Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. КНИГИ: Как, что, по какой теме почитать с целью формирования христианской картины мира (список книг и источников, упоминавшихся в одноименной беседе (в 2-х частях) иеромонаха Прокопия)

21 ноября 2020 г.

Данный текст представляет собой сопровождение к двум беседам иеромонаха Прокопия о чтении (часть 1часть 2). Беседы родились из вопросов паломников, интересующихся, что они могли бы почитать, чтобы развиться в христианской жизни. Главным критерием для отбора источников в список являлся принцип соотносимости друг с другом. В первой беседе рассказывает непосредственно о самом чтении, потом делается переход к списку источников, и на счет каждого источника дается краткий комментарий. В тексте кратко (по сравнению с беседами) рассказывается о чтении, список источников по сравнению с беседами – расширен, источники в тексте приводятся практически без комментариев (или с краткими комментариями).

Список книг, сам процесс чтения, являются важными «конструкциями» в построении здания христианской жизни, другими «частями» которой являются лекции и тексты, подготовленные по иным темам (примерный план «строительства» см. в статье «Опыт разработки актуальных вопросов пастырского окормления мирян»).

О чтении

Чтение помогает сформировать целостное мировоззрение, что представляется важным для христианина. Ведь деятельность человека определяется его мировоззрением. Характер догмата определяет характер поступка. Опрометчиво думать, что догматическая сторона несущественна в жизни человека. Если человек, например, принимает восточную концепцию о иллюзорности мира, то желание помочь собеседнику может так и не возникнуть. В самом деле, исходя из концепции иллюзорности бытия, нет ни самого человека, ни его собеседника. Зачем же тогда оказывать последнему помощь. Принятие иного мировоззрения в корне меняет ситуацию. Есть и человек, и его собеседник. Есть и вечная жизнь, в которую человек войдет с тем багажом, который скопил в своей душе. Характер деятельности человека определит то душевное состояние, в котором человек будет развиваться в вечности. «Каждое дело, слово и помышление, как благое, так и злое, непременно кладет на нас соответствующую себе печать»[1]. И потому внимание к собеседнику видится делом обоснованным.

Среди книг, предназначенных для чтения, можно условно выделить две группы:

В первую группу входят книги, над содержанием которых нужно думать. Бывает, что несколько страниц такого рода книги насыщают ум. Человек, встретившись с несколькими глубокими мыслями, испытывает потребность в том, чтобы «переварить» их. Дальше – уже «не читается».

Ко второй группе условно можно отнести книги более повествовательно характера. В книгах такого рода присутствуют примеры из жизни, а наставления даются простым языком. Книги такого рода доступны для понимания даже тогда, когда ум утомлен.

Есть разные подходы к чтению. Один из них можно выразить словом «переживывание». Человек старается усвоить прочитанное, а не стремится просто прочитать как можно больше. О чтении прекрасно высказался иеромонах Серафим (Роуз). В его книге «Человек против Бога» есть глава под названием «Ежедневная духовная пища». В этой главе он советует выписывать те цитаты из святоотеческих творений, «которые нам кажутся наиболее важными для нас». [Мы] «изучаем их, определяем, в какой степени они подходят нам, и в случае необходимости находим параллельные места у других святых отцов, сопоставляем, вдумываемся, глубже постигаем смысл и т. д.». «Если хотя бы на один день мы прекращаем прием слов Священного Писания и святых отцов,— это означает, что мир [то есть хаотическое, беспорядочное мышление; страстные движения, желания; ложные представления, толкающие нас на греховные поступки] начинает преобладать в нас». Впрочем, нужно учесть, что не всегда удается полностью усваивать прочитанное. Иногда оно не понимается. В таком случае можно руководствоваться словами одного духовного автора. Его мысль звучит примерно так: Если не понимаешь написанного, читай дальше; в свое время поймешь.

Рекомендации по поводу чтения дает и святитель Игнатий (Брянчанинова) в своей книге «Приношение современному монашеству» в главе «Об осторожности при чтении Отеческих книг о монашеской жизни». А также – в своей книге «Аскетические опыты. Том 1» в главах «О чтении Евангелия», «О чтении святых отцов», «Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение». Последняя из указанных глав чрезвычайно актуальна для современного читателя, читающего часто все подряд без всякого разбора. А ведь, чтобы повредиться духовно, для человека достаточно увлечься какой-либо ложной мыслью или идеей. Святитель Игнатий (Брянчанинов) свидетельствует, что «душу может убить одна мысль, содержащая в себе какой-нибудь вид богохульства, тонкий, вовсе не приметный для незнающих».

