-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
25 июля 2021 г. Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 2: Современный работник. Вера и путь посреди трудностей
«… идти против течения, ни на секунду не отводя глаз от Христа.
Не будет ни старца, ни пастыря, ни вождя…»
Прот. Василий Ермаков
Вторая часть статьи «Внешняя жизнь и мир мыслей» подготовлена на основе одноименной беседы. Общая идея цикла бесед «Внешняя жизнь и мир мыслей – попытка ответить на вопрос: как найти ориентацию в стремительно меняющихся, непредсказуемых обстоятельствах (записи лекций)?
Сознание и деятельность современного «работника» разрываются сотнями сигналов, указаний извне, предчувствий, страхов. Он вот-вот готов соскользнуть (а кто-то и соскальзывает) в «поток», который, размывая, деморализует, выхолащивает внутренние содержания души, подменяя их беспокойством, колебанием, апатией, истерикой. Как сохранить внутренний мир и огонёк духовной жизни в толще повседневности, среди приходящихся в столкновение дел и обстоятельств (словно кораблик прокладывает путь в бушующем море посреди сталкивающихся и крошащих друг друга льдин)?
Если человек сохранит искру связи с Христом, ему может быть дан путь даже и посреди, казалось бы, «по-человеческому» суждению «нерешаемых» обстоятельств (см. также раздел «Путь посреди хаоса» из второй части статьи «Подводная часть айсберга»). Современный темп работы достаточно высок, и «работа» нашей эпохи качественно отличается от того, чем «работа» являлась ранее. Прежде «работа» была планируемая и предсказуемая. Сейчас же человек погружен в «поток» замысловатых идей, непонятных указаний типа «пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю, чего» и, казалось бы, от него мало что зависит.
О беседах «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря»
Проект «Внешняя жизнь и мир мыслей» опирается на беседы и тексты проекта «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря», в которых описывались механизмы слома психики, реализуемые в концентрационных лагерях. Технологии по ее слому, «обкатанные» в концентрационных лагерях, сравнивались с условиями, в которые поставлен человек работающий в офисе и живущий в мегаполисе. Психологическое состояние современного человека чем-то напоминает психологическое состояние узника лагеря (апатия, фиксация на еде и на добыче средств к существованию, угасание интересов, не связанных напрямую с в биологическом смысле понимаемом выживании).
Среда лагерей и среда офисов, мегаполисов могут способствовать формированию схожих психологических проблем
Чтобы человека подчинить, необходимо сломать вторую сигнальную систему, т.е. силу разума. Пока разум работает и живет мировоззрение, мы можем внешнюю реальность воспринимать по-своему. Вспомните слова апостола Павла: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».
Так на основании христианского мировоззрения мы внешние скорби можем видоизменять в прибыток. Вспомним жития мучеников. Жизнеописание одного из них гласит, что отец хотел отвратить сына от христианской веры и посадил его в темный подвал на хлеб и воду. Но слуга указал ему на ошибку, сказав, что лишения для христиан – благо. Скорбные обстоятельства лишь способствуют посту и молитве (следовательно, возрастанию личности, развитию навыков в духовной жизни). Вот если сына поместить в изобилие, да еще и с блудницами – это станет истинным испытанием для христианина.
Вывод: тяжелые условия действуют на нас не сами по себе, а только в том случае, если мы не можем их осмыслить на уровне мировоззрения. Задача лагеря или секты – выключить мировосприятие, что достигалось угрозой расстрела, низкокалорийным питанием, бессмысленной работой (часто круглосуточной). Если понимать суть этого процесса, то становится очевидным, что технологии современного воздействия на человека похожи на описанные выше, только вместо расстрела – угроза увольнения, вместо тягот лагерной жизни и полного подчинения надзирателям – непредсказуемость современных условий, в лагере жесткая регламентация обстановки – у нас жесткая сертификация.
В первой части беседы «Внешняя жизнь и мир мыслей. Ч. 1: Духовная жизнь в условиях большого потока дел и мыслей», «Внешняя жизнь и мир мыслей: soft skills и навыки, внутренняя жизнь в городе при перегрузке, причины» мы разбирали общие принципы: как в современных обстоятельствах выживать по-христиански. Следует признать, что время, когда люди имели возможность читать долгое молитвенное правило и по-своему выстраивать жизненный ритм, уходит. Слава Богу, что эта возможность у кого-то остается. Прекрасно, если есть домик в деревне, где можно отдохнуть от городской суеты. Но большинству придется жить в водовороте событий и сохранять мир мыслей.
Личное отношение к происходящему
Возвращаясь к нашей теме, жесткая регламентированная обстановка и состояние стресса довлеют над человеком, если его сознание не работает. Эта ситуация «перепрошивает» личность, формирует новые условные рефлексы, вызывает запрограммированные эмоции (при виде начальника – раздражение, от новостей – испуг). Чтобы этого избежать, между вами и ситуацией должно быть ваше личное мировоззрение.
Эта мысль вполне христианская и подтверждена современными научными изысканиями. Директор НИИ психологии Российской академии наук А. Брушлинский в книге «Психология субъекта» высказывает ту же мысль, которая укладывается в христианскую картину мира: внешние условия действуют на человека не сами по себе, а только через условия внутренние, то есть – через призму мировоззрения.
Подробнее о взглядах Брушилинского применительно к христианскому мировоззрению см. в главе «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является генетическая обусловленность и физиология?» из пятой части статьи «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического “бума” и распада общества».
Чтобы не расчеловечиться, не утратить мировосприятие – необходима практика Иисусовой молитвы. Она реальна в любое время и на любом месте. Именно в этих условиях нужно вспомнить слова Серафима Саровского: «Иисусова молитва – это золотая ниточка, которая не даст Христианину сбиться с пути». Часто преподобный Серафим Саровский ассоциируется исключительно с «сокращенным» молитвенным правилом: трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево» и один раз «Символ веры». Но Преподобный Серафим говорил, что миряне, исполнив короткое правило, если нет возможности читать утренние молитвы, должны исходить на дела дня с Иисусовой молитвой.
