Новости

Анонс ноябрьских лекций, проведенных насельником Соловецкого монастыря иеромонахом Прокопием (Пащенко) в Москве и Санкт-Петербурге

31 декабря 2018 г.
Анонс ноябрьских лекций, проведенных насельником Соловецкого монастыря иеромонахом Прокопием (Пащенко) в Москве и Санкт-Петербурге

На сайте Соловецкой обители в разделе «Беседы о проблемах личности» размещены записи лекций, которые в ноябре 2018 года провел насельник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря иеромонах Прокопий (Пащенко) в Москве и Санкт-Петербурге.

17 ноября иеромонах Прокопий провел беседу с подростками в Центре социальной адаптации святителя Василия Великого (центр, расположенный в городе Санкт-Петербург, помогает подросткам, оказавшимся в конфликте с законом, осознать ответственность за свою жизнь и найти свой путь к свободе, к жизни в мире с собой и с обществом). Лекция – «Постмодернизм и преступность» явилась продолжением цикла «Остаться человеком (выживание). Часть 3». В цикле обсуждались проблемы выживания человека как личности посреди сложного и стремительно меняющего мира.

В лекции «Постмодернизм и преступность» перед ребятами ставился ряд вопросов, предлагающих им осмысленно отнестись к собственной жизни. К сожалению, многие современные подростки настолько пропитаны преступными моделями поведения, навязываемыми медиа-средой, что, зачастую, при всей своей браваде, к сознательным выборам в жизни не готовы. Они практически полностью «заточены» на следование преступным моделям поведения, они видят перед собой практически только один путь – преступный. И только в результате вдумчивого отношения к жизни и честного ответа на ряд вопросов, у них появляется какая-то вариативность, то есть перед ними открываются какие-то иные жизненные перспективы. Они начинают понимать, кто они, к чему они призваны, к чему призван вообще человек. Начинают понимать, что должен предпринимать человек для сохранения своей личности (как минимум, – помнить, что есть черта, через которую нельзя переступать).

30a. Постмодернизм и преступность. О беседах 27-30, о дальнейшем. Вчувствование как основа выживания

30b. Обсуждение фильма Билли Элиот. Учиться думать. Вчувствование и выживание. Преодоление травматического опыта

С 19 по 24 ноября отец Прокопий провел ряд встреч в Москве и Подмосковье.

19 ноября в Международном Фонде Славянской письменности и культуры состоялась встреча на тему преодолению игрового механизма. Речь на встрече шла не только о преодолении разрушительной тяги к игре, которая не дает человеку остановиться, пока он не проиграет все, но и об общих принципах преодоления зависимостей.

Игровой механизм присутствует не только в жизни игроков, но и в жизни тех, кто игроком себя не считает. Игровой механизм отображается выражениями типа: «потерял голову», «понесло». Эти же выражения отображают и некоторые эпизоды из жизни человека, предающегося, например, гневу. Или – из жизни человека влекущегося иной страстью. Например, в контексте данной темы можно вспомнить о Дмитрии Федоровиче – персонажа романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Дмитрий Федорович был влеком потоком страсти к Грушеньке – женщине, образ которой стал для него сверхценной идей. Буквально «потеряв голову», он решился во чтобы то ни стало найти крупную сумму денег, чтобы увезти ее (он сам так решил) на край России. И в данном стремлении Дмитрий Федорович удивительным образом напоминал игрока, ищущего денег, чтобы привести очередной свой «блестящий план» (сам игрок считает свой план «блестящим») в исполнения. Человека несет поток влечения словно горная река – тело. И трудно выбраться на берег, хватается человек за камни, но они скользки.

Преодоление игрового механизма. Часть 1

Преодоление игрового механизма. Часть 2

Данная лекция дополняется статьей «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни). Ч. 1»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1939/

20 ноября в Елизаветинском храме г. Королев после Всенощного бдения (в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных) состоялась беседа на тему радикализации молодежи и ее обращения, в том числе, и к неоязычеству. На встрече говорилось, в целом, о различиях мировоззрений языческого и христианского, о проявлениях языческого мировоззрения в нашей жизни и предпосылках ухода молодежи в деструктивные культы.

Обращение к деструктивным культам, экстремизму, неонацизму, неоязычеству, – лишь частные проявления тех изменений, которые происходят в ментальной сфере человека. В частности, можно говорить о росте смутного беспокойства, порожденного отрывом от Истины и стремящимся выплеснуться в хаотизированные формы активности. Рост беспокойства сопровождается параллельными процессами разрушения культуры и образования, то есть – разрушением тех механизмов, которые призывны сдерживать и упорядочивать хаос. Не сдерживаемый и не упорядочиваемый, он стремится выплескиваться во все более и более агрессивные формы поведения.