Подобные мысли человек усваивает через личный контакт с адептами эзотерических учений, через чтение еретических книг, а также через безразборчивый просмотр телевизионных программ. Путей, по которым в человека поступают ложные мысли, – множество. И по любому из них в сознание может проникнуть то, что изменит духовный облик человека. «Измените, – писал преподобный Силуан Афонский, – в своем догматическом сознании что-либо, и неизменно изменится в соответствующей мере и ваш духовный облик, и вообще образ вашего духовного бытия».

Некоторые мысли о пользе чтения применительно к проблемам современного человека изложены в беседе третьей из цикла «Большее и меньшее: что можно противопоставить наркотикам» («Реабилитация и спорт. Образ здравого жития без греха. Реабилитация у сектантов»). А также – в беседе третьей из цикла «Что делать и как жить» («Чтение и молитва. Отгоняются страсти, забывается прошлое»).

О чтении – преподобный Ефрем Сирин: «По мере сил своих принуждай себя, как можно чаще, читать Писание, чтобы оно собирало твои помыслы, которые враг разсевает своим злоухищрением … Будь трезвен, и старайся всегда прилежно заниматься чтением, чтоб оно научало тебя, как избегать сетей вражеских и достигнуть вечной жизни. …  Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум, и дарует ведение о Боге».

О чтении – священномученик Фаддей (Успенский): «Благодаря практике у учителя часто устанавливаются определенные, слишком однообразные приемы преподавания, а это легко может сделать преподавание его безжизненным. Читая же книги разных лиц, трудившихся в учебновоспитательном деле, учитель встречает новые для себя мысли, знакомится с новыми приемами преподавания. Да и вообще чтение при однообразной учебной деятельности может освежающим образом действовать на душу» (см. «О необходимости подготовки к учительству путем практическим и теоретическим» из книги священномученика Фаддея (Успенского) «Записки по дидактике»).

Жизнь христианина. С каких книг можно начать:

1. «Победить свое прошлое: Исповедь – начало новой жизни».
В этой книге собрано многое из тех источников, о которых пойдет речь ниже.

2. «Отец Арсений».
Встречаются сокращенные версии этой книги, но желательно читать полную версию – довольно объемное (но очень легко читаемое) издание, в которое включены такие разделы: Введение; часть первая «Лагерь»; часть вторая «Путь»; часть 3 «Дети»; часть 4 «Путь к вере»; часть 5 «Возлюби ближнего своего»; Воспоминания об отце Арсении»). Книгу «Отец Арсений» можно выделить особо. Она помимо прочего содержит повести, рассказывающие о жизни христиан в трудные времена: годы гонения на Церковь, Вторая Мировая война. Многие люди не понимают, что такое христианская любовь и как она проявляется в жизни. Повести же, включенные в книгу, дают наглядный ответ на этот вопрос (см., например, главу «Доброе слово»). Книга представляет собой сокровищницу духовного (и жизненного) опыта.

3. Старец Фаддей Витовницкий. «Мир и радость в Духе Святом».
Старец жил в трудное время, должен был заботиться о других. В годы гонения на Церковь его могли казнить коммунисты, а во время оккупации Сербии нацисты. Старец настолько сильно переживал, что стал принимать таблетки, так как не мог успокоиться ни днем, ни ночью. Перенес два нервных срывы и понял, что, если не изменит свою жизнь, то – умрет. И однажды он успокоился. Найденным им на жизненном пути он делится с читателем.

4. Можно также посмотреть документальный фильм «Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя…»

5. Поучения преподобного Паисия Святогорца. Белые книги серии «Слова».
Можно найти в сети. «Том 1. С болью и любовью о современном человеке»
; «Том 2. Духовное пробуждение»; «Том 3. Духовная борьба»; «Том 4. Семейная жизнь»; «Том 5. Страсти и добродетели»; «Том 6. О молитве»). Когда одному духовнику был задан вопрос, как отличать помыслы, которым можно следовать от помыслов, которым следовать нельзя (как отличить мысли собственные от мыслей, которые вложены в сознание падшими духами), духовник посоветовал прочитать книги с поучениями преподобного Паисия, который показывает, как разграничивать мысли.

6. Преподобный авва Дорофей. «Душеполезные поучения».
Книга кажется простой, но только на первый взгляд. В ней содержатся базовые сведения, и она дает основу. В частности, святитель Феофан Полтавский писал о ней: «“Я читаю сейчас Авву Дорофея, – далее пишете Вы и спрашиваете – Все ли, что он пишет, могу я прилагать к себе, к своему поведению или же нет?” Отвечаю: нужно все делать, особенно на первых порах, с благословения и совета своего духовного руководителя. Это не потому, чтобы написанное не было истинно, а потому, что начинающим оно может быть не совершенно правильно понято. Написанное у Аввы Дорофея написано очень просто, но духовный смысл написанного им не прост, а очень глубок» (Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского).

Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского.

7. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Опыт подготовки исповеди».

Практическая реализация христианского образа жизни:

1. Александр Ельчанинов, священник, 2 статьи: «Демонская твердыня (о гордости)», «Беседа перед исповедью».

2. Владимир Воробьев, протоиерей, 2 статьи: «Покаяние, исповедь, духовное руководство», «Православное учение о браке».

3. Иоанн Наумович, протоиерей. «Путеводитель доброй жизни (Страх божий, Мудрость, Трезвость, Труд)».

4. Небольшая по объему, но очень емкая по содержанию книжечка с размышлениями иеромонаха Рафаила (Нойка) «Живя мя по словеси Твоему».
Иеромонах Рафаил (Нойка) ученик архимандрита Софрония (Сахарова), передает мысли как своего аввы, так и мысли преподобного Силуана в адаптированном для понимания простого человека виде. Его размышления глубоки.

5. Иеромонах Тихон. «Архиерей».

6. Святитель Василий (епископ Кинешемский) «Беседы на Евангелие от Марка»
Книга написана понятным для современного читателя языком. Интересна и содержательна. Содержит массу примеров из реальной жизни, что сообщает ей еще большую ценность в практической жизни.

7. Архимандрит Спиридон (Кисляков). «Из виденного и пережитого».

8. Книга воспоминаний об отце Геннадие Огрызкове
(есть первое и дополненное второе издание)

9. Сергей Фудель. «У стен Церкви».

10. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Курсовое сочинение «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени».

11. Преподобный Иустин (Попович). «Философские пропасти».

12. Серафим (Роуз), иеромонах. «Православие и религия будущего». «Человек против Бога». О жизненном пути отца Серафима – в книге иеромонах Дамаскина (Кристенсена) «Не от мира сего».

13. Академик А.А. Ухтомский (один из основателей нейрофизиологии, руководил актуальными для военного времени исследованиями по травматическому шоку в блокадном Лениграде, почил в сане епископа). «Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939» (хотя бы разделы: «От Двойника к Собеседнику», «Ответы на записки после доклада», «Перед лицом открывшейся красоты и истины», «Великий разум бытия»).

14. Преподобный старец Иоанн Валаамский (Алексеев), схиигумен. «Письма валаамского старца».

Об одиночестве:

1. Eпископ Пантелеимон (Шатов). «Одиночество» (эта статья была опубликована до монашеского пострига и рукоположения в сан епископа, в сети находится под именем протоирея Аркадия Шатова)

2. Иван Ильин. «Рождественское письмо».

3. Глава из книги «Отец Арсений» «Доброе слово»

О молитве:

1. Большаков Сергий. «На высотах духа» (в том числе, – о молитве).

2. Священник Антоний (Голынский), трактат «О молитве Иисусовой и Божественной благодати»
(емкое по выражению мысли; можно прочитать 3 раза с интервалами в год-два). Приводится в книге Н. Новикова «О молитве Иисусовой».

3. Творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Можно посмотреть оглавления томов и прочитать главы, в названиях которых говорится о молитве.

Книги христиан, переживших годы гонений:

1. Протоиерей Михаил Труханов. «40 лет моей жизни».

2. Евфросиния Керсновская. «Сколько стоит человек».

3. Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская). «Действие благодати Божией в современном мире».

4. Арцыбушев А. П. «Милосердия двери», «Сокровенная жизнь души».

5. Солоневич И.А. «Россия в концлагере».

6. Солоневич Б.А. «Молодежь и ОГПУ».

В лекциях «Остаться человеком (часть 3): Офисы, мегаполисы, концлагеря» об этих книгах в пунктах: 0a, 0b, 4h, 4i, 14, 15b. 

В минуты ожесточения:

Ефрем Сирин, преподобный. «Слезные моления».

Христианское чтение:

1. Святитель Николай Сербский. «Миссионерские письма».

2. «Непознаный мир веры»
Сборник статьей, рассказов, высказываний, исторических сводок на тему веры. Книга ориентирована на вызывающее интерес, наглядное и доходчивое объяснение той мысли, что феномен веры – не абстракция, а факт.

3. Спиридон (Кисляков), архимандрит. «Из виденного и пережитого».

4. Протоиерей Михаил Овчинников. «Терновый венец болезни. Опыт преодоления рака».

5. Игумения Таисия. «Келейные записки».

6. Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые».

