Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Игромания (суммируя сказанное в иных текстах и лекциях). Ч. 1

24 июня 2023 г.

В данной статье суммируются представления, изложенные автором в иных текстах и лекциях на тему игромании. Некоторые из этих текстов и лекций перечисляются в заметке «ИГРЫ грани ранят, грея как бы: Некоторые мысли из лекций иеромонаха Прокопия (Пащенко) об ИГРЕ».

Механизм формирования зависимости. Рефлекс цели

Механизмы формирования аддикций (разного рода зависимостей) в основном общие, хотя у каждой аддикции есть своя специфика, – у человека формируются и закрепляются навыки в процессе повторения определённых действий. Эти навыки можно оценить как положительные или как отрицательные. К примеру, пробежка по утрам — это положительный навык, резко отменив который, человек ощущает дискомфорт и неудовлетворённость. Те же неудовлетворённость и дискомфорт будет ощущать человек, привыкший играть (здесь - в азартные, компьютерные и т.п. игры), и вдруг отключённый от этой возможности. Когда человек занимается какой-либо деятельностью, у него формируется определённая доминанта – это очаг в коре головного мозга, который, приходя в действие, тормозит прочие отделы коры. И тогда все импульсы, поступающие в сознание, притягиваются к текущему очагу. Так наркоман, когда увидит насыпаемый в чай сахар, моментально вспомнит о белом сыпучем порошке.

В игре задействованы те же механизмы, которые изначально были даны человеку во благо. У академика Павлова есть такое понятие, как «рефлекс цели». Человек с течением жизни коллекционирует в себе добрые привычки, знания, конструктивные черты характера. Чтобы ему достигать результата, необходимо определённое усилие, сила напряжения - «рефлекс цели». Проблема может возникнуть тогда, когда этот «рефлекс цели» человек начинает использовать не ради конструктивных достижений, а для того, к примеру, чтобы отыграться. Согласно мыслям православных духовных авторов, страсти побеждаются не столько волевым усилием человека, хотя и оно необходимо, сколько тем, что внутренние процессы, участвовавшие в развитии определённой страсти, возвращаются в своё исконное, Богом данное значение. Т.е., изначально человеку была дана эта сила преодоления препятствий - сила, которая помогает человеку достигать целей. Но когда мы заразились страстями, у нас образовался навык эту силу использовать не по назначению, а для деструктивных целей. Соответственно, саму по себе эту силу из души мы вырезать не можем, но можем дать ей другое направление.

К примеру, у старца Иосифа Исихаста многие годы ушли на воспитание в себе любви, т.к. в нём была большая сила гнева. По его воспоминаниям, он порой готов был убить человека, если видел очевидную несправедливость. Но та же сила, которая сподвигала его на гнев, с другой стороны, помогала быть ему невероятно мужественным в духовной жизни, совершать чрезвычайные усилия, когда речь шла о перенесении лишений, которые он сам на себя налагал - босиком ходил по снегу, очень мало ел и проч.

Логос. Эрос и Тимос – их христианское переосмысление. Высший этаж личности

Так и в случае игромании, ту силу, которая толкает человека к игре, можно пустить в другом направлении. Но, конечно, для этого должен выработаться навык. Потихоньку перевоспитывая себя, можно этого добиться. Но добиться можно только тогда, когда человек достигает того, что называется «высшем этажом личности». Проблема игромании тогда и возникает, когда этот высший этаж личности находится в деградации. Древние греки говорили, что человека несут два коня – Эрос и Тимос, а Логос у них возничий. В переводе с греческого, Тимос («горю», «пламенею») – как раз та самая сила напряжения, сила преодоления препятствий. Эрос же – сила вожделения. Логос – это смысл. В христианской аскетике эти термины переосмыслены. Преподобный Макарий Великий сравнивал человеческую природу с колесницей, а ум называл возницей колесницы души. У духовных авторов есть термин «божественный эрос» - та сила любви, которую мы направляем к Богу. Так же христиански осмыслена и сила напряжения, которую мы нацеливаем на благо: видим благо и употребляем усилия к его достижению. И вот когда Логос - высший этаж человеческой личности - не развит или блокирован, то либо эти два коня сами несутся, куда придётся, либо какая-то страсть садится управлять этими конями, или даже вообще демон может оказаться в роли возницы. У одного аскета был такой образ: он представлял себя в виде коня, на которого, кто садится, тот и ведёт его куда хочет. Образ человека «без царя в голове» тоже несёт эту мысль в себе. И вот когда у человека выстраивается высший этаж личности, у него появляется возможность свою природу возделывать.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил о том, что когда в человеке действуют какие-то духовные переживания – умиление, покаяние – то тормозится то, что связано с низшими чертами человеческой личности, которые могут уравнивать нас с животными. Например, силу вожделения человек, имеющий этот высший этаж личности, может обратить на любовь - если не к Богу, то, хотя бы, к науке или искусству. Но если этот высший этаж личности в человеке заблокирован, тогда ему остаётся только грубая похоть, остаётся только стремиться к ярким переживаниям – и вот игра сюда как раз и подходит, вписывается по всем параметрам.

