-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
29 октября 2021 г. Трудным подросткам о трудных подростках: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)
У некоторых молодых людей (разных полов) образуется взрывоопасная смесь из желаний, нереализованных амбиций, разочарования, боли и пр.. Таланты, способности и ожидания от мира, перемешиваясь с этой смесью, могут принять разрушительное направление (околофутбола, богемная жизнь, зависимости). Они вступают в «жесткие» сообщества, едут на войну, просто «прожигают» жизнь как могут и как понимают (насколько у кого хватает запала).
Если человека обогатить духовно и культурно, он может придать своим стремлениям конструктивное воплощение. Речь идет не том, чтобы сломать в человеке то, что делает его агрессивным, а в том, чтобы дать ему основу, картину мира. Тогда его агрессивность может претвориться в мужество, в пробивную силу, с помощью которой он сможет достигать здоровых, конструктивных целей.
В некоторых странах нет категории «трудный подросток», но как бы данное явление не называлось в конкретной географической области, стоит поставить вопрос о том, что оно все-таки есть. «Трудность» может внешне выглядеть по-разному.
Иногда речь может идти о детях из финансово (внешне благополучных?) семей (иногда состоящих из одного родителя и кого-то, с кем он на данный момент вступил в общение). Престижная школа, холодное сердце, неспособность сострадать, презрение ко всем, кто «ниже статусом», дикие увлечение, чтобы хоть как-то простимулировать то самое замерзшее сердце (что-то типа как в фильме «Жестокие игры»).
Иногда – замкнувшиеся в своих моделях, ушедшие в кокон, ненавидящие всех и вся. Иногда – пережившие нищету, осмеяние, унижение, мстящие потом женщинам (или наоборот, девушки мстят потом мужчинам). И хвост «трудности» тянется за человеком многие годы, оставляя за спиной борозду разочарования и боли, пока что-то очень важное не будет внутри переосмыслено и перевоспитано лично самим человеком.
Иногда «трудный подросток» означает, что молодой человек рос (воспитывался?) в и в визуально, «невооруженным взглядом» неблагополучной среди. Иногда речь идет о самых жестких вариантах, которые можно представить (папа – сутенер, сызмальства – наркотики и торговля ими, разбойные нападения, насилие во всевозможных видах и пр.).
С некоторыми «трудными» подростками, проходившими реабилитацию в центре социальной адаптации во имя святителя Василия Великого, на протяжении ряда лет проходили беседы на определенные темы (центр – для подростков, находящихся в конфликте с законом, для некоторых из них, – как последняя возможность остановиться по пути в колонию; большинство прошедших реабилитацию к криминальной жизни не возвращается). Если беседы, о которых и рассказывается в заметке, состоялись, значит, к ним был проявлен некий интерес (о остальном надо спрашивать ребят).
У некоторых молодых людей (разных полов) образуется взрывоопасная смесь из желаний, нереализованных амбиций, разочарования, боли и пр.. Таланты, способности и ожидания от мира, перемешиваясь с этой смесью, могут принять разрушительное направление (околофутбола, богемная жизнь, зависимости). Они вступают в «жесткие» сообщества, едут на войну, просто «прожигают» жизнь как могут и как понимают (насколько у кого хватает запала).
Если человека обогатить духовно и культурно, он может придать своим стремлениям конструктивное воплощение. Речь идет не том, чтобы сломать в человеке то, что делает его агрессивным, а в том, чтобы дать ему основу, картину мира. Тогда его агрессивность может претвориться в мужество, в пробивную силу, с помощью которой он сможет достигать здоровых, конструктивных целей.
