Женщина. Женщина. Женщине о затруднении на работе, внешнем виде и о согласовании желаний с верой
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  04.05.2022.



Вы рассказывали, что у Вас в паспортном столе пропал документ строгой отчётности, то есть паспорт, и такое происшествие чревато заведением уголовного дела. Также Вы спрашивали насчёт желания делать причёски и маникюр. И ваш вопрос заключается в согласовании ваших желаний с верой.

Когда мы что-то делаем по вере, это должно быть разумно. Разумно не в плане мудрования, а в плане соотнесения с реальной картиной мира. Но реальная картина –  не та, о которой нам говорят по телевизору, а та, которая есть на самом деле.

Что такое мудрование? Например, мама дает совет дочери не общаться с «нищебродами». Мы ни к коем случае не говорим, что мама плохая, но иногда некоторые люди дают, как им кажется, разумные советы, но не учитывающие весь охват бытия, а только его какие-то отдельные сегменты. Мы понимаем, что есть промысел Божий, и когда что-то происходит в нашей жизни, если мы действительно воспринимаем Бога как Спасителя и Искупителя, мы верим, что обстоятельства нашей жизни Господь направит таким образом, чтобы мы, по мысли Святителя Феофана Затворника, ещё в течение земной жизни максимально удобным способом избавились от страстей.

Есть люди, которые возмущаются при мысли о вмешательстве Божьем в их жизнь. Такое возмущение, например, было экранизировано в фильме «Матрица». Главный герой Киану Ривз в разговоре с главной программой, персонифицированной в виде пожилого мужчины, говорит, что ему бы не хотелось чувствовать, что им манипулируют, выражая мысль, что если есть Бог, то человек, значит, является объектом манипуляции.

Тем, кто смущается идей Божьего промысла, можно сказать, что Господь вмешивается в жизнь только своих чад, которые хотят этого вмешательства. Тех, кто этого вмешательства не хочет, Господь оставляет жить так, как они считают нужным. И это, кстати, самое страшное наказание. В Псалтири есть слова: «И отпустих я по начинанием сердец их, пойдут в начинаниих своих». По-русски эти слова переводятся следующим образом: и дал им ходить по похотям их сердец. То есть человек начинает ходить своими путями и постепенно впадает в какие-то страсти, проваливается в какие-то болезненные отношения, опутывается аномальными процессами. Жизнь его и его самоощущения становятся все хуже и хуже, он постепенно проседает в трясину, выбраться из которой не может.

Здесь можно вспомнить писателя Сартра. Будучи маленьким, он воровал, кажется, варенье и вдруг всем своим существом ощутил, что Христос здесь и смотрит на него. И он с возмущением упрекнул Господа, что тот наблюдает за ним. И больше никогда, как говорил Сартр, ощущения присутствия Божьего в жизни не возникало. То есть не хочешь – не надо. А если люди ощущают, что без помощи Божией им не справиться со своими страстями, и ждут от Господа помощи, то Господь посылает эту помощь в виде каких-то обстоятельств. Как говорила одна девушка, когда Господь тебя начинает исцелять, он ставит тебя в такие условия, в которых у тебя не останется другого выбора, кроме как идти против своих моделей.  Условно говоря, у нас есть какая-то болячка, какой-то нарыв, к которому мы не можем прикоснуться, и вот мы вынуждены идти по ущелью настолько узкому, что камни сдирают с нас этот нарыв. Нам больно, но мы выздоравливаем. Поэтому Господь, попуская своим чадам какие-то временные испытания, посылает им в этих испытаниях помощь, но не освобождает от самих испытаний.

Мысли, что события нашей жизни, даже скорбные, связаны с Промыслом Божьим, помогающим нам достичь того состояния, о котором Господь сказал, что царствие Божие внутри вас есть. Можно проиллюстрировать это с помощью книги Михаила Труханова «40 лет моей жизни». Отец Михаил рассказал, как в годы гонений на веру 15 лет провел в лагерях, был взят под стражу без вины за то, что читал Евангелие – в атеистическом государстве преследовались люди, живущие по вере.

