Мефодий (Морозов), архим. Каждый должен сделать свой выбор

11 октября 2007 г.

В последнее время на Соловках распространяются слухи о том, что монастырь будто собирается выселить из занимаемого ныне помещения пекарню РайПО, что может привести к тому, что жители острова останутся зимой без хлеба.

Для разъяснения ситуации исполняющий обязанности наместника Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий 9 ноября встретился с председателем РайПО Светланой Машковой. В их беседе были затронуты и другие волнующие соловчан темы.

– Отец Мефодий, меня и всех жителей поселка интересует, что будет с Соловками?

– Произойдет то, что должно было произойти еще в 1990 году, когда сами соловчане в лице созданной на острове православной общины обратились к церковной и государственной власти с просьбой полностью передать Соловецкий архипелаг и монастырские постройки Русской Православной Церкви. Тогда после приезда на остров комиссии Верховного Совета СССР было принято решение о поэтапном возвращении памятников Соловецкому монастырю. С той поры прошло семнадцать лет, а решение это до сих пор фактически не выполнено.

Всем ясно, что всемирная известность Соловецкого острова связана с существующим на нем монастырем, а не с музеем или сельским поселением. Еще в XV веке, когда Соловки входили во владения Новгородской республики, архиепископ Иона и посадница Марфа Борецкая передали Соловецкие острова монастырю в вечное пользование. В 1479 году Великий князь Московский Иоанн III подтвердил это право, которое никем не оспаривалось до 1917 года, когда безбожная советская власть попыталась поругать Святой остров. Захватив, разграбив его, она создала на архипелаге концлагерь СЛОН. Потом на Соловках обосновался военный отряд, изрядно поусердствовавший в разрушении святынь. Далее остров был брошен фактически на произвол судьбы. Вы видите, к какой разрухе все здесь пришло. Многие строения превращены в руины. Порой остались лишь фундаменты или груды валунов, над которыми красуются таблички «Памятник архитектуры. Охраняется государством».

Сейчас на остров возвращается его исторически законный хозяин – монастырь. И большинство соловчан, в том числе и работников музея, осознают, что это справедливый и неизбежный процесс, который ныне совершается в масштабах всего государства. Сколько веревочке не виться, все равно конец будет. Ведь произошла полная передача памятников Троице-Сергиевой Лавры Русской Православной Церкви. Сколько ни велись там тяжбы музея с Лаврой, сколько ни упорствовали отдельные искусствоведы, чиновники, местные жители, теперь все памятники возвращены церкви. И музей благополучно работает под руководством наместника Лавры епископа Феогноста.

Несомненно, произойдет некое видоизменение музея и на Соловках. Но заниматься этой реорганизацией будет не монастырь, а дирекция музея и Министерство культуры. Ведь это они, а не монастырь, создали такую непомерно разросшуюся структуру, претендовавшую на владение всей территорией архипелага и его акваторией – Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник с обширным штатом работников. Мне представляется важным, чтобы дирекция музея и Министерство культуры не забыли позаботиться о людях, которых они в свое время пригласили на остров. Разумеется, часть из них, кто захочет работать при монастыре, останется на Соловках. Имеющие квартиры на материке смогут уехать. Помочь устроить жизнь всем остальным должно государство.

– Но Соловки – это не только музей. Какова будет судьба остальных жителей острова? Ведь многие родились здесь или живут на острове много лет и не хотят отсюда уезжать.

– А мы никого отсюда не собираемся изгонять. Это только журналисты-провокаторы пугают людей страшилками о том, что монастырь всех выгонит, не будет пускать на остров туристов. Кстати, точно такая же антимонастырская кампания была организована и в 1990 году. Вот «Неделя», например, тогда писала о том, что в случае прихода церкви на остров жителей будут насильственно выселять, особенно женщин. Монастырь на Соловки, как видите, вернулся, но никого за семнадцать лет не выселил.

