Иосиф (Братищев), архим. Нам необходимо взаимопонимание

11 октября 2007 г.

В последнее время в средствах массовой информации появились многочисленные отклики на сообщение Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента о готовящемся возвращении недвижимого имущества Соловецкому монастырю. Эти публикации порождают массу недостоверных слухов. В связи с этим Наместник Соловецкой обители архимандрит Иосиф ответил на самые волнующие соловчан вопросы.

– Ваше высокопреподобие, соловчане обеспокоены недавно опубликованными интервью директора Соловецкого музея-заповедника М.В. Лопаткина и главы муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» Д.Д. Лугового, в которых утверждалось, что с возвращением Соловецкому монастырю исторически принадлежащей ему недвижимости Соловецкий музей-заповедник будет закрыт, а жителей архипелага переселят в Архангельск. Насколько эти опасения обоснованы?

– Вы знаете, я бы не стал комментировать здесь заявления Михаила Васильевича Лопаткина и Дмитрия Дмитриевича Лугового, пусть они сами ответят на этот вопрос.

Я бы хотел обратить внимание на вторую часть этого вопроса. Ведь утверждение о том, что пришло время передачи памятников, – это мнение не только монастыря и Патриархии, но и руководителя Агенства по культуре М.Е. Швыдкого. Михаил Ефимович в письме к Его Святейшеству пишет: «Сегодня, когда Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь существенно окреп, передача в его безвозмездное бессрочное пользование основных культовых памятников и исторической монастырской инфраструктуры позволит не только обеспечить полнообъемное возрождение монастырской жизни в этом святом для России месте, но и сохранить уникальные памятники русской архитектуры для потомков».

Это слова человека, который объективно и реально видит и монастырскую жизнь, и деятельность музея-заповедника! И он утверждает, что время пришло – пора возвращать памятники!

А говорить об опасности переселения местных жителей в город Архангельск нет оснований, потому что на территории центрального комплекса монастыря нет ни одного жителя – все соловчане живут вокруг Кремля (название это сложилось в советское время). Многие из них стали прихожанами. Ведь как ни странно, но ходатайствовали о возобновлении монастыря в восьмидесятых годах не монашествующие братия, а жители Соловков: сотрудники музея-заповедника, работники муниципального образования, преподаватели школы. Так что поднимать вопрос об их выселении, помня, что они в свое время ставили подписи за то, чтобы монастырь был восстановлен, думаю, было бы просто бесчеловечно и не по-христиански.

И еще хотел бы добавить от себя лично. В связи с моей болезнью очень многие соловчане за меня молятся, чтобы я вновь вернулся на Соловки, и я им безмерно благодарен, поэтому никак не могу пойти на то, чтобы взять и выселить своих молитвенников, отправив их в город Архангельск.

Думаю, что время, когда человека «железной рукой загоняли к счастью» пришло к концу. Нам всем нужно с Божией помощью вступить в эпоху, когда следует по-человечески договариваться между собой, слышать и понимать друг друга. Ведь ни одно доброе дело не может решиться благополучно насильственным путем. Господь ведь никого насильно не тянет в Царствие Небесное, а ждет от каждого человека отклика в душе – чтобы сам человек пришел к Господу.

Я бы не стал заострять эту проблему, а хотел бы сказать местным жителям: «Дорогие соловчане, пятнадцать лет я жил вместе с вами, и Бог даст, вернусь на Соловки, и по милости Божией мы будем продолжать вместе жить и трудиться». Нам предстоит сделать очень многое, и в первую очередь, восстановить то, что разрушили наши предшественники, былые годы и тяжелые условия. Все это надо восстановить, потому что наши потомки могут и не разобраться, кто конкретно это сделал, и разрушение памятников будет лежать на нашей совести.

Так что не бойтесь, дорогие мои, каких-то переселений. А у тех, кто все-таки желает уехать, монастырь, по мере сил, будет выкупать квартиры, давая возможность выехать и поселиться в благоустроенном жилье. Такой был порядок и в бытность мою на Соловках.

Я всем желаю, дорогие мои, милости и помощи Божией. Да хранит всех вас Господь.

– В прессе утверждается, что монастырь может запретить въезд на Соловецкие острова всем туристам, кроме православных паломников, как это уже будто бы сделано на острове Анзер. Так ли это?