Нельзя не упомянуть и дехристианизации общества, разрушения основы, на почве которой люди могли находить общий язык друг с другом. Разрушение основы вместе с нарастающей хаотизацией приводит к явлению, обозначенному как «молекулярная гражданская война». Она выражается в бессмысленном насилии всех против всех. Она не преследует никакой цели, поэтому ее нельзя погасить обращением к каким-то мерам (выплаты, льготы и пр.).

Радикализация молодежи: Компьютерный игры, экстремизм, неоязычество, неофашизм

101a. Всеобщее беспокойство. Нарастание тяги к насилию. Неонацизм. Неоязычество

101b. Фанатизм. Выхолащивание христианства. Дети и выбор. Изменение культурной парадигмы

101c. Молодежь перед революцией 1917 г. Молодежь современная. Восстановление иерархии ценностей

101d. Пресыщенность. Древний Рим. Экстаз революции. Возбуждение, агрессия и инфернальные силы

101e. Германия и Гитлер. Нацизм и неоязычество. Террористическое сообщества. Открытость для инфернальных сил

Видео: https://youtu.be/Qnhn6ERSo5s

21 ноября в Центре детского развития и семейного досуга «Ковчег» (п. Кратово, Раменский район Московской области) состоялась беседа, на которой была продолжена тема нарастании агрессии в среде молодежи. На встречи рассматривался такой аспекты темы, как обращение к компьютерным играм, связанным с насилием.

Нередко раздаются возгласы, утверждающе, что игры такого плана не приводят к насилию в реальной жизни. Но все же на основании множества фактов и данных физиологии можно говорить о обратном. Игры такого плана формируют модель поведения, которая стремиться проявить себя и в реальной жизни.

Во время беседы по инициативе одного из родителей открылось обсуждение темы взаимоотношений родителей с детьми. В том числе, с теми, кто переключил свою жизненную активность в сферу компьютерных игр и медиа-технологий.

110a. КОМПЬЮТЕР И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Вводная. Для чего тема разбирается подробно. Развитие не только детей, но и родителей

110b. КОМПЬЮТЕР И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Воздействие виртуального на реальное. Доминанта восприятия. Формирование условного рефлекса

110c. КОМПЬЮТЕР И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Гипотеза катарсиса. Предотвратят ли компьютерные игры реальную войну. Образы смерти и культура

110d. КОМПЬЮТЕР И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Компьютеры и реальная война

110e. Ответ на вопрос: Как выстраивать отношения с детьми при всем том, что есть. Начало

110f. Ответ на вопрос: Как выстраивать отношения с детьми при всем том, что есть. Продолжение

22 и 24 ноября состоялись встречи в Общественном центре «Благосфера», в центре внимания которых оказались несколько тем сразу несколько тем.

«Проблемные аспекты обращения к психотерапии».

Многие люди обращаются к психологии и к психотерапии, но не все критически относятся к тем психологическим концепциям, на основании которых думают строить свою жизнь. Тема обращения человека к психотерапии не так однозначна, как может показаться на первый взгляд. Породив множество вопросов, она не была исчерпана, она была лишь открыта.

Проблемные аспекты обращения к психотерапии

1a. Задачи священника и задачи психолога. Поставить точки над «i»

1b. Дает ли психология понимание жизни, человека и опору. Дает ли ответы на вопросы

1c. Действительно ли корень проблем в нехватке серотонина (об отвращении к себе)

1d. Отвращение к себе и вопрос о самооценке (очень кратко)

1e. Пример - девушка, депрессия, мысли о самоубийстве (нецеломудренные связи, вербовка, похищение на Ближний Восток)

24 ноября темой встречи была тема «Депрессия и ИТ (информационные технологии)».

Беседа была основана на рассказе о себе одного программиста, который описывал свои попытки справиться с депрессией, биполярным расстройством и синдромом дефицита внимания. На встрече последовательно разбирались причины, которые могут вызывать указанные состояния и процессы. Была осуществлена попытка дать целостный взгляд на проблему, так как только целостное видение может помочь человеку найти путь выхода из нее. А – также осознать конкретные шаги, способствующие ее решению.

Беседа на тему «Депрессия и ИТ (информационные технологии)» вошла с состав лекционного цикла «Преодолеть отчуждение. Часть 2». Прочие беседы в рамках данного цикла прошли ранее в городе Москве.

