Балашов Р.В. Соловки – это храм под открытым небом посреди Белого моря

23 декабря 2015 г.

Соловки… Для одних – это православная святыня, для других – туристический центр, привлекающий гостей на Север. Третьи же просто называют архипелаг родным домом. О Соловецком архипелаге, его настоящем и будущем в интервью телеканалу «Правда Севера» рассказал руководитель областного агентства, который отвечает исключительно за развитие островов – Роман Балашов.

– Роман Викторович, наша встреча обусловлена тем, что недавно был принят генплан архипелага. Документ достаточно бурно обсуждался. Чем вызвано его появление?

– В свое время Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл очень мудро и прозорливо сказал, что по температуре Соловков можно замерять температуру всей нашей страны. Как мы по капле воды можем понять состав океана, так по Соловкам – те процессы, которые происходят в России.

Если мы говорить о генплане, то это вершина айсберга. Эта дискуссия отразила проблемы, которые существуют и обсуждаются не одно десятилетие. Речь идет о таких базовых вопросах как место и роль русской православной церкви в нашем государстве. И, конечно, насколько духовная составляющая может являться равнозначной культурным ценностям.

– Что этот генплан предусматривает?

– Под поселком Соловецкий, так прописано в наших документах, подразумевается весь архипелаг. Он, я уверен, задаст вектор развития Соловецкого монастыря и Соловецкого архипелага на ближайшие сто лет.

– Споры, в частности, велись вокруг того, передавать или нет часть земель лесного фонда в ведение монастыря.

– На протяжении 500 лет территория Соловецкого архипелага находилась в безраздельной собственности русской православной церкви. И все то, что мы там видим: гидроканальную сеть, которая стала самостоятельной частью Соловецкой экосистемы уникальные храмы, Соловецкие скиты – это все явилось следствием целенаправленного воздействия соловецкой братии на архипелаг…

– То есть это все сделано руками монахов?

– Не просто руками монахов. Это сделано руками и молитвами монахов. Я бы даже здесь молитву поставил на первое место, потому что без промысла Божия такое чудо сотворить невозможно. Сейчас Русская Православная Церковь, монастырь определяют для себя вектор развития, не претендуя ни в коей мере на всю территорию архипелага. Ну а мы прекрасно понимаем, что после того сокрушительного удара, который был нанесен в советский период, надо будет еще долго восстанавливаться.

Монастырь определил для себя те точки развития, которые необходимы для того, чтобы вернуться к полноценной монастырской жизни не только в поселке, но и на всей территории архипелага. Той правовой формой, в которой для русской православной церкви, монастыря наиболее комфортно существовать в условиях вновь возрождающихся скитов являются земли сельского поселения. Мы перевели лесной фонд в земли сельского поселения.

– На ваш взгляд, чем же была вызвана критика в процессе передачи?

– Если мы посмотрим на основных критиков, то можно выделить три большие группы. Первая – это те, кто занимается охраной объектов культурного наследия. Вторая – представители общественности, занимающиеся охраной природных объектов. Третья – жители поселка.

Что касается тех людей, которые занимаются охраной культурного наследия, большинство из них вышли из советского периода, когда здания, сооружения, стены воспринималось как некий самостоятельный объект охраны. Нельзя забывать, что Церковь – это живой организм, который развивается. «Мумифицировать» ее, загнать в какие-то узкие рамки, определять, как церковь должна развиваться сегодня вряд ли возможно, такие попытки – это наследие советского периода.

Я могу понять людей, которые высказывают опасения, что если передать церкви те или иные участки земель, там могут появиться новые объекты, которые нанесут вред Соловкам. Но за 500 лет Соловки стали мировой жемчужиной благодаря именно подвижническому труду братии. И сейчас возрождающаяся монастырская жизнь дает нам все основания, что история Соловков продолжается с этой точки зрения. Мы видим, что монахи пытаются не просто восстановить величие монастыря, но и привнести в его жизнь развитие. Соловки, особенно в период 30-х годов, когда был лагерь, можно сравнить с тяжелобольным организмом, который оказался сильно поражен. И вот как раз те объекты, куда приходит церковь, такие здоровые участки – это очаги развития.

Критикуют и общественники, озадаченные вопросами охраны природного наследия. Опять же я говорю: «Дорогие друзья, соловецкая братия 400 лет назад создала новую экосистему, аналогов которой нет в мире. Человек пришел в дикую первозданную природу, улучшил ее, приспособил для своей хозяйственной деятельности, не только не причиняя ущерба, но и создав чудо. Соловки воспринимались как попытка через молитву вернуться к первозданному раю, в котором жил человек в гармонии с природой. И когда я слышу эту критику, мне хочется сказать: «Люди, одумайтесь! Кому вы отказываете в праве на развитие? Вы не пускаете хозяев в их собственный дом, говоря, что мы лучше хозяев!».

Третья категория людей – это жители поселка Соловецкий. Есть те, кто выбрасывает в общество провокационные вопросы для дискуссий – например, что жителей с архипелага выселят. Или завтра придет монастырь и все вам запретит здесь что-либо делать. Абсолютная глупость. В ходе общественных слушаний, которые состоялись на Соловках, мы вместе с монастырским началием, с администрацией сельского поселения постарались обобщить наиболее распространенные «страшилки» и ответить на все вопросы

Сейчас на Соловках выпускается специальный информационный бюллетень. Работа идет в коллективах, по принципу «глаза в глаза» или с помощью СМИ. Когда начинаешь с людьми разговаривать, понимаешь, что основная масса этих страхов надуманная. Причина – отсутствие правдивой и глубокой информации, в засоренности информационного пространства.