7. Иван Ильин. «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» (плюс «О Божией ткани»). «Книга раздумий». Книга «Аксиома религиозного опыта» (хотя бы 5 глав: «О религиозной автономии», «О религиозной гетерономии», «Огни личной жизни», «О религиозной цельности», «О религиозной искренности»). Статья «О художественном совершенстве». Итоговая книга его жизни – «Путь к очевидности».

8. Виктор Николаев. «Живый в помощи». «Безъотцовщина». «Из рода в род».
Ветеран-афганец. Пишет книги, основанные на беседах с реальными людьми. Живой жизненный опыт встреч. Книга «Живый в помощи» описывает опыт самого автора.

9. Елена Мартилла и Светлана Магаева. «Мученики лениградской блокады».

10. Борис Шергин. Повести и рассказы (например, «Для увеселения»). «Праведное солнце», дневники разных лет (1939-1968).
У Шергина все написанное особым христианским духом пропитано.

11. Достоевский Ф.М. («Преступление и наказание», «Бесы», «Игрок», «Идиот», «Братья Карамазовы»).
Преподобный Иустин (Попович) назвал Достоевского пророком и апостолом славянста. Он изложил свои взгляды относительно творчества Достоевского в своей книге «Философские пропасти» в главе «Достоевский как пророк и апостол православного реализма» (а также в отдельных, в чем-то похожих друг на друга, книгах: «Достоевский о Европе и славянстве», «Философия и религия Достоевского»).
Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал: «Читай духовные книги, жития святых. Начни с Достоевского. Читай и осмысливай»[2].
Келейница старца рассказывала: «Не помню уже, с чего я тогда начала приобщаться к духовности по Добротолюбию и что так взволновало отца Иоанна. Задав мне несколько вопросов касательно моей осведомленности в чтении классиков, он выяснил еще одну, по его мнению, недоброкачественность. Я любила и много читала, даже иллюстрировала рассказы Л. Толстого. Это открытие его встревожило не меньше, чем второй том Добротолюбия. Отец Иоанн предложил мне убрать с полки Толстого, заменив его Достоевским, а к Добротолюбию до времени не прикасаться совсем. Тем и кончились мои самочинные подвиги»
[3].
Филогог Василий (Фазиль) Ирзабков говорил, что Достоевский – весь о Христе.

По мнению психиатра Мелехова, творчество Достоевского обладает силой «психотерапевтического воздействия на больных и духовно возрождающего влияния на всех людей»
[4].
Профессор Короленко и академик Дмитриева считают, что в романе «Игрок» «процесс зарождения и овладения эмоциями проанализирован автором более тонко, чем в специальной литературе»[5]. Нейрофизиолог академик А.А. Ухтомский использует в своих работах психологические зарисовки Достоевского в романе «Двойник»[6]. Профессор С.Г. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием» многократно упоминает Достоевского.
Иными словами, Достоевский актуален и как писатель, раскрывающий истины христианства, и как психолог, раскрывающий тонкие изгибы человеческой души.
Профессор Мелехов Д. Е. пишет: «Творчество Достоевского обладает силой «психотерапевтического воздействия на больных и духовно возрождающего влияния на всех людей» (см. раздел 7 «Эпилепсия» из книги Мелехова Д.Е. «Психиатрия и проблемы духовной жизни»).

12. «Мой путь к Богу».
Эту книгу стоит отметить особо. Она состоит из расшифровок одноименных передач, в которых священник Георгий Максимов беседовал с людьми, пришедшими в Православие из иных религий, оккультизма, атеизма и прочих направлений. Во время своего рассказа люди формулировали суть своего заблуждения и те идеи, которые помогли им их преодолеть. Книга насыщена реальным интенсивным опытом. В книгу вошли расшифровки лишь некоторых передач, самих же передач – довольно много.
Беседа с иеромонахом Диомидом (Лукьянюком) (видео; текст).
Беседа с бывшим протестантом, священником Станиславом Распутиным (видеотекст).
Беседа с бывшим протестантом, священником Игорем Зыряновым (видео; текст).
Беседа с бывшим кришнаитом Андреем Колобовым (видео; текст).

Христианское чтение – детям:

1. Вигопулу Мерсина. «Из Я-града в Ты-град».

2. Энде Михаэль. «Момо».

3. Аудио-ответ иеромонаха Прокопия «Воспитание. Дети и родители (что читать детям, протест детей и отход от веры)».

