Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. Работа и духовность. Несколько слов о молитве о наших делах (слово при служении молебна о начале благого дела). Ч. 1

26 марта 2024 г.

Преамбула

Основные идеи данного текста – как и при совершении дел и реализации различных проектов оставаться христианином. И, обратно, – как усилие по сохранению в себе огонька духовной жизни, помогает в совершении дел.

Личность

Однажды я лежал в больнице, где был ординатор хирургического отделения, он иронично сказал про христиан: христиане, как Емеля на печи – «молись и всё сложится». Но никто из нас не воспринимает молитву таким образом, что ты полностью устраняешься из своих дел и целиком всё перепоручаешь Богу.

В Православии нет учения протестантской 12-шаговой программы, свою волю человек перепоручает Богу. В протестантизме иногда происходит некое устранение человека. В 12-шаговой программе – особенно явно, что потом привело к некоему протестантскому пониманию человека в корпорациях. Человек полностью подчиняется начальству в протестантском понимании экономики, тому укладу, который есть в корпорации, потому что так он никогда не ошибается. Он убирает свою личность и просто следует тому, что ему даётся в лице начальников, что, как он считает, является волей Божией (кальвинизм).

См. цикл бесед «Внешняя жизнь и мир мыслей», пункт 10.2 «Человек – агент сети, его сужение. Корпорации и протестантизм. Найти выход цельным человеком».

В нашей стране не раз были тоталитарные режимы, и мы знаем, что может произойти, когда человек устраняется из своей жизни собственным сознанием и целиком перепоручает свою волю какой-то внешней силе. Это, кстати, один из ведущих принципов сект. В основном, секта – для тех людей, кто стремится перепоручить свою систему выбора и оценки внешнему лидеру.

Примечательно, что в Православии даже в иконописи есть принцип неповторения зеркального изображения. В книге монахини Иулиании (Соколовой) об иконописи есть интересный комментарий. С одной известной иконы Божией Матери делали список, оригинал и копия сильно отличаются друг от друга. Копия тоже красива, но – непохожа. И этому есть фундаментальное богословское обоснование. В Православии человек воспринимается актор. Не как в восточных религиях, где некий Абсолют управляет твоим сознанием.

[Мысль выражена крайне упрощенно, так как цель данного текста – не анализ восточных религий; имеется в виду разбивание сознания, чтобы остался один Атман. Отличие православного взгляда на духовную жизнь от восточного прекрасно описал Л.А. Тихомиров в своей книге «Религиозно-Философские основы Истории» в главе «Христианская духовная жизнь»].

У нас человек воспринимается как личность. Господь тебя, осеняет, вразумляет, но ты, как человек, со своим сознанием остаешься.

Прп. Макарий Великий говорил: бывает, суровому подвижнику Господь даёт благодать молитвы, но при этом остаются его человеческие качества. У этого аскета может остаться его суровость, но при этом он будет святым.

Прп. Максим Исповедник говорил о том, что такое ум Христов. Когда в человеке действует Христос, когда человек обладает умом Христовым, это не значит, что человек испарился, что его не стало. Скорее его ум приобрёл новое качество. Как клинок, который раскалён в огне. Если раньше клинок мог только резать, то теперь он режет и прожигает. Также и человек, которого освятила благодать: он приобретает какое-то новое качество, но при этом не перестает быть собой. В восточных религиях иначе: человек как личность должен исчезнуть.

Образ соединения с Богом и социальный аспект

Ещё одним фундаментальным различием религиозного плана являются Вселенские соборы. Поначалу, когда я читал про Вселенские соборы, было непонятно, о чём спорили люди, для чего они умирали. Тот же Максим Исповедник, когда царь Ираклий решил прекратить в Империи споры о том, как понимать личность Христа, дело было во времена войны, и нужно было всеобщее единство, и царь Ираклий с его подачи был издан еретический документ, который он обязал для всех. И, кажется, для чего умирали отцы, не соглашаясь с этим документом? Вроде бы спор просто о каких-то богословских отвлеченностях.

Протоиерей Олег Давыденков в своей книге «Догматическое богословие» объясняет, что во Христе для нас представлен образ, как мы соединяемся с Богом. Кажется, отвлечённым догмат 4-го Вселенского собора о том, что во Христе божественная и человеческая природа соединились неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно. Казалось бы, это споры богословов. Но как это относится к простым людям в нашей реальной жизни? Например, была монофизитская ересь, согласно которой человеческая природа, вступая в общение с природой божественной, испаряется. Бога настолько много, что ты перестаёшь быть.