Как обогатить человека культурно и духовно, формирование каких навыков поможет на этом пути? Интерес в контексте поставленных вопросов представляют автобиографические романы людей, прошедших через экстремальные обстоятельства и ответивших для себя на поставленные вопросы: А. Арцыбушев – «Милосердия двери», И. Солоневич – «Россия в концлагере», Б. Солоневич – «Молодежь и ОГПУ», В. Туманов – «Всё потерять – и вновь начать с мечты…» (В. Туманов не мог назвать себя верующим, но в критических ситуациях Боженьку и маму призывал, остальные были глубоко верующими людьми). Евфросиния Керсновская – «Сколько стоит человек». Истории Вики Оболенской и Бориса Вильде.
В их историях – уникальное сочетание: мужество без «загонов» и бессмысленной агрессии. Духовность – без слабости и пассивности.
История В. Туманова – в четвертой части статьи «Преодоление игрового механизма», в главе «Конструктивный исход для авантюрной жилки», а также в беседе 17.4 одноименного цикла.
История А. Арцыбушева – в беседе 14 третьей части цикла «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря».
История И. Солоневича – в беседе 15b того же цикла.
История Е. Керсновской – в беседе 4i того же цикла и в беседе 19.4 четвертой части цикла «Остаться человеком…». Также – в главе «Евфросиния Керсновская и ее книга “Сколько стоит человек”» из третьей части статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».
Истории Вики Оболенской и Бориса Вильде в беседе 17.4 цикла «Преодоление игрового механизма».
В этом цикле, особенно в беседах 17–21, описывается основание указанного выше принципа. В более сжатом виде принцип описывается в части четвертой одноименной статьи. Отдельное название четвертой части – «Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность».
Необходимо научится видеть черту, за которую не стоит переступать (за которой – распад и гибель). Важно понимать и то, что определенные поступки имеют и определенные последствия. Есть некоторые законы, которые действуют и тогда, когда речь заходит о общении с ближними (ты поможешь и тебе помогут) и, когда речь заходит о зависимом поведении (малое приводит к бо`льшему).
Также в заметке приводятся материалы, в которых рассказывается о работе центра, о принципах на которых строится процесс реабилитации. Эти принципы могут быть могут быть осмыслены родителями, думающих о воспитании собственных детей.
Далее в заметке:
– перечисляются беседы, прошедшие с воспитанниками центра (1).
– приводятся материалы о принципах работы центра и прочие материалы на тему воспитания (2).
– рассказывается о беседах, которые проходили хотя и не воспитанниками центра, но которые имеют к теме трудных подростков прямое отношение (3).
Большинство лекций записаны в аудио, и на видео.
– Цикл бесед «Познать свое призвание и следовать ему».
Призвание. Если человек противоречит своей само-сути, если идет против законов мироздания, то в нем появляется раскол. Разгорается страдание, от которого кто-то пытается уйти, оглушая свое сознание наркотиками. В этом цикле ставится вопрос, в том числе, и причинах вхождения в наркозависимое поведение, а также ставится вопрос, основываясь на чем человек из наркозависимости может выйти (и – куда)?
– Цикл бесед «ТИРАНИЯ МЫСЛИ И АЛКОГОЛЬ: О выходе из состояния «тирании мысли» и преодолении того, что толкает человека к алкоголю».
В этом цикле разбирается спектр причин, способствующих вхождению в алкогольную зависимость, а также рассматривается комплекс факторов, развитие которых помогает из зависимости выйти.
– Цикл «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря».
В этом цикле лекций, имеющим несколько частей, помимо прочего, рассматривалась тема выживания личности в условиях давления. Почему – именно личности? Потому что можно выжить в качестве биологического объекта, но успеть «в процессе» «перестать быть человеком». Помимо прочего, разбирались принципы выживания, рассматривался опыт людей, переживших заключение, изоляцию, войны, катастрофы.
В рамках третьей и четвертой частей данного цикла проходили встречи с воспитанниками центра. Суть разбираемых вопросов отчасти видна из названий бесед.
– Из части 3 цикла беседа «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря».
