Раскол. Раскол. На вопрос, может, лучше молиться за уходящих в раскол, а не стыдить их
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  27.04.2022.



Человеколюбие – помочь человеку осознать свои ошибки, дать альтернативный взгляд на реальность. Не ругаться. Не оскорблять и уничижать. Не навязывать свои суждения. Свидетельствовать. Даже если тебя не слышат. Мы не знаем, как слово наше отзовется.

Вы комментировали ответ, данный женщине, приход которой хотел перестать поминать патриарха Кирилла и выдвинули два положения. Во-первых, считаете, что тем, кого не коснулись ужасы войны, озвученные мысли могут показаться добрыми и неполитизированными. Тем же, кого ужасы войны коснулись непосредственно, вряд ли доводы покажутся убедительными. Так же Вы призываете молиться за людей, ушедших в раскол, а не стыдить их в этом грехе.

Начну с пункта второго. Очень важно обсуждая ситуацию прояснить смысл, чтобы обсуждение шло не на эмоциях, а на аргументах. В данном случае, если Вы позволите и, если Вам интересно будет читать данное сообщение, можно несколько прояснить предысторию вопроса. Обратилась женщина с вопросом к священнику (с которым знакома лично), ожидая ответа. Корректно ли со стороны священника не дать никакого ответа? Преподобный авва Дорофей и некоторые из святых считали не богоугодным делом молчание, если тебя спросили, и ты знаешь ответ. Такое смирение не угодно Богу.

Если Вы потрудитесь прочитать все части ответа, не думаю, что увидите в них оскорбление. Не лишним будет обсудить смущение. Когда возникают такие недоумения у меня лично, я спрашиваю у других. Могу предложить такой вариант и Вам. И сам этим пользуюсь. Можно дать десяти людям прочитать эти три ответа и спросить их точку зрения. Может быть, кроме Вас никто не увидит оскорбляющих выражений. Этот принцип важен, если мы хотим быть объективными.

Следует отметить, что есть и третий путь (третий вариант), о котором многие забывают. Один вариант – оскорблять. Не только человека, ушедшего в раскол, но и зависимого человека, например. Ты алкоголик. Ты наркоман. Ты раскольник. Другой вариант (крайность) – потакать человеку, ничего не говорить. Ты личность. Ты ценность. Гуманизм и так далее. Но есть и третий вариант – признавая в человеке личность, свободу выбора, общаться с ним на равных, объясняя ситуацию. Кто-то любовь воспринимает, как некое молчание, способствующее деградации человека (ничего не будем говорить, чтобы не травмировать человека лишний раз, чтобы ему не стало стыдно). Но человеколюбие и заключается в том, чтобы помочь человеку осознать свои ошибки, не оскорбляя его, не уничижая его как личность.

Если Вы читаете ответы, то в некоторых из них содержится ссылка на текст «Родители и дети» и различные лекции о преодолении зависимого поведения. Некоторые беседы были проведены с воспитанниками Центра социальной адаптации во имя святителя Василия Великого. Тексты так же основаны на общении с педагогами, воспитанниками. В этом Центре проходят реабилитацию и социальную адаптацию подростки, находящиеся в конфликте с законом. Многие из них вышли из крайне неблагополучных семей. Самые тяжелые случаи в педагогической практике. В Центре как раз и реализуется третий путь. Обстановка полного уважения личности с абсолютным запретом на насилие. Никто никакого не имеет право третировать. Любая конфликтная ситуация, согласно существующим в Центре подходам, разбирается. В отношении некоторых воспитанников можно сказать, что до Центра их никто не воспитывал. Они не совсем понимают, что такое человеческие культура и общение (в конструктивном ключе). Например, воспитанник хочет постирать свои вещи, но стиральная машина занята. Ребята живут там круглосуточно и лишь по выходным уходят домой, если нет нарушений в поведении. Он останавливает машинку, вынимает вещи другого воспитанника и загружает свои. Но и после стирки он не возвращает чужие вещи на место. Эта ситуация разбирается. Без крика. Без истерик. Очень важно, чтобы человек понял последствия собственных шагов, оценил свое поведение. Иначе он никогда не выберется с того дна, на которое попал.