В реальной жизни это приводит к ультра-аскетизму. Уже не раз речь шла о том в цикле бесед «Родители и дети», что в семьях, где так понимается соединение с Богом, дети не могут играть, хотя в детстве ведущая потребность – игровая. Трудно добиться от ребенка, чтобы он слушал тебя, учился, если ты не учитываешь эту ведущую потребность. Ты смотришь на него взрослыми глазами. Особенно если мама и папа забыли, как сами были детьми. Если они пришли к вере зрелом возрасте, у них начинается ультра-аскетизм, они ходят по линейке. Мы знаем историю Чехова, и чем это всё закончилось.

Была и другая крайность – несторианство, где Христа воспринимали как человека, вдохновленного Богом. Такой подход чем-то напоминает европейский гуманизм. Ты можешь жить, как тебе угодно, но время от времени на тебя сходит нечто.

В Православном понимании личность человека остается, вступает в общение с Божественной природой, но ты как человек должен действовать. Некоторые из отцов говорили, что, когда Господь поручает ангелам какие-то задачи в отношении мира людей, то у ангелов остается свобода выбирать в пути осуществления. Есть цель, которой Ангел должен достичь, и он сам выбирает стратегию. Также и человек: например, он чувствует, в чём его призвание в жизни, у него что-то начинает получаться. Но дальше сам человек должен искать в пути осуществления, молиться. И не только молиться, но и спрашивать людей, учиться, причём напряженно. Господь помогает там, где ты не можешь перейти через какую-то рытвину, и переносит тебя на руках, но дальше ты должен идти сам.

Личность о благодать

Мы знаем этапы воздействия благодати на человека, который только приходит в Церковь. Первоначально человека, только-только обратившегося к Богу, Господь носит на руках. Так может продолжаться первые несколько лет. Человек со всей очевидностью понимает, что духовный мир существует. Но человек не может постоянно жить в таком духовном подъеме, при этом никак не трудясь, потому что он начнёт деградировать как личность. Поэтому Господь ставит его на землю. К нему возвращаются все его страсти. До этого на несколько лет твои страсти отступили. Ты мог сутками молиться, читать Псалтирь. Тебе не нужно было есть. Так, когда кто-то отдыхает днём, неофит удивляется: «Как он может отдыхать?! Ведь за это время можно успеть прочитать кафизму, а то и две!»

Но это не наше достижение, это авансом дано нам Господом. Здесь уместен образ мальчика, которого носят на руках, но потом Бог говорит: «Тебе пора учиться ходить самому».

Изначально, возможно, была необходимость забрать у человека страсти. У него был свой ритм жизни, стабильный заработок, друзья, и, если бы Господь не дал ему такого большого подъёма, у него бы не хватило сил вырваться из своего круга.

Теперь из этого круга человек вырвался, у него были друзья-собутыльники, а теперь ему не с кем дружить – он больше не пьёт. Но этот большой подъём компенсирует ему время одиночества, пока у него не появились новые знакомые, друзья, с которыми он будет связан на основе других идей. Теперь ему нужно трудиться самому, иногда – делать всё через силу.

Об этом хорошо написал прот. Владимир (Воробьёв) в своём сборнике «Покаяние, Исповедь, Духовное руководство». Слёзы уже не льются из очей.

И теперь ты не то что не хочешь вместо дневного отдыха прочитать кафизму. Ты не можешь даже прочитать «Отче наш» перед обедом. Всё это тебе просто претит, тебя воротит от этой духовности. И это тоже нужно пройти.

Здесь мы включаем своё сознание, мы понимаем, в чём состоит христианская цель. Но стратегию её достижения нужно продумывать самому.

Свт. Филарет (Дроздов) говорил, что священнику с рукоположением не дается дар духовничества, а даётся лишь некая возможность.

А сам дар нужно наработать потом и кровью, своей головой. Тебе даётся возможность, а дальше ты должен сам читать книги, общаться с духовниками, набираться опыта. Потому что, если ты этого делать не будешь, у тебя будет некое представление, что ты супер-духовник, но ты будешь калечить жизни людей.