Жития:

Ценно – читать жития подвижников XIXXX (а также XXI) века. Их опыт, стиль речи, ситуации, которые пришлось пережить – все это близко нам. Развернутые жизнеописания позволяют увидеть реакцию подвижника на то или иное жизненное явления, характер его общения с окружающими людьми, поведение в повседневной жизни в соответсвии с Евангельским учением. Через знакомство с опытом такого человека мы приобщаемся к учению Евангелия. 

1. Житие старца Иерофея Дидаскала.

2. Симеон (Холмогоров), архимандрит. «Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни».
Преподобный Гавриил (Зырянов) с самого детства был отмечен Божиим помазанием. Стремясь к тому, чтобы достигнуть любви Божией, он прошел трудную школу подвижничества. Его жизнеописание может утешить тех, кто несет тяжкие труды или испытывает трудные жизненные обстоятельства. Был в жизни святого и долгий период болезни, через которую Господь помог преподобному Гавриилу найти то, что так жаждала его душа.

3. Поповский Марк. «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга».

4. Жития новомученников и исповедников ХХ века (также, прошедших через полосу гонений, но не прославленных в лике святых).
Их опыт ценен для нас. Эти люди в годы гонений на Церковь прошли через тюрьмы, лагеря ссылки. Они отстояли свою веру, свою личность, свои убеждения. Они не сломались.

5. О преподобном Севастиане Карагандинском (Королёва В., «Живой воды неиссякаемый источник»).

6. Полное житие святой блаженной матери нашей Матроны Московской.

7. О митрополите Иоанне Чернове (Королева В. «Свет радости в море печали»).

8. Жития святых, составленные святителем Димитрием Ростовским.

Поучения, наставления:

1. Жития и наставления Оптинских старцев.
Есть много книг, которые можно отнести к данной категории. Оптинские старцы жили уже практически в нашу эпоху.

2. Творения святителя Игнатия (Брянчанинова): «Аскетические опыты. Том 1», «Аскетические опыты. Том 2»; «Приношение современному монашеству»; «Слово о чувственном и о духовном видении духов».
Пятый том – «Приношение современному монашеству» полезно будет прочитать и мирянину. В этом томе святитель касается не только темы монашества, но и общих вопросов. Например: что есть келейное правило, как совершать поклоны и прочее.
Книга «Слово о чувственном и о духовном видении духов» дает основу для понимания того, насколько опасными для человека могут стать контакты с демоническим миром. Эта книга актуальна в наши дни, когда люди, не отдавая себе отчета в последствиях, идут к экстрасенсам, занимаются медитацией, вызывают духов и пр.
Сочинения святителя Игнатия можно читать понемножку. Творения святителя дают человеку обоснованный ответ, в принципе, на любой вопрос в отношении духовной жизни, помогают выстроить «карскас», на который можно нанизывать знания не только духовного, но и светского характера. 

3. Творения святителя Феофана Затворника («Путь ко спасению», «Письма о духовной жизни»).
Наставления святителя Феофана о молитве можно уравновесить наставлениями о молитве  святителя Игнатия.

4. Никодим Святогорец, преподобный. «Невидимая брань».

5. Преподобный Исаак Сирин. «Слова подвижнические».
При желании и, если есть с кем посоветоваться по поводу книги, можно полистать книгу преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические» (только – не в начале воцерковления, а лет через 10), о которой преподобный Паисий Святогорец оставил такую заметку: «Если бы больным в психиатрической лечебнице читали вслух Авву Исаака Сирина, то больные, верующие в Бога, становились бы здоровы, потому что им открывался бы глубочайший смысл жизни» (из книги «С болью и любовью о современном человеке» (Слова преподобного Паисия Святогорца, Том 1)).

6. Книга архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан».
Первая половина книги – заметки самого отца Софрония (ученика преподобного Силуана). Для кого-то они воспринимаются как «тяжелое» чтение, поэтому, если душа не лежит, то можно – начать сразу с творений преподобного Силуана. Он жил в 20-м веке, его мысли близки многим людям.

Воспитание:

1. Порфирий Кавсокаливит, преподобный. О воспитании и общении с детьми: в книге «Цветослов советов», раздел «Дети и молодежь», в книге «Житие и слова», раздел «О воспитании».

2. Священномученик Фаддей (Успенский). Начало работы «Записки по дидактике» (в начале пишет об учителе, потом даются конкретные рекомендации уже по преподаванию Закона Божия).

3. Тихон (Агриков), архимандрит
Несколько страниц раздела «Пастырь – душепопечитель» в курсе лекций по пастырскому богословию для студентов духовной академии 3-го курса (Загорск, 1967; текст лекций можно найти на сайте lib.rus.ec). Этот раздел можно прочитать и мирянам, в нем о. Тихон излагает мысли о том, как выстраивать общение с трудными людьми; эти мысли могут оказаться полезными при воспитании и, вообще, при общении);
При желании – книга этого же автора о воспитании – «У Троицы окрыленные».

