Духовная брань. Духовная брань. Женщине, страдающей от болезненных мыслей и состояний
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.02.2022.



Вы пишите, что Вас охватывает ужас, холод, одиночество, нервозность, страхи. При этом Вы молитесь, читаете Евангелие, псалтырь, исповедуетесь, причащаетесь.

Конечно, есть разные заболевания, которые могут влиять на психику человека. Но раз Вы написали письмо в монастырь, а не психиатру, расскажем вкратце о том, как это бывает иногда у людей, у которых, вроде, со здоровьем все хорошо.

Бывает, у человека есть какая-то страсть, в которой он себе не всегда даже признается, например, озлобление по отношению к родителям или нечто подобное. И в человеке появляется словно брешь, через которую проникает зло, и до тех пор, пока человек не осознает эту свою болячку, не закроет ее противоположной добродетелью, зло будет просачиваться в сознание.

Положительные изменения занимают даже не один год. Сначала человек хотя бы начинает понимать, с какой страстью связано его состояние. Когда он советуется с опытным духовником, а, если такого нет, то вникает в книги, написанные духовными авторами, начинает потихоньку себя менять, то из жизни выводится все то, что разрушает его целостность, делает его внушаемым и нервозным.

Иногда человек воспринимает свое состояние как некую монолитную глыбу, но на самом деле состояние, которое нас уничтожает, состоит из ниточек, сплетенных воедино. И вот иногда нужно проследить эти ниточки и потихоньку начать их выплетать.

О том, каким образом этот процесс происходит, рассказывается подробно в цикле бесед «Зазеркалье», в более кратком виде рассказывается в четвертой части цикла бесед «Внешняя жизнь и мир мыслей». Цикл бесед «Зазеркалье» и «Внешняя жизнь и мир мыслей» проводились в Соловецком монастыре.

В части 4.1 и 4.2 цикла бесед «Внешняя жизнь и мир мыслей» рассказывается о том, как настроиться, чтобы начать преодолевать навязчивые мысли.

Часть 4.1. «Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира».

В течение нескольких лет, у человека формируется система мировоззрения, система навыков, ориентированных на то, чтобы сохранить связь со Христом. Чтобы сохранить эту связь, нам необходимо воспитать в себе массу навыков: научиться общаться с людьми по возможности без конфликта, работать и при этом не выпадать из молитвенного настроения, не проваливаться в уныние, научиться спокойно реагировать на внешние обстоятельства.

Перед нами стоит много задач, но если, решая их, мы выпустим из своего восприятия связь со Христом, то задачи превратятся для нас в непосильное бремя. Мы будем их воспринимать как разрозненные задачи, особенно, если будем двигаться вне православного мировоззрения, то на каждый наш запрос мы найдем в интернете сотни ответов, разрозненных предложений. Многие тренинги рассматривают проблемы изолированно, и внутри себя мы не сможем это сшить, так как решения будут разной направленности.

А когда у нас главная цель – сохранить связь со Христом, и эта цель достигается на основе Евангелия или святоотеческого комментария к Евангелию, то тогда наши шаги начинают вплетаться в некую целостную систему, и эту целостную систему можно противопоставить той разрухе, которая в нас вызывает чувство отчуждения, холода, отчаяния.

Проводились беседы и на тему депрессия, где описанные состояния разбирались более подробно. О материалах на тему депрессии и таких подавленных состояний можно посмотреть заметки «“Три Д” – Депрессия, Деперсонализация, Дереализация». «Преодолеть отчуждение: в том числе, и о депрессии – лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)».

Из этого состояния подавленности можно выйти через любовь (под любовью мы понимаем не эмоцию, а деятельное внимание к миру, людям, Богу). Когда мы прислушиваемся, развиваемся, учимся делать новые шаги, учимся отказываться от ошибочных точек зрения, вместо того, чтобы упорствовать, нам открывается путь формирования новых навыков, взглядов, на основе которых мы можем начать видеть по-иному жизнь и начать видеть выходы там, где видели одни тупики.

Если Вас мучает страх одиночества, Вы можете почитать замечательное сочинение Ивана Ильина «Рождественское письмо», а также статью «Одиночество» протоирея Аркадия Шатова (ныне епископа Пантелеймона).

Также, если интересно, можно будет послушать беседы об одиночестве, которые проводились в Соловецком монастыре. На сайте монастыря в разделе «Пастырская страничка» в подразделе «Беседы о проблемах личности» есть цикл лекций «Когда жизнь становится игрой, а игра жизнью». И в беседах с 13 по 16 как раз рассказывается об одиночестве.