Личность и духовник

Это вступительное слово завершу словами одного нашего монаха. Он рассказывал, что к вере пришёл в 90-е. У него был свой бизнес, а в то время бизнес неизбежно был связан с криминалом. Случилось так, что одна очень серьезная контора пригласила специально обученных психологов, не предупреждая собрала людей, к которым у них были вопросы. Им устроили скрытый допрос: сажали, задавали определённые вопросы, и, если в твоём рассказе у тебя на лице дёрнулся мускул, тебя фиксировали и позже – убивали. Все, кто там побывал, в итоге оказались на кладбище. Когда пригласили его, стали задать вопросы, каким-то чудом он не воспринял всё это всерьёз, не понял всю глубину вопроса. И только когда он пришёл домой, его прошиб холодный пот. «Ничего себе вопросики!» В тот момент его просто покрыл Господь.

Через несколько лет ему рассказывали, как была сходка, решали, кого-то убивать. Кто-то предложил его «завалить», но кто-то другой вступился: «Давайте подождём». Просто предложил подождать, а потом ситуация изменилась, и про него забыли. Этот ныне монах даже не знает, кто тогда вступился за него и спас.

Он отмечал, что, даже когда у тебя идут дела, совесть нужна. Он настроил свой бизнес так, что бизнес работал без него, но совесть его обличала: «Почему ты не работаешь?» Конечно, он работал, но он считал: раз деньги идут, значит, можно развлекаться. Но потом понял, что по-христиански ты работаешь, когда ты всё-таки включён в дело. Когда у него появился духовник (очень известный священник, прошедший через годы репрессий), он спрашивал его: «Батюшка, мои друзья надо мной смеются. Говорят, что я езжу к вам и живу не своей головой, а чужой». А духовник ответил: «И правильно они над тобой смеются. Не надо жить чужой головой. Когда ты запланируешь какое-то дело, всё взвесь, изучи, разузнай. Но перед тем, как принять окончательное решение, просто приезжай, и мы посоветуемся». И это золотое решение. Христианин должен быть максимально готов ко всему.

Подробнее см. в тексте «Духовное руководство: Духовник и его слово в картине мира человека» (часть 1).

Личность и действие

Один воин-христианин писал: людей, которые погибнут сразу, легко узнать: они не роют окопы; они как бы говорят: сужено погибнуть – погибну, не сужено погибнуть – не погибну. Может, это, конечно, и великое верование, но по факту, скорее, это просто халатное отношение к тому, что ты делаешь. Чтобы Господь тебе помог, ты тоже должен вложиться. Да, условно говоря, когда ты выстрелишь, Господь направит твою пулю, но ты должен прицелиться.

В фильме «Аватар» показан аналог молитвы. Перед решающей битвой всё было готово, силы были напряжены. А главный герой молился перед Эйвой: «Мне бы только чуть-чуть помочь». Когда силы напряжены, Божия помощь может выразиться в том, что Он просто даст тебе в нужный момент нужную мысль, направит твою руку куда надо. И сколько бы атеисты ни смеялись над нами, если мы изучаем историю, то видим – так и происходит.

Вразумление

В историях людей, выживших в экстремальных ситуациях, можно отметить характерный момент, который присутствует во всех таких историях. В какой-то момент, сверх всякой логики приходит какое-то понимание. И это понимание никогда не придет к тебе, если ты пытаешься мыслить логически. Это, конечно, не значит, что мышление полностью превращается в интуитивное. Это тоже катастрофа.

Виктор Франкл писал, когда союзники двигались к Германии, в концлагере хотели обменять пленных на пленных немцев. Взяли заключенных в концлагере и повезли в грузовике на обмен. Но линия фронта уже стремительно приблизилась, их просто расстреляли и сожгли. Когда Виктор Франкл не попал в этот грузовик, он опечалился. Он думал, что для него это шанс выжить. Но оказалось, что Господь его берёг. Он был по-своему верующий. Не думаю, что он был православным христианином, но свою известную книгу «Воля к смыслу» он заканчивает словами пророка Аввакума. Он говорит: вся моя психотерапия, если выразить её очень коротко, вмещается в строки пророка Аввакума (которые мы с вами можем слышать в Великий пост). «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв 3. 17).

Когда всех вывозили из лагеря, Виктор Франкл не знал, что в лагерь оставляют. Был отдан приказ всем сесть в машины. Но почему-то он понял, что нужно лечь, ему было такое внушение (хотя, если немцы лагерь бы не оставляли, то вполне логично было бы предположить, что тот, кто не подчинился приказу, был бы казнен).

