Выбор. Женщине, которая захотела пройти процедуру ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) с «заготовкой» только 2 зародышей
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.04.2015.



«Даже за эмбрионом» признается человеческое достоинство. «Нет уверенности, что после ЭКО рождаются совершенно обычные дети». Подвергается риску не только здоровье ребенка, но и психика матери. Пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными.

     Вы выразили желание пройти процедуру экстракорпорального оплодотворения, чтобы получить возможность родить ребенка. Вы знаете о том, что Церковь не одобряет абортивного характера этой процедуры. Поэтому Вы рассматриваете вариант о «заготовке» только двух зародышей. В этом случае, по Вашему мнению, можно будет избежать редукции (убийства) эмбрионов.

     Хотя позиция Церкви Вам и ясна, не лишним делом будет ее напомнить. Позиция Церкви по данному вопросу высказана в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» – документе, который отражает «официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом»[1].

     В разделе «Проблемы биоэтики» говорится, что «нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов».

     Там же поясняется, что «даже за эмбрионом» признается человеческое достоинство.

     Признавая это достоинство, Церковь осуждает и аборт (раздел XII.4). Аборт каноническими правилами приравнивается к убийству. «С момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно» (раздел XII.2).

 

     Для чего создаются «избыточные» эмбрионы?

     Если ЭКО пройдет неудачно, и женщина так и не родит, то она, возможно, захочет повторить процедуру. Если «заготовленных» эмбрионов не будет, то у женщины возьмут яйцеклетки для создания эмбрионов повторно. А сама эта манипуляция связана с определенным риском. У женщины может возникнуть синдром гиперстимуляции яичников, что чревато для ее здоровья серьезными осложнениями. Они возникают не всегда, но возникают и даже – приводят к летальному исходу. Эти данные приводит иеромонах Димитрий (Першин) в своей статье «Экстракорпоральное оплодотворение: от медицины к биоэтике»[2].

     В связи с проблемой «лишних» эмбрионов Роман Гетманов, акушер-гинеколог родильного дома при ГКБ №70, ставит следующий вопрос: «Если в организм женщины, чтобы впоследствии избежать редукции, помещают два эмбриона, то остальных, если они «получились», куда девать?»[3]

     Вопрос законен. Ведь, как отмечает иеромонах Димитрий (Першин), «в стандартной практике проведения ЭКО примерно в 60% случаях стимуляции и оплодотворения in vitro остаются излишние эмбрионы, подходящие для проведения криоконсервации». При самом процессе криокосервации погибает около 20% эмбрионов. И из тех, что удалось заморозить, большая часть обречена на уничтожение.  Только в США, как было подсчитано в 2003 году, в лабораториях находилось около 400.000 эмбрионов[4].

     Получается, что эмбрионы часто убиваются и без редукции. Здесь речь идет о первой стадии проведения ЭКО. На этой стадии эмбрионы, по объяснению Романа Гетманова, находятся еще не в матке, а в «пробирке»[5].

     Излишние эмбрионы заготавливаются  и по другой причине. Она объяснена тем же акушером-гинекологом. «Если в матку, – говорил он, – подсаживается больше одного эмбриона, они каким-то образом «помогают друг другу. Почему – неизвестно, но это факт»[6].

 

     На счет «излишних» эмбрионов во время передачи «Русский час» прозвучало мнение известного московского священника протоирея Димитрия Смирнова. Отцу Димитрию ведущий программы сказал, что [производители ЭКО] «пришли к тому, что не надо брать много эмбрионов, а потом лишних убивать. Хватит  двоих -  делают два». «Достаточно [двоих], – ответил протоирей, – но делают [больше]». С его точки зрения, женщину могут попросту успокоить, чтобы она не волновалась[7].

     Оправданы ли слова отца Димитрия?

     Вот, например, господин Гетманов, заявляет следующее: «Ситуация, когда женщина придет и скажет – возьмите у меня две яйцеклетки, оплодотворите только их и подсадите, чтобы мне избежать не только редукции [убийства], но и «лишних» эмбрионов, вряд ли возможна : какой врач возьмется это делать, если вероятность наступления беременности в таком случае практически равна нулю?»[8]

 

     Господин Гетманов обращает внимание еще  и на проблему здоровья младенцев, родившихся в результате проведения ЭКО. Кто рождается в результате ЭКО и как складывается жизнь этих маленьких человечков?