Аннотация к циклу представлена в небольшой статье с одноименным названием. Преодолеть отчуждение. Часть 2

В цикле лекций «Преодолеть отчуждение. Часть 2» развиваются некоторые темы, поднятые в цикле «Преодолеть отчуждение. Часть 1». В частности, – развивается тема депрессии. Лекции начинаются с рассказа одного программиста о себе самом. Он рассказывал, что ему поставили несколько диагнозов: биполярное расстройство, синдром дефицита внимания, депрессия. Три проблемы, означенные в качестве диагнозов, начинают разбираться с привлечением историй других людей, а также – комментариев как светских, так и духовных авторов. Феномены, вошедшие в жизнь программиста, разбираются в лекциях с 1-ой по 5-ую. С 4f начинается разбор некоторых проблем, встречающихся (не всегда и не у всех обязательно) в среде программистов, а также людей, имеющих дело с точными науками и информационными технологиями (к последней категории относятся многие активные пользователи компьютеров и гаджетов). СМ. ПОДРОБНЕЕ

1a. О дальнейших беседах. Пространство смыслов и понимание. БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО И ПРОЧИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1b. РАЗДЕЛ – ДВЕ ФАЗЫ – ВОЗБУЖДЕНИЕ (фантастические проекты) И ДЕПРЕССИЯ (спад, апатия)

1c. История программиста – Биполярное расстройство (маниакально депрессивный психоз), депрессия, синдром дефекта внимания

1d. Справедлива ли мысль, что фаза возбуждения дает возможность совершать творческие прорывы

1e. Дает ли фаза возбуждения прорывы в творчестве. О Ф. М. Достоевском – сохранить ядро личности несмотря на болезнь

1f. Раскачка фазы возбуждения на бизнес-тренингах и занятиях по динамической медитации

1g. Сенсетивность (сверхчувствительность). Оккультизм. Обращение к остеопатам. Топор в груди. Тысяча мыслей

1h. Две фазы – истории, рассказанные светскими и духовными авторами. История, рассказанная пострадавшим

1i. Святые отцы о двух фазах и нелепых мыслях. Преступления и фаза возбуждения. КРАТКО О ПРЕОДОЛЕНИИ И ЗНАЧЕНИИ РЕЖИМА

2a. Две фазы и преодоление. Осмысление жизни. Режим. Смирение. Образ жизни

2b. История спортсмена (депрессия и преодоление). Гордость, настаивание на своем и непрекращающееся смущение

2c. История спортсмена (две фазы и сглаживание маятника между возбуждением и депрессией)

2d. Две фазы и гордость, две фазы и страсти (в момент опьянения страстью – чувство абсолютной уверенности в собственной правоте, после – апатия)

2e. Две фазы как проявление в реальной жизни. Влияние инфернального мира. 1000 мыслей в голове и непонятно, где среди них я

2f. Дополнение. Не выходить из себя (провокационные вопросы и проч.)

3a. 1000 мыслей и инфернальное воздействие

3b. Две фазы. Распад культуры. Инфернальное. О молитве и значении режима. Одна рефлексия, но нет действия

3c. Рассмотреть причины, выйти из облака. Навязчивые мысли

3d. КРАТКО О ПРЕОДОЛЕНИИ

3e. Панические атаки (подробнее см. в книге «Победить свое прошлое», в лекциях «Зазеркалье», особенно начиная с 40-ой)

3f. Панические атаки. КРАТКО О ПРЕОДОЛЕНИИ

4a. Повторение некоторых идей. Также – о обсессивно-компульсивном синдроме. Оцепенение. К истории о showе-man(е)

4b. Повторение некоторых идей. Также – о синдроме дефицита внимания. 1000 мыслей – к истории о showе-man(е)

4c. Повторение некоторых идей. Также – о синдроме дефицита внимания. 1000 мыслей – к истории о showе-man(е)

4d. 1000 мыслей. История о showе-man(е). Две фазы. Режим. Пост. Послушание. Молитва. Любовь. Мировоззрение. Внимание

4e. История show-woman (обсессивно-компульсивный синдром; смысл жизнь подменяется работой; стремление к ложным целям, а жизнь проходит)

4f. ДЕПРЕССИЯ И ИТ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ). Фиксация лишь на одном. Несет поток. Отношение к человеку как к вещи

5a. ДЕПРЕССИЯ И ИТ (ИНФ. ТЕХНОЛОГИИ). Отношение к челов. как к вещи. Грубая инфорация. Оккультизм. Самоубийства

5b. ДЕПРЕССИЯ И ИТ. Проблемы этики. Мораль заменяется на технологию

5c. ДЕПРЕССИЯ И ИТ. Ответ на слова технического специалиста, сказавшего, что люди – это биороботы

5d. ДЕПРЕССИЯ И ИТ. Три истории о математиках, столкнувшихся с проблемами психического характера