Женщина. Женщине, ходившей на группы ВДА (взрослые дети алкоголиков)
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  16.06.2022.



Задача человека – преодолеть психологическую судьбу, а не погрузиться в состояние зацикленности, гиперфиксации (в том числе на травматическом опыте или эгоцентризме). Одной борьбы с негативом не достаточно, необходимо опытное движение к конструктиву, преодоление страстей через воспитание в себе противоположных добродетелей, через трезвение.

Вы посещали курсы, подготовленные по программе «Взрослые дети алкоголиков» (ВДА), где многое смущало и было неприятным.

Начну со слов Виктора Франкла. Он беседовал с одной девушкой, считавшей себя типичным единственным ребенком по Адлеру. Задача человека в том и состоит, чтобы преодолеть психологическую судьбу. Термин «самореализующийся прогноз» означает некую нацеленность на определенный исход ситуации. Вот, человек прочел, что люди с конкретным прошлым должны иметь соответствующие проблемы или вовсе испытывать крушение в будущем, и живет в ожидании. Происходит гиперфиксация на проблеме, а движения в конструктивную сторону может так и не произойти.

По учению Святых отцов страсть преодолевается через развитие противоположной добродетели. То есть гнев побеждается через любовь, алкоголизм – трезвением. Можно сказать, что зависимость от психоактивных веществ преодолевается не трезвостью (этот термин понимает современность, как отказ от алкоголя, например), а именно трезвением. С точки зрения Святых отцов Трезвение – некое объемное восприятие своего поведения, психологическая полнота, нацеленная на связь со Христом, деятельная реализация заповедей Евангелия, дисциплина в отношении собственных мыслей и ритма (режима) жизни. Человек начинает видеть в своих мыслях зачатки того, что развившись могло бы разрушить его жизнь. Человек еще на начальной стадии «выбрасывает» из себя (если можно так сказать) семена зла. Эта мысль сопоставима с данными аддиктологии, с точки зрения которой (в частности, об этом писали профессор Ц.П. Короленко и академик Н.В. Дмитриева) аддикция, то есть приверженность к страсти, противостоит разносторонней жизни. Рассмотрев данную мысль сквозь призму православного мировоззрения, можно сказать следующее – на фоне значимых отношений с близкими, на фоне связи с Богом, радости от реализации этих связей, аддикция (зависимость) воспринимается, как нечто одностороннее и уродливое. При отсутствии подобного образа жизни аддикция воспринимается, как некий выход из положения. Возникли проблемы – выпил и как зверек забрался в норку, где страшные мысли не беспокоят. Выпив, разносторонний человек ощущает, что полнота пропала, чувствует себя окраденным.

Следует указать на принципиальный момент (он то и дает повод определенным образом усомниться в движении анонимных алкоголиков) – мало одной борьбы с негативом, необходимо построение чего-то конструктивного, противоположного негативу. Постоянное прорабатывание прошлого еще не делает человека личностью. Можно указать так же на одну глубоко ошибочную идею, бытующую в современной психологии. Акцент на травматическом опыте (пережитом в прошлом) не делает человека здоровым. Скорее это приведет к ретравматизации, углублению травматического опыта. Выход из данной ситуации возможен с расширением опыта, с развитием в любви.