Будучи сыном священника, он был лишён тех прав, которыми обладали другие дети, страдал от гонений с самого рождения, но тем не менее не сломался. Если читать его книгу, то видно, с каким оптимизмом и добродушием он пишет о перенесенных им гонениях. Его книга показывает какие-то обстоятельства, которые могли показаться приносящими зло, но в итоге они разворачивались так, что спасали отца Михаила. То, что выглядело как зло, приносило ему помощь. Конечно, так бывает, когда человек молится, старается жить по-божьему, тогда происходит то, что Преподобный Паисий Святогорец выразил в словах: человек слушает Господа – Господь слушает человека.

Здесь также можно привести слова Алексея Арцыбушева, который в годы массовых гонений на веру был репрессирован, а позднее реабилитирован. В своем интервью, которое он давал работнику музея Гулага в Москве, он говорил, чтобы пройти через все испытания и не сломаться, нужно было принять, что трудности от Бога, их нужно пройти. Он понял, что лагерь был ему нужен. А лагеря в период массовых репрессий были специфическими, в одном из лагерей, когда заключённые протестовали против ужасных условий труда, прибывший генерал, даже не обернувшись к ним лицом, ответил, что заключенных собрали здесь не работать, а мучиться.

Соответственно, когда приходят какие-то испытания и человек понимает, что испытания даны ему для чего-то, у него появляются силы их перенести. Тогда из испытания выносят не травматический опыт, не сломанный характер, а выносят мудрость. Эти мысли отобразил переживший годы гонений поэт Александр Солодовников:

Запоры крепкие, спасибо!
Спасибо, лезвие штыка!
Такую мудрость дать могли бы
Мне только долгие века.

Соответственно, и Ваше испытание, в котором Вы оказались, тоже может сподвигать Вас к чему-то. Когда приходят испытания, люди, если правильно к ним относятся, становятся лучше. Они становятся терпимее к другим, начинают легче прощать. Если на кого-то держали зло, стараются из своей души это зло удалить. Пока обстоятельства более-менее благополучны, жить с этим грузом людям как-то удаётся, даже если жить мучительно. Но когда в виде скорбей приходит еще дополнительный груз, жить ещё с обидами в душе, с какой-то злость становится вообще невыносимо.

Бывает, что «шарахает», когда человек в чём-то расслабляется. Один молодой человек рассказал, что как-то он приехал на юг и решил погрузиться в лёгкие отношения с женщинами. В то время он был еще человеком неверующим, но уже потом, анализируя свою жизнь, понял, что Господь отводил его тогда от погружения во все тяжкие, потому что за легкими отношениями с женщиной следует потом деформация всей жизни. У человека появляется определённый центр жизни, который ведет его уже не к Истине, не к развитию, а наоборот к регрессии. Те, кто заражается похотью, становятся гневливыми, раздражительными, начинают конфликтовать с людьми. Об этом, кстати, сказано в «Катехизисе» Александра (Семенова-Тянь-Шанского): неразборчивость половой жизни приводит к неразборчивости в отношениях, вплоть до прямой вражды.

И в один из вечеров, когда он хотел познакомиться с какой-то барышней, его чуть целой толпой не избили присутствующие. Поначалу с него стали требовать денег, потом вывели его на улицу, чтобы избить, но отделался он лёгким испугом – парочкой ударов по лицу. Увидев, что его вышли коллективно избивать, за него вступились какие-то люди и избавили его от такой беды. Эти обстоятельна настолько его встряхнули, что мысль о легких отношениях оставила на какое-то время его сознание.

Может быть, такое испытание Вас накрыло по какой-то причине, а, может быть, явной причины и нет. И здесь нужна осторожность. Как говорил Преподобный Паисий Святогорец (правда, не совсем к такому случаю), если пришла какая-нибудь скорбь и у тебя на поверхности сознания есть понимание причины, нужно ее рассмотреть. Но если она не очевидна, то нужно быть очень аккуратным – человек начнет копаться и может запутаться. Хотя иногда покопаться и не мешает.