Серафиму Саровскому принадлежит фраза: «Захотели бы вы, например, в церковь сходить, да либо церкви нет, либо служба отошла. Захотели бы нищему подать, да нищего нет, либо нечего дать. Захотели бы вы девство соблюсти, да сил нет этого исполнить по сложению вашему или по усилиям вражеских козней, которым вы по немощи человеческой противостоять не можете. Захотели бы и другую какую-либо добродетель ради Христа сделать, да тоже сил нет или случая сыскать не можно. А до молитвы это уже никак не относится: на нее всякому и всегда есть возможность – и богатому и бедному, и знатному и простому, и сильному и слабому, и здоровому и больному, и праведнику и грешнику».
Иисусова молитва и жизнь ума
Внутренняя молитва – это то, к чему надо привыкать, чтобы суметь сохранить свою идентичность. Она может быть время с человеком, следовательно, его сознание может жить даже, когда он находится в жестко-регламентированной среде. Иисусова молитва – не мертвое повторение слов наподобие того, как происходит повторение каких-то формул при самогипнозе. Хотя во время Иисусовой молитвы человек старается не обращать внимания на мысли, сосредоточившись на имени Иисусовом, молитва дивно пробуждает его дух. В человеке, если даже он и оглох от суеты дня и потока впечатлений, пробуждается то, что составляет его сердцевину.
По поводу делания Иисусовой молитвы и молитвы вообще можно рекомендовать к изучению следующие источники.
1. Книга Сергея Большакова «На высотах духа» – мала по объему и очень емкая по содержанию. Автор описывает встречи с духовниками своего времени и полученные советы и наставления. «Кто живет во Христе, того Бог на руках Своих носит. Ни о чем не надо ему заботиться. Подвизающийся в молитве истинной под тенью Господней успокаивается. Все само приходит». Один из примеров: доктор Р. отличался благодушием, никогда не беспокоился о деньгах. Следуя словам «ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, и все остальное приложится вам», он щедро делился с неимущими. И если приходилось обращаться к нему бедному пациенту, доктор обеспечивал его и лекарствами. И в голодные годы сам врач никогда не испытывал нужды. Самое важное – стяжать мир в душе, а когда стяжаете, ни в чем у вас не будет недостатка, ибо сказано: «Стяжи мир духовный, и тысячи спасутся вокруг тебя».
2. Аскетический трактат «О молитве Иисусовой и Божественной благодати», составленный на основе келейных записей священника Антония (Голынского). Эти дневниковые записи следует читать с рассуждением. Отец Антоний нес свой молитвенный подвиг в советские годы, т.е. в годы гонений. В книге нужно обратить внимание, скорее, на сам дух наставлений, чем на указание, какое количество молитв читать. Например, вовсе не для каждого подойдет совет начать делание Иисусовой молитвы с нескольких тысяч, а затем прибавлять число молитв по мере усвоения навыка и при желании. Преимущества этой книги очевидны – она представляет собой лаконичное, законченное руководство. Книга написана в годы гонений, когда у автора не было возможности ссылаться на другие источники (у его духовных чад просто могло не оказаться рекомендуемых книг, так как духовная литература в годы гонений на веру была под запретом). Священник Антоний (Голынский) описал делание Иисусовой молитвы с самых начальных стадий, т.к. сам прошел этот путь.
Древние трактаты начинают свое описание с уровня для нас в каком-то смысле недостижимого. Так как в древние времена делание молитвы процветало, не было необходимости описывать весь путь, описывалось то, с чем человек сталкивался на определенной стадии. Видимо, предполагалось, что о особенностях прохождения начальных стадий можно было спросить сведующих в том делателей. Потом молитвенное дело оскудело.
Главная идея – в Иисусовой молитве: мы ищем в первую очередь покаяния, которое невозможно без Бога. На первых стадиях ищем избавление ума от помрачения (т.е. молимся, как нуждающиеся в помощи), а не радости, экзальтации, откровений. Святому праведному Алексею Мечеву принадлежит мысль: «Мы ищем в молитве радости, но если бы молились с покаянием, то и радость была бы в нас». Важный момент состоит в том, что во время Иисусовой молитвы ничему нельзя отдавать свое внимание.
При молитве Иисусовым именем ум человеческий приобретает некую стабильность. В качестве образа можно представить полярную ночь, люди не видят пути, для ориентира натянуты тросы между зданиями. Так вот Иисусова молитва и есть трос, который указывает направление даже во тьме.
Господь может дать путь человеку
Предыдущая беседа закончилась на мысли, что Господь может дать «коридор» для жизни человеку. Напомню историю боевого летчика. Он залетел в грозовое облако на реактивном истребителе. Перед самолетом – бушующая стихия, а в облаке плотность воды сопоставима с морем. Жизнь исчисляется мгновеньями. Силы, удерживающие самолет в воздухе, «смываются с крыла». Осознав скорую гибель, летчик взмолился – и неожиданно на радаре появился коридор для маневра. Он спасся. Летчик воспринял это как настоящее чудо, но со временем забыл о происшествии. Господь же в это семейство, видимо, стучался. Его отец, тоже летчик, однажды потерпел крушение: погибли все, кроме него. Но даже получив травму, компрессионный перелом позвоночника, он восстановился и встал на ноги. Положение папы в вере неизвестно, но чудесное спасение его не сильно вразумило. А сын уверовал уже при других обстоятельствах. У его ребенка была диагностирована аритмия. В то время вживление кардиостимулятора производилось на открытом сердце, а сами стимуляторы не имели существенной защиты и были чувствительны к сигналам извне (телевизионный пульт, светофор и др.). Так или иначе ребенка было решено Причастить, и его принесли в храм. Но подойти к Чаше родители не рискнули из-за давки. И когда уже направились к выходу, чудо повторилось: в толчее людей внезапно образовался коридор, а толпа из притвора буквально вынесла родителей с ребенком обратно к Чаше. Но самое главное чудо – после Причастия у ребенка появился собственный сердечный ритм.
Так, применительно к нашей жизни, Господь может, не изымая из скорбных обстоятельств существования, дать путь человеку на том месте, где он находится. Даже если мы находимся в невыносимых условиях и не видим выхода из ситуации, но если мы воспринимаем Бога как Промыслителя и Спасителя (при вере такого уровня Бог воспринимается как живая личность), то Господь дает путь. Скорбные обстоятельства становятся проверкой для нас. Если тяготы жизни выбивают нас из седла, значит, связь со Христом была не слишком крепкой, значит, надо подумать, как ее укреплять.
