Вылегжанин Р. Каждый должен строить свой корабль

14 августа 2013 г.

Уже почти два года на сайте «Московских новостей» существует проект «Новая интеллигенция». В его рамках мы публикуем беседы с людьми, чья жизненная философия, а самое главное – деятельность, направлены на созидательное изменение города и страны. Изменения не обязательно должны быть глобальными. Достаточно того, что человек просто реализует свою жизненную программу и обустраивает вокруг себя ту часть мира, до которой он персонально способен дотянуться. Теория малых дел? Наверное. Но именно критическая масса малых позитивных изменений способна привести к изменениям глобальным. Во всяком случае, в это верят все те, кто работает в «МН».

В прошлом году одним из героев «Новой интеллигенции» стал Дмитрий Лебедев – выпускник МГИМО, бывший экономист-международник, а сейчас – совладелец одной из крупнейших в России сети химчисток.

В конце девяностых Дмитрий, побывав на Соловках, увлекся историей русского севера. В начале двухтысячных он с единомышленниками из Москвы, Архангельска, Петрозаводска и других городов создал на Соловецких островах один из первых общественных негосударственных музеев – Соловецкий морской музей. Преодолев при этом разные административные и прочие препоны, которые создавали «чиновники от культуры».

В книге отзывов музея чаще всего встречается словосочетание – «живой музей». Живым люди называют его не только из-за особой атмосферы, которая там действительно создана. Но еще и потому, что в течение 10 лет основным экспонатом музея было настоящее строительство реплики государевой яхты «Святой Петр», на которой Петр Первый дважды посещал Соловки. То есть музей одновременно работал верфью.

В начале августа после десяти лет строительства яхту, наконец, спустили на воду в соловецкой Бухте благополучия. Я там был и наблюдал за процессом. Спрашиваю Лебедева: «Зачем строили яхту?» Рациональное объяснение – «продвигать российскую историю, чувствовать свои корни». Но больше в строительстве сначала музея, а потом яхты – иррационального. «Просто в какой-то момент мы поняли, что нужно строить корабль», – говорит Дмитрий.

Десять лет для создания такого относительно небольшого суда — огромный срок. Обычное время – два года. Но сроки строительства, как говорит Дмитрий, всех тех, кто отказывался от серьезных и постоянных работ «на материке» и приезжал каждый год на Соловки строить корабль, не особенно волновали. «В какой-то момент мы даже решили строить корабль бесконечно», – почти шутит Лебедев. «Почему?» – уже всерьез спрашиваю я. «Просто те люди, которые проходили через музей и наблюдали за строительством корабля, понимали, что в нашем мире еще можно ставить себе цели, отличные от тех, которые диктует постиндустриальное общество больших городов».

«Каждый из нас в жизни должен строить свой собственный “корабль”», — сделал вывод один из посетителей Соловецкого морского музея в книге отзывов.

«Когда задумываюсь, зачем я это делаю, то перечитываю ту запись, — говорит Дмитрий. – Хочется чувствовать себя сопричастным к созданию чего-то живого и позитивного в нашей стране».

Источник: Газета «Московские новости» от 15 августа 2013 г.
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Газета «Московские новости» от 15 августа 2013 г.