27. ВЫЖИВАНИЕ В КАЧЕСТВЕ СУБЪЕКТА. ПОСТМОДЕРН И ПРЕСТУПНОСТЬ
28a. Искажение понятий. Окна Овертона. Можно ли сохранить себя, зайдя за грань.
28b. По своим правилам. Сохранить себя от окончат. распада. Пропаганда преступного образа жизни.
28c. Криминальный мир без прикрас. Очеловечивание как стратегия выживания. Слияние с идеологией, эгоизм – потеря личного.
29a. Разбор книги одного авторитета. Свои принципы. Влияние среды. О свободе выбора.
29b. Положительные изменения и вера. Потеря себя или развитие. Последняя черта.
30a. Постмодернизм и преступность. О беседах 27-30, о дальнейшем. Вчувствование как основа выживания.
30b. Обсуждение фильма Билли Элиот. Учиться думать. Вчувствование и выживание. Преодоление травматического опыта.
31. Беседа с ребятами из центра свт. Василия Великого о выживании, сохранении личности, криминальной идеологии, социальных отношениях и перспективах.
– Из части 3 цикла беседа «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря».
1.1 ПОСТМОДЕРНИЗМ И ПРЕСТУПНОСТЬ (ПМиПР). Выжить – собственное отношение к происходящему. Фильм «Пророк».
1.2 ПМиПР. Потеря личного – слияние с моделью. Выжить – не переступать черту, социальный контакт с другими.
1.3 ПМиПР. Выжить – способность быть верным (принципам, людям), рефлексия (потеря рефлексии – живой труп).
2.1 ПМиПР. Кратко о СУТИ. Выжить – думать. Потеря рефлексии, шаги за черту – все меньше тебя. Зомби.
2.2 ПМиПР. Выжить – социальные отношения, информация. Взгляд, исходя не из системы, а с других точек зрения (совесть, вера).
2.3 ПМиПР. Выжить – личный выбор. Книга «Побег из лагеря смерти». Риск слияния со средой и книга «Шантарам».
2.4 ПМиПР. Выжить – человечность, любовь – разведчик Д. А. Быстролетов. Выжить – личная позиция – актер Г. С. Жженов.
3.1 ПМиПР. Выбор – поступки – изменение образа жизни и видения мира – в итоге – катастрофа или выживание.
3.2 ПМиПР. Постепенно – деформация личности. Компьютерные игры и насилие. Выжить – результат жизни до критической ситуации.
4.1 ПМиПР. Шаг за черту – деформация. Решение поступить по совести – возможность что-то изменить.
4.2 ПМиПР. Выбор и возможность что-то изменить. Психологические, нейрофизиологические обоснования возможности совершить выбор.
4.3 ПМиПР. Выбор и возможность что-то изменить. Способность откликнуться – шанс выжить.
5.1 ПМиПР. Размывающий личность поток (сетевая война). Выжить – сохранение ядра. О центре свт. Василия Великого.
5.2 ПМиПР. Сохранение ядра. История девушки, ушедшей из компании и об ее проекте по строительству дороги.
5.3 ПМиПР. Манипуляция, перепрошивание сознания. Выжить – совесть, на ситуацию – с разных углов. Фильмы.
5.4 ПМиПР. Тупак Шакур молодым ребятам: Учись смотреть на меня как на брата, время исцелять друг друга.
– Цикл бесед «Сектантское не только в сектах».
В рамках этого цикла на момент октября 2021 года с воспитанниками центра прошли следующие беседы (разбирались механизмы слова личности в паталогических сообществах и стратегии защиты).
Принято считать, что секты – это что-то очень далекое, исключительно – для сломленных людей, а также – легко заметное в своей аномальности. Секты давно вышли из подполья. В сектах используются технологии подавления личности, обкатные в концентрационных лагерях и взятые на вооружение современными корпорациями. Секты научились «отжимать» у человека его личное время, имущество. Секты научились таким образом воздействовать на сферу эмоций человека, что он не просто что-то делает для секты, а делает «с энтузиазмом». Захват эмоциональной сферы все шире и шире используется в современных компаниях, имеющих вполне презентабельный вид и, вроде бы, не напоминающих образ классической секты с его агрессивным вмешательством в жизнь человека. Современные сектантские технологии действуют мягче, незаметнее, чем то, как такое воздействие представляется сознанию современного человека.