Человеколюбие и заключается в том, чтобы дать человеку альтернативный взгляд на реальность. Одна стратегия поведения повлечет определенные последствия. Выбираешь другой путь – рождаются другие варианты. 80% воспитанников не возвращаются к преступной деятельности. Центр – последний шанс перед колонией. Промолчать в данном случае будет неправильно. Это значит закрепить в человеке ту модель поведения, которая его приведет к катастрофе. Он вырастет. Ставки станут больше. Подростки в подобной ситуации могут подраться. Они будут старше и если совершат нечто подобное (в отношении других предметов и явлений, но с таким же внутренним расположением), то ведь могут и головы лишиться. Замечено, что те ребята и девушки, которые начинают понимать последствия своих поступков, постепенно свою стратегию выравнивают. У них появляется новый взгляд на реальность, в которой они находят себя. Возникает желание заняться делом, что приносит им удовлетворение. В Центре нет принципа молчания.

В чем готов с Вами согласиться? Когда человек не принимает – ожесточается. Он обращается с вопросами. Отвечаешь. Он замыкается. В таких случаях не стоит человека дергать за рукав. Молится за него. Покрыть его любовью. Миронович Ю. Ц. (известный преподаватель Священной Библейской истории) говорил, что наше дело свидетельствовать. Не доказывать. Не ругаться. Свидетельствовать. Идешь одним путем – такие варианты. Идешь другим путем – иные последствия. Человек делает выбор сам. Даже прекращение общения бывает последним шансом достучаться до человека. Например, в насельник монастыря не хочет с кем-то мириться. Все аргументы исчерпаны. С ним прекращают общения в надежде, что хотя бы это будет свидетельствовать о неконструктивном русле, в котором он находится.

Если подытожить эту часть ответа. Можно привести и другие данные, что просто молчание и молитва в тот момент, когда человек совершает ошибки, не всегда полезно и для него, и для всех остальных. Важно, как сама женщина отреагировала на эти ответы. Она осталась очень благодарна (при необходимости можно опубликовать ее заметку (отзыв)). При отсутствии ультиматума ей объяснили ситуацию с разных сторон и дали свободу, оставили выбор за ней. Ей было предложено в молитвенном соединении с Господом сосредоточиться, собраться и сделать выбор.

Приходится общаться с людьми зависимыми, с людьми, жизнь которых извращена. Пастырь может занять и такую позицию (возможно она и ошибочна) – как человека я тебя не отвергаю, я тебя понимаю, ты можешь подходить, общаться, спрашивать, но свидетельствовать о том, что черное – это белое, я не могу. Я готов тебе помогать, но не готов признать, что твой сформированный строй жизни верен. Бывает, люди общаются со священником, не касаясь нравственных тем, но, если речь о них заходит, священник должен свидетельствовать свою позицию. Если человек не видит альтернативу, если он слышит только молчание, где надежда, что он сознательно совершит выбор.

Теперь к первому вопросу. Конструктивное обсуждение возможно лишь, когда люди придерживаются правил. Первое – разбор ситуации по существу. Без эмоций. Формулировки «Вы там не были, Вы не знаете» можно применить к любому случаю. Одному священнику как-то довелось общаться с пьющим мужчиной (толковый, мастер на все руки, но имел такую немощь). Когда тот уходил в запой, он терял все. Было очень жалко, что он не прислушивался к советам. Во время разговора он поинтересовался возрастом Батюшки. Оны были почти ровесники. Советам он не внял, ведь говорил с ним молодой священник. Схиархимандрит Авраам (Рейдман) говорил, что страсти затемняют. Не надо большого ума, чтобы сказать – алкоголь повлечет большие проблемы. А человеку, живущему в страстях, не хочется слышать этой информации. Он начинает создавать видимость контраргумента. Возникают вопросы. Вы врач? Какое право Вы имеете мне это говорить? Уход от сути вопроса – путь тупиковый. Один видел войну. Другого унижали. Третий пережил травматический опыт. Четвертый был наркоманом. Тогда мы приходим не к взрослому конструктивному уровню, а к детскому стихотворению «А у нас в квартире газ. А у вас?»