– Всем известно, что некоторые люди приезжают на Соловки под видом туристов за развлечениями и тем самым травмируют других людей, родственники которых были репрессированы и сосланы на Соловки. Известно, что в двадцатые годы прошлого века здесь пострадало много наших соотечественников. В свое время я выступал против проведения развлекательных мероприятий на острове и думаю, что эту позицию буду отстаивать и впредь – столько, сколько Господь даст мне быть руководителем на Соловках. Так что приезжать людям на Соловки за развлечениями вряд ли стоит.

Ну, а тем туристам, кто приезжает поклониться месту, где пострадали их родственники, разве можно сказать: «Уезжайте отсюда, вы не паломники»? Это было бы похоже на кощунство. Нет, этого не будет, и не следует возводить напраслину на монастырь.

И говорить о том, что монастырь запрещает посещение острова Анзер тоже не стоит. Монастырь запрещает посещение острова только «диким», неорганизованным туристам. Вы знаете, к чему приводил тот произвол, который царил на Соловках в 80-х годах прошлого века – это гектары, громадные площади выгоревшего леса. На Большом Соловецком острове есть хотя бы пожарная команда. На острове же Анзер малое число братии и небольшая охранная команда не могут отслеживать одиночек, которые скитаются по всему довольно большому острову.

Так что организованные группы продолжают посещать Анзер, а индивидуальное, бесконтрольное посещение пустынного острова не разрешается.

Что же касается журналистов, которые пытаются рассуждать за монастырь, то советую ничего не придумывать, а обратиться к священноначалию обители, чтобы получить достоверную информацию. Зачем зря будоражить людей, выдумывать всякие нелепости? Хватит нашему народу тех страданий, которые выпали на его долю.

– Электронные СМИ утверждают, что на Соловках находится мемориал Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), и после возвращения монастырских памятников обители многолетняя работа музея-заповедника по увековечиванию памяти жертв СЛОНа будет прекращена. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Семь лет моего пребывания в Московской духовной академии были связаны с церковно-археологическим кабинетом, где я прошел все послушания, начиная от простого смотрителя до заместителя руководителя кабинета. Когда я пришел в Соловецкий монастырь, то и здесь, по благословению Патриарха, почти сразу же открыл церковно-археологический кабинет. Так что монастырь занимается сбором материалов не только по теме истории монастыря, но и по лагерной тематике.

Сейчас в монастыре практически сложился свой музей. Правда, мы не именуем себя так величаво, как Соловецкий музей-заповедник. Но у нас в Церковно-археологическом кабинете достаточно материалов и по дореволюционной истории обители, и по истории лагеря, и по современной истории возрожденного монастыря.

Я считаю, что нельзя строить свое благополучие на несчастье другого, и никогда не пойду на то, чтобы что-то уничтожать. Тем более, если речь идет о такой теме, как память о Соловецком лагере. Я сторонник того, чтобы эту тему поддержать и умножить усилия в этом направлении.

В 2005 году, будучи на курсах повышении квалификации руководящего состава Русской Православной Церкви, мы задавали вопрос руководителям правительства, министрам образования и культуры: «Почему у нас не ведется в школах курс истории православной культуры? Почему бы, например, соловецким детям не изучать православную историю нашего острова, чтобы они не усваивали с легкостью всякие нелепости, которые вкладывают в их юные души средства массовой информации, а понимали, что у истоков всего на острове стоял все-таки Соловецкий монастырь, а уж затем советская власть уничтожила обитель, насильно загоняя человека «железной рукой к счастью». Теперь мы видим, какое «счастье» создало тут советское государство.

То есть, когда дети подрастут и станут взрослыми, они должны осознавать, что разруху вокруг устроил не сегодняшний монастырь, а советская власть. Это дело рук тех людей, которые ушли от Бога, которые пытались здесь, на земле, построить без Бога рай, но вместо этого получился ад и решетка концлагеря.

– Некоторые СМИ сравнивают методы, которые применялись в годы правления безбожной власти, грабившей храмы и монастыри Русской Православной Церкви, с действиями Священноначалия, направленными сегодня на передачу монастырских объектов Соловецкой обители. Справедливы ли такие сравнения?

