Шептунов А. Архипелаг проблем

1 февраля 2013 г.

Знаменитые Соловецкие острова страдают от множества проблем. Среди них острый дефицит электроэнергии, дороговизна завозимого топлива и продуктов, неразвитая транспортная логистика, высокий уровень безработицы, изношенность жилого фонда, усугубляемые нищетой бюджета. Но недавно Архангельская область и Республика Карелия подписали соглашение о сотрудничестве, целью которого является развитие архипелага.

Документ касается целого ряда сфер совместной деятельности регионов на островах, географически относящихся к Архангельской области, но исторически живущих в неразрывной связи с ближайшей Большой землёй – Карелией. Соглашение, которое скрепили своими подписями губернаторы Игорь Орлов и Александр Худилайнен, заключено на принципах равноправия регионов и подразумевает создание совместных экономических, правовых и иных условий для развития заповедного архипелага. Конкретные точки приложения усилий сторон – энергетика, взаимодействие по вопросам грузовых и пассажирских перевозок, туризма, охраны здоровья островитян, сотрудничества аварийно-спасательных служб двух регионов, а также культурные и научные контакты. Но, возможно, самое главное – это совместное участие в разработке федеральной целевой программы развития Соловков. Впрочем, конкретных финансовых обязательств в документе нет…

Острова, главными объектами которых является монастырь, напрямую подчиняющийся патриарху, и федеральный музей-заповедник, давно и обоснованно находятся на особом положении в Архангельской области. Поэтому вот уже почти год, как в структуре правительства региона имеется новая штатная единица – заместитель губернатора по развитию Соловецкого архипелага. Таким образом, Соловки стали первым и единственным районом области, который удостоился чести иметь собственного вице-губернатора, которым был назначен Роман Балашов. Он и прокомментировал «НВ» поморско-карельский договор о развитии Соловков.

Первый обширный блок документа посвящён развитию инфраструктуры архипелага. Прежде всего это касается реконструкции и строительства объектов генерации электроэнергии взамен старой дизельной электростанции посёлка Соловецкий, которая вызывает вопросы и с точки зрения экологии, и из-за постоянного шума, который слышен даже в лесу за пару километров от монастыря и посёлка.

– Мы долго думали, как вообще должно осуществляться энергоснабжение Соловков при планируемом активном строительстве на островах, – сказал Роман Балашов. – И наиболее оптимальной мы признали схему внешнего энергоснабжения архипелага за счёт прокладки подводного кабеля по дну Белого моря с территории Карелии, где имеются избыточные энергетические мощности. Таким образом, существующая на Соловках дизель-электростанция переходит в разряд резервных электрических мощностей. И мы получаем экологически чистый источник энергии. При этом снимается проблема ежегодного завоза топлива, а в перспективе – и снижение тарифов для населения. Стоимость этого проекта, по оценкам специалистов Минэнерго, может варьироваться от пяти до десяти миллиардов рублей в зависимости от объёмов предельной нагрузки и предлагаемых технологических решений. Параллельно с электрическим кабелем планируется прокладка оптико-волоконной линии связи.

Из Карелии на Соловки помимо туристов идёт большой поток продуктов и прочих необходимых товаров. Поэтому в планах двух регионов – дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры. В частности, строительство в Кеми современной вертолётной площадки и реконструкция имеющихся вокзалов и порта.

– Если мы говорим о развитии архипелага, нужно иметь в виду и прибрежные территории, которые всегда исторически напрямую зависели от Соловков, – подчеркнул Роман Балашов. – Например, основной поток гостей шёл на острова через Карелию, а именно из порта Кемь. Но если вы посмотрите обсуждения на туристских интернет-форумах, увидите немало нареканий на транспортную инфраструктуру, на состояние железнодорожного вокзала и судов на линии. Второй поток – это туристы, которые прибывают на Соловки по воздуху, преимущественно из Архангельска. И третье направление – маршрут Валаам – Кижи – Соловки, через Беломоро-Балтийский канал. В развитии подобных межрегиональных туристических маршрутов заинтересованы все территории, через которые они проходят, поэтому межрегиональное взаимодействие вполне логично. Плюс заходы иностранных круизных лайнеров. А их число год от года увеличивается. Фактически речь идёт о простой дифференциации туристических потоков – на каждом из них должен быть и будет свой турист.