См. также раздел «Путь посреди хаоса» из второй части статьи «Подводная часть айсберга».
См. также тему «Куда идти, если не знаешь, куда идти» в третьей части лекций «Остаться человеком», в пункте 4h, 7b-8e.
О том, что если человек сохранит искру связи с Христом, то ему может быть дан путь, см. вторую часть лекций «Остаться человеком», пункт 21а-21с.
Первые Христиане выполняли гражданские обязанности. Святой великомученик Георгий Победоносец был военачальником (в Абхазии усмирял бунт даже). И пока вопрос не вставал ребром, пока не требовалось отречение от Христа, он был успешным чиновником. Он выполнял гражданские обязанности, где это не противоречило нравственности и совести. Когда вопрос встал ребром, он заявлял о своей Вере.
Как говорил Василий Ермаков: «… терпеть и идти против течения, ни на секунду не отводя глаз от Христа. Не будет ни старца, ни пастыря, ни вождя…»[1].
Если человека сохранит благодать Святаго Духа, тогда Господь даст ему понимание пути. Человек раздражающийся, осуждающий, входит в соответствующий поток размышлений и помыслов. Мир Божий похищается. Благодать теряется. Мысли начинают кружить.
Преподобный Макарий Великий видел, что Сатана просеивал людей сквозь сито, как пшеницу, сталкивая зерна друг с другом. В этом состоянии люди теряют способность анализировать свои поступки, принимают решения исходя из хаотических воззрений.
Для христиан, живших в советские годы, в годы гонений, были характерны умение понимать, что и для чего они делают, хранить совесть, держаться Христа. Многие не вмешивались в политические процессы, и не были против советской власти. Справедливо замечали, что Царство Божие не от мира сего. Какую власть Господь попустил – с той и будем жить, жить по совести, трудиться.
Суть ситуации: когда человек идет по жизни со Христом, то Господь дает ему понимание ситуации. Божия благодать дает понимание человеку внутренней брани, помыслов. Благодать показывает, где Она избавила от беды и что было бы, если ы Она не помогла. Во внешней ситуации, Господь дает понимание что делать.
Схиигумен Савва предлагал в критической ситуации сделать три поклона и спросить Ангела Хранителя. А преподобный Силуан Афонский советовал в критической ситуации напрямую вопрошать Господа, и Господь вразумит (как этого монаха, бросаться ему в здание или нет).
Преподобный Силуан Афонский говорил о монахе, который бросился в горящий дом кого-то спасать и погиб. Он поступил неправильно. Если бы он спросил бы у Господа как ему быть, Он бы вразумил[2] [напрямую спрашивать, если нет критической ситуации, если есть с кем посоветоваться, - опрометчиво; то, что годится для критической ситуации (жизнь или смерть) не всегда годится для ситуации, находящейся в рамках обычного].
Две книги, написанные христианами, пережившими гонения
На тему нахождения ориентации в непредсказуемой обстановке часто советую прочитать, в том числе, следующие 2 книги: книгу протоиерея Михаила Труханова «Воспоминания: первые сорок лет моей жизни», книгу монахиня Елены (Казимирчак-Полонской) «О действии благодати Божией в современном мире» (мы их разбирали в беседах «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря», в части 3 см. по оглавлению).
О протоирее Михаиле Труханове см. третью часть лекций «Остаться человеком», пункт 13 «Не на князей надежда. Протоирей Михаил Труханов – взгляд на скорби с положительной стороны. Скорби и отношение к ним».
В этой книге содержится много примеров на тему, что Господь может проложить путь человеку даже и посреди, казалось бы, безвыходных обстоятельств. В нужно время ему давалось понимание ситуации, знания.
Отец Михаил очень светлый человек. Обычно после подобного груза жизни люди ломаются, становятся замкнутыми, молчаливыми и даже плаксивыми. Протоиерей Михаил наоборот позитивно вспоминал свой жизненный путь и сам себя называл «четырежды отличником» – в заключении он провел 5555 дней.
Он рассказывает, как Господь непрестанно «управлял» (славянское слово «управлял» не имеет оттенка, который есть в современном слове «управлять»; современное слово может использоваться и в смысле – передвигать людей как пешки на шахматной доске; когда используется словосочетание «Господь управил ситуацию», скорее имеется в виду – «разрешил ситуацию») его жизнью. Родился он в семье священника и с детства испытал лишения и гонения. В эпоху голода и карточной системы на семью священника талонов на питание не полагалось. Трудно представить, как семье приходилось выживать. Но Господь всегда помогал. Будущий отец Михаил голодным ходил в школу, и по совету отца начал читать акафист Николаю Чудотворцу. Отец говорил, что кто прочтет 40 акафистов, то все, о чем попросит, по его ходатайству получит от Господа Бога. Из школы Михаил, который был одним из лучших учеников, направляясь домой, проходил мимо газетного киоска, но купить журналы и книги у него не было возможности. И вот оказалось, что сотруднику киоска именно в этот период приказано было сделать переучет, и он попросил мальчика о помощи. За несколько рабочих вечеров мальчик получает 30 рублей и спасает семью от голода. Именно в тот день, когда он получил эту работу, он как раз должен был читать 39-й акафист.
Арестован будущий отец Михаил был по абсурдному обвинению. Но именно в лагерях Господь дает особое знание, приобретенное опытным путем, необходимое для устроения жизни. Многие духовники именно через лагеря приобретали опыт понимания человеческих душ, потом способствуя спасению людей. Даже в этих невыносимых условиях в душе его все проясняется, и о. Михаил молится: «Господи, благослови новую страницу в моей жизни». Внутреннее чувство радости пострадать за Бога согревало его в течение многих трудных лет заключения. Отец Михаил ощутил такую радость от понимания близости Бога, что сокамерники в тюрьме даже начали сомневаться в его вменяемости.