– Меня удивляет неосведомленность представителей СМИ, которые публикуют такие вещи. Неужели они не знают, что монастырские сооружения на протяжении нескольких веков возводились насельниками и трудниками монастыря, а в 1920-е годы обитель была просто разграблена советской властью.

А сейчас Соловецкий монастырь, который зарегистрирован в Министерстве юстиции, по праву продолжает жизнь древней обители, и это понимает руководство нашей страны. То есть, монастырь не приходит и не вытряхивает сотрудников музея из их помещений насильственным образом – все вопросы решаются на официальном уровне. Так что журналисты, допускающие в своих публикациях подобные сравнения, видимо, хотят увидеть, как монастырь на все это отреагирует. Хотя у них могут быть и другие цели…

– Соловецкий монастырь пытается оградить территорию старого братского кладбища с фундаментом разрушенной церкви во имя Онуфрия Великого от проезда автотранспорта, но некоторые жители Соловков противодействуют этому. Нормальна ли такая ситуация?

– Мне трудно судить об этом сегодня, поскольку я нахожусь вдали от Соловков, но все это, конечно, ненормально. Ведь у каждого из нас есть умершие родственники и близкие люди, и если бы по их могилам разъезжал автотранспорт, впору было бы обидеться и сказать: «Послушай, брат, здесь лежат мои родные, тебе что, больше ездить негде»?

Так вот там, на кладбище, лежат не только монашествующие братия и трудники, там захоронено множество людей, погибших в лагерные времена. Они столько выстрадали. Друзья мои, давайте дадим им хоть после смерти упокоение, дадим им спокойно полежать. Если мы сами живем в шуме и гвалте, то пусть хоть их останки пребудут в тишине.

Призываю вас, дорогие соловчане, быть благоразумнее и не отбирать право покоиться на кладбище Соловецкого монастыря и у бывших насельников обители, и у всех, кто был захоронен там в трудные лагерные времена. Божией помощи всем вам.

– Какие пожелания и слова ободрения Вы могли бы сказать жителям Соловков в связи с возникшей ситуацией?

– Дорогие соловчане! На самом деле ничего страшного не происходит: это все враг рода человеческого накручивает. Господь попустил 29 января 2006 года, чтобы со мной произошла трагедия, о которой вы знаете, но, по милости Божией, я потихонечку уже начинаю ходить. Я выражаю глубокую благодарность всем соловчанам, кто молился и продолжает молиться о моем выздоровлении или просто сострадать мне, пока я болею.

Дорогие мои, я вас очень прошу, прошу как отец ваш духовный: не поддавайтесь на всякого рода выпады врага рода человеческого, который действует через своих слуг в СМИ – слуг миродержителя князя мира сего, которыми искусственно разжигается между монастырем и соловчанами огонь раздора, и не более того. Хочу напомнить вам слова Ф.М.Достоевского: враг рода человеческого постоянно ведет борьбу за наши души, а место борьбы – наши сердца. И действует он не только непосредственно на нас, но и через всеивание семян раздора между нами пытается помешать благому делу возрождения всероссийской святыни.

Но как бы ни тщались наши недруги поссорить монастырь с соловчанами, я верю, мы переживем этот трудный период. Нам необходимо взаимопонимание для того, чтобы соловчане и насельники монастыря продолжили работу по восстановлению монастырских памятников, порушенных в годы безбожной власти. Я уверен, что совместными усилиями мы восстановим великую соловецкую православную святыню на благо нашего Отечества и всего православного мира.

Не будем обращать внимания ни на какие провокационные заявления прессы, и как жили мы с вами в мире и трудились, так и будем продолжать это делать. Я всем вам, дорогие мои, желаю «добра здоровья», мира и благополучия, и – до встречи на Соловках!

«С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!» – поется в церковном песнопении. Пройдет это время – когда между людьми разжигается очередная вражда теми, кто не ведает, что творит. Я ни на кого не держу обиды: ни на тех, кто сам до конца не понимает, о чем говорит, ни, тем более, на вас, дорогие мои соловчане,– ни в коем случае! Я вам только блага желаю и всего самого-самого доброго, чтобы Господь укрепил ваши силы и даровал помощь Свою небесную в трудах благих, которые вы несете на этом островке благополучия. Да хранит вас Господь молитвами первооснователей обители – преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

До встречи на Соловках.

Тип: Интервью насельников