Монашество. Монашество. Писавшей, что монахи убежали от проблем и несвободны
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  05.09.2021.



Мирской человек часто испытывает упоение от следования своей воле, монах же от своеволия уклоняться. Обет послушания (отсутствие необходимости принимать решение) дан для сосредоточения ума на молитве. Монашество – мир в душе и чистый ум, жизнь по Евангелию и совести, внутреннее развитие и совершенствование в Боге, возможность внутренней свободы, свободы от греха.

Ты высказываешь мнение, что монах убежал от свободы, убежал от жизни за высокие стены монастыря.

Конечно, в некоторых случаях происходит и так. Но если монах – истинный монах, то он убегает в монастырь, чтобы обрести эту свободу. Монастырь предоставляет человеку условия для исполнения Евангельских заповедей в максимально возможном объеме. Человек, трудящийся на светской работе, постоянно находится в дилемме, поступить честно или быть уволенным. Монахи стараются такие дилеммы исключить из своей жизни и ориентироваться целиком на внутреннее развитие, на внутреннее совершенствование в Боге.

Кто-то считает, что монах убежал от необходимости принимать серьезные решения, но обет послушания заключается совершенного в ином. От монаха отведена необходимость принимать решения не для того, чтобы дать ему безоблачную жизнь, а для сосредоточения всех усилий ума на молитве. Человек, вращающийся в миру, даже не может помолиться, он постоянно думает, как оплатить счета, как оказаться дома, когда должен прийти сантехник и т.д. и т.п. Монастыри так устроены, что вся тяжесть административных забот ложиться на священноначалие. Остальные монахи призваны молиться. И жизнь в монастыре отнюдь не такая безоблачная, как может показаться. Она бывает тяжела и под час очень тяжела. То, что монах приобретает кусок хлеба в стенах монастыря, еще ни о чем не говорит. Даже если монах будет ежедневно вкушать профессионально приготовленную разносольную еду – это тоже ни о чем не говорит. Для человека, который в еде хочет найти вкус, гораздо вожделенней будет купить какую-нибудь шаурму в ларьке и съесть её в то время, когда соус течет по пальцам. Человек, живущий в миру, часто хочет испытать упоение от следования своей воле. Монах же от такого упоения старается уклоняться. Поэтому, роскошный стол не будет обладать для него той смысловой нагрузкой, которой наделен он для мирянина.

На этот счет можно привести еще и такой пример. Схиигумену Иерониму, духовнику Афонского Пантелеимонова монастыря как-то сказали, что монахи в монастыре живут комфортно, а сиромахи на Святой Афонской горе живут в бедности. И о. Иероним сказал интересные слова – для них бедность вожделенней, чем жизнь в монастыре. Пригласите их в монастырь, пусть они живут комфортно, но при условии отсутствия собственной воли, и они не останутся в монастыре. Они предпочтут свою бедность и возможность действовать по своей воле. Вот кем помогают стать монашеские обеты.

У прп. Гавриила (Зырянова) в день было до двухсот посетителей. Только представь, люди со всей станы едут к человеку, чтобы посоветоваться. Если бы человек ничего из себя не представлял, собиралось бы к нему до двухсот людей в сутки?

Ты приводила мысль из статьи, где монах – человек, убежавший от свободы. А разве человек, живущий в миру, обладает свободой? Он повязан по рукам и ногам: обязательства перед начальниками, счетами, договорами и т.д. Да он шагу нигде ступить не может свободно. А о внутренней жизни я вообще не говорю. Современные люди даже не могут нормально спать, потому что в их головах полная мешанина из обрывков и воспоминаний о делах, которые нужно делать. Монах же приобретает эту внутреннюю свободу, свободу от греха, возможность поступать по совести, иметь мир в душе, иметь чистый ум и думать о том, о чем он действительно хочет думать, а не о том, что внедряется в его голову во время дневной суеты.