Однажды после тяжкого лагерного трудового дня изнуренный голодом и болезнью, уже не способный передвигаться, отец Михаил был помещен в палату №2 – «мертвецкую», в которой к утру в живых осталось только несколько человек. И только Господней волей, иначе нельзя объяснить, обессиленный, в луже собственных испражнений, отвернуться от которых уже не доставало сил, он был обнаружен и узнан бухгалтером лагеря во время проверки. Это его и спасло. То есть, он был брошен в эту комнату, казалось бы, умирать, но так сложилось, что именно в этой комнате его нашел знакомый, который и позаботился о нем.
В лагере ему предложили стать секретным осведомителем, но он отказался, за что и был отправлен в штрафную командировку (аналог Секирной горы на Соловках). А командование лагерного пункта получило указание «уничтожить» этого заключенного. Михаил Труханов слыл образованным человеком, имел кличку «Профессор» и до ссылки был студентом геодезического института, поэтому к нему начальноство лагпункта обращается с «просьбой» прославить лагпункт на весь Союз по выполнению плана работ. По молитвам Господь вложил ему идею, как рационализировать работу вагонетки и распила дров, чтобы обеспечить повышение эффективности на 200-300%. Таким образом он не только выжил в лагере, но и был охраняем начальником лагерного пункта.
Позднее Михаила Труханова отправили в поселение без права выхода. Однако там его ждали только голод и смерть, но уже в качестве свободного гражданина. Полное отсутствие работы, питание один раз в неделю в гостях, если приглашали, на буднях – жил впроголодь. Утром в один из дней его выселяют из съемной комнаты (хозяева комнаты Господним изволением были обличены в подмене картофеля, и их картофельное поле вымерзло, рассердившись на жильца, из-за которого все произошло, они решили его прогнать). Положение казалось безвыходным, но непостижимым образом знакомому отца Михаила снится сон с настойчивым призывом отдать 25 рублей Михаилу. Так Божиим промыслом появились средства и на квартиру, и на пропитание.
Оказавшись в лагере во время эпидемии тифа, о. Михаил служил эпидемиологом и начальником бактериологической лаборатории, не имея при этом медицинского образования. Все эти знания были получены по молитвам Богу. «Вот перед Богом говорю, что я ни одного шага не делал ни в один медицинский институт. Но я знаю Того, кто знает все. Если Он мне даст по благодати для того, чтобы это было жизнеспасительно, – для меня или для кого-то – вот тогда Господь дает знание. Такое знание, что никогда никто из тех, кто учился в институтах, академиях, с этими знаниями спорить не будет». Как оказалось, в докладах отец Михаил приводил материалы из специализированной литературы, опубликованной во время его заключения, использовать которую у него просто не было возможности.
Отец Михаил мечтал учиться в семинарии, но обстоятельства не позволяли. Уже после лагерей он служил помогающим священником, и к нему обращалась значительная часть паствы. Настоятель храма завидовал и в результате написал клеветнический донос, что отцом Михаилом во время служения Литургии искажается Евхаристический канон. О. Михаила запретили в служении, но неожиданно, чтобы разобраться с этим делом, настоятеля храма вызвали лично к патриарху Алексию, где и раскрылась клевета. Тогда, чтобы восстановить справедливость, по благословления Патриарха и вопреки возрастному цензу о. Михаила приняли в семинарию. Так по действию Промысла Божия свершилось то, о чем он давно мечтал. И таких ситуаций в жизни отца Михаила Труханова было много.
Нужно отметить, что опыт отца Михаила – не надрывный (в противоположность Виктору Франклу, у которого, при всем уважении к его личности и к его страданию, в заключении началась регрессия и апатия). Нам сегодня трудно понять, откуда у о. Михаила появилась его несокрушимая вера, преданность воли Божией, вера в его всегдашнее милосердие.
Некоторые сравнения опыта Виктора Франкла с опытом православных христиан, переживших гонения, см. в главе «Ядро травматического опыта и его растворение» из части 2.2 статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
Он впитывал в себя не страх и отчаяние окружающего мира, а любовь к Богу, которой горел его отец. Порой горечь обид была столь велика, что казалось, не хватит веры, чтобы ее побороть, но в протоиерее Михаиле Труханове было так много света, что зло над ним не довлело. Травматический опыт был им переработан, вынесены жизненные уроки. Господь строил его спасение так, что сначала казалось, этот путь – гибель.
«Господь по Своему всеведению знает, что, когда и кому из нас потребно и душеспасительно. И благо нам, когда мы сиюминутную скорбь воспринимаем как любящее действование на нас всеблагой воли Отца Небесного, Который тем самым ведет нас к блаженной непреходящей вечной радости», – писал отец Михаил.
Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская) и ее книга «О действии благодати Божией в современном мире». Эта книга наиболее приближена к человеку, живущему в условиях офиса (следует предупредить, что до воцерковления монахиня Елена была достаточно свободомыслящим человеком и пришла к вере в результате чрезвычайного Божьего откровения). В книге она рассказывает, как после Второй мировой войны она переехала из Польши на жительство в СССР. В те годы атеистическая борьба еще была флаге государства, и Елене пришлось выдержать давление со стороны атеистически настроенных коллег.
Некоторое время она работала в институте, ей поручались задания поразительные по своему масштабу и малореалистичные в плане выполнения. Но она с этими заданиями справлялась, по ее молитве ей от Господа давались как понимание ситуации, так и силы с ней справляться. Необходимо отметить, что в те годы за отказ от выполнения поручения, человек мог серьезно пострадать, его могли обвинить в саботаже, в срыве мероприятий. Последствия в случае судебного преследования в таких случаях для человека наступали очень серьезные.
В книге много примеров помощи Божией, явленной героине на протяжении ее жизни. Книга начинается с описания второй мировой войны. Героиня ищет мужа, зная, что его арестовали. В разрушенном после бомбежки доме она надеется найти информацию. В руинах подвала с разбитой лестницей, в полной темноте необходимо решить: прыгнуть вниз или не прыгать. Во время молитвы она понимает, что воля Божия есть и необходимо идти – прыгает в подвал и потом выбирается оттуда. Видимо, будущая монахиня Елена находилась в живой связи с Богом, иначе сложно было разобраться в подобной ситуации.