– Насколько я понимаю, появление вашего агентства призвано обеспечить защиту тех, кто живет на архипелаге.

– Появление нашего агентства в первую очередь должно обеспечить сохранение, культурного, духовного и природного наследия – это записано в специальной стратегии, которую мы приняли в результате взаимодействия с общественными организациями и Русской Православной Церковью.

Нельзя вычеркивать поселок из общего контекста Соловков. Да, если ты живешь на территории православной святыни – это несет за собой какие-то ограничения. Это абсолютно естественный подход. Известно, что местные жители, зарабатывают на паломническом потоке, на туристах в летний период это, поверьте, очень неплохие деньги. Потому что благосостояние соловчан, я смотрю по количеству снегоходов, катеров, машин – серьезно улучшается, в том числе и на нынешнем фоне – когда внутренний туризм развивается. Но надо понимать, что будут какие-то ограничения. Еще раз хочу сказать, что монахи – исконные хозяева Соловков. И здесь, опять же, великая заслуга православной церкви, в том, о чем святейший патриарх Кирилл сказал: «Рядом с красивым монастырем, должен быть красивый поселок». Церковь не отделяет себя от мира, а наоборот, выступает в качестве активного созидательного начала. Если бы не было глубокой, непрерывной заботы святейшего патриарха московского Кирилла о Соловках, мы бы никогда не получили деньги на объекты коммунальных инфраструктур. Где мы видим еще пример в России, когда церковь заботится не только об объектах культурного наследия, а заботится о социальной сфере.

– Какие работы сейчас ведутся на Соловках?

– Идет реставрация объектов культурного наследия. Также строится новая канализационная и водопроводная сети. Это очень серьезное строительство на территории, которая относится к сфере внимания ЮНЕСКО. Слава Богу, что на Соловках появился добросовестный подрядчик. По крайне мере, пока все контрольные, проверяющие органы, археологическое сообщество дают достаточно позитивную оценку той стройке, которая проводится.

– Вы упомянули международную организацию. Новый генплан не идет в разрез со статусом Соловков как объектно-культурно-исторического наследия ЮНЕСКО?

– Нет, не идет. В соответствии с 47-й статьей конвенции ЮНЕСКО и теми документами, которые были ратифицированы Российской Федерацией и приняты на нашем уровне, мы обязаны согласовывать с ЮНЕСКО все новые, реконструированные объекты. Речь идет не о согласовании документов территориального планирования, а о согласовании с ЮНЕСКО тех объектов, которые возводятся на территории Соловков, на землях независимо от формы собственности. Алгоритм этих действий очень жесткий. Он пописан отдельным поручением заместителем председателя правительства России Ольгой Юрьевной Голодец. И все соловецкие объекты бани, здания школы, больницы, аэропорт – они через эту процедуру проходят. Это серьезное испытание для местного сюжета, но мы на это идем.

Главная задача, которой занимается правительство Архангельской области и правительство России – создать современную инфраструктуру, а потом уже делать все остальное. Эти вопросы находятся на постоянном контроле Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и губернатора Архангельской области Игоря Анатольевича Орлова.

– То есть основной лейтмотив генплана, как в медицине – не навреди?

– Основной лейтмотив генплана состоит в том, что здоровому растущему организму, которым является Соловецкий монастырь, который преобразует все пространство вокруг себя, необходимы источники для дальнейшего развития. Я считаю, что этим генпланом такие возможности, по оценке братии Соловецкого монастыря, в ближайшие сто лет предоставлены.

– А сам монастырь готов к такой серьезной работе над инфраструктурой по возрождению промыслов?

– Это прописано в стратегии по развитию архипелага, которую мы приняли совместно с монастырем. В ближайшие 20–30 лет не будет идти речь о создании новых глобальных объектов. Мы даем возможность монастырю, братии монастыря восстанавливать мирскую жизнь, где должна быть молитва. Они же молятся за всех нас. За нашу страну, за каждого из нас. Это является таким же предметом охраны со стороны общества. Воссоздание полноценной духовной жизни монастыря, в контексте именно логики ЮНЕСКО, является как раз тем фактором, который и способствует сохранению и развитию Соловков, как объекта всемирного наследия.

– Растет ли количество туристов, желающих попасть на архипелаг? И что делать, чтобы доступность островов была максимально комфортной?

– В этом году на Соловках в прямом смысле этого слова не протолкнуться в летний период. Тот громадный интерес, который люди проявляют, с одной стороны, это очень здорово, с другой – для нас это очень серьезный вызов, серьезное испытание. Есть ряд традиционных проблем. Первая – это проблема дороговизны авиационных билетов. Мы понимаем, что без изменения типа взлетно-посадочной полосы и без более экономичных самолетов нам нее обойтись. Что касается вопроса, связанного с морской инфраструктурой, то здесь мы заканчиваем основное проектирование основного пассажирского причала. Надеемся, что современный причальный комплекс улучшит качество обслуживания. И вне всякого сравнения – структура гостеприимства, потому что разные виды отдыха у людей на Соловках: кто-то приезжает в палаточный лагерь, кто-то в дорогие, по российским меркам, гостиницы на Соловках, кто-то останавливается в частном секторе. Все это требует согласованных действий: региональные власти, местной власти и русской православной церкви.

– Мы сегодня говорим о Соловках как о живом организме.

– Святейший Патриарх не зря говорил, что на Соловках ты можешь служить службу и молиться в любой точке. Это один громадный храм под отрытым небом посреди Белого моря. И верующий человек, православный человек воспринимает Соловки как живой организм, иначе не может, потому что архипелаг таковым и является.

Источник: Программа «В центре внимания» телеканал «Правда Севера»
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Программа «В центре внимания» телеканал «Правда Севера»