4. Тексты и лекция иеромонах Прокопия:

4.1 «РОДИТЕЛИ И ДЕТИ (часть 1): О принципах общения с «трудными» людьми и воспитании».

4.2 «РОДИТЕЛИ И ДЕТИ (часть 2): Бесполезно ли воспитание?»

4.3 «РОДИТЕЛИ И ДЕТИ (часть 3): Уважение за уважение…»

4.4 «РОДИТЕЛИ И ДЕТИ (часть 4.1): Мозг родителей и мозг детей».

4.5 Циклы лекций «Проблема отклоняющего поведения: Родственникам, родителям, педагогам», «Родители и дети. Воспитание».

Тема видений и измененных состояния сознания:

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

1. «Аскетические опыты. Том 1», произведение «О молитве Иисусовой», отдел второй «О прелести»;

2. «Слово о чувственном и о духовном видении духов»;

3. Книга «Приношение современному монашеству», главы «О отшельнической жизни», «О сновидениях». 

4. Книга «Великая стража» (о русском Пантелеимонове монастыре на горе Афон), главы: «Собственноручные келейные записки», «Рассказы из жизни духовной».

Темы – выход из оккультизма и последствия погружения в него, магия, отношение к порче и пр.

1. Книга игумена N. (схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)) «Об одном древнем страхе. Кого и как портят колдуны».
Одна из главных идей книжечки: верующий человек, стремящийся стяжать благодать Святого Духа и защищенный этой благодатью, может не бояться колдовского воздействия.

2. Более подробно – в книге игумена N. «ОТ ЧЕГО НАС ХОТЯТ “СПАСТИ” НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?».
Другое название этой же книги – «Тайны экстрасенсорики и паранормальных явлений. Опыт исследования феноменов НЛО, левитации, телепортации, телекинеза и других сверхспособностей».

3. Очень хорошо суть дела объясняет в своих лекциях монах Иоанн (Адливанкин).
Отец Иоанн несет свое служение в душепопечительском центре св. прав. Иоанна Кронштадтского, который был создан для реабилитации (в том числе) жертв оккультизма и сатанизма. Записи его бесед выложены на официальном сайте центра в разделе «Беседы в Оптиной (видео)». Некоторые мысли отца Иоанна в отношении страха перед порчей и колдовством приводятся в упомянутом выше ответе (в ответе отмечено в каких лекциях, в какое конкретно время он высказывается в отношении страха).

4. Некоторые идеи, заимствованные, в том числе, из опыта душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского приводятся в книге «“Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни».
В частности, в этой книге можно обратить внимание на следующие разделы: «Несколько слов бывшим оккультистам, а также тем, кто обращался к ним за помощью», «Колдовство и одержимость. Причины попадания под демоническое влияние», «Как молиться и на что обратить внимание человеку, испытавшему демоническое воздействие».

5. О преодолении предпосылок, на основании которых базируется открытость человека для инфернального воздействия рассказывается в статье «Преодоление игрового механизма. Часть 4. Игровой психоз и неконтролируемая приверженность».

6. Более подробно о преодолении предпосылок, на основании которых базируется открытость человека к патологическим состояниям и мыслям, – в цикле лекций «Зазеркалье». С 40-ой беседы – уже конкретно о преодолении патологических состояний и о выходе из-под прессинга патологических мыслей, с 60-ой беседы – подведение итогов.

7. Одна из основных идей цикла «Зазеркалье» (открытость для патологических состояний преодолевается через врастание в опыт Церкви, формирование целостного мировоззрения и системы навыков) отчасти описывается в статье «Брешь в стене (часть 2/2). Некоторые мысли о целостной духовной культуре и выходе из круга патологических состояний».

8. Последний раздел статьи так и называется «Кажется, что кругом – колдуны». Раздел основан на анализе одного письма и представляет собой ответ на типичную для страха перед колдовским воздействием постановку вопроса. Данный раздел может быть включен в один ряд с нижеследующими краткими сообщениями, которые были адресованы разным людям (эти сообщения потому и могли были краткими, что подкреплялись ссылками как на только что упомянутую статью, так и на вышеприведенные источники).

9. Две короткие, но емкие истории объясняют последствия погружения в оккультизм:

9.1 Глава «Судьба Левана» из книги архимандрита Рафаила Карелина «На пути из времени в вечность»;

9.2 История бывшей колдуньи Нины Красновой в главе «Исповедь колдуньи» из книги протоиерея Михаила Овчинникова «Терновый венец болезни. Опыт преодоления рака».