Также Вы писали о своих подозрениях насчет порчи. Вам кажется, что такие состояния Вас настигают в связи с тем, что кто-то навёл на Вас порчу. Православный христианин не должен бояться никакой порчи. Конечно, существует колдовское воздействие, и сейчас такого рода воздействие широко применяется. В современном мире есть курсы, на которых людей учат, как воздействовать на других с целью получения выгоды. Оккультными методиками пользуются и мошенники, и манипуляторы. Почему православный христианин может не бояться порчи? Если он живёт по заповедям Божьим, участвует в таинствах, старается не поступать против своей совести, тогда Божественная благодать хранит его. У Апостола Павла есть слова о последних временах, когда люди откажутся от любви: «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла). Если человек живет в истине, в любви, то ум его хранится от заблуждения.

В жизнеописания Макария Великого рассказывается о женщине, которая по колдовскому действию стала казаться людям лошадью. В одном источнике к этой истории даже делается приписка, что колдун хотел вступить с женщиной в связь, но она ему отказала. И когда она стала казаться людям лошадью, все знали, что речь всё-таки идет об этой женщине, и муж её повел к Преподобному Макарию Великому, чтобы он постарался исцелить ее. По дороге он старался кормить её сеном, но тем не менее она не переставала быть женщиной, речь шла о мороке. Преподобный Макарий, увидев её, сказал, что вы видите ее лошадью, потому что сами стали зверьми, а женщине сказал, что такое искушение произошло с ней, потому что она долго не была у Святого Причастия.

Если человек регулярно исповедуется и причащается, то колдовское воздействия не сможет произвести в человеке разрушительное действие. На эту тему есть много замечательных мыслей в книжечке игумена N «Об одном древнем страхе. Кого и как портят колдуны». Под таким псевдонимом пишет Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая).

В частности, он приводит рассказ одной бывшей колдуньи. Как-то к ней обратилась женщина с просьбой разрушить семью, чтобы вступить в связь с освободившимся мужчиной. Колдунья послала демона, с которым была связана соглашением, чтобы тот произвёл у супруги гинекологическое заболевание. Здесь нужно сказать, отступая несколько от темы, кому-то может показаться, что демоны служат колдунам, – на самом деле это происходит временно в обмен на то, что колдуны отдают свою душу. Колдун, вступая в сделку с демоном, дает право на свою личность. В этом смысле можно сослаться на известное произведение Гете «Фауст», прототипом которого был средневековый маг, совершавший невероятные вещи, но, когда время контракта истекло, демон сломал ему шею. Накануне смерти Фауст сказал хозяину гостиницы, в которой остановился, чтобы хозяин не пугался, когда гостиница ночью будет трястись, потому что это проблема не будет касаться его. И Фауста просто нашли со сломанной шеей.

Возвращаясь к истории про бывшую колдунью, она рассказывала, что через некоторое время после колдовских манипуляций обнаружилагинекологическое заболевание у себя, и тогда спросила демона, с которым была связана соглашением, почему так произошло. И он ответил, что ничего не мог сделать замужней женщине, потому что она читает псалтырь и регулярно причащается, а так как полученное задание нужно было выполнить, то пришлось реализовать его на самой колдунье. И эта бывшая колдунья потом узнала, что опытные колдуны, перед тем как производить какие-то манипуляции, выясняют, живет ли человек церковной жизнью. И если он ведет благочестивый образ жизни, то отказываются, потому что колдовство не сможет оказать свое действие.

В своей книге отец Гавриил как раз рассказывает, откуда берётся страх колдовского действия. Он естественно рождается у человека, который живёт не по совести, который живет вопреки Евангельским заповедям, и такой человек чувствует внутри себя тревогу. Надо понимать, что на такого человека демоны могут влиять и без помощи колдуна. Если Вы исповедуетесь и причащаетесь и тем не менее боитесь порчи, значит, Ваше мышление носит какой-то магический характер. С точки зрения язычников или не христиан, могут быть разные варианты взаимодействия сил в мире: некоторые секты и учения предполагают, что в мире есть два равноценных начала, добро и зло, и они борются друг с другом. Но в православии зло и добро не понимается как равноценное начало, в этом смысле марксистская диалектика ошибается, полагая, что основы мировых процессов – это борьба противоположностей. Бог и дьявол не являются противоположностями: Бог является творцом, а Сатана – сотворенным ангелом, который некогда был высшим из Ангелов, но впоследствии возгордился и вследствие заражения гордостью стал деформироваться. Подобную деформацию мы наблюдаем и у людей. Когда человек начинает жить против совести, начинает предаваться страстями, его лицо и душа искажается.

