Язычество. Язычество. Уход из жизни близкого человека. Неоязычество. Отречение от Христа
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  21.06.2022.



Несколько моментов хотели озвучить в ответ на твои письмо. Ты пишешь о успении твоей любимой мамы, затем – о склонности к неоязычеству и, наконец, об отречении от Христа (ты упоминал, что сорвал с себя крестик).

По поводу ухода из жизни близкого человека

Ты спрашиваешь, почему Господь забрал твою маму? Но такая постановка вопроса видится все-таки не очень верной. Все – и мама, и ты, и мы – должны пройти тот путь, который проходят все люди.

Во время земной жизни мы формируем в себе то состояние, которое заберем с собой в Вечность. И это состояние станет нашим возмездием. У некоторых неверующих людей вызывают чувство протеста слова о адских муках. Они спрашивают, кто и по какому праву присуждает людей к адским мукам? На самом деле, духовные авторы говорят о том, что мучить нас будет то духовное состояние, которое мы сформируем в течение земной жизни. Если человек жил благочестиво и праведно и он готов перейти к Вечности, то Господь готовит ему такой переход. Такой человек напоминает спелую пшеницу, из которой потом выпекается хлеб.

Когда мы переживаем смерть близкого, выйти из этого тупика мы можем, только начав молиться за усопшего, читая Псалтирь. Тогда наша душа получает некое таинственное извещение о том, что любимый нами человек жив, просто находится в ином качестве. Словами не объяснить, как именно человек успокаивается. Но, если послушать рассказы людей о том, как они успокоились, то взаимосвязь между молитвой и успокоением – просматривается.

В Соловецком монастыре проводились беседы под названием «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» (размещены на сайте монастыря, раздел «Пастырская страничка», вкладка «Беседы о проблемах личности»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/). Один из разделов этих бесед – о том, каким образом люди могут преодолевать то состояние внутренней разрухи, которое у них рождается после ухода из жизни близкого человека.

Можно послушать запись начиная с п.6а «Переживание опыта смерти близкого (что – психическая защита, что – конструктивный путь)».

В этом ответе можно кратко сказать, что выйти из внутреннего кризиса можно только при условии, что человек развивается. Когда он начинает понимать причинно-следственные связи, которые действуют в мире и на основании которых происходят какие-то события, когда душа человека начинает возрастать в любви, тогда он начинает понимать то, чего раньше не понимал, начинает видеть пути промысла Божия.

Но самое главное, что понять смысл происходящего в мире человек сможет тогда, когда он перестанет в Небо трясти кулаком. Из земной жизни можно увидеть аналогии. Если человек трясет кулаком в сторону другого, то, что бы тот другой ни говорил ему, человек не будет способен это понять, пока он находится в состоянии ярости. Если в человеке действуют страсти, гнев, уныние, то он становится неспособным понять некоторые закономерности и суть явлений. Ум находится в измененном состоянии сознания, и пока человек из этого состояния не выйдет, то трудно ему будет что-то в жизни понять.

Подробнее о связи между состоянием сознания и способностью понимать см. в части 4.1 текста «О вере». Отдельное название «Познание Истины и состояние ума».

Посылаем тебе текстовый комментарий к упомянутому циклу бесед. Этот цикл бесед сопровождается статьей в нескольких частях. Мы посылаем тебе часть 2.1. Там есть некоторые мысли о переживании опыта смерти (см. главу «Последствия переживания смерти»).

 «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты».

Часть 2.1 «Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолеваемая доминанта».

Один человек решил поститься строго, чтобы мама жила; она тяжело болела, и врачи говорили, что она вот-вот отойдет. И она отошла, а человек надорвался. Как же так?, – думал он. Со своей точки зрения, он видел в происшедшем несправедливость, ведь он строго постился, молился, чтобы мама жила еще 40 дней. Но спросил ли он маму, хочет ли она еще 40 дней находиться в страдающем теле, если Господь уже призывает ее в вечные селения? Речь шла о его эгоистическом желании иметь рядом с собой человека, не особо интересуясь, что в эти важные дни для этого человека происходит в его душе. Смерть – это тайна.

И то, что для тебя эта тайна закрыта, возможно, каким-то образом связано с тем, что ты отрекся от Христа. Когда люди отрекаются от Христа и высказывают аргументы, в связи с которыми они сделали этот шаг, то видно, что в их высказываниях христианство представлено в каком-то комичном виде. Человек, по сути, как оказывается, и не знал-то христианства. У него сформировалось представление, что он понял христианство, а на деле у него сложилось о христианстве какое-то сбивчивое представление. Если человек не заметил, что основал свое суждение на ошибочном представлении, то и далее, в принципе, по жизни, он будет сталкиваться с тем, что что-то принципиально будет ускользать от его понимания.