Пост и молитва – путь избавления от страсти

У преподобного Марка Подвижника есть такая мысль, что если ум человека объят неведением, то он удобно привязывается к любому образу – видит красоту женскую и тотчас проявляется похоть. Человек становится неспособным отклонить от себя желание последовать за каким-то ярким переживанием – это что-то сродни наркомании. И здесь мы вспоминаем слова Спасителя о том, что «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Когда человек входит в пост, если ему и не под силу сразу и целиком победить страсть, то начав с преодоления себя в микродозе, начав отказывать себе в том, что приносило удовольствие, а вследствие отказа вкусив и печаль, человек учится побеждать. И постепенно у такого человека вырабатывается навык отказываться и от чего-то большего, от иного деструктива, прочно вошедшего в его жизнь, как например от игры, без которой раньше он и не помышлял обходиться.

По мысли одного духовного автора, также и во время молитвы происходит то, что страсть перестаёт действовать на человека. Ум молящегося человека фокусируется на божественных смыслах, напитывается ими. Тогда и происходит отрыв от страсти. Но так «работает» только молитва. Никакая медитация, никакое фокусирование на сегментированных стишках (особых литературно/речевых конструкциях, призванных более ярко и информативно передать суть и характеристики определённого явления, действия, переживания, предмета или человека, наконец) никогда не приведёт к подобному результату. Потому как, одного отвлечения от объекта страсти мало.

Изменённое состояние сознания. Важность духовного руководства и осознания жизни в целом

Человеку надо напитываться не только божественными смыслами, но и пониманием жизни в целом. В работе «ТРИ СИЛЫ: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)» развивается упомянутая мысль святителя Игнатия Брянчанинова о том, что при духовных переживаниях тяга к игре, к другим компульсивным действиям и потребностям тормозится в человеке. Так же и в работе «Внешняя жизнь и мир мыслей», глава Часть 4.1 «Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира» приведены слова духовного наставника насельников Соловецкого монастыря о состоянии психоза – такого расстройства, при котором человек не может отличить внутреннего иллюзорного мира от мира объективного, свои домыслы начинает воспринимать как то, что происходит наяву.

В контексте карточной игры существует такое понятие, как тильт. Это изменённое состояние сознания игрока, когда он теряет способность здраво рассуждать и трезво мыслить, начинает поддаваться своим эмоциям и действует импульсивно. Он уже не может адекватно оценивать ход игры: ему кажется, что вот-вот отыграется, на самом же деле проигрывает всё большую и большую сумму. Наблюдая со стороны игрока в состоянии тильта, можно видеть, что разум у него заблокирован. Поэтому, опытные игроки стараются себя контролировать, чтобы не допустить тильта - не пропустить тот момент, когда ты рискуешь войти в изменённое состояние сознания.

И вот когда такой человек-игрок, осознавший свою зависимость и обретший своего духовника, начинает регулярно взаимодействовать с ним, вопрошать его не только по своей главной проблеме – игромании, а и по всем другим многообразным аспектам своей жизни, то тогда через три – четыре года у человека формируется некий массив представлений, который помогает ему изменить вектор своей жизни. Он начинает иначе осмысливать свои душевные силы, своё участие в каких-то процессах и событиях и т.д.

Но поскольку таких духовников на всех игроков явно не найдётся, то для хотя бы приблизительного восполнения их нехватки в выше указанных работах были собраны материалы, погружаясь в ткань которых можно познакомиться с историями людей, которые также порабощались страстью игромании и затем освобождались от неё. В этих работах лаконично и разносторонне показана проблема игромании, аккумулирован опыт реальных людей из обратной связи с автором. Эти материалы могут оказаться хорошим мотивирующим инструментом для внутренней работы с целью выхода из зависимости.