Подробно развивать тему травматического опыта не имеет смысла. Мысли по данному вопросу описаны в рамках проекта «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» – тексты и беседы иеромонаха Прокопия (Пащенко)» (с 20-й беседы – травматический опыта детства, связанный с воздействием, транслируемым родителями). Если человек не идет по пути расширения личности (речь не об умозрительных, абстрактных медитациях, а о деятельном расширении личности, развитии в любви, возрастании в культурном отношении, когда человек замечает боль окружающих, сострадает и через эту связь возрастает в понимании жизни), то возникает опасность его гиперфиксации на опыте прошлого. В рамках какой-то программы человека могут погрузить в поле психологизмов, которое, возможно, и снимет внутреннее напряжение, но при этом не даст основы для конструктивного взаимодействия с ближними, конструктивного изменения жизни. Человек прорабатывает свои мысли на основе данной ему системы психологизмов. Он занят внутренней работой, что отвлечет от негатива и не даст сойти в состояние психоза, но в жизни социальной такой человек может превратиться в деспота, игнорирующего или угнетающего домочадцев. Например, психологическая доктрина предписывает человеку проговаривать вслух все, что думает. Его высказывания могут мучить окружающих, нагружать их. Так рождается конфликт: близкие сигнализируют о своем состоянии дискомфорта, но их слова проигнорированы. Некоторые мысли на этот счет изложены в статье «Преодоление зависимого поведения. Ч. 2: Родственникам и близким». Этот материал адресован родственникам и близким зависимых людей. В частности, приведен рассказ одной женщины, муж которой прошел курс «Взрослые дети алкоголиков» (ВДА). Человек «дрессирует» себя, натаскивает на психологические цели, но при этом внешняя жизнь может так и не измениться. Вспомните ребенка, играющего в «войнушку». В него «стреляют», а мальчуган складывает ручки над головой – «он в домике». И взрослый человек подобно ребенку помещает себя в «домик». Его отношение к ближним не перестает быть агрессивным и навязчивым. В текстах «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч 4.2: Посттравматический рост и преодоление сформированных моделей поведения» и «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты. Ч. 4.3: Посттравматический рост и истории на тему преодоления сформированных моделей поведения, прощения родителей» приведены несколько историй девушек, переживших тяжелые страницы в детстве. Отец одной из них серьезно пил. В этих историях преодоление опыта прошлого совершалось не через фиксацию, а посредством движения к любви и конструктивным целям.

Проект «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» основан на учении о Доминанте христианского мыслителя и ученого академика Ухтомского. Глубоко верующий человек. Его учение о доминанте соотносится с учением Святых отцов о преодолении страстей. Страсти можно понять, как сформированную реакцию. Со временем реагируя определенным образом на события, человек формирует в себе тип реакций, который и демонстрирует. Например, девочка жила с пьющими родителями в трудной обстановке и выработала определенное поведение (замыкалась в себя, закрывала дверь, затыкала уши). Прошли годы. Самостоятельная жизнь. Но при попытке поговорить с ней (даже не в директивном ключе) у нее воспроизводится сформированная в детстве реакция. Она все еще закрывает уши, уходит в себя и отстраняется от информации, что пытаются до нее донести. Так человеком управляют модели, сформированные в детстве (часть 4.2).

В конце 1 части «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» приведена история одной женщины. Выпивающий супруг. Она пошла на курсы созависимых. Авторы программы утверждали, что она травмирована в детстве и отсюда проистекают все проблемы. Женщина смутилась, ведь у нее были замечательные родители. Тогда специалисты группы предположили, что травма столь глубока, что была вытеснена из памяти. Постепенно женщина стала настраиваться на транслируемый ей ход мыслей. Появившаяся обида на маму начала приносить ядовитое наслаждение. Она упивалась жалостью самой к себе. Человек в подобной ситуации думает, что несчастен, что с ним обошлись несправедливо, ведь он уникален (хотя этого никто и не понял). Все бы сложилось иначе, если бы не эти злые родители. Обида на маму перекрыла все прочие переживания. Четвертый шаг – психологические тренинги по теме внутреннего ребенка. Требовалось написать письма от своего внутреннего ребенка к маме и от мамы к себе. Женщина поняла, что сходит с ума. Она не перенесла растроения личности и ушла с курсов. Действительно, подобные программы могут привести в жизнь человека разрушительные моменты. В работе «Преодоление зависимого поведения. Ч. 2: Родственникам и близким» разобрана концепция созависимости. Она является ложной. Все материал по данной тематике указаны в посте «Родственникам зависимых (справедлива ли концепция «созависимости»?) Лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко)». Возвращаемся к истории женщины. Исцелилась она после полной глубокой исповеди. Приехала на Соловки. Священник призвал задуматься и осознать ложность подхода (Вы не Ваша мама). И этот вопрос словно отрезвил женщину. Морок с сознания спал. Она поняла, что обида на маму – грех не мамы, а ее собственный. Женщина осознала, что носила в своем сердце надуманную обиду и этим разрушала себя. Она преодолела опыт прошло. Расширить представление по данному вопросу поможет цикл «Женщина и мужчина. Одиночество и счастье», что рассматривает не столько женский алкоголизм (в частности беседа «Женщина и алкоголь. Трудности с общением, нет радости. Красота и цельность»), а скорее причины, приводящие к нему. Причины разнообразны. Женщина нелюбима. Некого любить. Женщина не имеет детей и что-то подобное.