О неозычестве

Также хотелось бы сказать по поводу мыслей о неоязычестве, которые ты излагал. В неоязычестве тебе видится какая-то конструктивная силовая философия, которую ты противопоставляешь православию. Ты говоришь о православии как о чем-то слабом.

Мы призываем тебя задуматься вот о чем. Как говорил один боец рукопашного боя (православный христианин), Япония, при всей ее, казалось бы, высокой культуре ведения боя, так и не вышла за пределы тех островов, на которых изначально существовала. Россия распространилась на такую колоссальную территорию (не будем сейчас касаться вопросов о Ермаке, коренных народах – эти вопросы уведут нас от сути). А суть состоит в том, что люди со слабым духом не могли бы таким образом расширить государство, выйти с победой из тех войн, которые обрушивались на Россию.

Богослов Лосский в одной из своих книг приводит мысль о том, что иногда христианству противопоставляют, мол, позитивную философию язычников. Комментируя слова Лосского, можно сказать, что язычники позиционируют себя как люди «веселые», которые вступают в связь со многими женщинами, в то время как христиане должны хранить верность женам.

Лосский пишет также, что те люди, которые считают языческую философию позитивной, забывают о той трагической роли, которую в древнегреческом театре играл рок. То есть, в языческой философии человек был подчинен обстоятельствам: если кому-то было предопределено, что он убьет своего отца, то он это сделает и никуда не сможет деться, не сможет уйти от этого рока. И где же здесь веселость, когда человек заранее подчинен каким-то обстоятельствам и не имеет никаких ресурсов, чтобы выйти из этой детерминированности?

Как раз в христианстве человек обретает свободу. Он, как писал один психиатр, отвечает за свои поступки не перед племенем (потому что племя может приказать, мол, иди, отрежь кому-то голову) или перед кем-то другим, а он имеет персональную ответственность перед Богом, он в совести отвечает перед Богом. Казалось бы, человек подчиняет себя Богу, но на самом деле он обретает свободу.

Например, молодой человек хочет жениться на девушке, которую любит, но в определенный момент он не имеет такой возможности. Выбирая невесту, он думает о том, богаты ли ее родители, как это скажется на карьере? В итоге его порабощают тысячи мыслей и он женится на той, которую не любит. В дальнейшем начинает пить, и даже если ее родители имеют значительное состояние, эти деньги ему не в радость.

Когда человек понимает, что в совести он отвечает перед Богом, он совершает самый лучший выбор из всех возможных. Если развить приведенный пример, то он женится на той, которую любит, отодвигая все прочие, не имеющие отношения к любви фиктивные причины.

В связи с этой темой предлагаем тебе часть 2.2 приведенной выше статьи. В этой части упоминаются жития святых, которые были воинами. И, будучи воинами, проявили невероятное мужество. Также приводятся выдержки из сочинения православного человека, офицера Юрия Бессонова «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков». Находясь в критической ситуации между жизнью и смертью, он не терял присутствия духа. Даже, как ни странно, не терял радости. Его психика была сохранена от разрушительного воздействия ситуации, которая могла быть воспринята как запредельный стресс.

 «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты». Ч. 2.2. Ядро травматического опыта и реальные примеры его преодоления. Иммунитет

Если есть желание, можешь полистать главу из книги «Отец Арсений», которая называется «Отец Платон Скорино». В этой главе рассказывается о человеке, который во время Второй мировой войны поступил добровольцем на фронт и служил в разведке. Впоследствии он стал православным христианином, священником. Интересны и следующие главы о христианах, в годы войны, принимавших участие в боевых действиях: «Плотик», «Мост», «Высота», «Отец Олег», «Милость Господа».

К твоим размышлениям о неоязычестве хотелось прибавить еще несколько мыслей. Чтобы делать осмысленный выбор в жизни, человек должен на что-то опираться. Размышляя о исторических судьбах своей страны он должен, как минимум, знать историю. В книгах, популяризирующих неоязычество, история Руси дается в усеченном, даже искаженном виде. Взять, например, слова неоязычников о том, что Русь была крещена силой и миллионы язычников были убиты.