По принципу секты действуют не только некоторые (многие?) современные корпорации. Криминальные субкультуры, полувоенизированные сообщества, а также – различные сообщества, особым образом интерпретирующие вопросы психологии и работы сознания, разного рода курсы, обещающие гипер-успех, а также – некоторые программы, причисляющие себя к образовательным. Перечислять можно долго, ибо имя им – легион. Все глубже и прочнее входят в современную жизнь техники взлома сознания, отработанные в сектах. Все незаметнее и неразличимее на общем фоне становится воздействие, нацеленное на захват сознания.
В беседах рассматриваются различные аспекты подавления личности сквозь призму главного вопроса: Как человек может сопротивляться слому личности и как он может восстановиться, если этот слом произошел?
В беседах 2-20 рассматриваются вопросы, связанные с насилием. Беседы строятся вокруг феномена деформации личности, в результате которой патология начинает приниматься за норму. Усилия сломанной личности по само-восстановлению умело канализируются, направляются в определенное русло. Человеку, ищущему исцеления секта дает патологические смыслы, вокруг которых человек заново пытается собраться распадающееся «я». Личность претерпевается процесс трансформации, человек становится «новым», в том смысле, что связь с собой-прежним в каком-то смысле разрывается. Человек сталкивается с риском полной потери себя и само-уничтожения в то время, как очарованный «сектантским, которое не только в сектах», с восторгом смотрит на новую свою миссию, открытую им в секте.
Цикл бесед «Сектантское не только в сектах» связан с прочими циклами бесед, а также – с текстами.
О преодолении травматического опыта – в текстах (несколько частей) «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты» (ссылки на разные части собраны в тексте «“Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты” – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко)».
Некоторые приемы взлома сознания – в беседах «Мозаика идей: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека».
Технологии слома, подавления личности и стратегии сопротивления слому – в текстах (несколько частей) и беседах (несколько частей у цикла) «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря». А также – в лекции «Интеллектуальная деятельность как стратегия выживания в условиях тотального давления среды».
2.1 Эгоизм – нет выхода. Стирание личного – деформация – квазичеловек
2.2 Сопротивление деформации. Фильм «Колония Дигнидат». Травматический опыт
3.1 Слом личности. Психопатия. Подготовка убийц. Связь с мучителем
3.2 Отступление от темы – о преодолении наркотической зависимости
4. Насилие и деформация личности. Травматический опыт. Расчеловечивание
5.1 Аномальная среда и слом сопротивления, вход в патологическую группу
5.2 Пиковые состояния. Неосексуальность. Трансформация личности
6.1 Неосексуальность. Перестройка нейронный сетей. Деформация
6.2 Неосексуальность и терапия. Выход в плюс, уход в минус
7. Выйти за рамки навязываемой модели. Любовь к другому как выход
8.1 (Беседы 8–12). Слом психики на примере дрессировки орла. Дети-воины в Африке
8.2 Где грань, дети и убийство. Леонид Билунов. Марк Леви и французское «Сопротивление»
8.3 Марк Леви о грани. Секты – личное на стадное. Язык и реформирование мышления
8.4 Марк Леви, грань. Тренинги, слом, обвинение родителей. Михаил Довлатов о деформации
9.1 Чувство грани. Социальная деструкция. Личное – на стадное. Тяга к сообществу
9.2 Дети-воины в Африке. Помогут ли слова: «Ты ни в чем не виноват». Выход – личное
10.1 Братство конструктивное и братство патологическое. Восстановление после слома
10.2 Формирование мнения. Давление группы. Социальное зеркало, социальные сети, среда
11.1 В группе – в измененное состояние сознания. Сопротивление – трезвение, любовь
11.2 Взлом сознания и сопротивление. Школа, риски. Секта дает ложные цель и смысл
– Цикл лекций «От малого к многому: Можно ли употреблять марихуану и прочие ПАВ и не дойти до кризиса? О проблеме легализации марихуаны и метадона».