Процесс избавления от зависимости – медленно, но верно

Надо понимать, что скорого избавления от аддикции тут ждать нереалистично, оно не наступит вдруг, как от действия принятой таблетки. Массив новых жизненных представлений должен усвоиться человеком, накопиться в нём, и, уже укоренившись, он становится способным развить и крону (высший этаж личности), которая будет только разрастаться, удобряемая постом и молитвой. Тогда у человека и появляется реальная возможность изменить направление своей жизни, скинув с себя цепи зависимости.

Игроманию можно сравнить и с любовной зависимостью, ведь механизм формирования аддикций одинаков. К примеру, о Рогожине из романа «Идиот» Ф.М. Достоевского известно, что он даже не мог ничего читать, будучи одержим образом Настасьи Филипповны, все его мысли были сфокусированы только на ней. Тогда она стала играть с ним карты, чтобы хоть какую-то умственную деятельность в нём инициировать и тем самым, пусть на время, отрывать его от своего образа.

Годы окончания школы, студенчества особенно «благоприятны» для погружения в увлечённость какой-либо идеей с риском завязнуть в ней. А ничего, что могло бы остановить человека в нужный момент, у него не сформировано. И если в такой период человек решается на опыт вхождения в пост, это может стать отправной точкой для тренировки воли. Вроде как, ты «просто» начинаешь тягаться со своими неугомонными страстями на уровне поста, но потихоньку-«полегоньку» в тебе начинают пробиваться здоровые ростки, начинает прокачиваться «духовная мышца». И со временем у тебя появляется возможность отклонить от себя привычное желание пойти в русле страсти.

По проблеме игромании записан цикл бесед «Преодоление игрового механизма», который дополнен статьями с одноимённым названием. Беседы в видеозаписи (не все беседы цикла записаны в видео).

Также опубликована статья «Три силы» и одноимённый цикл бесед. В этих беседах, в том числе, затронут вопрос об отличии человека от животного именно этой высшей духовной составляющей. Если она у человека оформляется, то он может перестать быть рабом своих страстей. И это связано не только с молитвой. Чтобы духовная составляющая появилась, человеку очень полезно погрузиться в проблемную для него тематику, изучать аналогичные примеры из жизни, анализировать на этих примерах причинно-следственные связи и попытаться выявить их у себя. Потому что всё в нашей жизни цепляется одно за другое, нанизывается на одну нить. Это как, испытывая тягу к сладкому, перенасытится им, а от любого «пере-» рождается гнев – вот ты уже накричал на ребёнка. Дальше стало стыдно за неправедный ор – пошёл выпил. Ну а после выпивки можно уйти и ещё куда подальше. А если ты уже деморализован, тебя потащило по всем фронтам, то у тебя не найдётся сил сопротивляться посылу снова играть.

Для наглядной иллюстрации проблемы можно привести следующий пример. Человек увлечённо разговаривает по телефону, и когда всё его внимание сосредоточено на разговоре, то он параллельно может производить неосознанные действия – может штриховать на листе, ходить взад-вперёд, перебирать волосы, постукивать пальцами и т.д. У человека возникают хаотические импульсы. В то время, когда человек не говорит, то способен их достаточно легко фильтровать и отсеивать, но в момент, когда всё его внимание переключено на разговор, эти импульсы сразу поступают в область действования, сразу воплощаются в действие. Так же и человек, отвлечённый на какие-то свои страсти (гнев, обжорство и т.п.) не сможет справиться с главной своей страстью, в данном случае с игроманией.

Таким образом, в первую очередь необходим личный духовный путь человека, в идеале, конечно, с таинствами Церкви – исповедью и причащением. Но необходимо ещё и изучение общих страстей, присущих человеку, и именно по святым отцам. Поскольку только они дают полную объективную картину мира. Современная аддиктология на девяносто девять процентов подтверждает святоотеческое учение о страстях и хорошо укладывается на его основу. Наука о зависимостях описывает те же закономерности, на которые святые отцы указали уже давно.

Специфика понимания проблемы игромании рассматривается также в ответах:

«Игра и игровой поток»
«Адреналин. Есть ли зависимость от адреналина?»

А также – в беседах:

О НЕХИМИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЯХ: Интернет, игровые зависимости, аддикция отношений
Борьба с привычками, с которыми мы не в силах справиться | о. Прокопий, Кира Лаврентьева | ПроСмыслы.

Духовная мышца. Конструктивная домината вытесняет деструктивную

Изучая материал, погружаясь в тему, далее неизбежно придётся напрягать и душу, прокачивать функциональные системы, т.е. нейронные сети, которые ответственны в человеке за интеллектуальную работу. Когда человек только в игре, у него и прокачена только одна соответствующая интеллектуальная мышца, а всё остальное находится в дистрофическом, подавленном состоянии. Это остальное и необходимо активировать.

