Гордость. Где грань между гордостью и чувством собственного достоинства?
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  18.02.2015.



Оправдание гордости. Человек свободен поступить по правде. Не все в этой жизни нужно определять, в некоторых случаях полная определенность грозит разрушением любви.

     Вы спрашиваете, где можно найти грань между гордостью и чувством собственного достоинства? К вопросу вас подвигли семейные конфликты. Ваши отношения с мужем находятся на гране распада.

     Почему для вас важно восстановить концепт  вашего вопроса? Для того, чтобы задумались о том, что, возможно, ваш вопрос навеян чувством обиды. Возможно, я ошибаюсь. Но мне кажется, что в самом вопросе есть какой-то элемент  гордости.

     Допустим, вы хотите сделать что-то: например, поставить мужу какое-то условие, но не решаетесь, потому что видите в своем поступке гордость. Но если вдруг вас кто-то убедит, что на самом деле  вы защищаете чувство собственного достоинства, то вы приступите к делу  с большой легкостью. То есть в этом случае может идти речь об оправдании гордости.

     Не лишним здесь будет упомянуть о том, как понимал достоинство человека христианский богослов Владимир Лосский. «Истинность человека, - писал он, - пребывает вне всякой обусловленности. А его достоинства – возможность освободиться от своей  природы. Это не для того, чтобы ее тоже предоставить самой себе, подобно античному или восточному мудрецу для того, чтобы преобразить ее в боги».

     О какой обусловленности говорил богослов? Ссылаясь на исследователя Григория Нисского, он писал, что «личность  - есть избавление от законов необходимости, неподвластность господству природы, а возможность свободно себя определить». Человек ведь действует по каким-то естественным импульсам, у него есть темперамент, характер, на него действует наследственность, на него действует среда. Даже исторический контекст пытается воздействовать на человека. Но человек,  несмотря  на все эти  влияния, свободен поступить по правде.

     Применительно к вам мысль богослова может означать следующее. Вам хочется прогневаться, и вы считаете, что это ваш темперамент. И если вы взорветесь и наговорите мужу грубостей, то впоследствии оправдаете свой поступок ссылкой на темперамент. Мол, темперамент у вас такой.

     Но достоинство ваше как раз и будет заключаться в возможности освободиться от влияния темперамента. Несмотря на темперамент, вы возьмите и пойдите навстречу мужу. А то достоинство, о котором говорите вы, попахивает гордостью.

     Мы часто неправильно даем каким-то явлениям определение. Вот, например, человек упал на землю, ему плохо. Кто-то бежит сразу помочь, а кто-то этого сделать не может, потому что он хочет подойти с чувством собственного достоинства. Но нет ли в этом чувстве чопорности и банального желания казаться важным? Человек в жизни в принципе-то может охранять свое личное достоинство на каждом углу. Но плодом такого поведения будет одиночество. Если вы не хотите оказаться одинокой, то, может, и не искать той грани, которую хотите найти?

     Вот, например, муж вернулся домой, у него был тяжелый день. Он ведет себя довольно резко и вот уже сказал вам резковатое слово. «Как ты смеешь со мной так обращаться?» - допустим, говорите вы. И как следствие тому – конфликт разрастается.

     Но возможен же и другой вариант. Ваш муж поужинает, вы посидите рядом с ним, печаль отляжет от его сердца, и он пожалеет о своем поведении. Ведь многие люди действительно раскаиваются, если сказали кому-то резкие слова. Они сознают, что сказали сгоряча.

     Не все в этой жизни нужно определять и какие-то вопросы лучше оставлять в «подвешенном  положении». Вот вы, например, идете к своему рабочему месту, и вдруг кто-то по ошибке садится на него. В первом варианте вы все определяете, подходите и говорите человеку, что он сел на ваше рабочее место. Человек, конечно, вам уступит. Если вы скажете мягко и с любовью, то он,  возможно, ничего плохого о вас не подумает. Но мы практически не умеем говорить мягко и с любовью. Если что-то и говорим, то говорим как-то властно. И эта властность колет другого человека. А бывает, что какое-то незначительное замечание его и обижает.

     Во втором варианте вы подходите не к рабочему месту, а, например, к  ксероксу, что-то смотрите там, изучаете кнопки и потом немного отходите. Человек все равно довольно быстро разберется, что он сел не туда. Он спохватится и попросит у вас прощения, а, возможно, даже удивится, что вы ему ничего не сказали. А, может быть, в его сердце появится признательность за то, что вы проявили терпение и великодушие. То есть ситуация разрешится благополучно, потому что в нее введен элемент некой неопределенности.

     Во многих случаях, конечно, нужно поточнее все определить, но в некоторых  полная определенность грозит разрушением любви. Это – мое, это – твое. Где же здесь проявиться такому чувству, как любовь?