Богословие:

1. Священномученик Андрей (князь Ухтомский), епископ Уфимский. «О любви Божией на Страшном Суде Христовом».

2. Сергий (Страгородский), патриарх. «Православное учение о спасении».
В книге приводится много цитат, каждый поворот мысли патриарх Сергий основывает на Св. Писании и на святоотеческих текстах, в нескольких предложениях подводит итог после каждого текста. Можно читать в электронном виде. Те мысли, которые понятны, можно выделить цветом, а после прочтения раздела выделенное – объединить. Получится небольшой понятный текст.

3. Лосский В.Н.: Статьи «Богословское понятие человеческой личности», «О третьем свойстве Церкви»; книги «Очерк мистического богословия Восточной Церкви», «Догматическое богословие».
Следует читать не спеша, вникая, а если прочитать быстро, как обыкновенные книги, то смысл может ускользнуть.

4. Иустин (Попович), преподобный. В его произведении «Догматическое богословие» (собрание сочинений в 4 тт.) можно выбрать по оглавлению то, что вызывает интерес. Особо стоит отметить в 4-ом томе раздел «Второе Христово Пришествие и Царство Будущего века».
Тема второго пришествия Христова и конечной судьбы мира вызывает споры. Подобные обсуждения могут сопровождаться тревогой, попытка понять ее – страхом. В творениях же преподобного Иустина эта тема глубоко и вдумчиво раскрывается, что способствует формированию у читающего взвешенной позиции по данному вопросу.

5. Творения священномученика Илариона (Троицкого).
В трехтомнике творений можно посмотреть по оглавлению и выбрать, что хочется почитать. В частности, представление о Церкви можно составить по предисловию к его магистерской диссертации «История догмата Церкви»; см. раздел «Новозаветное учение о Церкви».

Фундаментальные творения дореволюционных авторов

Читая творения дореволюционных авторов, можно подивиться широте их кругозора и глубине их мыслей. Образование, которое давалось в то время, отличается от образования, которое получают сегодня. Нынешнее образование иногда превращается в механический процесс запоминания самых разных фактов. Причем, человек может и не понимать связи между фактами и явлениями. Учат ли его видеть закономерности, стоящие за отдельными событиями, и протягивать смысловые связи между явлениями? Человек же, научившийся видеть общий принцип и объединять явления в целостную картину, может расшифровать код, который дает ключ к пониманию исторического процесса. Люди, читающие произведения такого автора, не только перенимают у него сведения о развитии исторического процесса, но и учатся мыслить. Один из таких авторов, показавших развитие человеческой мысли, Лев Александрович Тихомиров.

1. Тихомиров Л.А. «Религиозно-философские основы Истории».
Довольно небольшая по объему работа, но чрезвычайно ценная. Автор прослеживал развитие человеческой мысли от древнейших времен вплоть по ХХ века. Он дал превосходный анализ мировоззрения Индии (индуизм, буддизм), а также – мировоззрения оккультизма. Он показал, в чем коренное отличие указанных направлений мысли от христианского учения. Книга помогает разобраться во многих вопросах тем, кто столкнулся с восточными религиями и культами, а также – медитативными практиками и оккультизмом.

2. Тихомиров Е. «Загробная жизнь или последняя участь человека».
Здесь в краткой форме дается не перечень выводов автора, а комментарии к книге. Книга, изданная в начале 20 века, написана современным языком, что делает ее актуальной и в наши дни. Автор пишет о вечной участи человека и затрагивает тему: «Спасутся ли иноверные (то есть те, кто не исповедует Православия)?». Часто звучит вопрос: спасется ли, например, человек, который не исповедует Православие, но помогает другим и совершает добрые дела? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно принять во внимание, что человек войдет в вечную жизнь с тем душевным багажом, который скопил при жизни. Соответственно вопрос «спасутся ли иноверные?» можно переформулировать: «Можно ли вне Православия достичь такого состояния, которое при бесконечном развитии отзывалось бы в душе человека чувством блаженства?» Попробуйте найти такое занятие, занимаясь которым вечно, человек испытывал бы чувство радости. Бильярд? Ну, 20 лет, ну, 30, ну, 50. Но дальше – всё – предел, «крышка».
Православие, с Его Таинствами, аскетическими практиками, практикой духовничества, догматикой, представляет собой как бы комплекс мер по достижению человеком состояния душевного мира. Того состояния, которое при бесконечном развитии, станет для человека источником блаженства. Вне Православия, вне этого комплекса мер, достижение такого состояния видится невозможным.

3. Тимофей Буткевич, протоиерей. «Зло, его сущность и происхождение».