Академик А.А. Ухтомский в своих работах указывал на то, что доминирующую доминанту трудно штурмовать, что называется, «в лоб». Потому что, когда она действует, поступающие в сознание импульсы притягиваются к текущему очагу. Т.е., человек, который пытается размышлять только о том, что игра – это плохо, ворошит свои воспоминания о ней, что может иметь даже противоположный эффект, спровоцировать его вновь на игру. Поэтому очень важно параллельно развиваться в чём-то ином, помимо выбивания из себя тяги к игре, взращивать в себе новые конструктивные интересы. И тогда в человеке начнёт постепенно прокачиваться и «духовная мышца», и со временем высшая часть личности человека укрепится на столько, что он станет способным изменить вектор своей душевной активности.

Здесь, конечно же, нужен труд. Но по прошествии времени человек осознаёт это время работы над собой, как самые счастливые годы своей жизни. Человек активно себя познаёт, его посещает творческая радость от того, что он видит перемены в себе. И он начинает ощущать, что с Божией помощью становится со-творцом своей вселенной. И это осознание присутствия Бога в своей жизни очень важно. Т.к., в состоянии зависимости от игры, человек, будучи оторванным от Бога, сам пытается выдумывать законы функционирования этого мира. Он не пытается понять универсальный принцип, заложенный Богом в основание мироздания, но претендует на собственную интерпретацию жизненных процессов, опираясь на свою понятийную шкалу.

В результате, человек входит в то же самое искушение, которое сатана приготовил для первых людей – «будете, КАК боги». Это обещание сформировало предельную мечту всех эзотериков – самим сконструировать некие выдуманные законы реальности и жить в них. Но это ключевое «КАК» и превращает все их усилия в «понарошку», у человека получается некая игровая вселенная, в которой восседает такой «мини-Я-божок». Преподобный Иустин (Попович) говорил о том, что когда человек отрывается от Бога, от любви к людям, то он превращается в «мизерного бога на своей грязной помойке». С этим ложным осознанием себя «божком» человек выпадает из гармонии мироздания, и игра – это всё, что у него остаётся.

У Антуана де Сент-Экзюпери есть мысль о том, что в замке Отца каждый шаг исполнен смысла, потому что там всему находится своё особое место: вот здесь живут мужчины, а вот там женщины, здесь хранится пшено, а вот там рожь, и т.д. И человек, путешествуя по этим залам и комнатам, как от праздника к празднику, ощущает смысл во всём. И вот он уже вовлечён в полноту окружающей его гармонии, и тогда у него легко тормозятся компульсивные влечения – эти навязчивые действия, которые ранее возникали в связи с необходимостью снизить тревогу или эмоциональный дискомфорт. Но потом (у Экзюпери) появились люди, которые захотели этот замок разрушить – так ложно они поняли свободу. А когда они разрушили замок, то обнаружили себя, словно стоящими подобно овцам на открытом продуваемом всеми ветрами месте, сгруженными в одну кучу. И они уже не могут объяснить себе, для чего оказались на этой ярмарке жизни – вроде, сделали всё, как хотели, «по свободе», а оказались неприкаянными на семи ветрах -смысл претворился в хаос. Тогда люди навыдумывали себе глупых игр и погрузились в это состояние анти-жизни, и в них самих исчезла красота. И чтобы хоть как-то почувствовать себя живыми, ввели в оборот искусственные средства возбуждения. Игра – из их числа.

И вот, когда человек начинает познавать что-либо в качестве универсальных законов – это теория, она важна для понятия смыслов. Но совсем другое дело, когда человек начинает видеть работу этих законов на себе - тогда появляется возможность начать меняться самому. Очень важно при этом выстраивать ход своей мысли от Евангелия, от святых отцов, которые это Евангелие опытно исполнили. И уже потом, если позволяет осведомлённость, привлекать сюда и науку, в качестве комментирующего звена. Но если человек пытается начать своё движение по пути исцеления от игромании опираясь изначально на психологию, то он рискует так ничего и не успеть, потому что психология представляет из себя сотни разрозненных учений. А когда мы начинаем работать с какой-либо крупной проблемой, то существует большая вероятность столкнуться с вопросами, выходящими за рамки психологии. Например, человек ощущает себя «мёртвым», потому что не видит смысла жизни, и игра – это единственное, что возбуждает хоть какой-то интерес к ней. Сразу возникает вопрос: а что такое «смысл жизни»? И ответ на него не в компетенции психологии.