Исследователи говорят, что у князя Владимира не было регулярного войска. Была дружина в несколько сот человек. Остальную часть войска пополняло ополчение города. Каким образом (ставит вопрос священник Георгий Максимов) князь Владимир должен был со своей дружиной в несколько сот человек убить несколько миллионов? В те времена не было оружия массового поражения (ядерных бомб, ракет, нервно-паралитических газов и проч.). Человека нужно было лишить жизни «вручную», если можно так сказать. То есть, несколько сот человек идут по региону, «вырезают» тысячи и миллионы людей (как утверждают язычники). Чем же тогда занимались язычники? Это же какими «овощами» нужно быть, говорит отец Георгий, чтобы смотреть на то, как убивают такое количество людей. В то же время, о язычниках говорят, как о мужественных воителях.

Во-вторых, если бы действительно эта история с убийством язычников произошла, то какие-то данные, упоминания об этом можно было бы найти, например, в воспоминаниях иностранных путешественников. Какой-то след события такого масштаба сохранился бы в истории стран, граничивших с Русью, или более дальних стран. Язычники могут утверждать, что документы о таком масштабном насилии могли быть «подчищены», хотя мы знаем, насколько трудно зачистить все концы (всплывают воспоминания очевидцев событий). Но как можно было в Древнерусском государстве «спрятать» убийство нескольких миллионов людей? При этом, фактов, подтверждающих утверждения об этом, язычники привести не могут.

К этому ответу прилагаем статью «Мозаика идей (часть 2)». Во второй части статьи говорится о неоязычестве и о том, как в сознании человека формируются те или иные идеи, в том числе, ложные. Понять правду жизни человек может, как и в случае со смертью близкого человека, когда он развивается в любви, когда он строит свое мировоззрение. Когда человек находится в состоянии ярости, когда он сосредотачивается на негативе или на какой-то одной стороне реальности, то его мышление искажается и человек оказывается не способен понять жизнь во всем ее многообразии и полноте.

 «МОЗАИКА ИДЕЙ: штрихи к идеям, стремящимся встроиться в мировоззрение современного человека». Ч. 2. «Связь между характером идей и поведением».

Об отречении от христианства

Понять христианство, может, ты отчасти не сможешь, пока тобою не будет глубоко осознан факт твоего отречения. В одном из писем ты писал, что сорвал с себя крест. Ведь это не только физическое действие: вроде как, снял крест, потом надел и все вернулось на круги своя. Нет. Срывая с себя крест в определенном состоянии, человек становится другим.

Человек разрывает некую связь между собой и тем божественным, что было до этого акта внутри него. Воссоединиться вновь с тем божественным человек может только в результате глубокого покаяния. Может быть, потребуется чин присоединения. Этот чин совершается, когда человек глубоко отпал от христианства: над человеком вторично совершается Таинство Миропомазания. Обычно это Таинство совершается при Крещении, но может совершаться и вторично – при отпадении человека от христианства (есть иные случаи совершения этого Таинства, но не будем углубляться, чтобы не уйти от сути ответа). Если человек, будучи крещеным, потом ушел в язычество, оккультизм, магию или просто отрекся от Христа, то его мышление меняется, человек становится не способным далее понимать христианство.

В отношении последнего пункта одно дополнение:

Если отречение от Христа было совершено в состоянии опьянения, под воздействием эмоций, в состоянии, когда человека не отдает отчет в своих поступках, то можно в данном случае ограничиться исповедью. Человек приносит покаяние на исповеди, священник уже на месте (если у него есть опыт) помогает человеку осмыслить происшедшее. Но если отречение носило характер сознательного, глубоко продуманного действия, то в данном случае, как было отмечено выше, над человеком необходимо повторить Таинство Миропомазания (отпавшие от Церкви принимаются обратно в Церковь через Таинство Миропомазания).

Более того (если ты готов это принять), человек становится открытым для воздействия падших духов, которые могут деформировать его мышление, наполняя его ложными образами. В частности, преподобноисповедник Никон Оптинский (Беляев) говорил, что те священники, которые в годы гонений на веру отреклись от Христа, претерпевали в последующем изменение своего сознания. Все их внутренние содержания становились иными. То есть, комментируя слова преподобноисповедника Никона можно сказать, что, когда люди даже словесно отрекались от Христа хотя бы ради того, чтобы избежать физического насилия, пыток, они претерпевали одновременно отступление благодати. Когда благодать отступала, люди лишались божественной защиты и становились открытыми для воздействия падших духов, которые и вносили в сознание этих людей какие-то новые мысли и взгляды, бредовые идеи.

Надеемся, этот ответ чем-то тебе поможет. Может быть, ответ на твои письма задержался неслучайно, потому что те материалы, которые мы тебе направляем, появились сравнительно недавно. Если бы мы ответили на твои письма сразу, то эти материалы тебе бы, как думается, не поступили.