Эти беседы проходили летом 2014 года на Соловецкой земле во время посещения обители воспитанниками и воспитателями центра святителя Василия Великого. Поводом для проведения данного цикла лекций явилось стремление найти контр-аргументы в связи с интересом подростков к марихуане и синтетическому гашишу. В отношении данных психоактивных веществ многие люди высказывают ту мысль, что данные вещества не являются наркотиками. Так мама одного подростка на вопрос, употребляет ли ее сын наркотики ответила, что – не употребляет, а только марихуану курит. Кто-то говорит иначе, что, мол, – только так называемые «легкие» наркотики употребляет.
Есть ли легкие наркотики в природе? Если да, то можно ли к ним отнести марихуану? Произнеся словосочетание «легкие наркотики», необходимо тут же сделать пояснение. Это словосочетание применительно к марихуане используют многие люди. И даже те, что ратуют за ограничение ее распространения. Но знают эти люди или нет, они, называя так марихуану, способствуют укреплению ее позиций.
Ведь разделение наркотиков на «легкие» и «тяжелые», как объясняет один автор, является одним из приемов пропаганды наркотиков, то есть одним из приемов «раскрутки» наркотиков как товара. В этом вопросе автор ссылается на данные Международной конференции по борьбе с злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. Конференция была проведена ООН в городе Нью-Йорке в 1988 году. И на ней специалистами более чем из сорока стран мира была принята Декларация, в которой было сказано о неточной терминологии, как одном из средств пропаганды наркотиков[1].
1. Как размываются понятия. Высказывания «за» марихуану и контраргументы к ним
2. Последствия употребления. Постепенность перехода к большему
3. Внедрение идеи. Постепенность перехода к большему
4. Принципы развития страстей. Чем отличается наркотик от алкоголя
5. Страсти. О последствиях легализации. Аргументы ее сторонников
6. Легализация. Метадон. Метамфитами. Спайсы. Двумя путями нельзя идти
7. От малого к многому. Изменение видения мира. Провал в Зазеркалье
8. Распад понятий и изменение видения мира. Провал в Зазеркалье
9. Ответы на вопросы и подведение итогов
– Цикл лекций «Зазеркалье»
С ВОСПИТАННИКАМИ ЦЕНТРА ПРОХОДИЛИ БЕСЕДЫ С ПЕРВУЮ ПО ВОСЬМУЮ.
Беседы этого цикла – не только о наркомании. Они, вообще, о том, что происходит в мире с человеком. Проблема наркомании является всего лишь узенькой прослойкой в глобальном процессе раскультуривания. Раскультуривание предполагает стирание того, что называют «культурным человеком», а также превращение его в некого мутанта.
Здесь нужно говорить не только о влиянии употребления ПАВ на личность человека. А также – и о снижении уровня образования, о процессе распада института семьи, об активизации тенденций оккультно-эзотерического характера, о наплыве представлений, заимствованных из восточно-мистических психопрактик и учений. Человек, находящийся в условиях информационного хаоса, не может найти точки опоры. Он окружен ложными идеями, перевернутыми понятиями. Куда ни наступит – проваливается.
Такой взгляд на проблему помогает понять: перестать употреблять наркотики – этого мало. Нужно еще и осознать: кто ты? Куда ты идешь? Без понимания картины мира человеку трудно найти свое место в жизни, трудно понять, куда идти. А без понимания того, что зависимость делает с человеком, сложно отказаться от зависимости. Пытаясь найти выход из тупика, человек нередко меняет одну зависимость на другую, «ходит по кругу». И неудивительно, что на определенном этапе он приходит туда, откуда ушел.