– Но людям надо не только жить здесь, надо еще и работать…

– Но ведь и сейчас они где-то работают? На Соловках много бюджетных организаций, предприятий сферы обслуживания, коммерческих структур, в которых по-прежнему, как и сегодня, будет занято немало людей. Кроме того, монастырь готов будет принять на работу тех, кто хочет и может трудиться. После передачи памятников монастырю нам придется заниматься всеми реставрационными работами. И потребуется немало помощников – столяров, плотников, каменщиков, подсобных рабочих.

– Но это все рабочие места для мужчин. А чем смогут заняться женщины?

– И для женщин работы предостаточно. При монастыре трудится немало сестер. Сейчас, например, мы пригласили двух соловчанок для подготовки на компьютерах синодиков. В монастырских гостиницах тоже нужны будут помощницы.

Еще раз повторю для всех соловчан: рядом с монастырем всегда найдется работа для того, кто хочет и умеет работать. В монастыре всегда накормят и напоят, обогреют и оденут. Вместе с тем должен предупредить тех, кто привык бездельничать, пьянствовать, и при этом надеется получать от монастыря некое пособие по безработице: мы не собираемся финансово поддерживать их порочный образ жизни. Не сможем мы решать и квартирные проблемы соловчан. Ждать, что монастырь построит для каждого жителя коттедж – абсолютно бессмысленно. Для решения жилищных вопросов есть и будет существовать Администрация Муниципального образования, которая должна эффективно заниматься подобными проблемами.

Господь даровал человеку право выбора. Сейчас на Соловках каждый должен определиться: кому он собирается служить – Господу или мамоне. Когда-то, услышав в храме чтение Евангелия о том, что «…никто не может служить двум господам…» (Мф. VI, 24), именитый боярин Федор Колычев сделал свой выбор: оставил все и покинул Московский великокняжеский двор. Стал иноком, а впоследствии игуменом Филиппом в Соловецком монастыре. Мученически закончил свой жизненный путь митрополитом Московским и всея Руси. И стал в итоге, по оценке историка Н.М. Карамзина, «знаменитейшим из героев древней и новой истории». Много добродетелей воплотил в себе святитель Филипп, пятисотлетие со дня рождения которого отмечается в этом году. И одна из главных – решимость.

От решения важнейшего для всякого человека во все времена вопроса «кому служить?» ныне будет зависеть судьба каждого соловецкого жителя. Кто-то останется на Святом острове, кто-то уедет искать доходное место. Кто-то будет работать при монастыре во славу Божию, кто-то займется бизнесом на материке… Каждый должен сделать свой выбор.

– Вы говорили о подготовке передачи памятников монастырю. А как будет решаться вопрос с Соловецкой землей?

– Более девяноста процентов Соловецкой земли занимают леса. Вы знаете, что в настоящее время проводится поэтапная реорганизация лесного хозяйства России. С 1 января 2008 года вступает в силу новый Лесной кодекс. В нем предусмотрена возможность использования лесов для осуществления религиозной деятельности. Подобная форма использования лесов более всего подходит для Соловков, где на лесных территориях находятся монастырские скиты, пустыни, часовни, поклонные кресты и другие религиозные памятники. Исторически Соловецкому монастырю всегда приходилось заниматься лесопользованием. Можно вспомнить о том, как игумен Филипп запретил вырубку леса для ведения солеварения на острове. В структуре монастыря XIX века была предусмотрена специальная должность лесничего. Думаю, что и сегодня мы вполне могли бы создать при Соловецком монастыре лесничество и, таким образом, дать дополнительные рабочие места для соловчан. Большой практический опыт хозяйствования в лесах уже накоплен нашим монастырем на острове Анзер.

Знаю, что на владение соловецкими лесами претендует и музей-заповедник, который, начиная с 2001 года, включает во все Перспективные планы развития Соловков пункт о передаче лесных территорий под управление СГИАПМЗ. В мае этого года директор музея направил Губернатору Архангельской области просьбу о передаче всего лесного фонда в ведение СГИАПМЗ в связи с ликвидацией Соловецкого лесхоза. Думаю, что государство будет решать судьбу соловецких лесов с учетом готовящегося Закона РФ о возвращении Русской православной церкви того, что ей прежде принадлежало. Список возвращаемого по данным газеты «Аргументы и факты» включает 443 монастыря, 12 665 приходов и около 2 млн. гектаров земли.