Наша способность воспринимать мир строится на логическом мышлении – не оторванные от сердца размышления, а скорее разумное восприятие мира, ведь он создан Богом благим. Если человек за основу берет нелогичные, антиразумные утверждения, то ломается его система восприятия, а сам человек становится внушаемым (аномальные утверждения воспринимаются им за вполне нормальные).

Например, самое первое утверждение 12-шаговой программы – «непьющий алкоголик». По сути, оно является (если будет принято) дорогой к разрушению логического мышления. Теме 12-шаговой программы посвящен текст «Программа АА/АН. Какие к ней возникают вопросы. Ч 1.1: Является ли зависимость болезнью? Достаточно ли для выздоровления одной борьбы с зависимостью?» Участникам программы даются некие психологизмы, которые у стороннего человека вызывают вопросы. Тот, кто находится в программе, совершает над собой усилие, чтобы с ними согласиться. Принимая их глубоко в себя, человек ломает систему своего логического мышления и теряет, таким образом, способность критически относиться к транслируемым мыслям, вступающим в глубокое противоречие с его жизненными взглядами и установками. В итоге человек либо выходит из программы (осознает собственное разрушение), либо игнорирует свой инстинкт самосохранения и продолжает ломать себя. Письма и высказывания людей, прошедших программу, практически идентичны.

Прокомментирую Ваши воспоминания о детстве. Однажды, будучи ребенком, Вы увидели группу девочек и захотели вступить в общую игру. Вы были отвергнуты, и это ощущение преследует всю жизнь. Даже возникали мысли общаться с теми, к кому не испытываете чувств (чтобы меньше было негативных эмоций в случае, если и этот человек Вас отвергнет). Речь о сформированных моделях, управляющих нашим поведением. Их мы воспринимаем, как собственное сознание, хотя это и есть страсти (сформированный тип реакции на какую-то ситуацию). Страстью может быть уныние. При новой или сложной ситуации у человека опускаются руки, не верит в положительный исход. Или страстью может быть гнев. Человек входит в состояние ярости, ломает мебель, кричит. Необходимо воспитать реакцию новую (включающую в себя молитву «Господи, вразуми», «Господи, помоги»), и любовь. Тема детских переживаний раскрыта отчасти в упомянутых выше частях 4.2 и 4.3 статей «Преодоление травматического опыта».

Ситуация. Человек не желает с нами общаться. Мы считаем себя отверженными. Это эгоистическая реакция, ведь мы предполагаем, что у другого не может быть других мотивов кроме как наша персона. Применительно к Вашей ситуации. Та девочка, что отказалась принять Вас в свой круг, могла отказаться играть вовсе не потому, что Вы плохи или недостойны. Возможно, она хотела играть с другой девочкой. Может быть, с другой девочкой у нее были значимые отношения, и она не хотела прерывать их ради незнакомки, коей и являлись Вы. Или она банально устала. А может, просто не хотела. Эгоистическая позиция не предполагает наличия у другого человека своего мира. Вырастая, становясь взрослыми, мы даем право миру и другим людям существовать, быть. Эти мысли нужно отслеживать, ведь они способны разрушить жизнь. Приведу пример. Мужчины склонны к планированию. Перед началом рабочего дня мужчине необходимо все проанализировать, логически и структурно осмыслить. Женщина мыслит иначе (сейчас не разбираем преимущества той или иной ситуации). Например, супруг на 2 часа закрылся в рабочем кабинете. Женщина не может понять, что происходит и почему муж отстраняется. Перебирает варианты. Что-то не так сказала? Плохо приготовила? Переживает. Ее фантазия производит образы будущего. Она уже видит семью распавшейся или как минимум развод на носу. Когда муж выходит из кабинета, жена почти рыдает. Этой женщине необходимо понять и принять тот факт, что у другого человека есть своя жизнь. Мы не являемся центром вселенной для другого человека. Так, например, женщине иногда трудно понять религиозность мужа. Она зачастую ревнует супруга к Богу словно и не предполагает, что у него может быть душевная потребность помолиться, разобрать все по полочкам, уединиться, потому что его душа отягощена заботами. В молитве он жаждет излить это перед Господом и воспринять мир, который успокоит его истерзанную душу. Выйдя из комнаты, этот мир он сможет передать и супруге.