Даже находясь в зоне боевых действий крайне важен взгляд здоровый. Человек в состоянии боевой травмы видит реальность под определенным углом. Как воздух необходима другая точка зрения. Она может помочь выйти. Если кругом все теряют человеческий облик, рычат и жаждут крови, а трезвый голос призывает к другому, это не значит, что человек не в теме. Если человек не видел смерти (убийства товарища, например), он не имеет права говорить, что ненависть разрушает? Ненависть разрушает того, кто поддается ненависти. Если ты на это пойдешь (захочешь озвереть), то из этого состояния ты можешь не выбраться. Сформируется некая патологическая доминанта и сломает, деформирует. В других беседах мы разбирали тему травматического опыта, где ставили вопрос другой конструктивной доминанты, к которой человек мог бы обратиться и выгрести из своего травматического опыта. Поэтому, кстати, и военных надо выводить время от времени из театра военных действий. Последствия могут стать труднообратимыми. Один военнослужащий рассказывал, что ввиду материальной выгоды (высокие зарплаты) они стали работать сверх режима и нормы. Люди должны переключаться сознанием. Безвылазное патрулирование определенных областей, реализация военные сценариев, привели к разрушению людей. И в отношении трудных подростков, и в отношении травматического опыта очень важно показывать другую реальность, альтернативные пути.

На этом ответ можно закончить. Если есть желание, можете прочитать ответ не в выдержках, а полностью. Учитывая устный отзыв женщины, обратившейся с вопросом, еще раз пересмотреть свою точку зрения. Такая позиция (по поводу первого пункта) в чем-то и опасна. Человеку со сформированной точкой зрения требуются объяснения. Да, ты был в таких условиях. Но есть и другие варианты. Можно решать ситуацию и другими путями. Бывает, что люди внимают голосу разума, начинают выходить из ситуации, перестраивать мышление. Этой способности (перестраивать мышление) хотелось бы нам всем пожелать.

К этим ответам можно добавить эфир «Как информация и новости влияют на человека?».  В нем приведен пример одной обители, в которой есть насельники с Украины. Родственники с ними разорвали общение. Перестали отвечать на звонки. Отказались поддерживать отношения, обсуждать. В этих случаях не стоит писать злобные сообщения, обличать. Только молиться. Но если человек готов обсуждать, нужно свидетельствовать, что черное – это черное, а белое – белое. Спокойно, без оскорблений, но свидетельствовать. У пророка Иеремии (мы, конечно, не пророки) была мысль, что, если даже тебя не слушают все равно свидетельствуй. Проходит время. Люди начинают обдумывать услышанное. Мы не знаем, как слово наше отзовется. Если есть слово доброе, надо его сказать. В послании апостола Иакова (Иак. 4:17) есть слова «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех». Если есть возможность что-то объяснить, но мы молчим, это не всегда правильно. Мы не должны лезть с советами, если человек не спрашивает. Если он придерживается прежних взглядов, не надо останавливать его на улице и учить жизни. Речь идет только о той ситуации, когда обращаются к нам.

Последнюю мысль можно уравновесить советом, который приведен в книге преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка «Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников». Один из вопросов состоял в следующем. Если люди идут к колдуну, нужно ли их останавливать? Ответ был таков. Если речь идет о людях незнакомых, то не стоит останавливать их и делать им внушение. Но если речь о родственниках или тех, с кем близкий контакт, то здесь даже если вопроса не прозвучало, нужно человека остановить и попытаться ситуацию объяснить. Ведь человек, управляющий своим домом находится в ответе за домочадцев и за тех, кто в его доме трудится.

P.S.: А за ушедших в раскол есть молитва – читается в составе помянника после утренних молитв: «Отступи́вшия от правосла́вныя ве́ры и поги́бельными ересьми́ ослепле́нныя, све́том Твоего́ позна́ния просвети́ и Святе́й Твое́й Апо́стольстей Собо́рней Це́ркви причти́». Перевод: «Отступивших от православной веры и погибельными ересями ослепленных светом Твоего познания просвети и к Святой Твоей Апостольской Соборной Церкви причти».