Кристина Живульская, которая пережила Освенцим (ее книга так и называется «Я пережила Освенцим»), была христианкой, хотя и не православной. Её и других заключенных этапировали в другой лагерь – нацисты хотели скрыть следы своих преступлений. Для неё это был критический момент: она тогда не могла идти, а если упасть – ее расстреляют. Она увидела лежащую у дороги кучку сена, не стог, просто кучку. И ей пришло в голову, что надо забраться под него. Это было совершенно абсурдное решение, потому что кучка была ничтожно мала. Подбежала овчарка, порылась в этой кучке сена, почему-то её не учуяла. Мимо шёл конвоир, сел на эту кучку сена, но её не почувствовал. Какая-то другая заключенная пыталась выдернуть её из сена, мол, «я погибаю, погибни и ты», но другие женщины её оттащили.

Всюду встречаются моменты, где человек, который старался слушать свою совесть, который изо всех сил старался жить по Заповедям, в нужный момент вопреки всякой логике понимал, что сейчас делать нужно именно так. Все, кто молится перед работой, перед важными делами, замечают, что в нужный момент тебе приходит понимание, как именно нужно поступить. Иногда это понимание может прийти в виде человека со стороны. Это не значит, что теперь нам нужно всех слушать. Человек, который старается жить по Заповедям, умеет отличать голос Божий от хаотичных сигналов.

Молитва и святые

В Православии нет того, в чём нас обвиняют атеисты: мол, только молись и ничего больше не делай. Нет, делай, напрягайся изо всех сил. И там, где у тебя, как давал понять старец Паисий, силы истощаться, Господь совершит Свое.

В Православии сложилась традиция молиться святым, призывая их на помощь в конкретных делах. Но это не значит, у нас в православии есть идолопоклонство, как в каком-нибудь синтоизме, где такому-то божку молятся в таком-то случае.

Например, Иоанн Сочавский при жизни сам занимался торговлей, но старался делать это по-христиански. Мы руководствуемся словами Священного Писания, что тот, кто «был искушен, может и искушаемым помочь» (Евр 2. 18).

Если в жизни святого проявилась какая-то его отличительная особенность, талант, то мы молимся этому святому, как своему старшему другу, наставнику, чтобы он нам помог.

Когда слушаешь светских философов или ученых, иногда возникает такая мысль, что вера – иррациональна, что наука – это то, что можно посчитать, а веру посчитать невозможно. Но это неправда. Просто не умеют считать. Нужен какой-то определенный метод, чтобы посчитать. И, конечно, для ученого, для которого вера ничего не значит, и посчитать не может, потому что в нём ничего из этой области нет.

Есть, например, в книге Дика Свааба ссылки на проводимые исследования, мол, в онкологических центрах молились за пациентов и нет достоверных данных, что это им помогло.

Хотя Свааб и атеист, презирает веру, но надо отдать ему должное, что в этом моменте он остался честен с самим собой. Он предположил: если допустить что Бог есть, а мы над Ним «экспериментируем», и Бог наверняка знает, что тут мы как бы формально за кого-то молимся – понятно, что нету в этом самого главного, нет искренности.

Поэтому только тот учёный может понять значение молитвы и дел, который сам когда-то молился.

Был такой известный случай, когда один следователь, на день Причастия Святых Христовых Тайн оставлял папку с самым сложным запутанным делом. Когда он причащался – он чувствовал в себе вот это веяние благодати Святого Духа. С запутанным делом, когда не получалось найти зацепку, он приходил домой, доставал папку из дела, и у него получалось найти какой-то такой штрих, на который внимания, может быть, он раньше не обращал, и как-то по-новому взглянуть на ситуацию.

Старец мирянин Феодор Соколов

Не скажу, что у меня большое какое-то молитвенное правило, я молюсь, на самом деле, очень мало. Мне очень импонирует Фёдор Соколов, он не священник, мирянин. Если его жизнеописание читать – оно, может, будет среди людей не понято, потому что он был очень-очень простой.

Он жил в деревне, в советские годы он просто ходил по деревням и проповедовал Евангелие. Почему-то его не «посадили», хотя в то время боролись с верой. Кстати, читая его жизнеописание (как такового, жития нет, но есть воспоминания о нём тех, кто его знал), мы понимаем, что когда говорят о утраченной России, имеется в виду даже не то, что утратили богатство, ресурсы. Но то, что мы утратили людей с определенным складом. Людей, которые уникальны, которых сейчас не встретишь.