В другой ситуации она принимает решение сама зайти в зону концлагеря, чтобы попытаться найти там информацию о пропавшем супруге. На руках у нее диплом доктора философии на польском языке, но монахиня Елена выдает себя за врача (указывая охраннику на слово «doctor»). Ей разрешают войти на территорию концлагеря, но мандата не дают (то есть без гарантии на право выйти обратно). Она снова молится и, понимая Божию волю, входит. Там она встречает людей, получает информацию о муже и его дальнейшем этапировании, выясняет «слабое место» в ограде лагеря и сбегает.
Воодушевленная идеей нести веру людям, героиня с сыном переезжает в Крым. В России ее ждет жестокое разочарование: вместо обещанных благ она получает небольшую жилплощадь, используемую ранее в качестве туалета. Она трудоустраивается в институт и начинается новая полоса трудностей, очень схожая с нашей современной жизнью. Но и тут Господь не оставил ее. Необходимо помнить важную мысль: Господь может дать нам коридор в тяжелых, непредсказуемых условиях жизни. Но для этого и мы должны иметь неразрывную ежедневную связь с Богом. В последствии монахиня Елена была гонима за веру, но Господь «подсказками» поддерживал и направлял ее.
О монахине Елене и о ее опыте см. третью часть лекций «Остаться человеком», пункты 4h «Характеры. Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская). Куда идти, если не знаешь, куда. О интуитивном познании», 4i «Характеры. Монахиня Елена (Казимирчак-Полонская). Ефросиния Керсновская».
Подсказка в ситуации, если поступок – по заповеди
Еще одна сторона вопроса: часто Господь даем нам подсказку в виде непонятной ситуации или неприятного человека на нашем пути. И уже от нас самих зависит, как эта ситуация развернется в жизни. Мы получаем черный ящик с ключом от нашей проблемы, вот только чтобы его открыть, нужно поступить по заповеди.
Как говорил один духовник – кто прощает врагов, соблюдает Евангельские заповеди и оставляет свое дело ради дела ближнего [там, где это возможно], тому дается подсказка по жизни. Передавая своими словами мысль одного святого отца можно сказать: человек должен доказать желание двигаться путем добродетели, чтобы истинно добродетель принадлежала тому, кто ее подлинно ищет.
Если бы люди заранее знали, что путь добродетели в итоге приносит «выгоду», то все творили бы «добро», но не по любви к Богу. В качестве примера можно рассмотреть эпизод из жизни преподобного Гавриила (Зырянова). Он всю жизнь искал совершенства в любви, но не мог его достичь. Книга архимандрита Симеона (Холмогорова) «Схиархимандрит Гавриил, Старец Спасо-Елеазаровой пустыни» представляет интерес, в том числе, и описанием человеческих падений. Обычно каноническое житие сразу Святого возносит на недостижимый для нас пьедестал. В этом же житии виден духовный путь, борьба и страдание. Преподобный Гавриил все раздавал, оставался голым и все равно подвергался страстям. Господь дал ему тяжелую болезнь, в которой перегорели все страсти перегорели, и прп. Гавриил нашел то, что искал – обрел бесстрастие. Однажды к нему обратился проситель и преподобный Гавриил велел келейнику дать просимое. Келейник был возмущен. Но преподобный просил удовлетворить просьбу посетителя и утверждал, что взамен Господь пошлет большее. И действительно, через некоторое время им было передано пожертвование, суммой превосходящее отданное. Келейник по простоте душевной неверно воспринял ситуацию и следующему просителю выдал денежную сумму в надежде на выгоду, на то, что кто-то передаст в качестве пожертвования сумму, превосходящую отданную вдвое. Естественно, эта манипуляция выгоды ему не принесла. Важно помнить, что добро приходит только к тому, кто действительно искренне его ищет.
В контексте данной темы можно вспомнить притчу о трех желаниях. Одним из желаний героя была жажда известности, но напомним слова Иоанна Златоуста, что в притче главное – выявить суть, не заостряя внимания на частные подробности. Жил на свете человек, у которого было три желания: иметь высокооплачиваемую работу, жениться на красавице и прославиться на весь мир. Однажды он спешил на собеседование в офис одной известной фирмы, и вдруг прямо перед ним упал пожилой мужчина. Человек посмотрел на упавшего, в голове возникла мысль, что тот, скорее всего, пьян и не подал руки, чтобы не опоздать на запланированную встречу. Собеседование прошло неудачно: его не взяли на желанную должность. На обратном пути он зашел на городской праздник и, заметив труппу уличных артистов, остановился, чтобы насладиться зрелищем. До его плеча кто-то дотронулся. Это оказалась клоунесса, которая обратилась к нему с вопросом: «Который час?» Но человек не захотел вести беседу и, брезгливо отвернувшись, пошёл домой. На скамейке рядом с домом он услышал чьё-то приглушенное рыдание. Это плакала женщина. Она обратилась к нему за помощью, но человек снова прошел мимо. Дома он в отчаянии обратился к Богу: «У меня было три желания, но ничего не сбылось».
Бог же ему ответил: «Я сделал всё, чтобы все твои мечты претворились в жизнь, но для этого от тебя мне нужно было всего лишь: твоя рука, твои глаза и твоё сердце. Помнишь упавшего человека на дороге? Тот человек был генеральным директором той фирмы, в которую ты так хотел попасть. Тебя ждала головокружительная карьера. Всё, что от тебя требовалось, – твоя рука. Помнишь клоунессу, которая после уличного представления пристала к тебе с вопросами? Это была юная красавица-актриса, которая влюбилась в тебя с первого взгляда. Вас ждало счастливое будущее, дети, неугасающая любовь. Всё, что от тебя требовалось, – твои глаза. Помнишь плачущую женщину возле твоего подъезда? Это была известная писательница. Ей очень нужна была душевная поддержка. Она написала бы книгу, в которой рассказала бы об этом случае. Книга стала бы известной на весь мир, и ты бы прославился, так как на главной странице автор указала бы имя друга, подержавшего ее в трудный момент жизни. И всё, что от тебя требовалось тогда – твоё сердце. Ты был невнимателен, мой Друг».
Господь дает нам «коридор» возможностей даже там, где жить невыносимо, но этот шанс может быть предоставлен «в завуалированном виде». Разгадаем мы эту возможность или нет, зависит от того, поступим ли мы по Евангельским заповедям. Вот здесь уже проявляется Вера, т.к. поступить по-евангельски часто рискованно.