Возвратимся к замечательной мысли академика А.А. Ухтомского о том, что штурмовать ведущую доминанту «в лоб» не стоит, нужно строить другую, бодрую доминанту. И когда бодрой удастся закрепиться в нервных центрах, то тогда она затормозит патологическую. Также он отмечал, что важно по первым признакам проявления (по «первым отрыжкам», как сформулировал Ухтомский) определять, что вот сейчас приходит в действие доминанта патологическая, и пока она не раскачалась, перегораживать ей путь новыми навыками, относящимися к доминанте конструктивной.

Работа на упреждение. Важность режима

В российском фильме «Бабуся» о пожилой женщине есть эпизод, в котором очень точно показано это начало прорывания страсти. У этой женщины сын алкоголик, так она заранее по тем самым «первым отрыжкам» уже видит, что сын сегодня запьёт. Как страсть прорывается? Вот грустненько сыну стало, хочется взбодриться, он пытается перебить это состояние такой напускной весёлостью. Вот эта излишняя, даже ажиотажная, весёлость моментально считывается матерью, как начало вхождения сына в страсть. В желании преодолеть грусть весёлостью этот человек по протоптанной дорожке своих нейронных связей уверенно шагает к своей страстной доминанте, а по-простому – приходит к своему обычному «выпить». Напускная весёлость не выдерживает конкуренции с «выпить». Так, человек зависимый лучшим образом может взбодрить себя только алкоголем, а в рассматриваемой нами теме – игрой.

Идея в том, чтобы человек, решивший бороться со страстью, научился фиксировать в себе первые признаки её проявления и сразу же принимал попытки застилать её пути навыками конструктивными. Святитель Феофан Затворник в своём XIX веке касательно юношей, которым вот так же взгрустнулось, говорил, что надо сразу же гнать от себя это чувство. Иначе эти молодые люди направляются в разного рода заведения, где высматривают себе разного рода развлечения, порой с непредсказуемыми последствиями.

Трудно прогнать чувство, когда оно настигло тебя врасплох. Поэтому, зная за собой определённые слабости, действовать надо упреждающе. Желательно продумать свой режим так, чтобы не было свободного времени. Но делать это надо без лишнего ажиотажа: не в том смысле, чтобы забить себя работой под завязку, надеясь, что тогда уж ни одна неприятная мысль не проскочит. Такая ситуация обычно приводит к перенапряжению, ресурс работать в таком темпе быстро иссякает. И тогда человек, дабы расслабиться, легко может сползти в зависимость от алкоголя, игры и т.п.[1].

А когда у человека отлажен определённый режим, то его день становится осмысленным. Можно специально выделить время на «подумать о жизни», помолиться, побыть в одиночестве. И в целом можно действовать без спешки, тогда ум занят целенаправленно. И, главное, тогда исключается это бесцельное слоняние в попытке убить время. Если такое пустое времяпрепровождение в жизни человека присутствует, когда он не знает, к чему приложить свою мозговую деятельность, то ему предельно сложно оторваться от зависимости, она всегда будет приходить на ум.

Важно понять и уметь засекать, с чего начинаются приступы, срывы, которые влекут к игре. Часто они могут иметь отправной точкой тщеславие или гордость. Бывает, у человека - за что ни возьмётся, всё получается, тут гордость и начинает взыгрывать. А через некоторое время – бах! – и запой (рулетка, карты и т.д.). Человеку порой попускается упасть, чтобы он смирился. В этом падении ему уже не до мыслей о собственном величии.

Также важно заранее иметь готовый вариант действий на первые маячки подступающего срыва в зависимость – отходить надо на заранее подготовленные позиции! Повторимся, что первое – это выстроить режим. Если человек с утра помолился, почитал из Евангелия или Псалтири, то ум его уже укреплён. Когда ум погружён в какие-то конструктивные смыслы, напитан ими, тогда и доминирующая страсть не выступает в нём. Человек знает последовательность своих дальнейших действий в течение дня, он сам заранее их спланировал. Ум рассеян, когда мечется от монотонного прокручивания новостной ленты вприкуску с очередным тортиком до пустого слоняния по квартире. Тогда наиболее выпукло и начинает проявляться доминирующая страсть.