Зависимость обнуляет человека. Не во всех случаях столь важно, – какая именно (хотя особенности у каждой, конечно же, есть). Главное то, что человек зацикливаясь на своей страсти, перестает развиваться как личность. Перестает воспринимать объемно и глубоко этот мир и окружающих людей. Его внутренняя жизнь принимает однонаправленную активность, все мысли и желания «клонятся» в сторону страсти. А если нет подлинного развития, то наступает регресс. Сознание распадается, и из глубин личности поднимается «недочеловек». В Константине начинают проглядываться черты «Костяна». И этот «Костян» начинает выдавливать Константина. В такие минуты у человека меняется тембр голоса, он становится невменяем. Другие говорят ему: мы тебя не узнаем.
Уместными видятся слова: «Сон разума рождает чудовищ». Необходимо выяснить – каких. Ведь от того, как человек смотрит на проблему, зависит выбор стратегии ее преодоления. Человек выбирает либо верную стратегию, ведущую к освобождению от чуждого влияния. Либо – неверную, ведущую к еще большему порабощению ему.
Факт присутствия в сознании «второго сознания» вносит в жизнь сумятицу, превращает жизнь в страдание. Помимо прочего человек теряет способность радоваться миру. Он видит мир серым, неуютным, уродливым. Окружающие представляются ему «карлами-уродами». И отчасти – потому, что на мир он смотрит через призму своего сознания (а как иначе?). А в самом себе он не выработал почти никаких понятий. Ведь понятия вырабатывается в результате труда и в результате взаимодействия с Другим. А когда человеку вырабатывать понятия, с помощью которых он мог бы осмысливать мир, если он по 12 часов в сутки сидит в интернете или курит ежедневно гашиш?
Разговоры о вреде здоровью мало кого интересуют. Человека может испугать только страх перед собственным безумием. А распад психики – это следствие употребления ПАВ (психоактивных веществ) даже и таких как конопли (марихуаны, гашиша) и, как было сказано, следствие зацикливания на какой-либо страсти.
Первые 13 лекций цикла имеют отношение к теме наркотиков и к теме вхождения в измененное состояние сознания. Разбираются последствия вхождения в измененное состояние сознания для всей жизни человека в целом, а также иные – ненаркотические пути вхождения в это состояние. В дальнейших лекциях ставится вопрос о преодолении негативных тенденций, связанных с темой измененных состояний сознания.
МАТЕРИАЛЫ О ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ ЦЕНТРА СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО И ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ НА ТЕМУ ВОСПИТАНИЯ И ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКАМИ, ТРУДНЫМИ И НЕ ОЧЕНЬ:
– Текстовый проект «Родители и дети» (особо – части 4.2 и 4.3).
Часть 1: «О принципах общения с “трудными” людьми и воспитании. Беседа с сотрудниками Центра свт. Василия Великого».
Часть 3: «Уважение за уважение…»
Часть 4.1. «Мозг родителей и мозг детей».
Часть 4.2: «Развитие личности подростка и опыт центра свт. Василия Великого».
Часть 4.3:. «Опыт центра свт. Василия Великого, навыки и ядро педагогического процесса»
– Статья «Преодоление зависимого поведения (часть 2). Родственникам, близким»
Понять, как установить контакт с другим человеком, можно тогда, когда чувствуешь ситуацию “на кончиках пальцев”. О том – в первой главе данного текста. Текст, хотя написан с упором на тему общения с людьми, находящимися под влиянием зависимости, идеи текста применимы и к прочим ситуациям. В начале этого текста – о том, что родители должны выйти из скорлупы, тогда с Божией помощью смогут найти контакт с ребенком.
– «Беседа с родителями и родственниками трудных подростков».