Когда Фёдор ходил по деревням и проповедовал, был один храм. Возле него, так как многие люди приходили издалека, было что-то вроде гостевого дома. У него были проповедь на тему: если вы пришли молиться – зачем же вы там не пойми чем занимаетесь? То есть, люди собирались в том доме и, видимо, начиналась обыкновенная какая-то жизнь со своими страстями. И даже кто-то приходил, вроде бы, и на молитву, но оставался там, в доме, не идя на службу.

Он говорил одной духовной дочери: молись, хотя бы, пять-семь минут.

Но тут также нужно отметить: хотя он утром молился 7-10 минут, вся жизнь его была молитвой. Он, если шёл на рыбалку, – пел во время этого. Был он радостный и вообще пел часто.

«Простым людям старец давал маленькое молитвенное правило: три земных поклона, правильно положить на себя крестное знамение, прочесть молитвы: “Отче наш”, “Богородице Дево, радуйся”, “Да воскреснет Бог”, Символ веры, псалмы 50-й и 90-й. Встречались и такие люди, что ни одной молитвы не знали и выучить не могли. Им он советовал при всяком деле говорить “Господи, помилуй” и “Господи, помоги”». …. Говорил: “Если ты будешь молиться долго, подорвешь сама себя»”. Семья была – семь человек: по хозяйству дела было много. Она его послушала и стала делать по его совету, и трудилась до самой смерти. Во всяком деле она советовалась с ним и поступала по его слову»[1].

Примечательно, что когда в советские годы к нему приходили толпы народа, можно было сказать, что это лжестарец какой-то, что это просто какой-то там крещённый крестьянин… Он ведь вообще неграмотный был. Но когда власти к нему не пускали народ, толпа людей собиралась опушку. А он вот так издали крестил их в «мирском» благословении. И все, кто пришел с какой-то нуждой, – всё это получали, кто что хотел. Кто пришел за исцелением – получал за исцеление. Кто пришел за вразумлением – получал вразумление. Человек молился утром 7-10 минут, но вся его жизнь была молитвой. Причём, молитва его заключалась не в том даже, чтобы что-то «вычитывать»…

Он говорил: если ты получил от кого-то хороший совет – обязательно, когда ты будешь этот совет пересказать, не приписывай это себе, но помяни того, от кого ты услышал, иначе ты потеряешь дар вот этого совета.

Или, например, у него была среди духовных чад врач, которая часто спешила на выезд. Он говорил: так нельзя. Придёт вызов – едь спокойно, читая «Богородице, Дево, радуйся…»

Ещё один врач, кстати, рассказывал: если вызов был, например, что ребенок кость проглотил и она впилась в горло, – то когда врач приезжал, он кость уже выплюнул. То есть, по большей части, когда врач ехал с молитвой, ситуация как-то благополучно разрешалась.

Вот эта врач, которая была духовной дочерью старца Федора, даже заведующей. Её очень смущало, что были вот эти сабантуи вскладчину на работе. Скидывались люди и на какие-то праздники «гудели». И она говорит старцу: я не хочу ходить. Он говорит: ходи, скидывайся, а придёт время – перестанут просто приглашать. И она за послушание ходила, скидывалась, тоже проводила с ними это время, но потом как-то так, действительно, приглашать её перестали.

История паломника, молитва и стройка

Один наш паломник, про которого я уже рассказывал, когда мы служили молебен «О создании семьи и укреплении», и который какое-то время жил как полный хулиган, – он настоящий христианин без вот этого какого-то показного благочестия, но который по факту живет по заповедям Божьим, старается. Он рассказывал, что у его у дяди был инсульт, когда он только с Соловков приехал, и за дядей нужно было ухаживать, менять памперсы. И выходные дни свои молодой красивый парень должен провести в этом занятии. Он, конечно, возмущался, когда мама сказала, что надо ехать, ругался… Но почему поехал? Он говорил: я понимаю, что я грешник, у меня не получается бросить курить. Но в моей картине мира, где я грешник, есть и Господь – он меня милует, помогает. Но при условии, что я исполняю заповеди. Если я сейчас откажусь туда ехать – получается, из этой картины мира я выпадаю. И вот, за такое устроение, Господь явно благословил его дела.

Мы молимся при начале дела о благословении. И хочу рассказать – что это такое, когда Бог благословляет дела. Мы знаем, что, когда Исаак трудился у Лавана, своего дяди, за его младшую дочь, свою будущую супругу Ревекку, дядя его обманул.

7 лет Исаак трудился за Ревекку, а дядя ему подсунул в итоге свою другую дочь, Лию. Когда Исаак пошел в брачный шатер – он увидел, что там старшая дочь, которую он не любил. А дядя говорит: а вот у нас не принято выдавать младшую дочь в обход старшей. Поэтому 7 лет трудись еще за младшую! На Востоке было такое понятие как «калым» за невесту, вот для Исаака был дан этот срок.