У одного священника есть интересный образ веры: вы идете над пропастью по рельсе, но она появляется только в тот момент, когда центр тяжести уже перенесен и нога опущена. Именно в этот миг возникает опора под ногой. Необходимое условие – живая связь с Богом, а не только молитвенное правило и Причастие один раз в неделю. И вот тогда мы получаем помощь в самый неожиданный момент и в самой неожиданной форме.
Например, когда Лихачев в годы репрессий попал на Соловки (в те годы монастырь был превращен в место заключения), он помнил, что ему рекомендовали найти определенного священника. Зайдя в Троицкий собор, где располагалась арестантская рота, он увидел одного священника за штопаньем. И этот священник оказался именно тем человеком, кого Лихачеву и нужно было найти. Он помог Лихачеву устроиться в криминалистический кабинет. По состоянию здоровья Лихачев иной работы бы, возможно, не перенес.
Также, например, Алексей Арцыбушев, автор книги «Милосердия двери» (тоже очень полезной современным людям), был отправлен в годы репрессий по этапу из-за абсурдного обвинения и ему была дана подсказка – попав в лагерь, постараться трудоустроиться в медчасть. И хотя Арцыбушев не был медиком, он вызвался, когда в медчасть набирался персонал, благодаря этому, как сам считает, был спасен.
Также Виктор Франкл (хотя он не излагает своих религиозных воззрений, но строй жизни его вполне христианский) описывает свое спасение: немцы эвакуировали заключенных из лагеря с надеждой обменять их на военнопленных. Франкл сокрушался, что не попал в число этих людей. Но линия фронта приблизилась, и грузовики с людьми были сожжены. В другой ситуации заключенных собирали для этапирования в другой лагерь (вероятно, с целью уничтожения), но Виктор Франкл неким таинственным образом понял, что должен остаться. Рискнул и выжил (хотя ведь не очевидно, что выигрышным вариантом являлся отказ от следования с прочими заключенными, ведь при ином раскладе ситуации он мог бы быть и казнен за отказ последовать приказу).
Вразумление и молитва
В трудных обстоятельствах мы часто ищем какого-то вразумления. Иногда в поисках врузумления люди могут совершать поступки, которые могут привести их к спорным результатам.
В критической ситуации мы можем подсмотреть что-то в Евангелии. Прочесть строчку и прислушаться, чем она отзовется в нас. Но этим нельзя злоупотреблять. Известна даже секта, которая занимается гаданием по Евангелию. Христианам Евангелие дает понимание смысла жизни, картины мира. Понимая эту картину и наше место в ней, мы должны решить для себя, как поступать по-совести. Один духовник на исповеди приоткрывал Евангелие, когда не знал, что ответить, и у него возникала ассоциация. Но в этом примере речь идет о человеке, у которого ассоциация в любом случае будет более или менее правильной (как музыкант с идеальным слухом всегда импровизирует гармонично). Для нас же рискованно воспринимать за волю Божию то, что первое пришло на ум.
Как говорил в отношении подобных методов один священник: мы недооцениваем свою греховность, которая может исказить нашу способность воспринимать Божие откровение. Да, праведники могли воспринимать от Бога откровение лично. В повести «Иосиф» (Игнатий Брянчанинов «Аскетические опыты», том 1) объясняется причина, почему сны Иосифа были пророческими – он был бесстрастен, словно лесное озеро, в котором может отразиться небо. Но мы-то часто бываем страстными, в нашем уме отражается иногда не небо, а дымящиеся шпикачки и прочее и прочее.
Иногда, возможно, стоит настроиться на том, чтобы не ждать как бы единого какого-то знака. Да, конечно, бывает, что приходит вразумление через книгу или через какое-то обстоятельство. Но бывает и так, что, если человек сталкивается с единократно происшедшим обстоятельством, у него могут оставаться сомнения, правильно ли он истолковал происшедшее. Одно какое-то событие может быть истолковано так, а может быть и истолковано эдак.
Бывает, человек не может принять важного решения. Тогда можно поступить так: после своего молитвенного правила встать на коленочки и изложить проблему Богу (не более пяти минут, чтобы не уходить в многословие). Конечно, Господь знает, в чем мы нуждаемся. Как говорил Рафаил (Нойка), часто молитвенные слова важны для нас самих, они нам помогают сформулировать проблему.
Например, формулируя грехи на исповеди, мы понимаем неправильность своего поступка, благодаря этому может открыться выход из сложившейся ситуации. Вы обращаетесь к Богу и в течение 40 дней наблюдаете. Некоторые священники, не имея возможности дать конкретный совет в сложной ситуации (для этого нужно иметь дар прозрения будущего), рекомендуют молиться 40 дней, а затем анализируют происшедшие за этот период изменения. И если мы молились с верой, что Господь – живой, то в течение этого срока в нашем состоянии и в жизни начинает что-то сдвигаться: одни люди из нашей жизни начинают уходить, другие приближаться.
На эту тему можно рекомендовать сочинение митрополита Вениамина (Федченкова) «Два сорокоуста». Оказавшись перед выбором принимать или не принимать «Декларацию» митрополита Сергия (сохранять или нет единство с митрополитом), владыка Вениамин отслужил сорок литургий и после многих размышлений согласился… Митрополит Вениамин в те годы находился в США, о том, что происходило в СССР узнать доподлинного у него не было возможности. В те годы не было интернета, информация из СССР заграницу поступала в препарированном виде. За означенный период в жизни митрополита произошли события, которые помогли ему принять осмысленное решения, не колеблясь, с полным осознанием того, что делает. В нашей постоянно меняющейся жизни эти методы тоже можно взять на вооружение.
В критических ситуациях Схиигумен Савва (Остапенко) предлагал делать три поклона и обращаться к Ангелу-Хранителю напрямую. В такие моменты, как утверждают духовники, Господь на молитвы даже простых верующих людей может отвечать сверхъестественными вещами, чудесами. Но если времена и ситуации не так экстремальны, тогда нет и такой нужды, чтобы таким образом находить решения (ведь есть возможность посоветовать с кем-то, изучить ситуацию).
