-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
4 июня 2021 г. «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко)
Проект «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» объединяет тексты и беседы, не дублирующие друг друга, а, скорее, дополняющие.
Почему цветок пробивает асфальтовую кору? Потому что специально ставит себе задачу бороться с ней? Или, – потому что тянется к солнцу?
Ядро травматического опыта можно представить как скукоживание личности вследствие удара по ней сильных переживаний. Они могут быть вызваны войной, грубостью ближних, голодом, болезнями, неудачами. Развитие личности блокируется, она более не разворачивает лепестки навстречу солнцу, впадает в спячку, апатию.
Некоторые люди, вступившие в затяжную полосу жизненного кризиса (кризиса психологического, религиозного, кризиса отношений, кризиса профессиональной деятельности) активно пытаются найти выход из создавшегося положения. Кто-то хватается за распространенную гипотезу о том, что причины поразившего личность на всех уровнях кризиса заключаются в травматическом опыте, пережитом в детстве вследствие неправильных действий родителей.
Не все сводится к опыту прошлого. Те, кто говорят только о прошлом (мол, «все мы родом из детства»), почему-то сбрасывают со счетов то, чем человек живет в настоящем и то, к чему он устремлен в будущем.
Если все мы тотально и без всяких оговорок «родом из детства», то как же получается, что человек, имевший в детстве опыт негативный, преодолевает его через противоположное ему поведение?
Да, опыт прошлого оказывает влияние на человека, но фатален ли он?
В текстах и лекциях один из аспектов травматического опыта представлен как неуправляемое состояние, некогда пережитое и потом, в определенные моменты жизни – возобновляемое и дополняемое новыми данными. Во время пережитого насилия (физического, сексуального), пережитой травмы во время боевых действий, а также – пережитых одиночества, страха (например, вследствие ощущения перспективы собственной смерти во время падения самолета в воздушной яме), горя (например, пережитого вследствие смерти близких) нервная система человека вошла в определенное состояние – образовалась паталогическая доминанта. И это доминанта в последующие годы, приходя в движение, воспроизводится, крепнет и все более захватывает нервно-психическую организацию человека, если ей не противопоставить новую бодрую доминанту. На основании нового опыта, относящегося к иной доминанте, травматическая доминанта перестраивается, теряет свое «травматического жало», преодолевается.
Как же выглядит в реальности результат перестраивания травматического опыта и результат его преодоления?
ТЕКСТЫ, входящие в состав проекта «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
Часть 1; Часть 2.1: «Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолевая доминанта»; Часть 2.2: «Ядро травматического опыта и реальные примеры его преодоления. Иммунитет»; Часть 2.3: «Вера и любовь как иммунитет, защищающий от «сползания» в «воронку» паталогической доминанты»; Часть 3: «Вера (идеалы) и преодоление травматического опыта»; Часть 4.1: «О посттравматическом росте – девушке, пережившей психологическое насилие и не могущей после пережитого прийти в себя»; Часть 4.2. «Посттравматический рост и преодоление сформированных моделей поведения»; Часть 4.3. «Посттравматический рост и истории на тему преодоления сформированных моделей поведения, прощения родителей».
ЗАПИСИ БЕСЕД цикла «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты»:
Бо`льшая часть бесед записана только в аудио;
Аудиозаписи размещены на сайте Соловецкого монастыря;
Видеозаписи размещены на канале иеромонаха Прокопия в разделе «Преодоление нежелательного».
Ниже упоминаются лишь некоторые из них.
5a. «Последствия насилия. Преодоление – включение в новый сценарий, формирование иной доминанты»;
5c. «Панические атаки. Паника и одиночество, аутофобия. Духовные авторы об унынии»;
5d. «Панические атаки. Страх смерти, переживание смерти близких. Переинтеграция паталогической доминанты».
Вкратце (по сравнению с развернутым циклом бесед) о преодолении травматического опыта см. в эфирах «Механизм восстановления после психологической травмы»: Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, Духовные аспекты восстановления после психологической травмы. Часть 5.
P.S.: Темы, рассматриваемые в текстах и беседах проекта «Преодоление травматического опыта…» – своего рода лучи, исходящие из центра, представленного в книге «”Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни»: Word; Pdf.