     Чтобы осмыслить проблему ЭКО, нужно иметь под руками данные о судьбе людей, рожденных посредство ЭКО. То есть нужен катамнез, нужна сводка информации о пациенте, которая собирается в течение определенного времени. Эта информация позволяет проследить судьбу пациента, пользовавшегося той или иной методикой лечения. Взглянуть непредвзято на ту или иную методику можно по прошествии определенного времени.

     С момента появления первого человека в результате ЭКО прошло уже немало лет. «Первый ребенок, зачатый с помощью ЭКО, родился в 1978 году». И Роману Гетманову было любопытно, какие результаты получены вследствие тридцатилетней практики? Он тщательно искал литературу, чтобы ответить на следующие вопросы: «какие семьи создают ЭКО-дети, чем они болеют или, наоборот, не болеют, каких они рожают детей и т.п». Но, вот что удивительно. «Никакой медицинской статистики по детям, зачатым методом ЭКО, не опубликовано». Этот факт для Романа Гетманова является признаком того, что «здесь не все благополучно». У него «нет уверенности, что после ЭКО рождаются совершенно обычные дети»[9].

     То, что господин Гетманов высказал в качестве предположения, Александр Баранов, главный педиатр Минздравсоцразвития России, высказывает в качестве утверждения. По его данным 75% детей, рожденных в результате ЭКО, являются инвалидами. Александр Баранов, являющийся в то же время и вице-президентом РАМН, заявил, что согласно мировой статистике ЭКО существенно увеличивает риск рождения ребенка-инвалида[10].

 

     В подобном ключе о ЭКО высказывается и отец Димитрий Смирнов. В одном из своих многочисленных видеоответов на тему ЭКО, выложенных на youtube[11], он призывают женщину задуматься насчет следующего вопроса: готова ли она к тому, чтобы плодить несчастных, больных детей, умственно отсталых, неспособных к воспроизводству себе подобных?

     Данные о заболеваниях и паталогиях у детей, родившихся в результате ЭКО, являются, с точки зрения иеромонаха Димитрия (Першина), «пожалуй, самым серьезным возражением против ЭКО». Он поднимает еще один актуальный для потенциальной мамы вопрос: «Можно ли считать желание получить своего ребенка достаточным основанием для того, чтобы подвергать риску его здоровье и жизнь?»[12]

 

     К словам отца Димитрия можно добавить,  что подвергается риску не только здоровье ребенка, но и психика матери. Пока она молода, она имеет хоть какую-то возможность отгородиться от факта погибших с ее согласия детей. Суета, плотно «забитый» режим дня, работа и пр., – всем этим в период молодости можно отчасти заглушить червь внутренних переживаний. Но с годами  человек по самой природе своей сбавляет темпы физической активности. Ему хочется больше времени проводить в спокойной обстановке, вне гонки за земными благами. И вот тогда из архивов памяти начинают поступать в сознание образы совершенного, а  уйти  от них человек никуда не может.

     Есть даже термин такой: «комплекс осужденного». Комплекс осужденного появляется у людей, совершивших насильственное преступление, в особенности  убийство. Помимо человеческого суда они наказываются, как объяснял священник Алексий Елисеев, «постоянно переживаемыми образами, напоминающими, что он преступил границы дозволенного. <…> Постоянное присутствие в сознании образов и переживаний преступления неизбежно разрушает личность совершившего его». «При этом не имеет решающего значения то, чем эти насильственное преступление обусловлено: генотипом,  социальными условиями» или особенностями внутренней позиции самого человека[13].

 

     Есть ли постабортная депрессия? Некоторые врачи и психологи, возможно, скажут, что ее нет. Но любой священник скажет Вам, что она есть. Женщины, совершившие аборт (а ЭКО по своему смыслу имеет абортивный характер), идут на исповедь вереницей. Довольно часто встречается такая картина:

     Священник говорит женщине: «Ведь Вы наверняка уже каялись в аборте. Зачем же Вы повторяете на исповеди сказанное?» «Может, от этого мне станет легче», – отвечает она. Она постоянно думает о совершенном, вспоминает о прошлом и никак не может совершенного забыть. Как правило, она  уже в годах. Как правило – намучалась. Здесь, конечно, есть выход: не только покаяться на словах, но и потрудиться, исполняя молитвенное правило. Но молитвенное правило и внутренние муки – это тема другая.

     Зачем Вам проходить через все это?

 

***

 

     Данные, которые использовались в этом ответе, находятся в открытых источниках. Они легко проверяется. Задача этого ответа состояла в том, чтобы выбрать из источников, размещенных в сети, относящееся непосредственно к Вашему случаю. А также в том, чтобы  выбранное расположить в логическом порядке,  сделав некоторые акценты.

