрестольный град, в который паломники приезжают, в первую очередь, на поклонение древним святыням. Простое наблюдение показывает, что люди скорее стремятся в места, прославленные чудесами исцелений, нежели туда, где служили или страдали новомученики. Отчасти, это отражает бытующее в современном обществе потребительское отношение к вере, где просительные молитвы занимают куда как больше места, чем молитвы благодарения или славословия, тогда как подвиг мучеников призывает нас в первую очередь именно к благодарению.

Но, очевидно, что паломничеству в места, связанные с их подвигом, мешает и отсутствие налаженных маршрутов, недостаточность которых, в свою очередь, связана с тем, что далеко не во всех столичных храмах и обителях можно узнать о подвиге тех, кто пострадал за веру в ХХ веке.

Опыт проведения экскурсий по Высоко-Петровскому монастырю, наглядно показывает: какой может быть реакция на рассказ о подвиге новомучеников. Это в первую очередь живое, сострадательное отношение, которое рождает любовь к обители и делает вчерашних паломников ее прихожанами.

Устному рассказу содействуют создание икон святых, присутствие в храме не только их мощей, но и реликвий из числа личных вещей. Наряду с литургическим поминовением мучеников и исповедников, важно собирать сведения об их благодатной помощи, а также тех пострадавших в годы гонений, чье имя по тем или иным причинам еще не внесено в список новомучеников и исповедников (для Высоко-Петровского монастыря это архиепископ Варфоломей (Ремов), настоятель обители, расстрелянный в 1935 году, и многие другие клирики и прихожане монастыря).

Балашова Елена Григорьевна, сотрудник Информационно-аналитической службы Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, исследователь истории Высоко-Петровского мужского монастыря города Москвы.