Примеры помощи Божией по молитве
Приведу несколько примеров. Один священник в годы гонений, находясь в лагере, был отправлен на работы, где необходимо было нагружать вагонетку добытой рудой и доставлять ее в пункт сдачи. Но, когда работа была уже почти закончена, перед вагонеткой оказывается участок разбитых рельс. А это значится, что тачку придется полностью разгрузить, переставить на «здоровый» участок рельс и снова загрузить. Сил на эту работу уже нет, заключенные истощены и измождены работой. В момент отчаяния священник, осенив себя крестным знамение, с молитвой на устах одним рывком возвращает тачку на рельсы. Позже батюшка был переведен в пекарню, где условия труда были легче (да и с пропитанием было лучше). По технологии пекари опускали сначала руки в масло, чтобы тесто не приставало к рукам. Среди трудящихся был и противник христианства, который подменил емкость и поставил раскаленное масло. В очередной раз, окунув руки в емкость, священник понимает всю безысходность ситуации, кожа сожжена, а это верная гибель. В этот момент он взмолился к Пресвятой Богородице, и кожа на руках обновилась.
В качестве еще одного примера приведу рассказ Отца Милия (ныне почившего насельника Соловецкого монастыря). Он прошел все годы гонений и однажды увидел, как по городу Казахстана шла пожилая русская женщина и ей кланялись аксакалы. Напомню, что в Азии не развито уважение к женщине, а тем более русской христианке и иноверке. Женщина рассказала, с чем связано такое почтительное к ней отношение. После закрытия лагеря в этой местности осталось жить несколько тысяч переселенцев. Люди были брошены на произвол судьбы, отсутствовала какая бы то ни было организация. Воды не было, и ее привозили в цистернах из-под бензина или мазута. Этой жидкостью люди были вынуждены утолять свою жажду и использовать ее в технических целях. Во время привоза этих емкостей с водой собирались тысячи людей, а женщина читала молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево», опускала крест в цистерны, и вода становилась питьевой. Эта женщина не смогла объяснить молитвенное правило, которое она использовала, ссылаясь на то, что так научила ее бабушка. Даже руками простой женщины в экстремальных условиях Господь сотворил настоящее чудо. Но стоит ли дерзать совершать подобное в обычной жизни?
Слово берет присутствовавший на беседе епископ: Часто обессмысливание работы толкает человека в пропасть. По словам репрессированного митрополита Николая, только молитва позволяла сохранить разум. Неверующий человек кладет кирпич за кирпичом, а у верующего с молитвой «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» помимо стены растет и молитва. После обеда рабочие возвращаются и получают приказ – стену разбирать. У неверующего человека ломается психика, а верующий с Иисусовой молитвой на устах разбирает кирпичи, а молитва снова растет. В этом есть и смысл, и надежда выжить.
Далее – о. Прокопий: Мы разбирали принципы сохранения человеческой личности в условиях давления обстоятельств и среды в беседах «Остаться человеком: Офисы. Мегаполисы. Концлагеря» (уже пятый год они идут). Родилось это направление из вопросов паломников, как выжить в современных условиях. Девушка-юрист составляла контракты и почувствовала, что становится «роботом». Мы разбирали примеры аскетов-отшельников, труд которых был монотонным (например, плетение веревки). Так к одному старцу обратился ученик, что его посещают помыслы уйти из пустыни, так как ничего доброго он здесь не делает. Старец подвел ученика к разрушенной стене и повелел сказать помыслу: Я охраняю эту стену Бога ради. Бессмысленность работы, система отчетности человека отупляют. Но если найти способ выполнять эту работу сквозь призму своего мировоззрения, то «условные рефлексы» не формируются. Без молитвы – в эти моменты трудно. Она связывает человека с благодатью.
Рассказывал схиархимандрит Зосима (Сокур): в советские годы была распространена пытка «музыкальной шкатулкой». Человека помещали в камеру без окон и дверей, где в полной темноте непрерывно играет депрессивная музыка. Мучение длится сутками без перерыва. Мозг начинает настраиваться на эту частоту, и собственные мысли постепенно подавляются. Человек буквально сходит с ума. И только опыт непрестанной Иисусовой молитвы помог отцу Зосиме сохранить себя и выжить.
О опыте выживания о. Зосимы в «музыкальной шкатулке» и аналогичных этому опыту явлениях см. в главе «Искра жизни» в части 4.1 статьи «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря».
У христиан есть Евангельское мировоззрение, именно на нем необходимо сосредотачиваться и учиться трезвению (хранению ума) в процессе деятельности. Идее хранения ума от уклонения в неконструктивны направления посвящен цикл бесед «Разноголосица мыслей». Святоотеческая идея и заключается в формировании навыков, которые позволяют уму не поддаваться страстям. Обычный человек увидел новость – испугался, увидел вкусную пищу – объелся. Навыки же позволяют нам критически воспринимать внешнюю реальность и питаться по необходимости, но при этом не выпадать из ядра своей личности. Эти навыки формируются не сразу, а в течение длительного времени. Мы обсуждаем с духовником не только самые важные проблемы, но и всю жизнь в целом (ругаюсь на детей, объедаюсь и т.д.). Так у человека формируется взгляд на жизнь в общем (своей ум человек учиться хранить, когда его не разрывают страсти, когда человек все менее и менее вовлекается в ругань, объедение и пр.). При это мы постепенно учимся не терять связь со Христом даже в толще повседневности.
См. подробнее главы «Связь с Христом», «Связь с Христом, дополнительный афферентный комплекс и акцептор действия» из третьей части статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
Главу «Связь с Христом и точка опоры» из части 4.1 статьи «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря».
У человека с чуткой совестью больше возможностей найти решение
Чтобы человек мог связь со Христом сохранить даже в толще повседневной жизни, необходимо, чтобы в нем проявились осмысленность, целостный, адекватный взгляд на жизнь. Примечательно в этом отношении выяснить, чему учили духовники своих чад в эпоху гонений.
В жизнеописании схиархимандрита Космы (Смирнова), который окормлял Рижский женский монастырь, отмечено, что он пытался в людях пробудить совесть. То есть люди, обращавшиеся к нему за советом в годы гонений, не могли обращаться часто. Если помочь им возрасти духовно, начать слышать свою совесть, то они смогут принять решение в сложной обстановке.