Но давайте поговорим теперь о вопросе, ради которого я пригласил Вас, – о пекарне.

– Сотрудничество Соловецкого РайПО с монастырем началось сразу же после начала его возрождения. Тогда у монастыря было совсем мало средств, даже на хлеб не хватало. И мы договорились, что монастырь будет передавать нам на пекарню муку, которую ему жертвовали, выделять своих послушников в помощь, а мы бесплатно давали братии испеченный на пекарне хлеб. К сожалению, этим летом из-за возникшего недоразумения, никак не связанного с работой пекарни, монастырь отказался от нашего хлеба и стал привозить его из Северодвинска. Правда, в последнее время обитель вновь стала покупать местный хлеб по магазинной цене.

– Безусловно, нет нужды привозить на Соловки булки с материка, когда в вашей пекарне выпекается такой замечательный, такой вкусный хлеб.

– Не только Вы так отзываетесь о нашем хлебе. Его качества связаны с тем, что выпекается он в старых дровяных печах по старым технологиям. Конечно, рано или поздно, нам все равно придется переоснащать пекарню. Современное оборудование уже приобретено и установлено, но не подключается из-за отсутствия разрешения Энергонадзора. И выводить пекарню с территории монастыря нам тоже придется.

– Но ведь не по требованию монастыря?! Трапезный комплекс, в подклетах которого расположена пекарня, находится пока что в оперативном управлении музея. И хотя бы, поэтому монастырь никак не может выгонять оттуда пекарню.

– Предписание о выводе пекарни из монастырских помещений до 1 января 2008 года направил нам этим летом директор музея.

– Хочу обратить на Ваши слова особое внимание. Чтобы соловчане поняли, что не монастырь, а музей выселяет пекарню. А чем обосновано предписание о выводе пекарни?

– В письме, направленном нам музеем сказано, что эксплуатация пекарни вредит состоянию памятника древнерусского зодчества. Теплый и влажный воздух из пекарни приводит к появлению конденсата. На стенах Трапезной палаты появился грибок.

– А то, что кровля Трапезного комплекса протекает, и ее никто не приводит в порядок, это разве не отражается на состоянии памятника?.. И какое же решение Вы приняли в связи с предписанием музея?

– Будем выводить пекарню за монастырские стены. Но конечно не к 1 января. Это не реально. Надеюсь, что музей, понимая важность обеспечения населения хлебом, не пойдет на закрытие пекарни в разгар зимы. Соловки нельзя оставить без хлеба. Глава нашего Муниципального образования проинформирован о сложившейся ситуации.

Конечно, мы обязаны идти в ногу со временем – должны переходить на выпечку хлеба по европейским стандартам. Все должно соответствовать определенным нормам. А в нынешнем помещении невозможно даже сделать вентиляцию, потому что это памятник архитектуры. Очень тяжелые условия труда у пекарей, почти все делается вручную.

В настоящее время рассматриваются возможные варианты размещения пекарни. Организация наша маленькая, средств на освоение или строительство новой пекарни у нас практически нет. Мы можем только просить у областных властей помощи. Считаю, что вопрос организации хлебопечения на Соловках – жизненно важный для всех жителей острова. Поэтому призываю все властные структуры, всех возможных спонсоров оказать содействие в создании новой пекарни.

И еще хотелось бы узнать о том, в связи с чем Вы, отец Мефодий, пришли 2 ноября на сессию Муниципального Совета нашего поселка?

