Бабичева М.Е., к.ф.н. Три глобальных этапа

23 марта 2015 г.

19 февраля 2015 г. в Государственном музее истории ГУЛАГа прошла презентация книжной серии «Воспоминания соловецких узников (1923–1939)». Одна из участниц вечера кандидат филологических наук, сотрудник РГБ М.Е. Бабичева, рассказала собравшимся о своих научных интересах и участии в книжном проекте Соловецкого монастыря.

В 2006 году я выступила в качестве составителя антологии «В Белом море Красный СЛОН», которая увидела свет в базовом издательстве Российской государственной библиотеки «Пашков дом». Книга познакомила читателя с целым рядом воспоминаний 1920–1930-х годов, но она, конечно, не сопоставима с монументальным изданием Соловецкого монастыря, в котором мне посчастливилось принять участие в работе над каждым томом.

В первом я писала об А. Клингере, во втором о С. Курейше (как бы сейчас сказали о нем: индийском бизнесмене арабского происхождения с британским паспортом, который попал на Соловки из-за того, что по коммерческим делам приехал в Читу и был объявлен шпионом). Для третьего тома я писала о повести «Соловки» Г. Андреева-Хомякова.

Вполне осознавая значимость подобного рода литературы в масштабах всей культуры, я бы хотела выделить некий аспект, который интересует меня как филолога. По моему наблюдению в мемуарах о Соловках, как в эмбрионе заложены основные черты литературы о будущем ГУЛАГе. Но при этом свод соловецких мемуаров сохраняет свою специфику, определенную двумя факторами: местоположением этого лагеря и временем его создания.

Влияние места расположения лагеря и на устройство жизни в нем, и на мироощущение всех его обитателей (как заключенных, так и тюремщиков) было хорошо показано в фильме «Путь одинокого странствия открывшем наш вечер. Это, безусловно, специфическая Соловецкая аура, которая оказала огромное влияние на атмосферу в самом лагере и на значительную часть заключенных. В силу времени создания лагеря там оказалось очень много творческих, рефлексирующих людей (в основном, интеллигентов) и большое число священнослужителей. Совокупность названных причин обусловила тот факт, что многие светские узники с большой нравственной и творческой потенцией пришли к религии именно на Соловках.

Со временем пережитое в СЛОНе воплотилось в воспоминаниях, которые я очень условно хронологически разделяю на три основных этапа. Первый этап – это литература, созданная во время существования лагеря, написанная до начала Второй мировой войны, теми немногими счастливчиками, кому удалось бежать из СССР или иностранцами, которые благодаря усилиям своих дипломатических миссий смогли после долгих мытарств вернуться на родину. Каждый текст неповторим, каждый автор имеет свою судьбу и свой взгляд. Одни более эмоциональны, например, И.М. Зайцев в плане эмоциональности буквально «зашкаливает». Другие как Клингер пытаются писать сухо, излагая факты, что видимо связано с устроением души, чертами характера. Все эта авторы писали по горячим следам, писали документально о себе и о тех, кто был с ними. Все они ощущали себя носителями эксклюзивной информации

Второй этап освоения темы Соловецкого лагеря в мемуарной литературе начался во время и сразу после. В текстах появилось художественное осмысление пережитых авторами событий. Для мемуаристов  первого этапа, в основном, тема пребывания на Соловках –единственная тема в их творчестве, и книга об этом также единственная у каждого автора. А вот у сменивших их летописцев, впервые у А. Андреева-Хомякова, наиболее ярко в «Неугасимой лампаде» Б. Ширяева, на первый план вместе с автобиографическим героем выходит литературный персонаж. Казалось бы, все то же самое – и время, и место, но появляется немного другой ракурс. И большая часть мемуаристов этого периода являются авторами нескольких художественных произведений на самые разные темы.

В 1970-е гг., начинается третий этап, более глобальный, когда начали публиковаться воспоминания тех, кто прошел через ГУЛАГ и для кого Соловки стали лишь частью, причем не самой тяжелой частью, огромной лагерной эпопеи. На этом этапе начинается обобщение собственного жизненного опыта, а также всего соловецкого материала. Презентуемый сегодня свод мемуаров органично вписывается в означенный процесс, что делает издание еще более актуальным. 

Тип: Воспоминания соловецких узников