Но Господь за благочестие Исаака, благословил его стада, которые Исаак пас для дяди. Стада размножались. В итоге Исаак, хотя изначально пришел к дяде ни с чем, ушёл уже и с Ревеккой, и с определённым материальным состоянием.

Конечно, мы не протестанты, чтобы считать, что если Бог тебя благословит – то у тебя должно все получаться. Бог, когда благословляет, может, наоборот, где-то и отнять. Бывает по-разному. Одного Господь благословляет избытком, другого Господь касается недостатком.

Возвращаясь к этому молодому парню, к тому, что он стал жить по заповедям, никого не обманывать, – это может показаться для современного человека смешно: «какие заповеди? какой «не обманывать?! дурак что ли, надо – наоборот!»

Тем не менее, Господь его явно благословил, прошло совсем немного времени, а он уже строит заводы. Кто-то там ему, конечно, помогал, но не из его семьи, у семьи таких ресурсов не было. И его стали приглашать серьёзные люди, начинать с ним серьёзные дела.

И вот он стал заниматься стройкой. Он говорит про стройку следующее. Стройка – это такая штука, что там должны одни люди выкопать канал, потом привозят трубу, потом труба загружается в канал, а потом должны прийти те, кто канал закопает, а потом ещё придут те, кто положит сверху асфальт. Если на первом этапе просто не привезут тебе трубу или не выкопают канаву – вся цепочка рушится. И когда он начинал работать, у него телефон просто раскалялся докрасна, было просто нереально все это предусмотреть и сделать, как следует. Но когда стал молиться при этом – все процессы, непонятно как, но стали решаться. То есть все вот эти цепочки, которые раньше надо было руками состыковывать – все стали сходиться.

У нас даже была беседа одна в цикле «Остаться человеком», где я зачитывал историю наших паломников, которые стали Псалтирь читать. Была какая-то сложная ситуация, отнимали права, что-то было вообще что-то запутанное. Человек читает Псалтирь, и как-то всё так происходит и само собой складывается, что за 15 минут вопрос решается.

Цикл бесед «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря», часть 4.
Беседа 4.16. «Офисы в сравнении с концлагерями и выживание личности».

Или вот одна женщина сдаёт квартиру, которая находится на другом конце Москвы. Вдруг ей звонят соседи, где она задает квартиру, и говорят, что что-то у неё там прорвало и снизу людей затопляет. Тот, кому она сдаёт квартиру, сейчас вообще где-то на Камчатке! У неё ключ есть, но сейчас, пока она доедет через всю Москву – там уже вообще все зальёт. И вдруг находится, появляется брат, который именно в этот момент находился в 15 минутах именно от этой квартиры. Он приезжает, открывает квартиру, приходит сантехник, и в течение получаса этот вопрос был решён.

Молитвенное правило

Сейчас у меня маленькое молитвенное правило. Стараюсь его всё-таки исполнять, но оно совсем крохотное. Был момент, когда ещё по неопытности я пытался своё правило сокращать и что-то там выгадать, какие-то нищенские минуты, и каждый раз что-то происходило. Поначалу думал, что это просто случайно. Однажды подвис компьютер, потом какие-то файлы просто стерлись. Я поначалу думал, что это просто совпадение. Но потом понял, что нет, лучше я буду читать всё полностью.

И, кстати, успеваешь больше, если ты помолился – у тебя весь день как-то динамично проходит, что-то благополучно складывается само собой.

Когда я уезжал с Соловков, я синодиками занимался, мне выделили помощника, который очень был толковый в компьютере. Он рассказывал, что, когда служил в армии, у него была куча привилегий, но он их не мог реализовывать, потому что все – сержанты начальники – приходили, и просили сделать таблички, вроде «Уходя, выключайте свет!» и прочие. Я, говорит, в армии всё время писал только таблички, ламинировал их и везде их клеил. Мне можно идти в увольнение и пить, но я не мог идти никуда в увольнение, потому что был прикреплён, поселён за этим компьютером.

У него тоже было какое-то молитвенное правило, но он решил ничего не читать, а всё дела разгребать. И у него просто грохается компьютер со всеми данными. Прижало так, говорит, что «я не запил, только милостью Божией». Для него было вразумлением, мол, «Человек, молись!»