О падении денницы рассказывается в книжечке священномученика Александра Миропольского «Любовь – сущность христианства». Сатана действует только настолько, насколько Господь допустит ему действовать. Если человек живёт против совести, то уже, как было сказано, душа искажается, затемняется, и он становится неспособным воспринять Божественную благодать. Вследствие этого он теряет защиту, и по попущению Божию на такого человека может действовать и враг рода человеческого – дьявол. Но Господь попускает это воздействие, потому что, начиная страдать от демонического воздействия, человек начинает осознавать свои проступки, начинает видеть, что вообще по жизни пошёл не туда, и душевная боль призывает его что-то в этой жизни менять. А если бы не было этой боли, то человек так бы ничего в жизни и не изменил. Когда человека встряхнет хорошенько, он начинает и молиться, и мириться с ближними, и вспоминает о посте. Начинает читать книги, развиваться, много о чем размышлять.

Вы пишите, что в связи с искушениями и страхом порчи, у Вас есть желание обратиться к знахарке. Если демон знает, что в Вашем окружении есть человек, занимающийся целительством или экстрасенсорной практикой, то можно предположить, что он будет давить Вас с целью заставить Вас обратиться к знахарке.

У индейцев, которые живут в шаманских племенах, есть такой термин – шаманская болезнь. Если демон видит сенситивного человека, в силу своих особенностей более восприимчивого к колебаниям духовного мира, чем другие люди, они начинают на него давить, то есть вызывать в нем какие-то страдания с целью заставить подчиниться их влиянию, чтобы человек стал их орудием, через которое они могли бы действовать в мире людей. Под термином шаманская болезнь подразумеваются те страдания, которые возникают в этот период у человека. Но не все подчиняется демоническому воздействию, есть люди, которые несмотря на страдания всё равно не склоняют свою волю перед демонами, и, как говорил убиенный священник Даниил Сысоев, такие люди даже обладают авторитетом среди своих соплеменников.

Когда человек страдает от насилия дьявола, при правильном отношении к этому искушению, перенесение такого страдания даже вменяется человеку в мученичество. На эту тему много воодушевляющих мыслей содержится в послании Святителя Иоанна Златоуста к Стагирию, подвижнику, одержимому демонами.

Когда человек претерпевает это страдание, он вырабатывает разные добродетели. Через стремление к добродетели, он начинает стяжать Божественную благодать, которая и освобождает его. Но если человек по своей воле идёт к экстрасенсу, к целителю, то он по сути отрекается от Бога, и здесь речь уже идет о других последствиях, разрушительных для человека.

К этому ответу прилагаем один из ответов, опубликованых на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка» в подразделе «Ответы пастыря». Если в ответах выбрать сортировку по темам и в поиске задать тему «колдовство», то среди них будет тот, который мы прилагаем «Колдовство. Женщине, которая считает, что кто-то на нее постоянно наводит порчу».

В этом ответе указано, что страх перед порчей является следствием искаженного восприятия мира. В этом ответе приводится опыт центра во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского. Согласно опыту центра, который был основан для реабилитации жертв сатанизм и оккультизма, человеку можно предложить отречься от своего страха. Нужно понимать, что, входя под покров церкви и опасаясь при этом незримого влияние волхвов и чародеев, он тем самым предполагает, что сила тех самых волхвов и чародеев больше, чем сила Христова. И когда в сознании человека все же восстанавливается правильная картина мира и истинная иерархия смыслом, то тогда уходит и страх.

Ещё несколько мыслей о страхе вообще. Если у Вас есть желание, Вы можете посмотреть запись эфира беседы насильника Соловецкого монастыря иеромонаха Прокопия, проведённого совместно с каналом «Православная семья». В этом эфире разбиралась тема страха. Из эфира здесь приводятся буквально несколько мыслей: когда накатывает сильный страх или даже ужас, который просто сминает сознание, можно выучить и бодро, как гимн, петь какое-то коротенькое песнопение Божьей матери. И Вы увидите, что, когда Вы будете это пение противопоставлять Вашему страху, то страх перестанет овладевать Вашим умом.

«Эмоции и Страхи».

Также на тему страх очень много хороших мыслей содержится в наставлениях Паисия Святогорца, в частности, во втором томе «Духовное Пробуждение» серии «Слова» есть раздел «О том, что отвага рождается от доверия к Богу». В этой главе он рассказывает, что страх преодолевается духовной отвагой. При желании можете почитать эту главу.