При этом Архангельская область не забывает и о планах развития собственных материковых территорий, которые в будущем могут стать центром соловецкого туризма. Сейчас прорабатывается масштабный проект создания необходимой инфраструктуры в нынешней поморской деревне Летняя Золотица, которую с Соловками разделяет всего 40 километров морского пространства. Поэтому после строительства до неё дороги из Архангельска деревню планируется сделать полноценным туристическим посёлком. Именно сюда может быть вынесена развлекательная туристическая инфраструктура – всё-таки на Соловках находится один из крупнейших православных монастырей России… Правда, уровень затрат на этот проект также подразумевает обязательное участие федерального центра. По словам Романа Балашова, сегодня въездной туризм на Соловки пока не приносит особого вклада в бюджет Архангельской области. Однако при этом именно туристический бизнес в той или иной форме является источником дохода для основной части островитян.

– В подписанном нами соглашении не идёт речь о «разделе» Соловков, а все разговоры о том, что Соловки могут со временем отойти к Карелии, – из области полной фантастики. Архипелаг всегда был и будет территорией Архангельской области, и деньги, которые приходят на его развитие, остаются на территории региона, – считает Балашов. – Однако развивать эту территорию без взаимодействия с соседями – Карелией, Мурманской областью, может, ещё какими-то субъектами Федерации – неправильно. Кстати, готовящийся сейчас проект федеральной целевой программы развития Соловков – это уникальный шанс для максимального развития прилегающих территорий. И подписанное соглашение имеет не разделяющее, а объединяющее значение для регионов Северо-Запада и их взаимодействия.

Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельской области

Справка «НВ»

Чья была земля?

Первые следы пребывания человека на Соловецких островах датируются третьим тысячелетием до нашей эры – это были предки саамов. Славянские же колонисты появились на архипелаге в XII веке, после начала активной экспансии на Север жителей Новгородской республики. До середины XV века эти островные земли считались собственностью карельского рода Ховры Тойвутовой, пока она не продала свои угодья за 3 рубля 50 копеек новгородцу Дмитрию, который подарил их своей матери, знаменитой боярыне Марфе Борецкой.

Примерно в это же время начинается монашеское освоение Соловков – и возникает легенда о том, что ангелы избили жену рыбака на горе Секирная, давая понять, что эта земля предназначена для вышнего промысла. Вскоре новгородское вече закрепило острова за будущим монастырём, а пришедшее на смену Новгородской республике Московское государство, чьим северным рубежом было Белое море, подтвердило права монахов. В 1708 году Соловки вошли в состав только что учреждённой Архангелогородской губернии, которая включала в себя в том числе и северную часть нынешней Карелии. Сегодня Соловецкие острова входят в состав Приморского района Архангельской области.

Справка сайта Соловецкого монастыря. О реальном процессе освоения Соловецкого архипелага см. открытые лекции к.и.н, археолога А.Я. Мартынова из цикла «Соловецкий лекторий» (партнерский проект САФУ имени М.В. Ломоносова и Соловецкого музея-заповедника). Темы лекций: «Дохристианское прошлое Соловков. Опыт полевых экспериментальных исследований» и «Лабиринты и “святилища” Соловецкого архипелага: проблемы, гипотезы, ошибки, заблуждения».

Взгляд из Карелии

Соглашение поможет развитию севера республики

Соглашение о сотрудничестве между правительствами Архангельской области и Карелии позволит значительно улучшить инфраструктуру на северных территориях республики – так считает министр по делам молодёжи, физической культуре, спорту и туризму РК Александр Воронов.

По его словам, сегодня около 90 процентов туристов прибывают на Соловки через Кемский и Беломорский районы. С экономической точки зрения эти территории не самые благополучные в регионе. Реализация новых проектов в сфере туризма может во многом изменить ситуацию.

– В Минрегионе России работают над созданием федеральной целевой программы развития Соловецкого архипелага на 2014–2019 годы, в рамках которой в том числе будут предусмотрены средства на развитие части территории Карелии как входной зоны на Соловки, – сказал Александр Воронов.

По предварительным оценкам, общий объём финансирования программы оценивается в 27 миллиардов рублей, из них согласно заявке около 6 миллиардов рублей – это средства на развитие инфраструктуры в Кемском и Беломорском районах. Речь идёт о строительстве дорог, систем водоснабжения и водоотведения, очистных сооружений, гостиниц, причала и даже аэропорта.

Он также добавил, что старт такому сотрудничеству между регионами был дан в ноябре 2011 года на прошедшем в Петрозаводске международном форуме «Инвестиции в будущее». Тогда между профильными министерствами Карелии и Архангельской области был подписан меморандум о взаимодействии и было решено совместно разработать планы по развитию Соловков.

Наталья Александрова, собкор «НВ» в Карелии

Приложения:

Источник: Газета «Невское время» от 01.02.2013 г.
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Газета «Невское время» от 01.02.2013 г.