Сетка конструктивных представлений. Исповедь – начало новой жизни. Осмысленность

В ответе «Адреналин. Есть ли зависимость от адреналина» на вопрос о зависимости от адреналина приведён пример с футбольной сеткой. Мяч не может пробить сетку, потому что плетение сетки частое. Если же плетение редкое и нитки тонкие, то мяч легко пробивает сетку. Также и с умом. Образно – пока у нас есть сетка конструктивных представлений, тогда мы держимся в тонусе, и какой-либо зависимости не так просто пробить нас. А все те действия, которые рассеивают внимание – все отвлечения, увлечения, развлечения – они от страха человека оказаться наедине с самим собой. Порой, человек даже ищет этого рассеяния, потому что ему тяжело заглянуть вглубь себя.

В статье «Преодоление игрового механизма», часть 5.1. «Скорбная радость самозабвения» приводятся аналогичные мысли Блеза Паскаля о причинах вхождения людей в зависимость. Как только человек оказывается сам перед собою, на него потоком идут неприятные мысли – страхи, досада, немощь, мысли о возможных катаклизмах и войнах и т. п. И чтобы оторваться от этих удручающих мыслей, человек погружается в возбуждающую его активность. Поэтому, одна из приоритетных задач: человек должен научиться быть с самим собой. Изначально необходимо убрать внутренний хаос, а инструмент для этого - полная генеральная исповедь. Тут может быть полезна книга «Победить своё прошлое. Исповедь – начало новой жизни».

Книга «“Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни».

Впоследствии также надо регулярно исповедоваться, тогда у человека не будет этого хаоса внутри. Потому как, если человек не будет жить по совести, его внутренний хаос будет только усугубляться, и, как следствие, побеги от самого себя станут всё чаще и стремительнее. Блез Паскаль справедливо замечает, что если бы мы встретились мужественно со скукой, она сама подсказала бы нам, что нужно исправить для того, чтобы она ушла. Пройдя такой опыт человеку будет комфортно находиться самому с собой.

Как видим, человеку надо решить множество задач, на раз-два-три клубок не разматывается. Важна осмысленность. Как только осмысленность в жизни человека прерывается, тут же его сетку прорывает мяч зависимости.

Показателен такой пример. Человек оказался в состоянии, когда полная тошнота внутри: и хочется либо напиться, либо чем-то развлечься, что-то посмотреть, дабы заглушить это неприятное чувство. И вот человек отследил, что подобное состояние началось с того, что ты чем-то недоволен, начинаешь бубнить про себя, что всё вокруг плохо и все вокруг плохие. А потом вдруг замечаешь, что монолог превращается в диалог, будто кто-то извне начинает вбрасывать в тебя мысли иного плана. Условно говоря, своим недовольством ты пробурил свой мозг, как сверлом. И в эту скважину кто-то уже подливает какого-то растворчика или даже шприц с иголочкой туда запускает. Это у греческого архимандрита Емилиана Вафидиса был такой образ, что демоническая мысль — это как шприц с иглой: укол не сильный, и когда тебя колят, то вроде не так и больно, но через этот прокол закачивают яд, который убивает.

И вот когда у человека нарастает это недовольство и скважина пробурена, тогда наступает состояние неконтролируемой эмоциональности. Тогда человек готов ругаться, кричать, конфликтовать. И выйти из подобного состояния очень тяжело. Человека просто несёт и может занести и в алкоголь, и в игру, и во что угодно ещё. У него из рук словно выбит руль, и тут уже его корабль несётся, куда ветер подует и волны направят.

Быть человеком. Человеческое достоинство в христианском понимании. Вплетаем «торчащие нити» в ткань своей личности

Поэтому вопрос о преодолении зависимости можно свести к вопросу «что значит быть человеком?» Когда в человеке появляется человеческое достоинство, он выходит из зависимости. Человеческое достоинство в православии понимается как несводимость человека к импульсам, которые к нам поступают и от внешней среды, и от нашего инстинкта голода, от других жизненных инстинктов. Так, человек, испытавший голод, не идёт же убивать первого попавшегося на пути – инстинкт голода не имеет власти тотально управлять человеком. Владимир Лосский, православный богослов и историк церкви, на основании учения святых отцов писал о том, что когда у человека формируется личное начало, тогда он становится способным любить кого-то, а значит и способным оторваться от собственных желаний. У человека появляется возможность не определяться только импульсами, внутренними или внешними, подобно зверюшкам. И даже больше, человеку уже под силу перестроить те импульсы, которые ещё вчера пытались определять его поведение. Волевым личностным усилием сражаясь с ними (например, во время Великого поста), он может приручить, «перевоспитать» их. В Великий пост мы особенно учимся преображать свою природу, ведь он – базовая часть священного измерения жизни человека. В это благодатное время мы призваны яснее видеть, острее слышать, глубже мыслить. Тогда становится проще заметить наши внутренние «торчащие нитки» и постараться вплести их в ткань своей личности.