Рассмотрите свою совесть, может быть, у Вас, действительно, было какое-то желание производить какое-то глубокое впечатление на мужчин и стать объектом их вожделения. Здесь тоже нужно какое-то рассуждение. Понятно, что несколько веков назад косметические средства были маркером, которые из толпы выделяли женщин, как сейчас принято говорить, с низкой социальной ответственностью. По определенным признакам можно было узнать женщину, которая готова за деньги вступить в отношения. Времена изменились, выработался определенный дресс-код, и некоторые женщины, даже никогда не думавшие кого-то соблазнять, пользуются средствами макияжа, чтобы выглядеть аккуратно, то есть соответствовать тому понятию об аккуратности, которое сейчас имеет в обществе.

Вы для себя просто определите Вашу цель. Если Вы хотите выглядеть аккуратно – это одно, если Вы хотите напрямую воздействовать на мужчин с целью соблазна, с целью питаться их взглядами – это, конечно, уже другое. Во-втором случае Вам нужно как-то пересмотреть своё отношение к жизни. Если даже не брать сейчас религиозные оценки данного поведения, а рассмотреть с позиции аддиктологии, когда центром Вашего внимания становятся привлечения чужих взглядов, то такая жизнь на сцене не может положительно сказаться на Вашей цельности. В таком состоянии человек становится неспособным усваивать Божественную благодать, и, как следствие, по совокупности факторов можно прогнозировать у него какое-то внутреннее неблагополучие.

Пусть такая форма поведения не сопровождается прямыми контактами с мужчинами, но тем не менее эти контакты совершаются в глубине сердца, а в Евангелии сказано, что тот, кто посмотрел на жену с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце. Но здесь справедливо и обратное – применить эти слова в отношении женщин. И даже нервные центры при размышлениях на эротические темы приводят в возбуждение определенные нервные центры, определенным образом формируя нейронные сети, откладывая определенный отпечаток на ум. Если развивается эта страсть, то человек уже не может быть в состоянии внутреннего мира: его душа становится неудовлетворенной, голодной, больной. Поэтому подумайте.

Вы спрашиваете также, можно ли носить брюки, когда Вы едете на велосипеде или в холодную погоду. Здесь тоже нужно рассуждение. Конечно, для нас основой является понимание различий мужской и женской одежды. Даже с точки зрения физического состояния человека, логично будет признать, что внешний облик человека влияет на его внутреннее состояние. Не зря в разных армиях мира детально продумывают одежду своих воинов. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что одним образом чувствует себя человек, сидящий на гноище, и по-другому – одетый в хорошую одежду. Даже можно обратить внимание на то, какие у Вас возникают мысли, когда Вы носите ту или иную одежду.

Монахиня Нина Крыгина, которая была практикующим психологом, кандидатом психологических наук, говорила, что одежда влияет на то, как человек себя ощущает, соответственно одежда унисекс определенным образом влияет и на восприятие человека. Одна женщина, не один десяток лет проработавшая на рынке, всегда на одном и том же месте, заметила, что женщины, которые постоянно носили джинсы и мужские брюки, со временем начинали становиться похожи на мужчин – появлялся живот, увеличивались плечи, менялся голос. И монахиня Нина Крыгина тоже говорила, что мужчина одним образом воспринимает женщину одетую как женщина и другим образом – одетую иначе.

Но есть какие-то исключения. Например, одна женщина, работавшая на стройке, говорила, что обычно она старается ходить в юбке, но на стройке, чтобы не попасть в неловкое положение, когда она ходит по лестницам и мужчины смотрят снизу, она стала одевать брюки. Если на то есть какие-то причины, если Вы эти причины понимаете и понимаете, для чего Вам нужно сделать тот или иной шаг, то тогда человек может совершать какие-то отступления, если они не очень критичны. Конечно, есть люди, которые считают смешным придерживаться каких-то правил, но у каждого своя жизнь, и если человек отрицает то, что было выковано тысячелетиями как средство духовного развития, психологического и физического выживания, то он сталкивается с определёнными последствиями и ему жить со своим выбором.