Кратко о взглядах о. Космы и прочих духовных лиц на духовное окормление в условиях гонений см. в статье «Опыт разработки актуальных вопросов пастырского окормления мирян».
Подробнее о о. Косме см. третью часть лекций «Остаться человеком», пункт 4e.
Важно научить человека трезво воспринимать свою жизнь, посеять в человеке ощущение, что каждый поступок отражается в вечности. Мы в каждый миг своей жизни формируем облик, который заберем в вечность. Многие духовные авторы воспринимают рай и ад, как развитие нашей внутренней, т.е. духовной жизни. Если в человеке пробудить это чувство, то выход может быть найден им самостоятельно. Когда в человеке проявилась связь со Христом, то дальнейшая работа нацелена на ее поддержание.
Лампадка – один из образов исихазма, трезвения. Преподобный Исихий Иерусалимский (его творения см во 2-й томе книги «Добротолюбие») внес идею «огонька». Наша задача не дать обстоятельствам жизни его потушить. Если эту идею постичь, то и термин «трезвение» становится понятным. Человек должен проанализировать прошедший день и понять, почему огонек погас, а связь со Христом разорвалась, объяснить для себя отсутствие внутреннего мира, поставить вопрос: «Почему внутренний мир был потерян?» И понимаешь – промелькнула в течение дня мысль (например, осуждение), и мысль эта была забыта, но она перекрыла связь с Богом. Человек делает вывод: для сохранения связи с Господом нужно избегать осуждения. Начинается обучение 24 часа в сутки.
Обучение (в хорошем смысле этого слова) предохраняет сознание от регрессии. Вместе с молитвой и прочими аспектами духовной жизни, обучение становится «струей» в «внутреннем источнике движения».
См. подробнее вторую часть статьи «Остаться человеком (жизнь сердца): Офисы, мегаполисы, концлагеря». Отдельное название второй части – «Внутренний источник движения».
Христиане выживали в лагерях и сохраняют себя в современной жизни, когда обстановка угнетает бессмысленностью, а мозгу не за что зацепиться, чтобы творчески работать. Если собственная мысль угнетена, то человек вынужден бесконечно переживавать внешние данные или свои внутренние страхи. При полном переключении на внешнее, пропадает самостоятельность мышления, если навык к нему не был воспитан (христиане про себя могли читать Иисусову молитву, псалмы, погружать умом в смыслы Священного Писания, с их помощью анализируя действительность).
Но если есть связь со Христом, все – иначе. Если по какой-то причине связь пропадает, начинается анализ причин. «Почему внутренний мир был утрачен?» Разум постоянно занят деланием, которое не замыкается на внешнем регламенте. Формируется внутренняя система ценностей. Человеком трудно манипулировать, т.к. решения отныне принимаются через связь с Господом. Конечно, нащупать связь нам помогает Евангелие.
Но, усваивая Евангелие, мы не останавливаемся лишь на тексте, живем не на основе философии, а на основе конкретных шагов и поступков. Деятельно реализуя принципы Евангелия, человек выходит из капсулы эгоизма, обращается к Богу, Который говорит через обстоятельства. Начинается накопление опыта. Человек обогащается содержанием и смыслами.
Здесь можно привести аналогию. Чтобы научное исследование пришло к результату, оно должно обладать большой выборкой (BigData). Когда вы обладаете этой выборкой, вы чувствуете ситуацию на кончиках пальцев, а не действуете шаблонно.
На счет страхов, в том числе страха вируса в эпоху пандемии: если мы опытно познали, что Господь в нашу жизнь входит, тогда и страх отсутствует. Поиск воли Божией – поиск активный. Т.е. ожидая проявления воли Бога, человек находится не в состоянии пассивной дремоты, а в поиске и трезвении, в молитвенной жизни, в соблюдении Евангельских заповедей.
Если вспомним первых христиан, то вспомним, что Господь дал им знак: «Когда увидите Иерусалим, окруженный воинами – бегите в горы». Римские войска окружили Иерусалим. Некоторые жители остались, а христиане вспомнили эти слова, вышли и выжили. Когда будет необходимость – Господь вразумит, человек найдет ориентацию в сложной обстановке.
У одного духовного автора была мысль насчет того, что Бога мы можем видеть не напрямую, но через познание соразмерности бытия. Комментируя эту мысль, можно отметить, что увидеть соразмерность бытия, способен тот, кто деятельно проявляет внимание к ближнему.
О значении деятельного внимания к другому, любви в деле построения целостной картины мира см. в лекции «АКТУАЛЬНОСТЬ МИЛОСЕРДИЯ: о социальном служении, врачах, выгорании, поиске пути, любви»).
Нейропсихология и психиатрия говорит об этом: если мы проявляем внимание к людям, наш мозг развивается (в частности, развиваются лобные доли). Человек может охватить большее количество взаимосвязанных элементов в систему. Эгоист не может сориентироваться в большой системе, в большом коллективе. Некоторые люди приходят к вере через осознание глубины мира, процессов. Эгоизм же не позволяет увидеть следы Господа во многих проявлениях бытия.
[1] Щербинин В.И. Сердце сокрушенно. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. С. 105.
[2] «Недавно был пожар на келлии Св. Стефана. Монах этой келлии, когда загорелся корпус, был наруже, и, чтобы спасти какие-то вещи, он бросился вовнутрь, и сгорел сам. А если бы он помолился Господу и сказал: “Господи, хочу спасти такую-то вещь, внуши мне, могу ли я это сделать?”, то Господь непременно известил бы его, и сказал бы «иди», если можно, и «не иди», если нельзя. Так близок к нам Господь, и так много Он нас любит.
В жизни своей я много раз в час беды спрашивал Господа, и всегда получал ответ. Эту любовь мы постигли не своим умом, но милосердием Божиим от благодати Святого Духа. Быть может кто-нибудь скажет, что так бывает только со святыми, но я говорю, что и самых грешных любит Господь и дает Свои милости, лишь бы отвратилась душа от греха, и Господь с великою радостью принимает ее в свои объятия и ко Отцу приносит, и радуются тогда о ней все небеса» [см. главу 19 из книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан» (часть 2-ая, «Писания старца Силуана»)].