     Знакомясь с источниками, Вы, возможно, узнаете и о  том совете, который дает женщинам, оказавшимся в Вашем положении, епископ Пантелеимон (Шатов) – глава синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

     Отмечая, что Церковь не может приветствовать редукцию (убийство) детей, происходящую во время проведения ЭКО, владыка Пантелеимон указывает на усыновление как на выход из сложившейся ситуации. «Взять <..> ребенка на воспитание, мне кажется, лучший выход, чем прибегать к подобной технологии»[14], – говорит он.

     И, надо сказать, что выражает он здесь не свое личное мнение, а позицию Церкви, озвученную в документе, о котором уже шла речь. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано, что «пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений» («Проблемы биоэтики», параграф XII).

     Расшифровать слова «принять свое бесчадие» Вам помогут мудрые слова старца Паисия Святогорца. Ему мысли на данную тему содержатся в трех разделах книги «Семейная жизнь» (Серия «Слова» старца Паисия Святорца, том 4). Знакомство с трудом отца Паисия духовно обогатит Вас и доставит Вам утешение.  Речь идет о следующих трех разделах: «Трудности в деторождении»; «Супружеское бесплодие»; «Правильное отношение к бездетности».

     Дополнить содержание этих трех разделов можно содержанием главы из книги Овчинниковой М.Б. «Техника жизни, которая ведёт к смерти» (М.: Фавор, 2002). Речь идет о главе «Несколько слов о помощи Божией» (глава находится в разделе «Искусственное оплодотворение: причины и последствия»).

     В этой главе автор описывает случаи, когда женщины, потерявшие надежду родить ребенка, все-таки рожали его. Супруги, желавшие иметь своего ребенка, начинали более внимательно относиться к жизни. Они наконец-то скрепляли свой союз Таинством Венчания, приходили к пониманию того, что молитва – не последнее дело в этой жизни.

     Можете прочитать весь раздел,  технология ЭКО расписана в нем довольно подробно и, что особенно важно, – с христианской точки зрения.

     Приводить примеры помощи Божией, о которых рассказывалось в книге, не буду. Приведу тот случай, которого в этой книге нет.

     Об этом случае упомянула одна женщина – врач. По специальности она терапевт и взялась за эпистолярное творчество в связи с просьбой знакомого ей священника помощь ему разобраться в проблеме ЭКО.  К священнику обратилась за советом женщина, которая подумывала об ЭКО в связи с тем, что беременность ее  ввиду некоторых проблем, имеющихся у мужа, не наступала. И вот что было написано в ответе:

 

     «Пишу Вам об обсуждаемом нами вопросе. Мне не хватает достаточной квалификации, чтобы давать какие-нибудь конкретные медицинские советы. Адресую людей, обратившихся к Вам, на консультацию с акушером-гинекологом.

     ЭКО как систему искусственной беременности, так и систему суррогатного материнства не принимаю ни как врач, ни как православный человек. Духовный смысл этого медицинского вмешательства очень доступно изложен в видео-проповедях протоиерея Димитрия Смирнова на его официальном сайте (блог Димитрия Смирнова) в «Интернете».

     Прихожане, которые обратились к Вам за советом в связи с бесплодием, искали, как мне кажется,  не только благословения  на тот или иной способ лечения, но и Вашей духовной помощи и молитвы.

     Путь в храм, путь к Богу у многих людей идёт через обращение к Нему со своими просьбами о решении тех сложных проблем, в которых медицина не может им помочь. Если бы ещё нашелся для этих бездетных супругов молитвенник об их детях, то их шансы стать родителями намного возросли бы.

     Так произошло в нашей семье. У моей сестры N. …скими генетиками и акушерами – гинекологами был выставлен PS генетической болезни, вследствие которой она не могла вынашивать беременность (у неё было несколько выкидышей). Они с супругом много молились, обращались к Вологодским чудотворцам, за них молился о. K., который крестил мою сестру и меня в детстве.