В заключении можно предложить молитву Кресту Христову, которую можно читать при страхах. Когда наваливаются тяжелые навязчивые мысли и страхи, можно читать следующую молитву: «Крест Христов, на весь мир освященный благодатию и кровию Господа нашего Иисуса Христа, дан нам оружие на всех врагов наших, видимых и невидимых, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Можно покропить себя святой водой, даже выпить, даже если мы уже что-то вкушали, но в какие-то критическое минуты, когда мы особо нуждаемся в помощи, то святую воду можно кушать даже и не натощак. Также крестом во время чтения молитвы, кропите четыре стороны света.

Крестом рвутся все сети вражии, которые нас окружают. Нужно крестить крестом на восток, запад, юг и север утром и вечером и во всех трудных обстоятельствах жизни (когда разгневаешься, испугаешься, поспоришь с кем-нибудь, плохой сон приснится и т.д.), читая молитву сию: «КРЕСТ ХРИСТОВ НА ВЕСЬ МИР ОСВЯЩЕННЫЙ БЛАГОДАТИЮ И КРОВИЮ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ДАН НАМ ОРУЖИЕ НА ВСЕХ ВРАГОВ НАШИХ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА. АМИНЬ».

Вкушай натощак утром св. просфору со св. водою Крещенской. Святую воду пей по всякой нужде, хотя бы и поел (когда внезапно заболеешь, разгневаешься, испугаешься, плохой сон приснится и т.д.).

Кропи святой водой Крещенской на все 4 стороны (также потолок и пол) и говори: «ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА ОКРОПЛЕНИЕМ ВОДЫ СИЯ СВЯЩЕННЫЯ В БЕГСТВО ДА ПРЕВРАТИТСЯ ВСЕ ЛУКАВОЕ, БЕСОВСКОЕ ДЕЙСТВО. АМИНЬ».

Один духовник также советовал, когда ужас или какие-то тяжёлые мрачные мысли затопляют сознание и становится настолько тяжело, что нет никаких сил, можно читать Евангелие от Иоанна, начиная с 14 главы до конца, и снова повторить, если не успокоились. На каком-то этапе страх может отойти, и наступит покой.

Но надо понимать, что читают Евангелие подобным образом в виде исключения. Искушение может развернуться и с другой стороны. Например, Вам нужно работать, а демон может Вас понуждать начать читать Евангелие полночи, чтобы Вы не выспались, пришли на работу вялая и там на кого-то сорвались. Поэтому к молитве и чтению Священного Писания нужно подходить разумно, и пример такой разумности показал тот же преподобный Паисий Святогорец. Он рассказал, что однажды демон стал будить его на молитву. Преподобный Паисий Святогорец просыпался, демон внушал ему помолиться о какой-то ситуации и далее не давал ему спать. Лишившись сна, он стал чувствовать себя нехорошо и тогда понял, в чем состоит суть искушения. Он определил себе молиться в определенное время, и когда демон будил его для молитвы, то отвечал, что знает, когда ему молиться, и поворачивался на другой бок. Поэтому читать Евангелие подобным образом можно только, когда совсем станет тяжело.

Более подробно, как уже было сказано, тема навязчивых мыслей разбирается в цикле бесед «Зазеркалье».

P.S.Когда человека охватывают состояния, подобные тем, которые вы описывали, нужно посмотреть, нет ли каких-то предпосылок, чтобы в сознание человека транслировалось воздействие падших духов.

Ещё хорошо бы Вам было повспоминать, не было ли у Вас какого-то оккультного опыта в прошлом, потому что иррациональные страхи и фобии, бывает, рождаются у того человека, который имел опыт контакта с оккультным миром когда-то в прошлом. И на эту тему есть ответ: «Фобии. Фобии и навязчивые вспышки страстей (боязнь глистов, трихотилломания и прочее)». Ответ расположен на сайте Соловецкого монастыря в разделе «Пастырская страничка» в подразделе «Ответы пастыря (аудио)».

Если человек имел опыт-контакт с оккультным миром, то в сознании словно появляется некая берёшь, и в нее начинают затекать какие-то бредовые страхи, нелепые мысли, и, пока человек не осознает причин, повлекших за собой образование этой бреши, ситуация так и не будет закрыта. Человек должен осознать причины и соответственно противопоставить этим причинам какие-то шаги, нацеленные на связь со Христом и на развитие добродетели. И в этом смысле, если у Вас есть такое желание, можете посмотреть третью часть статьи «Брешь в стене», которая имеет отдельное название: «О преодолении мучительных состояний, прелести и демонического воздействия».

Учитывая, что в этом ответе были даны ссылки на многие материалы, поэтому не приводятся ещё какие-то мысли, иначе придётся пересказывать всё содержание указанных источников.