Публикации о Соловках

Участники Летней школы САФУ-ВШЭ на Соловках представили свои проектные идеи

12 июля 2016 г.

Летняя школа САФУ-ВШЭ, посвящённая комплексному развитию территории с уникальным природным и историко-культурным наследием на примере Соловецкого архипелага, – образовательный проект, который проходит при поддержке Агентства по развитию Соловецкого архипелага Архангельской области. В этом году в школе принимали участие студенты не только САФУ и НИУ «Высшая школа экономики», но и учащиеся Университета Гумбольдта (Берлин, Германия).

Напоминаем, совместная Школа САФУ-ВШЭ проходит во второй раз, в этом году в ней приняло участие 64 человека. Её участники не только слушали лекции, ходили на мастер-классы и посещали экскурсии, но и разрабатывали свои проектные предложения по таким направлениям, как экологический мониторинг территории; сохранение и развитие культурного и исторического наследия; социологические исследования посетителей Соловецких островов; развитие инфраструктуры и информационных технологий; культура памяти. Защита проектов пройдёт в Архангельске в ноябре. Всего было шесть проектных групп, которые сокращённо назывались «экологи», «социологи», «историки», «it», «инфраструктура» и «память».

Группа, занимающаяся проблемами экологии, провела мониторинг антропогенной нагрузки на природную среду острова Большой Соловецкий. Экологическую обстановку на островах отягощает отсутствие предприятий по мусоропереработке и водоочистке. На территории архипелага нет чётко сформулированной экологической политики, которая есть во всех охраняемых природных зонах.

«Последнее десятилетие наблюдается положительная динамика посетителей Соловецкого архипелага. Только за последний год архипелаг посетило около 32 тысяч человек, что увеличивает антропогенную нагрузку», – рассказала Анна Трофимова, магистрантка САФУ.

Группа выявила источники загрязнения и зафиксировала их с помощью gps-навигатора. Главный источник антропогенного загрязнения – АЗС, где в 2011 году был розлив нефтепродуктов. Помимо АЗС на экологию Соловков влияют также несанкционированные свалки, нерегулярный вывоз мусора. Участники группы взяли пробы почв и растений, которые будут исследованы в Архангельске, группа разработает предложения по снижению экологических рисков и мероприятия по восстановлению естественного состояния экосистемы.

Группа социологов проводила исследование о туризме на Соловках. В мае участники собирали статистический материал, анализировали СМИ и готовили инструментарий. Четыре дня студенты анкетировали туристов, всего было собрано около 400 анкет. Собранные данные будут анализироваться в июле-августе.

На данный момент, 75% опрошенных приехали на Соловки впервые, но у большинства уже был опыт пребывания в святых местах. По предварительным данным, основным источником информации об архипелаге были семья и друзья, на втором месте – Интернет-ресурсы, в том числе сайт «Мои Соловки». Как отметили социологи, у анкетированных большой индекс возвращения: более 30% ответили, что обязательно вернутся на Соловки, более 40% – вероятно вернутся. Многие респонденты отвечали, что хотели бы вернуться после 2019 года, когда закончится реставрация Соловецкого кремля.

Группы «Проектирование экскурсий» и «IT-технологии» представили совместный проект квест-приложения по Соловкам. Квест-приложение должно решить проблему сложности восприятия классических экскурсий: информация в нём будет подана структурировано, в интересном ключе, с викторинами, а проходить их можно будет тогда, когда удобно туристу. Квест рассчитан как на одного человека, так и на группу, его можно проходить не только на Соловках, но и в родном городе. Первый квест будет посвящён Крымской войне. Историки проработали маршрут, выбрали точки, продумали персонажа, а группа «IT» представила дизайн приложения. Руководители группы «IT-технологии» Мария Пархимович и Екатерина Латухина показали ещё один проект: мобильное-приложение гид для Соловецкого морского музея с qr-кодами и будущим аудиогидом.

Группа «Инфраструктура» проанализировала зону покрытия, устойчивость мобильной связи МТС и Мегафон, двух операторов, действующих на Соловках. «Пообщавшись с жителями, мы выяснили, что они нуждаются в рабочих местах, дорогах, бане, решении проблемы с мусором», – рассказала Дарья Артёмова, студентка САФУ. Команда предложила основать на Соловках реабилитационный центр для детей с особенностями развития. «Современное общество не принимает таких людей, а “вера” и “терпимость” – привычные слова для острова. Здесь чистый воздух, живописные места, небольшое количество жителей, и для людей, живущих на Севере, Соловецкий климат будет привычен», – прокомментировали участники группы актуальность центра. Центр поможет и местным жителям, создав рабочие места и увеличив поток туристов.

Последней выступала группа «Память», в которую входили студенты Университета Гумбольдта и историки из ВШЭ (Санкт-Петербург). Они отметили, что существуют темы, которые недостаточно представлены в публичном пространстве Соловков, но интересные широкой общественности. Например, научная жизнь в монастырский период и во время Соловецкого лагеря особого назначения. Группа отметила также недостаточную научно-исследовательскую активность соловецких школьников и решила привлечь их к работе. Планируется создать образовательные, исследовательские проекты, которые были бы полезны и интересны и местным школьникам и музею, который на базе исследований может создать новые экспозиции. Еще одно возможное направление развития проекта – возрождение Соловецкого общества краеведения. На первоначальном этапе, группа планирует провести школьную конференцию, предложить разработки для новой музейной экспозиции и сформировать онлайн-ресурс, на котором будут опубликованы материалы.

Источник: Сайт САФУ
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Сайт САФУ