И заканчивая эту тему, можно сказать, что те, кто пытался перед работой молиться «Царю Небесный», а после работы «Достойно есть» – всё-таки можно сравнить эмпирически, даже научно как-то посчитать, как именно день у человека проходил, когда он помолился. Видно же, как день проходил, когда ты не помолился. Сколько всего на твоем пути случается, сколько проблемных ситуаций, когда ты просто претыкаешься: запнулся здесь, споткнулся там (в делах или в чём-то). Иногда, конечно, нужно это пройти…

И второй момент – это усталость. Путь не утомляет человека. Как замечательно было это сказано в фильме «Цыган Будулай»: не путь утомляет человека, а утомляет злоба, отчаяние, уныние.

Если сердце человека надломлено, то любой труд в тягость. Если человек старается хоть как-то вот тянуть «ниточку» Иисусовой молитвы, как прп. Серафим Саровский говорит, то он увидит, что тяжелый рабочий день, который, по идее, должен тебя вымотать, – он не выматывает. Вся твоя задача – это только чтобы «ниточка» молитвы протянулась, и, если стараешься так делать, то в конце рабочего дня, у тебя не только силы есть жить, у тебя даже силы радоваться ещё остаются. Не обязательно здесь применять именно Иисусову молитву [хотя и желательно].

См. главу «Правило преподобного Серафима Саровского, молитва Иисусова» из текста «С чего начать христианскую жизнь».

Ранее мы говорили, что есть такое понятие, как память Божия. То есть, если мы трудимся дома, ещё где-то, если есть возможность иконочку маленькую держать рядом – можно время от времени на неё поглядывать. Митрополит Антоний Сурожской одной женщине, которая вязала, советовал поглядывать на зажженную лампаду, даже можно не молиться. И это будет уже память Божия. Просто думать, что Господь рядом.

Если у нас есть возможность, навык к Иисусовой молитве – вообще прекрасно.

И каждый увидит, как начинает меняться рабочий день, потому что злобы становятся меньше, огорчений меньше, наоборот, больше какого-то воодушевления, какие-то мысли начинает хорошие приходить.

К нам приезжала одна паломница, сидела возле Иверской иконы Божьей Матери в храме. Она, до Соловков, вообще была неверующая, можно сказать. И когда ее родственница спросила: что ты сидишь там? Ответила: я сижу, а мне хорошие мысли приходят. Конечно, надо быть аккуратным со всеми приходящими мыслями, но это другой разговор.

Наш XXI век чем отличается? Как объяснял один светский автор, время индустриальное закончилось. Если раньше были коровы, которых нужно было подоить, коробки нужно было запаковать, то сейчас побеждает тот, кто предложит наиболее конструктивную идею. Но чтобы предложить идею – у тебя должна голова работать.

Даже светские авторы замечают, что, когда человек разрывает связь со своим нутром, начинает делать что-то вопреки собственным ценностям, – у него разрывается связь с сердцевиной «я». Есть такой термин self: если он сейчас не вникать подробно – то это нечто, отдаленно напоминающее наше понятие совести. Если связь с этим нарушена, прекращается, – человек теряет способность формулировать идеи, генерировать их, начинает ощущать себя роботом, выполняющим определенную программу[2].

Подробнее см. в разделе «Вместо постскриптума» из текста «Горение сердца».

У нас таких полно людей. Когда говоришь им о чём-то духовном, они отвечают: «да что мне ваша молитва! У меня нет времени!» У тебя нет времени 5 минут помолиться, но у тебя есть время 3 часа потом в депрессии «тупить» перед экраном – вот на это время есть. Есть время пить от тоски на выходных. Вот на это всё – время есть. Пять минут помолиться – нету.

Когда я был в одном реабилитационном центре с лекциями, мы как-то с одними ребятами, мы считали сколько служба занимает времени и сколько наркомания. Смеются ведь, что вот, мол, у вас Всенощное бдение длится так долго! Так вот, наркомания, куда больше времени занимает. Денег найди. Вещество найди… Сейчас, правда, вещество искать почти не надо, сейчас всё через закладки, в основном… Но ты, получается, служишь сам, хоть и не Всенощную, а анти-всенощную. Времени и сил ты тратишь больше, находясь, при том, в этой тоске…

И вот если бы люди хотя бы за правило положили себе, ну хоть как-то молиться перед началом дела – все увидели бы, что результат был бы совсем другой.