Если человек, вроде как, и взрослый уже, но в его жизни всегда преобладали только работа, деньги, еда и прочие потребности, то он, конечно, беззащитен перед зависимостью игровой или зависимостью от каких-либо активных веществ. Потому что зависимости паразитируют на инстинктах человека и быстро становятся навыками, которые человеком воспринимаются, как естественные. И человек с невыстроенным высшим этажом личности не может идти против этих, кажущихся естественными инстинктами, процессов.

Высшее священное измерение жизни

Порой можно видеть такую картину, когда крепкий здоровый человек даже не пытается сдержать негативную реакцию, ощущая чувство голода или страха, например. В тот момент он может даже разразиться нецензурной бранью, проявляя агрессию или панику. Только такая неадекватная реакция сейчас доступна ему — так инстинкт руководит им. У человека появилась торчащая нитка, она колет, раздражает его. И если внутренняя работа по вправлению своих торчащих нитей проделана не будет, то человек обречён постоянно управляться либо другими людьми, либо собственными страстями и инстинктами, своим личным хаосом – всегда найдётся побеждающий нас. Аналогично и мысли о желании поиграть могут смять всю структуру поведения человека, который подчинён тяге к игре и не настроил себя сопротивляться ей. Мужская брутальность сыпется на глазах, будучи не способной дать человеку некое высшее священное измерение жизни. А только при его наличии человек и может стать полностью свободным от греха и страстей.

Один человек, прошедший длинный тернистый путь освобождения от игромании пришёл к выводу: чтобы победить зависимость (игру), нужно найти ту святыню, через которую ты не сможешь переступить, то самое некое священное измерение своей жизни. Не бедный человек, во времена казино в лихие 90-е он проиграл всё своё состояние, а потом и деньги компаньонов. В то время он был похож на зомби, как впоследствии вспоминал, и почти готов был на крайний отчаянный шаг. Тогда он попробовал выбить клин клином и решился поехать в Чечню, где в то время проходила военная антитеррористическая операция. Интуитивно он понял, что победить зависимость нужно второй доминантой. Но его ошибка заключалась в том, что патологическую доминанту можно победить только противоположной доминантой, и война для этого никак не годится. Война, как и игра, поддерживается в человеке той частью силы души, которую мы в начале статьи обозначили, как Тимос (по аналогии с древними греками, для более развёрнутой понятийной картины). Во время боевых действий человек «активирует» именно Тимос, как и во время игры, хоть и в своём низшем измерении. Вот и получается, что человек на войне не преодолевает тягу к игре, а наоборот, «плюс на плюс» даёт двойной результат. Сложно игру перебить войной. Только при большой мотивации и определённой воинской этике это может произойти.

Преподобноисповедник Сергий Серебрянский оставил заметки о русско-японской войне, на которой он был полковым священником. Он вспоминал, что когда ездил по частям причащать солдат, причащалось и командование вместе с солдатами, штабные пели службу. По вечерам солдаты все вместе исполняли вечернее молитвенное правило и т. п. Словом, духовное начало было укоренено и имело широкий охват в русских войсках. Вера в рядах солдат была крепка, поэтому у людей не было агрессии. В этих заметках св. Сергия нет воспоминаний о том, что люди на войне пили, ругались у костра, дрались и творили ту дичь, которая может сопровождать военные действия. На чеченской же войне тот человек ощутил на собственном опыте, как мало может стоить человеческая жизнь, как цинизм и прочие военные приправы разлагающе действуют на человеческую личность.

Личность – не алгоритм. Она неопределима и надприродна

Возвратимся к богослову Владимиру Лосскому. В своей статье «Богословское понятие личности» он говорит о том, что личность человеческая неопределима. Определить и описать можно индивидуума: вот он носит такую-то одежду, любит молоко и оперу, зависим от игры и т.д. А личность, она неопределима. В катехизисе епископа Александра Семёнова-Тянь-Шаньского есть подобная мысль, что личность - это некий корень бытия, мы не можем описать личность. Личность (по Лосскому) появляется, когда на человека воздействует благодать Святого Духа. Личность отвечает на вопрос «кто?». Это тот, кто не определим природой, кто поднимается над природой. Иными словами, когда человек живёт, как индивид - ходит, ест, спит, работает, тогда его можно описать в виде какого-то алгоритма. К слову, сейчас транснациональные компании конкретно этим и занимаются: пытаются описывать человека в виде алгоритма и помещать в этот алгоритм вновь рождающихся людей, или сводить к нему людей живущих, обрубая их личностные особенности. Так и игра убивает в человеке личностные особенности, игроки становятся очень похожими друг на друга – яростные, импульсивные, ругающиеся. Это НЕопределение Лосским личности можно лучше понять в свете уже упомянутых слов святителя Игнатия Брянчанинова о том, что когда в человеке начинают действовать духовные переживания, то низшее начало в нём затормаживается, и появляется тот, кто способен подняться над природой. Тогда у человека появляется возможность не пойти в русле природы, в русле своих природных инстинктов.