Страничка, на которой выложена лекция; ссылка на саму запись.
– Некоторые материалы из упомянутых в статье «Родители – Дети – Воспитание. Лекции и тексты иеромонаха (Прокопия)».
БЕСЕДЫ, КОТОРЫЕ ПРОХОДИЛИ ХОТЯ И НЕ ВОСПИТАННИКАМИ ЦЕНТРА, НО КОТОРЫЕ К ТЕМЕ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ ИМЕЮТ ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ:
– Цикл бесед «Радикализация молодежи: Компьютерные игры, экстремизм, неоязычество, неофашизм».
В этом цикле предпринята попытка задуматься и обсудить различные причины радикализации молодежи (не только молодежи, но и взрослых людей, ведь молодые люди быстро становятся взрослыми). Что если бездуховность общества; распад культуры и образования; отказ от здоровых основ жизни и, как следствие, распад внутреннего иммунитета, защищающего от деструктивных идеологий сектантской направленности; компьютерные игры, связанные с насилием; уличные беспорядки, молодежные преступные группировки, участие в экстремистских и террористических сообществах; поездки в зоны боевых действий в поисках ощущений или неправильного понимаемого смысла; распространение неонацизма и неоязычества; возрождение древних языческих мистических культов, – что если эти и прочие компоненты являются звеньями одной цепи?
– Беседа «Радикализация молодежи и неоязычество».
Лекция 101 была проведена 20 ноября 2018 г. в Елизаветинском храме г. Королев.
На встрече говорилось, в целом, о различиях мировоззрений языческого и христианского, о проявлениях языческого мировоззрения в нашей жизни и предпосылках ухода молодежи в деструктивные культы.
Обращение к деструктивным культам, экстремизму, неонацизму, неоязычеству, –лишь частные проявления тех изменений, которые происходят в ментальной сфере человека. В частности, можно говорить о росте смутного беспокойства, порожденного отрывом от Истины и стремящимся выплеснуться в хаотизированные формы активности. Рост беспокойства сопровождается параллельными процессами разрушения культуры и образования, то есть – разрушением тех механизмов, которые призывны сдерживать и упорядочивать хаос. Не сдерживаемый и не упорядочиваемый, он стремится выплескиваться во все более и более агрессивные формы поведения.
Нельзя не упомянуть и дехристианизации общества, разрушения основы, на почве которой люди могли находить общий язык друг с другом. Разрушение основы вместе с нарастающей хаотизацией приводит к явлению, обозначенному как «молекулярная гражданская война». Она выражается в бессмысленном насилии всех против всех. Она не преследует никакой цели, поэтому ее нельзя погасить обращением к каким-то мерам (выплаты, льготы и пр.).
101a. Всеобщее беспокойство. Нарастание тяги к насилию. Неонацизм. Неоязычество
101b. Фанатизм. Выхолащивание христианства. Дети и выбор. Изменение культурной парадигмы
101c. Молодежь перед революцией 1917 г. Молодежь современная. Восстановление иерархии ценностей
101d. Пресыщенность. Древний Рим. Экстаз революции. Возбуждение, агрессия и инфернальные силы
– «Компьютер и агрессивное поведение».
Лекция 110 – 21 ноября в Центре детского развития и семейного досуга «Ковчег» (п. Кратово, Раменский район).
На встрече был продолжен разбор темы нарастании агрессии в среде молодежи. На встречи рассматривался такой аспекты темы, как обращение к компьютерным играм, связанным с насилием.
Нередко раздаются возгласы, утверждающе, что игры такого плана не приводят к насилию в реальной жизни. Но все же на основании множества фактов и данных физиологии можно говорить о обратном. Игры такого плана формируют модель поведения, которая стремиться проявить себя и в реальной жизни.
Во время беседы по инициативе одного из родителей открылось обсуждение темы взаимоотношений родителей с детьми. В том числе, с теми, кто переключил свою жизненную активность в сферу компьютерных игр и медиа-технологий.