И, в заключение, история, которая произошла со св. блж. Ксенией Петербургской, из которой видно, насколько Господь вмешивается в жизнь человека, который молится, неочевидным способом. Почему некоторые люди говорят, что, мол, «Господь Сам знает». Конечно, Он Сам знает, но ты должен сделать шаг. Ты делаешь шаг, Господь делает тысячу шагов, но от тебя шаг тоже нужен. У прп. Варсонофия Великого есть слова, сказанные как бы от имени Бога: дай мне медный обл (то есть копейку) и Я отвешу тебе тысячу талантов (талант – мера веса драг. металла в 26 кг.).

Старец Паисий Святогорец говорил, что Господь очень благочестив (на русский не совсем переводится термин «любочестие»). То есть, чтобы не нарушена была Божественная справедливость, Господь реагирует на ситуацию только когда человек об этом попросит. Хотя, конечно, Господь всё видит.

Даже был такой случай у одного подвижника, что он терпел тяжелое искушение, и спрашивает потом Бога: Где же Ты был? Бог ответил, если чуть развернуть этот ответ, так: Я был рядом, но ждал, пока ты Меня попросишь. Ты ко Мне обратился – Я пришёл, вошёл в твою жизнь и помог тебе всё исправить. А пока ты всё пытался сам – ну, что ж: сам – значит сам…

Итак, был случай с блаженной Ксенией. Это было ещё в те времена, когда не было биометрии, не было еще, видимо, отпечатков пальцев, задокументированных в отделениях полиции. Тогда еще можно было документ украсть и представиться кем угодно. И один каторжник (некоторые из них мастера аферы, под любую роль могут подстроиться) сбежал с каторги, убил офицера, взял его документы, ну и вошёл в высшее общество, под видом того, что он офицер. У него была схема конкретная: влюбить в себя красивую молодую невинную девушку, её состояние заполучить, ну а дальше уже – «дело техники».

Так сложилось, что, видимо, сердцеед он был профессиональный – и вот уже должна состояться свадьба с девушкой из одного благочестивого состоятельного семейства.

И вот как Господь вмешивается! В семье этой почитали св. Ксению. И перед свадьбой родители, перед тем как уже ехать, на венчание, бракосочетание, они поехали к блаженной Ксении и попросили её о помощи.

И в чём же выразилась помощь? Оказывается, охранником в том заведении, куда они шли, был солдат, который раньше охранял каторжан. И он видит этого офицера, жениха, узнаёт его как заключенного и говорит: «Ну-ка, родной, иди сюда!» Хватает его за руку… Так вскрылась его история. А если бы они поженились – потом это все равно вскрылось бы – это был бы вообще позор для семьи, у девушки загубленная жизнь.

Бывает, что Господь как бы отводит беду. Если человек просит о чём-то, молится, – Господь от какой-то неперспективного варианта его отводит. Поэтому не будем забывать молиться, хотя бы краем ума.

Как ещё старец Паисий говорил, что он шёл по дороге, увидит, что мул взбрыкнул, и старец видит в грудь его летящие копыта. Он успел только сказать: «Владычица моя…», отлетел, на груди синяк, но грудь не проломлена.

Сегодня, кстати, рассказывала одна паломница. У неё конь встал на «свечку», какой-то конь бешеный был. Два месяца она не занималась конным спортом, пришла – и тренер дал самого безумного коня, на которого вообще никто не садился.

И один мальчик, который помогал в конюшне, когда это увидел, говорит: «Ну всё, это конец тебе и коню». А она просто про себя успела кратко помолиться.

Когда она тренируется постоянно, то если конь встаёт «на свечку», на дыбы, – она за шею цепляется. А тут она расслаблена: «я же профессионал». И конь встаёт «на свечку» – и она падает назад, за удила тянет его на себя. А он весил 650 килограмм.

Она падает – и он сверху неё, то есть, она должен был раздавить её. Но то, что она тогда успела в уме помолиться, помогло таким образом, что она отделалась лишь несколькими ушибами.

Один таксист также рассказывал, что уже все в автопарке машины колотые, побитые. Я, говорит, когда сажусь, – говорю: «Господи, благослови». И вот – ни одной аварии пока.

[1] Старец-мирянин Феодор Соколов и его окружение / Сост. 1-й части Г. М. Прохоров, 2-й части – мон. Даниила (Никитина). СТСЛ, 2018. 

[2] См. главы «Ургентная аддикция» и «Спиритуальная сфера» из книги Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриевой «Психосоциальная аддиктология» («Олсиб», 2001).

Тип: Соловецкий листок