4. Поснов М.Э. «Гностицизм II века и победа Христианской Церкви над ним».

Начальные сведения о Церкви, Ее Истории, богослужении, учении:

Начальные сведения о Священной Библейской Истории и о жизни Господа нашего Иисуса Христа 

Митрополит Вениамин (Пушкарь). «Священная Библейская история. Часть I. Ветхий Завет. Часть II. Новый Завет».
Прекрасная книга. Интересна, насыщена. Понимание Священной Истории важно, потому что в ней дается прообраз отдельной человеческой жизни. Вникая в Священную Историю, человек находит ответы и на свои вопросы.

Начальные сведения о Православии

Начальные сведения о Православии можно получить, прослушав цикл лекций «Религиозная энциклопедия». Разбираются основные понятия.

Начальные сведения об истории Церкви

Начальные сведения об истории Русской Православной Церкви и о христианстве вообще можно получить прослушав цикл лекций «История Церкви». 

При желании более полно познакомиться с историей Русской Православной Церкви можно обратиться к книге графа Толстого М.В. (не автор романа «Война и мир», а однофамилец) «История Русской Церкви». Эта книга кратка и целомудренна. Исторические события описаны ясно. 

Чтобы научиться видеть след Бога в истории, полезно ознакомиться с книгами: 

Святитель Николай Сербский. «Царев Завет».

Тростников О.В. «Бог в русской истории» (существует и книга, и лекции с одноименным названием, которые дополняют друг друга).
В истории действует человеческих фактор – пораженная грехом человеческая природа. Если у человек есть крепкая вера, то он увидит след Божества в истории даже и сквозь толщу «человеческого фактора». Но если крепкой веры нет, то в душе может родиться сомнения. Например: как Бог мог допустить такое и пр.
Чтобы снять сомнения такого рода и научиться видеть след Бога в истории, полезно ознакомиться с книгой Тростников О.В. «Бог в русской истории» и с книгой святителя Николая Сербского «Царев Завет».
Святитель поднимает проблему прошлого, которая актуальна и для настоящего. Сербское войско было разбито турками на Косовом поле. После этого поражения для сербов началась тяжкая жизнь под владычеством турок. Король Лазарь – предводитель сербов спрашивает у Небес: за что? Он недоумевает: Как такое могло быть допущено, сербы ведь были верующими? И Небеса отвечают.

С историей христианской Церкви вообще можно познакомиться по книге Смирнова Евграфа Ивановича. «История христианской Церкви».

К пониманию богослужения и вероучительных текстов

1. Псалтирь учебная с параллельным переводом (проф. П.А. Юнгерова или литературным переводом, ориентированным на понимание смысла).

2. Книгу владыки Вениамина «Новая скрижаль» называли малой энциклопедией (дается описание смысла богослужения; помогает сделать человека в богослужении более осмысленным).

3. Николай Нахимов. «Молитвы и песнопения православного молитвослова» (с параллельным переводом). Очень хороший перевод.

4. Книга Б.И. Гладкова «Толкование Евангелия» написана доступным языком. Дает основу для понимания текста Евангелия.

5. Святитель Феофан Затворник дает обширные и подробные толкования на послания апостола Павла.
Святитель использует творения и других толкователей. По практически каждому посланию святого апостола Павла святитель написал книгу (на некоторые послания – не одну). Интересующую строчку можно найти в творениях (и в интернете) и ознакомиться с ее анализом.

6. Подборки толкований, данных разными авторами, на отдельные стихи Священного Писания – на сайте Оптиной пустыни, в разделе «Толкование Священного Писания».

7. Объяснение Псалтири: «Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского»; «Псалтирь в святоотеческом изъяснении» (первоначально была издана Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем).

8. Прекрасны лекции проф. И.Ц. Мироновича по Библейской истории, в которых он объясняет не только смысл текстов Священного Писания, но и показывает как эти тексты и смыслы могут быть применены к ежедневной жизни христианина.

[1] См. главу 49 из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

[2] Неведомому чаду. Деятельные о созерцательные слова (обретенные в переписке). Свято-Успенский Псково-Печерский монастыря, 2009. С. 67.

[3] Смирнова Т.С. Воспоминание о Промысле Божием, милующем нас, не понимающих Его любви Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2016. С. 39–40.

[4] См. раздел 7 «Эпилепсия» из книги Мелехова Д.Е. «Психиатрия и проблемы духовной жизни».

[5] См. «Нехимические аддикции» из книги Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» («Олсиб», 2001).

[6] См. «От двойника к собеседнику (1927-1929) из книги Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939».

Тип: Соловецкий листок