Бывают, что люди протестуют против каких-то общественных правил, считая их навязанными, и не хотят их слушать. Да, действительно, есть и навязанные правила, таких было много в советские годы, но тем не менее всё-таки, если мы не берём перегибы, а говорим о нормах, которые появились глубоко в истории и проверены временем, а время отфильтровывает всё ненужное, то можно сказать, что в эти правила отлилась какая-то мудрость. Они пережили столетия и тысячелетия, показывая, что в них есть какая-то жизнестойкость.

Нассим Талеб в своем бестселлере «Антихрупкость» говорил, что когда люди смеются, например, над религией, над какими-то правилами, которым уже тысяча лет, считая, что они скоро отомрут, то скорее всего эти правила будут жить и после того, как умрёт этот человек. А то, что появилось совсем недавно, возможно, скоро и уйдёт. У Нассима Талеба есть такой термин как антихрупкость – устойчивость перед разрушением. Соответственно, речь идет о каких-то принципах, которые являются антихрупкими, которые уже пережили не одно тысячелетие. Если человек им следует, то его качества антихрупкости тоже повышаются. Но если Вы попадаете в какую-то специфическую ситуацию и понимаете, что здесь нужно несколько отклониться, и  понимаете, для чего нужно это отклонение, и понимаете меру этого отклонения, то, возможно, при наличии вашего благоразумия это отклонение не обратится в навык – не перекочует из временного в постоянное. И как говорил Авва Дорофей, если человек при случившемся ошибочном действии просит прощения у Господа, то оно не обратится в навык.

А что такое навык ? Это сформированная реакция, когда человек совершает какое-то действие уже против своей воли. В данном случае здесь можно сказать, что действие уже обратилось в навык, когда женщина уже даже потеряла представление о том, что она женщина, когда её понесло по жизни, она пьёт, курит, общается непонятно с кем, где-то ночует. А ведь бывает всё начинается с малого.

Поэтому рассмотрите тоже этот вопрос наедине со своей совестью. Было еще мнение, хотя, конечно, причин бесплодия сейчас очень много, но, как один из моментов, некоторые отмечают обтягивающие джинсы, и у мужчин, и у женщин. В этом смысле юбка каким-то образом предохраняет от переохлаждения в области органов, связанных с детородными функциями. Но одна женщина на такое объяснение ответила, что в данном случае иногда больше подходят тёплые брюки. Здесь опять же рассмотрите, с какими целями Вы носите ту или иную одежду.

О том, как сопоставлять свою веру и жизнь социальную рассказано в беседах цикла «Внешняя жизнь и мир мыслей». Первая беседа этого цикла до части 4.2, включительно, представлена также в виде статей, тексты являются более полными. Записи бесед выложены на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Беседы о проблемах личности». https://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#35

Вера для нас – это не просто система убеждения, это путь, по-современному если сказать, – метод, с помощью которого мы приходим в состояние внутреннего мира, даже вращаясь посреди каких-то события социального характера и трудностей. И это внутреннее состояние мира и способность усваивать Божественную благодать мы переносим в Вечность.

Тексты проекта «Внешняя жизнь и мир мыслей».

– Часть 1. Духовная жизнь в условиях большого потока дел и мыслей

– Часть 2. Современный работник. Вера и путь посреди трудностей.

– Часть 3.1. Сохранение при рабочем процессе личного, возможности для развития

– Часть 3.2. Не только профессиональный труд. Призвание, отношения, что делает человека человеком.

Часть 4.1. Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира.

– Часть 4.2. Болезненная капсула и путь к внутреннему миру, стрессоустойчивость.