Благодать Святого Духа тормозит волну игрового психоза и активирует личностное начало в человеке

У играющего человека его высшая надстройка, пусть не духовная, но душевная - его сила разума, его вторая сигнальная система – подавляется бесплатным алкоголем в сочетании со всякого рода казиношными атрибутами: шумами, суетой, хаосом, громкой музыкой, мигающими лампочками и т.д. У человека формируется состояние игрового психоза и в его мозгу это состояние связывается с лампочками. И уже достаточно какого-то мигания лампочек, чтобы в человеке включилась та самая сформированная игровая доминанта. И такой человек, видя включенные фары снегоуборочной машины, например, тут же активирует свою любимую доминанту, может войти в состояние игрового психоза и вдруг обнаружить себя уже сидящим в казино.

А вот когда на человека воздействует благодать Святого Духа (мы через таинства, через молитву идём навстречу этому воздействию), то в человеке рождается умиление и он вдруг получает некую возможность подняться над этим психозом, над теми процессами, которые в его физиологии уже успели сформироваться. Игровая индустрия уже сформировала в человеке определённую нейронную связь, которая толкает человека всё дальше и дальше в игру. При компьютерных играх, к примеру, некоторые цветовые пятна складываются на экране в определённом порядке. Человек этого не замечает, но мозг это фиксирует. А всё устроено так, что эти пятна в целостную картину не могут до конца сложиться. И когда человек прекращает игру, у него остаётся смутное желание вернуться туда, мозг пытается достичь состояния какой-то завершённости. И вот, если человек живёт только на животном уровне, он не сможет сопротивляться этой потребности. Когда же у человека появляется молитва, он становиться способным сказать себе «стоп» в определённый момент. И даже если что-то начнёт толкать его вернуться к игре, теперь он может этим толчкам сопротивляться.

Под молитвой тут подразумевается не столько вычитывание правил, но возношение ума к Богу, как определял молитву св. Феофан Затворник. Вследствие этого предстояния пред Богом рождается чувство умиления и человек словно экраном закрывается от негативных воздействий, которые толкают его к патологии. Также было и в лагерях: кто ощущал на себе это воздействие Святого Духа, могли сопротивляться тому ужасу, который обступал их со всех сторон. Эта тема развивалась в беседах и статьях «Остаться человеком». Видео бесед (не все беседы записаны в виде).

Если в человеке активируется личностное начало под воздействием благодати Святого Духа, то он в состоянии не погрузиться в поток эмоций, которые рождаются при контакте с окружающей средой. А те, у кого личностное начало угасло, запрограммированы войти в русло страха, депрессии – с помощью определённых мероприятий они подталкиваются к этим эмоциям. Они не могут сопротивляться подобному внешнему воздействию и впадают в некие индуцированные состояния и разрушаются, приходят к деградации, вплоть до наложения на себя рук.

Это внешнее воздействие в вопросе игромании и игрового потока описано в тексте «Преодоление игрового механизма», часть 2.1 «Игровой поток и самоубийство, шизофренизация сознания и неумение любить». В ней приведён пример тяжелейшего игрового случая, когда человек вдобавок к игре отягощён сексуальными сдвигами, долгами, полным отчаянием вплоть до желания смерти. Но однажды в этой безнадёге он вдруг обращается к своему Ангелу-Хранителю и случается чудо. Чудо заключалось в том, что ему, игроку с таким огромным стажем и огромными невозвратными долгами, уже никто не верил, а тут что-то произошло и брат, к которому он обратился за помощью, ему поверил. После обращения к Ангелу Хранителю жизнь у этого человека стала выравниваться. Он женился, родились дети, появилась хорошая работа.

Но тут есть важное условие: мы через таинства, через молитву выходим навстречу этому воздействию благодати. И только в этой синергии, в этом соработничестве мы способны обрести свободу.

[1] Великанов П., прот. Кризис пастырского служения и синдром профессионального выгорания (burnout).

Тип: Соловецкий листок