Дети. Бабушке, считающей, что у внучки, посещающей ночные клубы, в голове глупые мысли
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  08.08.2014.



Можно также почитать:
1) Дети. Своей любовью женщина привлекла к себе сердце ненавидевшей ее девочки и привела к вере мужа. Глава “Доброе слово” из книги “Отец Арсений”.

     Вы писали, что испытываете сложности с Вашей внучкой. «Она почувствовала свободу, стала посещать ночные клубы, участвовать в увеселительных мероприятиях <…> Помолитесь о ней, пожалуйста, чтобы она к вере пришла и выбросила из головы эти пустые вредные мысли». Вы хотите, чтобы она окончила институт, пишите, что Вам с ней очень тяжело. Просили Вам помочь.

     На наш взгляд, через принуждение Вы ничего не добьётесь. Если Вы будете на неё давить, она ещё больше отдалится от Вас и совсем перестанет Вас слушать.
     Господь даёт человеку свободу. Если Вы внимательно почитаете Евангелие, то Вы увидите, что «Иуду, как немощного, колеблющегося, Господь обличал очень мягко, лишь намеками — вплоть до того самого момента, когда Иуда уже лобызал Его в Гефсиманском саду»(1). Это слова принадлежат схиархимандриту Аврааму (Рейдману). Он считал, что Иуде не помогло бы обличение. Господь ждал, когда Иуда откроется сам(2).
     На Тайной вечере Господь даёт Иуде хлеб, обмоченный в вино. По словам святителя Иннокентия Херсонского «получить такой кусок из рук начальника вечери значило быть отличенным от других». «Зовом к покаянию» для погибающего апостола называет святитель это дружелюбное предложение пищи(3).
     И самое поразительное: В Гефсиманском саду Господь спрашивает Иуду: «Друг, для чего ты сюда пришёл?» Господь называет Иуду другом.
     Схиархимандрит Авраам так комментирует произошедшее: «К самому немощному ученику, страшному преступнику, Он [Спаситель] обращается: Друг… <…> В этих словах Спасителя также был призыв к покаянию: «Для чего ты сюда пришел? Чтобы предать Меня или, может быть, покаяться? Чего ты ищешь? Найди то, что здесь можно найти, — покаяние. Это последняя для тебя возможность»»(4).
     Господь не отталкивал Иуду. «В силу тайны Своего пастырства, — писал архимандрит Тихон (Агриков), — Господь не гнушался содружества грешников, и даже целующему Его в момент предательства Иуде, как близкому и дорогому человеку, сказал кроткие, зовущие к покаянию слова: «Друг, для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого» (Мф. 26,45-50; Лк. 22,47-48)» .
     Святые отцы говорят, что если бы Иуда покаялся, то Господь простил бы его. Только такой жертвенной любовью можно пробудить сердце человека к ответной любви.
     На страницах Евангелия мы не читаем о том, что Господь обличает грешников. Он обличал книжников и фарисеев, людей, которые противились принятию Истины. Но грешников, которые падали, увлекаемые немощью, он не обличал. Блуднице он говорит, что прощаются ее грехи. Мытаря он делает ближайшим учеником.
     В каждом православном храме мы встретим распятие. На кресте висит Сын Божий, на защиту Которого по Его молитве Отец послал бы более 12 легионов ангелов. Когда мы смотрим на окровавленное тело Христа, то мы ощущаем Божий призыв. Сердце наше, которое часто глухо к нравоучениям, может откликнуться на эту любовь. Бог Отец говорит нам через распятие: «Я не пожалел Сына Своего для твоего спасения».
     Старайтесь, как можете, подражать святым в их любви к грешникам. Снисхождение и любовь творят чудеса. Блудницы уходили в монастыри, разбойники раскаивались. Не надо считать, что у Вашей внучки в голове пустые мысли. Если Вы будете так считать, то, думается, Вы никогда не найдёте с ней общий язык. Она будет сторониться Вас.
     Придёт время и у неё появятся другие мысли. Но до тех пор, пока это время не наступит, очень важно сохранить с ней теплые отношения. Нужно стараться эти отношения не разорвать. Выполняя эти две задачи, Вам, возможно, придется идти на какие-то жертвы.
     На эту тему можно привести один пример. Старец Порфирий Кавсокаливит рассказывал, что к нему как-то обратился один мужчина, у которого было собственное дело. Его сын был ему компаньоном. У сына появилась идея, следуя которой, и сын и отец могли бы разориться. Старец на это ответил, что идею сына лучше воплотить в жизнь. Да, сын ещё не опытен. Но если отец отвергнет его предложение, то сын обидится и покинет отца. Если отец примет предложение сына, то дело хотя и прогорит, но сын получит жизненный урок, а главное, останется с отцом. Со временем же дело наладится…
     Мы, конечно, не имеем в виду то, что нужно во всем идти на поводу у внучки. Мы советуем Вам увидеть в ней человека, образ Божий. Только когда она заметит, что Вы относитесь к ней, как к человеку, только тогда станет возможным общение между вами. До тех пор, пока Вы не перемените своего отношения к ней, к сожалению, взаимопонимания между Вами не будет. Молитесь за неё, старайтесь ее полюбить. И Бог даст, почувствовав Вашу любовь, изменится и она.

[1] См. «О гордости» из книги схиархимандрита Авраама (Рейдмана) «Беседы с монашествующими», том 2. URL: http://www.sestry.ru/church/content/library/blagaja_chast/47…/view.

[2] Там же; См. «О откровении помыслов» из книги схиархимандрита Авраама (Рейдмана) «Беседы с монашествующими», том 1. URL: http://www.sestry.ru/church/content/library/blagaja_chast/03_chapter/view.

[3] См. «Омовение ног и Тайная Вечеря» из книги святителя Иннокентия Херсонского «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа». URL: http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60173&Itemid=3.                                          

[4] Авраам (Рейдман), схиархим. «О откровении помыслов».