Вам нужно переработать свой опыт детства и выйти из капсулы эгоцентризма. Кстати, движение анонимных алкоголиков в эту капсулу (некую зацикленность) человека и помещает.

В завершении еще одна история (схожая с Вашей). Мальчик. В его подъезде несколькими этажами ниже жил его товарищ. Время от времени к ним приезжал (его привозили на машине) их общий друг. И вот машина стояла у подъезда, а рассказчика в гости так и не позвали. Стали приходить мысли, что они не хотят общаться, возможно, даже презирают. Мальчик не спускался, не звонил. Прошло лет 20 после событий. Он стал христианином. Его вдруг осенило, что ситуация могла быть совершенно иной. Например, ребята тоже могли недоумевать – отчего их общий друг, который живет несколькими этажами выше, не звонит, ведь он видит, что машина стоит у подъезда. А если не звонит, то может и не желает общаться. Тогда и мы не будем его беспокоить.

Так же примите во внимание, что от детей не стоит ждать рациональных решений. Взрослые привыкли отвечать за свои слова. Дети могут говорить всякое. Так одна девушка помогала своему товарищу в воспитании двух его детей. Детки маленькие. Очень активные. Иногда они слушались, но чаще впадали в состояние возбужденности. Бегали. Дрались. Играли. Друг друга сподвигали на активность. Однажды мальчик стал кидаться в эту девушку камушками. Она пыталась обращаться с ним, как со взрослым. Даже «угрожала», что пересмотрит свое к нему отношение, если он продолжит так себя вести. Мальчик снова бросил камушек. Не попал. Камушек упал к ногам. Но девушка опечалилась, расплакалась и ушла. Папа, увидев ситуацию со стороны, понял, что ей не хватило опыта. Иногда детки входят в полосу неконтролируемого веселия и не могут пока еще понять, что тем самым причиняют боль. И даже в их словах «не играй со мной» или «не хочу тебя видеть» не стоит пытаться увидеть законченные формулировки, твердые жизненные переживания. Они пока еще не владеют своими эмоциями, но способны попросить прощения. С теми же самыми детьми произошла и следующая история. Их папа со своим товарищем пошел встречать дочку из школы. Она, увидев папу, начала ему что-то рассказывать, при этом другого встречающего полностью проигнорировала (даже отказалась с ним здороваться). Мужчина очень обиделся, а, вернувшись домой, даже задержался на лестничной площадке, чтобы помолиться пока гнев не утихнет. Он остро принял эту ситуацию. Принял решение больше никогда эту девочку встречать. Через несколько месяцев по какому-то случаю он созвонился с папой этих детей. Девочка оказалась рядом. Папа объяснил ей, что сейчас есть шанс все исправить. Девочка с готовностью, очень искренне попросила прощение за свое поведение и отметила, что рада слышать этого человека.

Вывод следующий – не стоит запираться в собственном эгоизме, в собственном состоянии отверженности. Необходимо постоянно двигаться навстречу другим людям. Даже если кто-то не хочет с нами играть, нужно понять и принять это их право. Человек свободен выбирать. Нам надо смиряться. Выбор может быть обусловлен не только тем, что мы убоги (хотя возможно и это), но и наличием у человека своего мира, своих интересов. Если мы людям даем такую свободу, они открываются нам навстречу, ведь мы не нагружаем их собственной персоной.

Прочтите, например, сочинение Ивана Ильина «Рождественское письмо» или Слово епископа Пантелеймона (Шатова) «Одиночество» (в миру Аркадий Викторович Шатов; статью необходимо искать под именем, которое было до монашеского пострига). Актуальна в рассматриваемом вопросе глава «Доброе слово» из книги «Отец Арсений». Достойны внимания и дневники Александры Федоровны (императрицы супруги Николая II).