     Сегодня исполнился 1 год их дочке E. В декабре в …ске при повторном обследовании у сестры был снят  PS генетического заболевания, а проведённое …скими врачами лечение, направленное на сохранение беременности, признано ошибочным и опасным для плода и матери. Моя сестра едва не погибла в родах из-за массивного кровотечения, вызванного назначенными препаратами. И всё-таки чудо случилось не благодаря медицинскому вмешательству, а вопреки ему! Моя сестра жива и здорова, у неё и  ее супруга растёт здоровая дочка E. «Много может молитва праведника поспешествуема…»»

 

P.S.: Если Вы все-таки не смотря ни на что подумываете о возможности участия в ЭКО, то нижеследующие мысли медицинского психолога Зорина К.В. пусть углубят Ваши размышления. Они, касаются, правда, аборта, но применимы и к ЭКО, ведь ЭКО носит абортивный характер. Зорин писал, что «дети, которых аборт миновал, или братья и сестры ребенка, который не родился вследствие аборта, могут страдать от “постабортного пережитого синдрома”. Профессор медицинского факультета Университета Британской Колумбии, психолог и психиатр Филипп Ней выделяет особую категорию людей – “спасшиеся от аборта”. Это те, чьих братьев или сестер убили в чреве и чьи родители рассматривали возможность совершения аборта в отношении их самих. Сюда же входят те, кого обычно абортируют при обнаружении внутриутробной патологии, и дети, растущие в странах с большим процентом абортов на душу населения.

     Ученый убежден: зародыш подсознательно “знает”, что его предшественника умертвили, и “боится” за себя. Каково “ощущать”, что матка, твой первый земной домик, на самом деле место убийства? Ребенок, рожденный после искусственного прерывания беременности, может догадаться о семейной драме из разговоров взрослых, завуалированных намеков, неосторожных слов, наконец, случайно просочившейся информации. Не исключено, что на нервной почве у него возникнет ряд психологических комплексов: страх за свое существование, необъяснимое беспокойство, чувство вины и собственной неполноценности, неуверенность в себе, подозрение и недоверие к родителям. “Если бы родился мой старший брат или сестра, – рассуждает “спасшийся от аборта”, – я оказался бы лишним!”

     С точки зрения Ф. Нея, психотравмирующая ситуация заставляет ребенка думать примерно так: “Почему живу я, а не мой брат или сестра? Я хочу жить, но боюсь, что обречен. Ведь если я перестану быть желанным, меня тоже убьют!” Страх и отчаяние порождают протест против необходимости заслуживать свою желанность и ответную жестокость. Этим же отчасти объясняется нежелание в будущем иметь и/или воспитывать собственных детей»[15].

      Чтобы бы Вы чувствовали, если бы узнали, что помимо Вас в матке находилось еще несколько зародышей? Их не стало, а Вы – «стали», но и Вас могло бы и не быть. Миновала бы эта мысль врата Вашего сознания, родись Вы через ЭКО? И, если бы не миновала, смогли ли бы Вы с глубоким чувством, сказать той женщине, из которой вышли, слово «мама»?

[1]URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html.

[2]URL: http://www.pravmir.ru/ekstrakorporalnoe-oplodotvorenie-ot-mediciny-k-bioetike.

[3]ЭКО – неоправданный риск? Главный педиатр России о последствиях «зачатия в пробирке». URL: http://www.pravmir.ru/eko-neopravdannyj-risk-glavnyj-pediatr-rossii-o-posledstviyax-zachatiya-v-probirke.

[4]Димитрий (Першин), иером. Экстракорпоральное оплодотворение: от медицины к биоэтике.

[5]ЭКО – неоправданный риск? Главный педиатр России о последствиях «зачатия в пробирке».

[6]Там же.

[7]Фрагмент передачи ТК-Спас “Русский час” от ТК СПАС – 2011-05-01. URL: youtube.comwatch?v=bkVrEaclYQg.

[8]ЭКО: дискуссия продолжается?

[9]Там же.

[10]ЭКО – неоправданный риск? Главный педиатр России о последствиях «зачатия в пробирке».

[11]Видеоролик на тему ЭКО можно также посмотреть в блоге протоирея Димитрия Смиронова dimitrysmirnov.ru.

[12]URL: http://www.pravmir.ru/ekstrakorporalnoe-oplodotvorenie-ot-mediciny-k-bioetike.

[13]«Христианское просвещение как условие преодоления негативного комплекса осужденного». Доклад иерея Алексея Елисеева: ответственного тюремного служения по Северному церковному округу Екатеринбургской епархии 26  января   на   секции   «Тюремного  служения»   в   рамках    IXX  Международных  Рождественских  образовательных   чтений. URL: anastasia-uz.ru/…/a-eliseev.khristianskoe_prosveshhenie_kak_uslovie…

 [14]Епископ Пантелеимон (Шатов): технология ЭКО – бесчеловечна. URL: http://www.pravmir.ru/glava-sinodalnogo-otdela-po-cerkovnoj-blagotvoritelnosti-schitaet-texnologiyu-eko-beschelovechnoj.

 [15]Зорин К.В. Что скрывают от молодых. Соблазны и болезни века. М.:  Русский Хронограф, 2012. С. 127-128.