– На этой сессии обсуждался вопрос о передаче фундамента дома № 6 по улице Сивко, оставшегося после пожара 2006 года. Это был дом, в котором с 1838 года жили трудники Соловецкого монастыря. Кроме монастыря на получение участка на месте сгоревшего Филипповского корпуса, была подана заявка от ООО «Северо-Западная строительная компания» из Санкт-Петербурга, которая хотела построить там коммерческую гостиницу. К счастью, депутаты сумели прийти к разумному решению. Они не допустили появления на Соловках очередного отеля и поддержали почти единогласно (при одном воздержавшемся) законную просьбу монастыря о возвращении ему того, что осталось от здания, им построенного и исторически принадлежавшего ему. Мы собираемся в ближайшее время восстановить утраченное здание в первозданном виде, и будем использовать его для приема паломников, число которых растет год от года.

Произошедшее на сессии говорит о том, что соловчане начинают понимать, что при решении любых вопросов, связанных с памятниками или землевладениями, прежде всего надо спросить их исторического хозяина – монастырь, не хочет ли он вернуть этот объект, прежде законно принадлежавший ему, в свое пользование. И только если монастырь откажется, можно предлагать его другим. За монастырем должно быть закреплено приоритетное право на пользование тем, что было им создано.

На сессии обсуждалось немало и других вопросов, в частности вопрос о ветряке, который предлагается установить на Лобском озере. Согласно предлагаемому проекту это будет сооружение высотой в 163 метра, то есть ростом почти в четыре монастырские колокольни. Подобный Соловецкий колосс, претендуя на то, чтобы стать основной доминантой юго-западного побережья Соловков, серьезно изменит исторически сложившийся вид на Большой Соловецкий остров с моря. В случае его сооружения взор подплывающих к Соловкам будет притягивать не пленительный вид монастыря, а вращающееся с шумом колесо ветряка, диаметр которого будет составлять 71 метр. Вызывает сомнения и техническая необходимость создания подобного энергосооружения, так как даже нынешние дизели Соловецкой ДЭС сегодня, до проведения реконструкции, постоянно недогружены. После выступления на Сессии эколога Н.Н. Черенковой, было решено подробно изучить вопрос о целесообразности строительства на Соловках подобного ветроэнергетического сооружения, а затем вновь рассмотреть вопрос на сессии.

Экологические последствия строительства на Соловках ветродизельной электростанции.

Согласно проекту установка, которую собираются сооружать на Соловках, будет представлять собой комплексную ветродизельную электростанцию. В перспективе предполагается, что 75% электроэнергии она будет вырабатывать за счет энергии ветра, 25% – за счет сжигания топлива. Таким образом, говорить о полной экологической чистоте этой установки не приходится.

Место для расположения ветроэнергетической установки выбрано, на мой взгляд, необоснованно – на антропогенно не нарушенной территории, занятой девственными еловыми лесами. Энергоустановку собираются построить на дальнем от дороги берегу озера Лобского, в его водоохраной зоне. Вырубка леса под площадку для установки и сооружения других строений составит 9 га. Кроме того, планируется вырубка более 4 га леса под просеку 20-ти метровой ширины для проводки силового кабеля. Выбор места под площадку, кроме относительной близости к поселку (2 км), ничем не обоснован. Лесхоз предлагает на рассмотрение четыре возможных участка под строительство электростанции. Все они расположены в районе свалки в непосредственной близости к поселку. Там территория уже антропогенно нарушена. Нет водоемов, которые могут быть загрязнены при эксплуатации установки. Нет необходимости вырубать соловецкий лес.

Прежде чем решать вопросы о том, стоит ли развивать на Соловках ветроэнергетику и поддерживать проект о строительстве на Лобском озере ветродизельной электростанции, следует внимательно ознакомиться с технико-экономическим обоснованием этого проекта и обязательно провести на предпроектной стадии экологическую экспертизу. Особое внимание следует уделить анализу шумового загрязнения, которое возникнет при эксплуатации ветродизельной электростанции. Тем самым будет создана угроза для постоянного места обитания птиц, мониторинг которых ведется на территориях, прилегающих к Лобскому озеру, уже более 20 лет. 

Тип: Интервью насельников
Место: Соловки