110d. КОМПЬЮТЕР И АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Компьютеры и реальная война
110e. Ответ на вопрос: Как выстраивать отношения с детьми при всем том, что есть. Начало
110f. Ответ на вопрос: Как выстраивать отношения с детьми при всем том, что есть. Продолжение
– «О духовном развитии молодежи».
Время проведения беседы – 27 октября 2021 года (город Дмитров).
У некоторых молодых людей (разных полов) образуется взрывоопасная смесь из желаний, нереализованных амбиций, разочарования, боли и пр.. Таланты, способности и ожидания от мира, перемешиваясь с этой смесью, могут принять разрушительное направление (околофутбола, богемная жизнь, зависимости, участие в вооруженных конфликтах и пр.). Они вступают в «жесткие» сообщества, едут на войну, просто «прожигают» жизнь как могут и как понимают (насколько у кого хватает запала).
Если человека обогатить духовно и культурно, он может придать своим стремлениям конструктивное воплощение. Речь идет не том, чтобы сломать в человеке то, что делает его агрессивным, а в том, чтобы дать ему основу, картину мира. Тогда его агрессивность может претвориться в мужество, здоровую пробивную силу, с помощью которой он сможет достигать здоровых, конструктивных целей.
– Беседы 17-21 цикла «Преодоление игрового механизма»
В этих беседах описывание основание принципа, о котором упомянуто в беседе «Духовное развитие молодежи» и во вступлении данной заметки.
17.1 Оживить мозг, который словно под коростой. Депрессия, суицид. Психопатия за чертой эмоциональной бедности.
17.2 Запойная игра и самоубийство. Депрессия и поиск драйва, биполярное расстройство (эмоциональные качели).
17.3 Духовность как возможность развернуть черты характера в конструктивном ключе (принцип элевации).
17.4 Выход – обогащение личности (ГЛАВНОЕ). Вадим Туманов. Вики Оболенская, Борис Вильде (см. 17.2).
18.1 Замкнутость на цели без понимания контекста. Эпилепсия. Любовь и основа психического здоровья.
18.2 Зашкаливание эмоций и саморегуляция. Мачо и нарочитая яркость женщин. Демонстративное поведение.
19.1 Неуправляемые состояния, вспышки эмоций: что делать – промежуточные итоги. Обогащения навыками.
19.2 Исцеление – антихрупкость. Погружение в мечты (истероидный тип). Воспитание – что дать ребенку.
19.3 Николай Кузнецов – самый дерзкий разведчик в СССР. Жажда внимания. От патологии к конструктиву.
20.1 Не сломать, а обогатить. Логика и эмоции. Психические модели и обсессивно-компульсивное расстройство.
20.2 Фильм «Джокер» – демонстративное поведение. Хаос и насилие. Социальный распад. Ориентация на внешней модели.
20.3 Зацикливание мозга на процессе. Приличный человек, а понесло по жизни. Фильм «На грани краха».
21.1 Ориентация на психические модели и беззащитность перед скачком эмоций. Аддикция – от эйфории до депрессии.
21.2 Аддикция – фиксация на одном и распад другого. Фильм «На грани краха» – психические бренды, утрата личного.
21.3 Фильм «На грани краха» – эмоциональный капитализм, не жизнь, а алгоритм. Исцеление – мир становится красивым.
Ему необходимо научится видеть черту, за которую не стоит переступать (за которой – распад и гибель). Важно понимать и то, что определенные поступки имеют и определенные последствия. Есть некоторые законы, которые действуют и тогда, когда речь заходит о общении с ближними (ты поможешь и тебе помогут) и, когда речь заходит о зависимом поведении (малое приводит к бо`льшему).
[1] Маркова Н.Е. Керосиновая профилактика // Скрытые искусители или снасти на потребителя (в плену информационных технологий). М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007. С. 265.